Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:25

Свт. Кирилл Александрийский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Поскольку ученики, еще не обретшие силу свыше (Лк. 24:49), вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», – поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: Есть некоторые из стоящих здесь и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведеевых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно – словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь приидет во славе Бога и Отца, а не в подобной нам ничтожности.

Фрагменты.

Свт. Тихон Задонский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

«Что пользы человеку приобрести весь мир», и прочее, – что это значит?

Ответ. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной – вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и все богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет.

Оставим худое, земное, тленное, обманчивое, но приобретем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без сомнения верующим. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10). Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».

Письма келейные. Письмо 119.

Прп. Макарий Великий

Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего.

Собрание рукописей типа I. Слово 60.

Прп. Иоанн Лествичник

Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру, душу же свою отщетит. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Иероним Стридонский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:24

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-27 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его

Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Первое выражение двусмысленно, ибо одним способом можно понять его так: если кто-то жизнелюбивый и думающий, что настоящая жизнь – это благо, обратит свою душу к плотской жизни, боясь умереть и со смертью потерять ее, то он, желая таким образом спасти душу, потеряет ее, помещая ее вне пределов блаженства. А если кто, презирая настоящую жизнь благодаря Моему слову, [говорит Господь], убедившему подвизаться до смерти за истину вечной жизни, потеряет душу, предав ее ради благочестия тому, что обычно называется смертью, он, потеряв из-за Меня душу, скорее спасет ее и сбережет. А другим способом мы можем понять сказанное так: если кто-нибудь, поняв, что такое спасение, хочет дать спасение своей душе, то он, расставшись с этой жизнью, отвергнувшись себя, взяв свой крест и следуя за Мной, [говорит Господь], пусть потеряет для мира свою душу, ибо, лишившись ее ради Меня и всего Моего учения, в результате этой потери обретет спасение.

Слова: или какой выкуп даст человек за душу свою? – видимо, сказаны как вопрос, содержащий ответ, для обозначения человека, который дает выкуп за душу свою: того, кто после грехов отдал все имущество, чтобы раздать бедным и этим спастись. И в утвердительном смысле, я думаю, они обозначают, что у человека нет ничего, что он мог бы отдать как выкуп за свою душу, одержимую властью смерти, и что избавило бы ее из рук смерти. Действительно, человек не мог бы дать никакого выкупа за душу свою, а Бог в качестве выкупа за души всех нас отдал драгоценную кровь (1 Пет. 1:19) Иисуса, так что мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20), не тленным серебром или золотом искупленные, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет. 1:18-19).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит

Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей.

или что даст человек измену за душу свою

Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16:27).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

(Мк. 8:36-37; Лк. 9:25). Слово “выкуп” (αντάλλαγμα) у LXX и в еврейском тексте обозначается разно (Руфь 4:7; 3 Цар. 21:2; Иов. 28:15; Иер. 15:13; Ам. 5:12; Сир. 6:15; 26:17). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.

Читайте также:  Турецкая баня польза для женщин

Толковая Библия.

Троицкие листки

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:25

Источник

Мф., 69 зач., 16, 24–28

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Заповедь Христова – взять крест свой – в сердце христианства. Те, кто отдает все, что у них есть, знают, как мала их потеря, выражаясь по-мирски, по сравнению со славой, которую они находят в Боге.

Мы часто так связаны земными заботами, что они заполняют собой нашу христианскую жизнь. Но разве существует какая-то реальная жизнь – вне Царства Христова? Если я, например, отправляюсь в дальнюю дорогу, я естественно занимаюсь сборами и хочу узнать, как можно больше о месте – в особенности, если еду навсегда. Не должны ли мы точно так же – только с удесятеренной ответственностью – относиться к той дороге, которая идет в Царство Небесное? Но обыкновенно мы ведем себя так, как будто мы вовсе не в пути.

Мы должны осознать, насколько опасна эта расслабленность. Мы должны бдеть и молиться, чтобы не пропустить Христа, проходящего мимо нас и предлагающего нам наш крест. «Да не внидете в напасть», – предупреждает нас Господь о ином пути, который означает смерть вторую – внутреннюю смерть. Отвергнуться себя не значит уничтожить себя, но – искоренить в себе все, что омрачает образ Божий в нас, все, что надмевает наше «я» в предпочтении нашей воли Божественной воле, в то время как нам предлагается иметь ум Христов.

Если мы потеряем все, что связывает нас с нашей плотяностью, с нашей смертностью и греховностью, мы будем увенчаны вечностью в той избыточествующей жизни, которую обрел для нас Христос Своею Крестною смертью. В той мере, в какой мы участвуем в Христовых страданиях, будем мы и причастниками Его славы.

«Какая польза человеку, – говорит Христос, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Наша душа дороже всего мира, она драгоценней, чем все богатства, слава и сладость нынешнего века, если бы мы имели их. Слишком часто приобретение всего этого совершается ценой потери души. Потеря души – столь великая потеря, что приобретение всего мира не перевесит ее и не восполнит ее. Кто теряет свою душу, даже если при этом он приобретает весь мир, заключает плохую сделку со своей совестью. Когда наступит время подводить итоги, он увидит, что крушение его – непоправимое. Ибо «какой выкуп даст человек за душу свою?» Только Кровью Христовой могут наши души быть искуплены от вечной смерти и нашей верностью Христу.

Приближается Второе Пришествие Господа, когда «придет Сын Человеческий» во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Близ Судия, Который будет судить не по тому, что мы приобрели в этом мире, а по тому, что сделали ради спасения своей души. Он даст венец жизни всем любящим Его. «Истинно говорю вам, – говорит Христос, – есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». С этими словами и ныне священник обращается к стоящим в храме, как тогда Христос к стоящим перед Ним. В этих словах Господа – Божественная правда. Из стоящих перед Ним многие увидели Христово пришествие в Его Царстве в день Пятидесятницы. И это Царство в силе – при их жизни перешло границы Малой Азии, Европы и достигло Рима.

Крест, который предлагает нам взять Христос, – по видимости бесславие. Но как после Креста Христова наступило Воскресение, и силой Духа Святого победная весть о нем пронеслась по всему миру, так непреложно обетование Господа Своим ученикам. Новую нетленную жизнь дается увидеть нам прежде смерти, и ничто не может воспрепятствовать распространению Царства Христова в человеческом роде.

Источник

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Как эту фразу понимают наши современники?

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Ксения Туркова35 лет, журналист:

– Во многом, что нас окружает в обычной жизни, в быту, есть такие детали, без которых никак не обойтись. Если потерять заглушку от ванны, можно сколько угодно пытаться наполнить ее водой – ничего не получится. Потому что потеряно самое важное: то, что помогает эту воду удержать, сохранить. Мы можем стремиться приобрести многое (это не обязательно материальные блага, а признание, внимание, хорошую физическую форму и так далее), но все это утечет, как вода, в никуда, если будет потеряно главное. Захотим сберечь – и потеряем. Для меня эта цитата о временном и вечном, о том, что “душа обязана трудиться”, и о том, что в согласии с ней должно находиться все, что мы делаем.

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Сергей Дудка, 39 лет, аудитор:

– Думаю, эти слова свидетельствуют нам о приоритете духовного над материальным. Христианин должен быть целостной личностью, развиваться полноценно, быть совершенным. Но если мы сравниваем, что важнее, то внутреннее важнее внешнего, духовное важнее материального, Царствие Небесное важнее мира сего.

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Алла Тихонова, 45 лет, продавец книг:

– Да, никакой пользы! Очевидно же! Польза примерно такая же, как от туфель для безногого человека.

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Дмитрий Авсинеев,  42 года, частный предприниматель:

– Вот так, как написано, так и понимаю. Я часто в своей жизни стремлюсь к каким-то приобретениям, будь то слава, будь то деньги или еще что-то. В этой суете я часто терял меру, чем больше я приобретал “от этого мира”, тем больше мне хотелось еще! И так меня в свое время это вовлекло, что когда я это потом потерял, все это нажитое непосильным трудом, я вдруг обнаружил, что у меня, кроме того, что я потерял ничего больше нет! Вернее есть, есть сводящая с ума пустота! Я понял, что я не то делал, не то я собирал! И душе своей я не уделял внимания, вот и остался “калекой”! И много усилий и слез я потом пролил! Слава Богу, что не было воли Господа, чтобы жизнь моя завершилась на этом! Иначе беда! Так вот и понимаю.

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Александр Гаврилюк, 43 года, церковнослужитель:

– Что бы человек ни делал в своей жизни – главное душа. И надо все в жизни делать так, чтоб не повредить душе.

Какая польза человеку если он приобретет весь мир а душе своей

Эвелина Каравай38 лет, юрист:

– Словом можно ободрить, утешить, спасти от отчаяния, сохранить от самоубийства, вселить надежду, помочь обрести смысл жизни. И словом же можно убить, растоптать, посеять вражду, довести до самоубийства. Каждое слово, исходящее из уст или добро, или зло. Это ежесекундный выбор. Поэтому пустая праздная болтовня, сквернословие, сплетни, осуждение – грехи языка, это следствие болезней души и злобы сердечной, и за каждое слово, как и за поступок, мы дадим ответ на Страшном Суде.

Толкование Церкви:

Прп. Макарий Великий

И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего.

Собрание рукописей типа I. Слово 60.

Прп. Иоанн Лествичник

Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру,душу же свою отщетит. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово.

Лествица.

Источник

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мф. 16,26.

Василий СТЕПАНОВ

Какая польза человеку, если он приобретет?.. Существовал мир до потопа. Люди размножились, и у них была мысль и цель приобрести, нажить, разбогатеть. И один за другим первые люди разводили скот, строили дома и даже города, и каждый из них хотел иметь больше богатства.

Вот родился мальчик в одной семье. Глядят родители на этого мальчика и говорят: вот, хорошо, еще один пастух родился. У нас много скота, нет кому стеречь. Хорошо, что родился мальчик. Мы пашем, много работаем, а работников нет, так он будет нам помогать. Им хотелось богатства.

А Господь глядел на этого мальчика, на его отца, на его дедушку Мафусала, сказал: какая польза вам от этой мысли, от ваших стад и от ваших богатств, от ваших городов, какие вы строите? Какая польза? Этот мальчик вырастет, он вам пахать не будет и стеречь вам овец не будет. Этого мальчика я сделаю орудием проповеди для нечестивого мира. Они этого и не подозревали. Но вот, был момент, когда взрослый Ной слышал — Бог сказал: да будут дни их 120 лет, больше мир не будет существовать, а ты строй ковчег. Выстроил Ной ковчег. Смеялись над ним люди и продолжали богатеть, продолжали сажать, строить, покупать, продавать. Глядел Господь на них и все повторял одно и то же: какая вам польза?

Читайте также:  Польза малины для организма человека

День за днем шел, устраивался ковчег, осталось немного — семь дней. Двери были открыты. Полетели птицы, побежали звери, пошел скот в эти двери ковчега. Никто их не гнал туда, их не надо было гнать, а они по повелению Божию пошли. И последние семь дней прошли. Все уговоры Ноя, его проповеди в течение этих десятилетий не подействовали на жителей. Даже самые близкие родственники его: сваты, друзья, даже дедушка Мафусал не поверил своему внуку, что будет потоп.

И зашел Ной в ковчег. Господь запер двери. Открылись небесные окна, полился дождь, страшный, долгий, какого никогда не было. Сначала люди думали — все пройдет, остановится. Но вот и землю вода залила, и люди начали думать, волноваться, начали спасаться. Наконец поднялся ковчег над водами потопа, а мир нечестивый был похоронен в водной могиле.

И стада большие, и города застроенные, и деньги, которые они накопили — все богатства потонули. Мне казалось, что люди стучались в двери, самый близкий, дедушка Мафусал стучался: внучек мой, пусти меня, теперь я тебе поверил. И Ной говорит: не могу, Сам Бог двери затворил. И все погибли, а Божий голос звучит: какая польза, если они приобретут весь мир, а душе своей повредят? Какая польза?..

Стоит молодой человек на пригорке, глядит в ту и другую сторону и заявляет своему близкому родственнику: займу я вот эту долину, она мне подходящая: тут трава большая растет, а у меня скота много, я буду тут стеречь скот, буду резать и мясо продавать в Содом. Я избрал вот это место и буду богатеть. Шатры раскинул даже до Содома. Дом купил на улице города и переселился совсем туда, а жители Содома богатели, роскошествовали, удовольствия и грех пили, как воду. А Господь глядел на них и сказал: какая польза от того, что вы приобретаете и наживаете, покупаете и строите? Какая вам польза? — Как же — польза большая! — думали и содомляне, и Лот с ними. Но, увы! Солнце взошло над землею, показалась багряная туча, полился дождь серный и огненный, город горел, ходящие по улицам люди и скот горели, как факелы. И взглянул Авраам и увидел дым, восходящий от Содома и Гоморры. И над пеплом от Содома можно поставить большой памятник с надписью: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?..

Громаднейший царский дворец залит ярким светом. В большом белом зале столы, уставленные винами. В соседнем зале танцы, играет музыка. Всем весело, пьют вино, развеселились. Царь кричит: пойдите, принесите сюда сосуды, которые мы забрали у евреев в храме, мы из них будем пить вино. Принесли сосуды и с пьяных глаз Валтасар и все вельможи пили вино из этих сосудов и славили богов деревянных, каменных и золотых и думали, что их радости не будет конца. Все веселились, восхищались, делились впечатлениями: ах, как хорошо! Вот почаще бы такие вечера устраивать! Как приятно!

А Бог глядел на них, на этих нечестивцев, на князей, вельмож, на самого царя, облеченного властью, гордого, — и начал писать на стене: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Вы скажете: там так не было написано. А я говорю — так, сейчас об этом узнаем. Руки задрожали у царя, колени начали биться одно о другое. Закричал Валтасар: приведите мне обаятелей, гадателей, пусть прочтут, что там написано на стене, против лампады. Все с ужасом глядят. Призвали гадателей, никто не может прочитать. Жена Валтасара говорит ему: что ты кричишь, что плачешь? В твоем царстве есть человек, имеющий Дух великого Бога. Позови его, он тебе прочтет. Зовут Даниила.

Обращается к нему Валтасар: я золотую цепь на шею тебе дам, вторым властелином тебя в царстве поставлю, если ты прочтешь мне надпись и объяснишь значение ее. Даниил говорит: почести эти отдай другому, а надпись я тебе прочитаю. И читает: мене, мене, текел, упарсин, т.е. в сию ночь царство твое отнимут от тебя. Ты взвешен и найден очень легким. И это значит: какая польза, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь?

Зарыдал царь, бросил пьянствовать, пошел в свою спальню и успокоиться не мог. А ночью было восстание и убили его в спальне его. А его богатства, а его власть, а чины его? — все пропало, все погибло вместе с ним. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир?..

В богатом, пышном доме каждый день пиры, новые одежды по моде, люди ели, пили, веселились. Проезжал богач часто из своего дома в гости или обратно, видел он ненавистного ему человека у своих ворот, больного Лазаря с его перевязками. Надоел он богачу. Он все просит. Иногда бросит ему какой-нибудь гривенник. Вот почему он и не уходит отсюда. И собаки богача выходили и лизали его раны. А богач роскошествовал, ликовал и завидовали ему многие. Господь глядел и сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Какая польза? И вот наутро — такой-то умер. Богач умер. Тот, которому все завидовали, к которому со всех мест съезжались, сходились обедать. Конечно, устроили большие похороны. На головах гроб несли, музыка играла похоронный марш. А Господь Свой приговор над ним совершил вполне. Какая польза? И он в аду очутился, в муках, и ни одной капли воды нет. И там богач вздумал молиться и опять не Богу, а святому угоднику Аврааму: «Отче Аврааме, умилосердись надо мною. Пошли Лазаря. О, хоть бы каплю воды принес и прохладил язык мой».

Ты, богач, думаешь, как там посылал — пойди, принеси, — так и тут посылать будешь? Нет, голубчик, тут нет работников, на том свете нет слуг. Ты получил добро твое в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне он здесь утешается, а ты страдаешь. Перехода нет из ада в рай и обратно.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Вам не скучно, братья и сестры, слушать одно и то же? Как вы видите, я как будто бью по одному гвоздю. Что ж, и так нужно делать, иногда несколько раз нужно ударить по гвоздю, чтобы глубже он зашел, чтобы вам это было больше ясно.

Скучно, невыгодно было ходить со служителями Христа Димасу. Повернул он спину свою Господу, церкви Божией и апостолу Павлу, пошел в мир руду копать. Я так думаю, — несчастный, обвалилась земля, где он копал, и задавила его, и тут на этом месте, по словам Буньяна, можно поставить большой столб и на нем написать: какая польза человеку, отступившему от Господа для выгод и расчетов земных? И он погиб…

Через все века, тысячелетия переходят эти слова к нам. Давно где-то были сказаны, но эти слова докатились и до нас. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Эти слова сильны и до сих пор.

Я читал один грустный рассказ. Один человек со своей женой задались целью во что бы то ни стало нажить деньги. Пока еще они их не нажили, но у них в душе грех сребролюбия занял самое первое место и пустил громаднейшие корни. Нажить деньги — вот была их мечта и цель с утра до вечера и с вечера до утра, не считаясь с путями наживы, лишь бы нажить. Они перебирали много способов, пробовали один, другой — не удается. Тут кто-то им сказал, что очень выгодно сеять сахарную свеклу. Они жили в деревне. Если посеять, говорят им, десятину, то можно и самим обработать, а с десятины почти две тысячи пудов свеклы будет. Сдашь на сахарный завод, а там несколько пудов сахару дадут, а если это продать, то будет много денег. И вот они давай считать. У мужа прямо голова закружилась от множества денег. И жена счастлива и рада: ах, наконец мы напали. Вот хорошо!

Весной они посеяли свеклу. Ее нужно много раз пропалывать, чтобы она хорошо родилась. Не жалеют они своих трудов, сами работают, потому что нанять — дорого выходит, нельзя, надо, чтобы больше нам осталось. Вот, когда они были в поле на работе, дома у них осталась девочка лет восьми, домоседкой. Видят, бежит она к ним в поле, на загон и говорит: папа и мама, к нам какой-то дяденька пришел и такой добрый дяденька, со мной разговаривал и мне гостинца дал.

— Какой гостинец? — спрашивают ее.

— А вот что мне дяденька дал, — показывает золотой пятирублевый.

— Ах, золотой! А ну-ка, покажи. Ах, какой красивый! — И отец и мать смотрят.

Читайте также:  Ницше польза истории для жизни

Ведь они давно уже об этом думали, чтобы золото приобрести. И вот золотой у их девочки. А они и не знали.

— Ах, дяденька какой добрый! У него много таких я видела.

— Дай-ка мне сюда, я спрячу, — беспокоится отец, — а то ты еще потеряешь. — И положил к себе в карман. — Где же он теперь, дяденька этот?

— Он лег отдохнуть у нас в доме.

А у него мысль: спать лег? Жене говорит тихо:

— Пойдем убьем его и золотые все наши будут.

Послали они куда-то девочку, а сами быстро бросили работу, побежали домой. Прибежали в деревню, страх на него напал, думает: как же я буду убивать? Никогда не убивал.

— Ну, ты иди, — говорит он жене, — а я зайду в кабак, для смелости выпью.

Жена пошла домой. А он зашел выпил. Правда, у него храбрости как будто прибавилось. Спешит домой. По улице встречается с ним человек один и говорит:

— Иван, ты ничего не знаешь?

— Нет. А что?

— А ты не знаешь разве — твой сын пришел.

— Какой сын? Откуда?

— Да твой, что в матросах служил.

— Так он уже десять лет пропащий.

— Какое пропащий? Я его сам подвез, и он к вам пошел. Такой чистый, бравый молодец.

Тогда понял он, что это к нему сынок пришел. Десять лет служил где-то, не приходил и вдруг пришел домой. Он бросился бежать домой, увидаться с сыном и только подбежал к двору, а жена навстречу.

— Тише, тише, я все кончила. Я ему голову отрубила. Вам страшно? Это факт я вам рассказываю.

— Как, ты отрубила? Ведь это — наш сын!

— Как сын?

— Да сын наш Андрюша пришел.

— Сын наш…

Бедная, несчастная мать — моментально разрыв сердца, и упала на дворе мертвая.

Он вбежал в комнату и видит с отрубленной головой сын на кровати. Ужас объял его, совесть проснулась. Он взял веревку, полез на потолок и удушился.

Идет через час девочка, смотрит — мать на дворе лежит, входит в дом — дяденька без головы и папы нет. Закричала. Соседи прибежали, отыскали и отца повесившегося на потолке.

Что можно тут подумать? А вот что: какая польза человеку, если он приобретет, а душе своей повредит?..

А вот несколько лет тому назад мы с вами переживали грустные факты, и их тысячи на наших глазах, и не нужно их искать в мире среди неверующих людей. Можно было бы сейчас назвать не один десяток наших братьев, которых мы знали, людей со средствами, богатых. И Бог свидетель, что у меня в сердце нет и тени мысли, чтобы упрекать их. Нет. А я только хочу припомнить их и поставить свидетелями той глубочайшей истины, которую я хочу положить на ваши души: какая польза человеку?..

И вот эти наши братья были занять обогащением, приобретением. И где они жили, там были и общины, и в этих общинах, за исключением очень немногих, теперь нет молитвенных домов. Собираются и ютятся где-то по трущобам. Удивляешься, что тут жил богатый наш брат, земли тысячи десятин имел и вот почему-то никак не удалось ему построить там молитвенный дом.

В одном городе был один из наших богатых братьев. Когда там мне пришлось быть, он говорил: пойдем, я покажу место, которое я хочу дать под молитвенный дом. Пошли посмотреть, а он говорит: вот эти кирпичи я навозил, будет молитвенный дом для славы Божией. А другой брат о нем рассказывает: он все собирается строить, все говорит, что там дом будет для нас, а строит только себе.

Побыли там мы с недельку, поехали оттуда. Этот богатый брат нас провожать вздумал. Доехали до одного города, и он получает извещение — сына его чеченцы в плен взяли. Бросил он нас, поехал со скорбью.

Прошел, кажется, месяц или два, вдруг весть: голову отрубили этому нашему брату. А я и подумал: вместо памятника я поставил бы там большой столб и на столбе на этом я прибил бы большую доску, а на доске написал — какая польза человеку, если он приобретет весь мир?

После его смерти осталось богатство. А теперь ничего нет… Я вам рассказываю полезные для многих душ факты, и нужно с ними считаться.

Вы поняли, эта истина близка вашему сердцу, К чему мы должны собственно стремиться? Верующие призваны здесь на земле распространять Евангелие Царствия Божия. Вот это единственная наша цель. Отними у нас это, нам тогда не стоит жить. Или мы хотим, чтобы о нас, когда мы умрем, написали эту грустную песнь с одним и тем же припевом: «жил, родил сынов, дочерей и умер». И этот припев в Библия у каждого патриарха. И я ужасаюсь: Боже мой, неужели над моей могилой можно будет прочитать только: жил, родил сынов и дочерей и умер, Как печально.

Но вот читаем об одном: Енох ходил пред Богом и не стало его, потому что Бог его взял. Это иная песнь и иной припев.

Ты как ходищь? Какую песнь спеть на твоей могиле? Надгробную речь какую сказать о тебе? Жил, родил сынов и умер? Печально! Ходил Енох перед Богом, ходил и не стало его, потому что Бог взял его. Ты хочешь, чтобы Бог тебя взял? — живи для Него.

А для чего Церковь призвана? Мы названы помощницей Христа. Он искупил. Он пришел спасти. А наше какое дело здесь на земле? Продолжать это — спасать мир. Мы Его помощница. Следовательно, на первой очереди мы должны иметь в виду дело Царствия Божия, распространение Евангелия. Всевозможными путями, какие Бог нам дал, своими словами, нашим добрым обращением, христианским характером, нашими молитвами, постройкой молитвенного дома для того, чтобы грешники пришли сюда, услышали о Господе, содержанием благовестников, помощью бедным, несчастным сиротам и вдовам, чтобы сделать их своими друзьями. Вот — цель нашей христианской жизни.

Иногда жалуются: мы работаем, зарабатываем и все-таки не хватает, там смотришь, и беда какая-нибудь случилась. Верно Божие определение: когда вы забываете Господу служить, зарабатываете для дырявого кошелька. Нет благословения в нашем труде, в нашей жизни, потому что мы нечестно стоим перед Богом. Материальное служение есть великое служение делу Божию.

Две тысячи лет уже прошло, как эти слова были произнесены. Они раздаются среди нас и доныне. Они живы, живы не только потому, что они существуют и не умирают, а живы потому, что они растут. Все живое растет, и мы с каждым днем все более убеждаемся в этой непреложной истине, что никакой нет пользы приобретать, когда всем этим мы нарушаем Божию волю, когда мы не доверяем Ему вполне и не даем Ему то, что должны отдать.

Бушует ли море, своими могучими волнами бьется о скалистые берега — и в этом шуме христианин чуткий услышит голос Христа: какая польза человеку, если он приобретет весь мир?

В зимнюю пору, ночью ревет буря на просторе и гремит крыша на нашем доме, и тут нам слышится мощный голос Христа: какая польза? Нам делается страшно, мы натягиваем одеяло на голову, но опять и опять слышится одно и то же…

Гремит гром, блестит молния, и мы слышим в этом громе тот же настойчивый голос, нам знакомый, голос Христа: какая польза? какая польза? Тихий ветерок нежно обвевает ваше лицо, и вы снова слышите ласковый и знакомый голос, вторящий: какая польза?..

Идете вы глубокой осенью по улице. Почти без ветра упал к вашим ногам листок с дерева. Вы нагнулись взяли его, разглядываете. Он уже не такой сочный и свежий, как весной. Он стал желтый, полумертвый и теперь, оторванный от ствола, он приговорен к смерти. И рассмотрев листок, вы опять слышите таинственный голос Христа вашему сердцу: какая польза? какая польза?..

И вот в этот вечер среди нас опять раздается голос Христа, который говорил не с целью упрекнуть, а с любовью предупреждал Своих учеников, Свою Церковь и весь мир. В этот вечер вы несколько раз слышали слова вдохновения, слова предупреждения: какая польза вам, дети Божий, если вы приобретаете, но не выполняете того, что на вас Господь возложил, что Он вам поручил? Какая польза?

Закончим мы здесь собрание, пойдем тихо домой, и когда ты пойдешь, да даст тебе Господь услышать этот голос снова: какая польза?.. Придешь ты домой, ляжешь на твою постель, закроешь твои глаза, и да даст тебе Дух Божий и там снова услышать: какая польза?

О, дитя Божие, не проник ли этот голос до твоей души и не решил ли ты сегодня с этого момента отдать жизнь Христу? Ты не обманешься, мой милый, если отдашься Ему. Он никогда не обманывал и не обманет нас.

Пройдет год, пройдет два, десятки лет, и пусть ты, самая молодая сестра, но я уверен пред Господом, что ты никогда не забудешь сегодняшнего вечера, где ты слышала и слышишь гол?