Какая польза людям от луга

Какая польза людям от луга thumbnail

Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек, горной местности, а также в отступивших лесах, лесостепи и степи.

Что такое природное сообщество луга?

Какая польза людям от лугаЖуравли ищут в траве пищу

Любое природное сообщество является совокупностью растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые взаимодействуют между собой и окружающей их средой. Доминирующее значение в экосистеме луга играет флора, состоящая из травостоя и дернины. Ее разнообразию способствует качество почвы и водный режим.

Луга в зависимости от расположения делятся на заливные, суходольные, горные и субальпийские. Растительность лугов существенно различается в зависимости от степени увлажнения почвы и климата. Некоторые представители фауны являются реликтами того биоценоза, который предшествовал лугам.

Какие организмы составляют экосистему луга?

Какая польза людям от лугаКузнечик на травинке

Главные растения лугового сообщества — это разнообразные многолетние травы. На одном квадратном метре можно насчитать до ста видов. Они образуют несколько ярусов. Пышное развитие получают однолетники, которые были занесены из лесного или болотного природных сообществ. По хозяйственному значению принято разделять растения на злаки, бобовые, разнотравье и осоки.

Животный мир луга тесно взаимосвязан с растительностью. Насекомые кормятся нектаром, а сами служат пищей для мелких птиц и млекопитающих. Те, в свою очередь, являются источником питания хищных птиц. Активное участие в жизни природного сообщества луга принимают грызуны, насекомоядные и небольшие хищники.

Растительный мир луга

Какая польза людям от лугаПойменный луг

Пойменные луга затапливаются водой из рек во время паводков или половодья. Из-за этого видовой состав растений скудный. Вода несет с собой большое количество взвешенных частиц, которые после оседания превращаются в наилок. На высоких участках встречается полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. В заболоченных частях луга растут злаки. Здесь можно встретить калужницу, канареечник, мятлик, овсяницу луговую и др. Заливные луга дают высокий урожай сена.

Какая польза людям от лугаОдуванчиковый луг

Почвы суходольных лугов образовались когда-то под лесом. Они гораздо скуднее, чем на заливных лугах. Несмотря на это, здесь одновременно может расти несколько десятков видов трав. Мятлик луговой благодаря корневой системе образует прочный дерн, устойчивый к вытаптыванию. Это растение встречается повсеместно. Райграс представляет особую ценность в качестве кормового злака. На суходольных лугах растет много лекарственных растений: крапива, одуванчик, подорожник, зверобой продырявленный, лен слабительный. Из бобовых можно выделить мышиный горох и клевер. В первой половине лета распускаются ирисы, маргаритки, лютики и наперстянки.

Какая польза людям от лугаЦветущий горный луг

Горные и субальпийские луга характеризуются высоким и красочным травяным покровом. Интенсивная солнечная радиация, перепад температур и сильные ветра являются настоящим испытанием для растительности. За короткий период травы успевают отцвести и дать жизнеспособные семена. Наибольшее распространение получила овсяница, другие злаки не играют большой роли. Скоплениями растет горец мясо-красный и буквица крупноцветковая. Цветки пиретрума, незабудки, змееголовника, василька и лилий образуют пестрый ковер.

Животный мир луга

Какая польза людям от лугаЗаяц в траве

Основными животными луга принято считать мышевидных грызунов и насекомоядных, которых привлекает обилие пищи. Это землеройки, кроты, полевки. На прогретых и незатопленных участках встречаются ужи, ящерицы и немногочисленные лягушки. Разнообразен видовой состав пернатых. В лугах обитают жаворонок, трясогузка, перепел, чибис, бекас. Из хищников господствует лисица, ласка и хорек.

Какая польза людям от лугаБабочка на васильке

Животный мир луга тесно связан с растительностью. Здесь нет такого видового разнообразия фауны, как в лесах. Крупные млекопитающие не могут найти убежища в разнотравье. Цветущие медоносы привлекают к себе насекомых-опылителей, пчел, ос, бабочек и шмелей.

Экологические связи лугового сообщества

Какая польза людям от лугаПчела собирает нектар с луговых цветов

Все организмы природного сообщества существуют в тесном симбиозе. Растения являются важным компонентом в жизни животных. Они питаются нектаром, фитомассой, распространяют семена. Роющая деятельность грызунов улучшает состояние почвы, создает условия для прорастания семян. Многие насекомые и млекопитающие являются санитарами, питающимися органическими веществами.

Травоядные животные избавляют луга от многочисленных сорняков и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями.

Роль экосистемы луга для человека

Какая польза людям от лугаСтадо овец на лугу

Большинство растений являются витаминной кормовой базой домашнего скота. С давних времен человек использует луга в качестве пастбищ, заготавливает сено на зиму. В период цветения медоносов сюда слетаются пчелы с ближайших пасек. Луговой мед отличается тонким ароматом и нежным вкусом. На протяжении всего лета человек заготавливает лекарственные травы. В дело идут молодые листья, цветки, корни и стебли.

Влияние человека на экосистему луга

Какая польза людям от лугаТехника скашивает траву на лугу

Чтобы улучшить качество и урожайность трав, человек изменяет состав травостоя, меняет условия произрастания. Наибольшее влияние на экосистему оказывает выпас и скашивание. Неправильная сенокосная деятельность нарушает ритм сезонной вегетации, ограничивает распространение семян. В результате скашивания голая почва быстро иссушается, теряет тепловой режим. Если подобные мероприятия проводятся на протяжении длительного периода, то наблюдается изменение видового состава луговых трав.

Более серьезное влияние оказывает выпас скота. Передвигаясь по лугу, животные вытаптывают копытами растения. В итоге на пастбищах остаются растения, устойчивые к вытаптыванию. Воздействие копыт деформирует верхний слой почвы. В результате отложения экскрементов растительность может быть полностью уничтожена. Однако если стойбища регулярно меняются, то разрушения растительности не происходит. Поскольку почва в сезон выпаса получает активную органику, то и восстанавливается травяной покров достаточно быстро.

Охрана лугов

Какая польза людям от лугаЗащита природного сообщества луга

Проблема сохранения лугов носит глобальный характер. Все виды растений чувствительны к влиянию экологических факторов. Частый выпас скота приводит к сокращению травостоя. На восстановления покрова уходит не менее трех лет. Если было оголено более половины территории, человеку необходимо засеивать ее вручную.

Если скашивание проводится редко, то страдает вся территория. На ее поверхности формируется плотный слой из старых листьев, задерживается срок таяния снега, заводятся грызуны и болезнетворные бактерии. Для здорового развития луга необходим сенокосооборот. Он позволяет поддерживать видовое разнообразие.

Внесение удобрений сильно влияет на состав трав. В результате азотистых подкормок разрастаются злаковые растения, а разнотравье и бобовые значительно сокращаются. Грамотный подбор удобрений сохранит видовой состав, защитит луга от колебаний урожайности по годам.

Человеку следует избегать применения химических средств для защиты растений. Для здоровья экосистемы луга необходимо сочетать сроки скашивания, интенсивность пастбищных нагрузок, грамотное внесение удобрений и подсев трав.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Луг и человек» (УМК «ПНШ)

Цели:

Познавательные

закреплять знания учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга;

расширять знание учащихся о разнообразии живых организмов луга и возможности их совместного обитания, о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по его охране, о правилах поведения в природе.

Развивающие:

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения;

развивать логические операции анализа при выделении признаков природных сообществ – луга и поля; синтеза при определении понятий и формулировки вывода; сравнения и классификации; установления причинно-следственных связей;

развивать УУД:

Регулятивные: уметь осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.

выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.

Воспитывающие:

воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Читайте также:  Польза и вред питьевой соды для

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление кластера), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 кл, авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В. ч. 2, с.79 — 82, № 2, с.29-30, презентация, проектор, компьютер, маршрутные листы.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на урок. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, соседу сзади. Мысленно пожелайте удачи друг другу.

У каждого из вас на парте лежат маршрутные листы. После выполнения задания оцените себя по бальной системе.

II. Проверка Д/з. Тест.

Слайд1 — Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неправильное.

Самый верхний ярус леса образован деревьями.

Средний ярус – это мхи и лишайники.

В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб —> гусеница —> птица —> микробы.

На дереве обитают кроты и землеройки.

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

Бурый медведь – хищник.

Плоды всех кустарников употребляют в пищу.

Слайд 2. Проверка: (Взаимопроверка, самооценка)

III. Психологический настрой, ориентировка на тему урока.

Слйд3.  Включение звуки луга.

— Какие звуки вы услышали? (пчёлы, птички)

— Куда пчела может нас пригласить? (На луг. Пчёл там много.)

IV. Постановка учебных задач.

Учитель:

 — На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, побывав на лугу.                                              

Дети:

— Что растёт, и кто живёт на лугу?                            

— Кого на лугу больше?                                              

— Может ли человек навредить лугу?

— Растут ли на лугу ядовитые растения?

— Я слышал, что там растут лекарственные растения.

 V. Актуализация знаний.

Слайд 4.

— Постараемся вместе получить ответы на интересующие нас вопросы.

Какую пользу человеку приносит луг?

Нуждаются ли луга в заботе человека?

Как работники сельского хозяйства ухаживают за лугом?

Какое посильное участие можешь принять ты в защите и охране луга?

-А что такое природное сообщество?

Дети:

— В нём все связано.

— В природном сообществе растения и животные помогают друг другу выжить.

VI. Открытие новых знаний.

— Рассмотрите иллюстрации (Слайд 5). Чем поле отличается от луга?

 (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие). Чем похожи?

(безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью).

— Чем богат луг? (на нём много цветов, лекарственных трав).

На лугу разнообразные растения и их можно разделить на группы: цветковые и злаковые Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.

(колокольчик)

Какое главное богатство луга? (кормовые травы)

— Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)

— (слайд 5)

 Работа в парах.

1вариант

Записывают ответы на вопросы на карточках маршрутного листа по материалам учебника:

Чем отличается луг от поля?

Чем богат луг?

Лекарственные травы:

2 вариант.

Чем похожи поле и луг?

Чем богат луг?

Кормовые травы:

Взаимопроверка. Оценивание.

— Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?  Кто наносит природе больший вред?  Чем он может навредить?

— К луговому сообществу, как, впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

Физкультминутка

Работа в группах.

Луг и человек

1группа составляет кластер «Значение луга для человека»

-Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)

2 группа составляет кластер «Проблемы луга» учебник на стр. 79-80

— Как сохранить луга?

-Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой).

3 группа составляет кластер «Правила поведения на лугу» на с.80-81

— Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга?  

1.Не рвать цветы охапками

2.Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

3.Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.

4.Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5.Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

По истечении 7 минут каждая группа презентует свою работу.

Оцените работу в группах.

V. Закрепление изученного.

Работа в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.

(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)

— Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

— Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

VI. Рефлексия

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Что нового узнали на уроке?

— Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

— Какое посильное участие можем принять мы с вами в защите и охране луга?

Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – прикрепите на доску цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку.

VII Д/з.

Учебник стр. 79-82, подготовить материал о животных луга, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».

Источник

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Луг и человек» (УМК «ПНШ)

Цели:

Познавательные

закреплять знания учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга;

расширять знание учащихся о разнообразии живых организмов луга и возможности их совместного обитания, о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по его охране, о правилах поведения в природе.

Читайте также:  Хлорид натрия в косметике вред или польза и вред

Развивающие:

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения;

развивать логические операции анализа при выделении признаков природных сообществ – луга и поля; синтеза при определении понятий и формулировки вывода; сравнения и классификации; установления причинно-следственных связей;

развивать УУД:

Регулятивные: уметь осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.

выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.

Воспитывающие:

воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление кластера), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 кл, авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В. ч. 2, с.79 — 82, № 2, с.29-30, презентация, проектор, компьютер, маршрутные листы.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на урок. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, соседу сзади. Мысленно пожелайте удачи друг другу.

У каждого из вас на парте лежат маршрутные листы. После выполнения задания оцените себя по бальной системе.

II. Проверка Д/з. Тест.

Слайд1 — Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неправильное.

Самый верхний ярус леса образован деревьями.

Средний ярус – это мхи и лишайники.

В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб —> гусеница —> птица —> микробы.

На дереве обитают кроты и землеройки.

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

Бурый медведь – хищник.

Плоды всех кустарников употребляют в пищу.

Слайд 2. Проверка: (Взаимопроверка, самооценка)

III. Психологический настрой, ориентировка на тему урока.

Слйд3.  Включение звуки луга.

— Какие звуки вы услышали? (пчёлы, птички)

— Куда пчела может нас пригласить? (На луг. Пчёл там много.)

IV. Постановка учебных задач.

Учитель:

 — На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, побывав на лугу.                                              

Дети:

— Что растёт, и кто живёт на лугу?                            

— Кого на лугу больше?                                              

— Может ли человек навредить лугу?

— Растут ли на лугу ядовитые растения?

— Я слышал, что там растут лекарственные растения.

 V. Актуализация знаний.

Слайд 4.

— Постараемся вместе получить ответы на интересующие нас вопросы.

Какую пользу человеку приносит луг?

Нуждаются ли луга в заботе человека?

Как работники сельского хозяйства ухаживают за лугом?

Какое посильное участие можешь принять ты в защите и охране луга?

-А что такое природное сообщество?

Дети:

— В нём все связано.

— В природном сообществе растения и животные помогают друг другу выжить.

VI. Открытие новых знаний.

— Рассмотрите иллюстрации (Слайд 5). Чем поле отличается от луга?

 (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие). Чем похожи?

(безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью).

— Чем богат луг? (на нём много цветов, лекарственных трав).

На лугу разнообразные растения и их можно разделить на группы: цветковые и злаковые Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.

(колокольчик)

Какое главное богатство луга? (кормовые травы)

— Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)

— (слайд 5)

 Работа в парах.

1вариант

Записывают ответы на вопросы на карточках маршрутного листа по материалам учебника:

Чем отличается луг от поля?

Чем богат луг?

Лекарственные травы:

2 вариант.

Чем похожи поле и луг?

Чем богат луг?

Кормовые травы:

Взаимопроверка. Оценивание.

— Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?  Кто наносит природе больший вред?  Чем он может навредить?

— К луговому сообществу, как, впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

Физкультминутка

Работа в группах.

Луг и человек

1группа составляет кластер «Значение луга для человека»

-Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)

2 группа составляет кластер «Проблемы луга» учебник на стр. 79-80

— Как сохранить луга?

-Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой).

3 группа составляет кластер «Правила поведения на лугу» на с.80-81

— Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга?  

1.Не рвать цветы охапками

2.Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

3.Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.

4.Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5.Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

По истечении 7 минут каждая группа презентует свою работу.

Оцените работу в группах.

V. Закрепление изученного.

Работа в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.

(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)

— Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

— Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?

Читайте также:  Брокколи в сыром виде польза

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

VI. Рефлексия

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Что нового узнали на уроке?

— Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

— Какое посильное участие можем принять мы с вами в защите и охране луга?

Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – прикрепите на доску цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку.

VII Д/з.

Учебник стр. 79-82, подготовить материал о животных луга, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».

Луговой клевер, известный всем трилистник, скромный и неприметный цветок, оказывается, широко используется в народной медицине. При каких недугах помогает клевер луговой, лечебные свойства и противопоказания к его применению, а также активное использование в косметологии – все это вы найдете в данной статье.

Вы узнаете, как лечебные свойства красного клевера влияют на показатели холестерина, а также найдете рецепты, которые помогают справиться с простудой. В этой статье есть информация о том, как может клевер повлиять на женское здоровье и почему он считается полезным и для мужчин.

Клевер луговой: описание

Это травянистое растение принадлежит к семейству бобовых. А слово «луговой» присутствует в названии, вероятно, в связи с местами его произрастания. Клевер растет и на лугах южных районов, центральных, Сибири и Дальнего Востока (если говорить о России). Можно увидеть красный трилистник и на лесных опушках, и на речных берегах, по обочинам дорог и окраинам полей. Клеверный узор на зеленой траве можно наблюдать с мая по сентябрь: так долго цветет растение.

Различают клевер красный и белый стелющийся, у второго – соцветия поменьше. Но свойства растений одинаковы, их можно смешивать в сырье для полезных рецептов. К слову, в некоторых странах цветочки трилистника используются и как приправа для салатов и супов (в высушенном виде). Целебной частью растения считаются верхушечные листья и цветки. Собирать нужно клевер, который растет вдали от дорог.

Химический состав клевера представлен БЖУ, сапонинами, кумарином, кальцием, железом, натрием, флавоноидами, каротинами и гликозидами. Есть в его составе и дубильные вещества, и эфирные масла. Также немало в клевере луговом витаминов – А, С, Е, К, а еще незаменимых для женской красоты и нервной системы В1 и В2. Использование ценного состава клевера может быть полезным для вас: от включения цветка в грудной сбор до лечения отеков, от противопростудного применения до противогрибкового.

Лечебные свойства

Клевер луговой в природе

Чем полезен клевер, в двух строках точно не скажешь. Но самым его, наверное, главным лечебным свойством можно считать антигипертензивное действие. Высокое давление, сопряженное с ним головокружение, головные боли – все это может корректировать трилистник. Безусловно, растение не в силах заменить фармакологический десант современных высокоэффективных лекарств, но на начальных стадиях артериальной гипертензии клевер может быть очень полезным. Он помогает скорректировать состояние человека, который еще не «сидит» на таблетках.

Целебные свойства красного клевера:

  • Содействует лечению атеросклероза. Если у вас высокие показатели холестерина, если они «скачут» и если у вас не лучшая наследственность в отношении атеросклероза, обязательно присмотритесь к рецептам на основе клевера. Можно пройти даже лечебный курс, длящийся от 1 до 3 месяцев.
  • Коррекция течения тромбофлебита. Клевер помогает замедлить развитие болезни, а в некоторых случаях отвары и мази с включением растения и вовсе останавливали болезнь.
  • Лечение стенокардии. Обычно растение является только одним ингредиентом многокомпонентного состава, но доказано, что в связке с валерианой, крапивой и душицей клевер действительно способен снижать выраженность кардиопатологий.
  • Противопростудное действие. Целебные свойства лугового растения ярко проявляются при простуде. Бронхиты и трахеиты нередко подавляются рецептами с клевером. В ход идут такие свойства – потогонное, отхаркивающее, очищающее, болеутоляющее, антибактериальное и общеукрепляющее.
  • Избавление от суставных болей. Известна трава и своей способностью снимать боли при артрите и подагре. В целом растение помогает укрепить костную систему, потому отвары на клевере имеет смысл пить людям с переломами костей, а также тем, кто восстанавливается после переломов.

И это только основные лечебные свойства растения! Известно, что оно помогает женскому организму пережить такой кризис как менопауза, а еще клевер заживляет ожоги и раны не хуже разрекламированных кремов и мазей.

Показания к применению

Препараты растения рекомендованы больным и тем, кто решил оздоровиться, в качестве биогенного стимулятора. Это общеукрепляющее средство, которое может помочь человеку справиться с хронической усталостью, резкой переменой веса, подверженностью частым простудам. Но оно не может заменять консервативной схемы лечения, назначенной врачом, если без фарм-воздействия остановить патологический процесс уже невозможно.

Потенциальные показания к применению:

  • атеросклероз, гипертония, стенокардия – в виде отваров и настоев;
  • анемия – в виде отваров и чая;
  • болезни опорно-двигательной системы – отвары и мази, сок;
  • бронхит, трахеит, астма, пневмония, дыхательные патологии при ОРВИ – в качестве отвара, чая или в составе грудного сбора;
  • воспаления органов женской репродуктивной системы, болезненные менструации, климакс – отвары и настои, сок;
  • мужское половое бессилие – отвары и настои;
  • кожные заболевания, грибковые инфекции, язвы и ожоги – наружное применение (мази и примочки), сок;
  • воспаление с гнойным содержимым – употреблять наружно.

Разумное использование народных рецептов – это обсуждение такой схемы лечения с врачом. Она может дополнять основную терапевтическую схему, способствовать скорейшему выздоровлению и восстановлению.

Применение красного клевера в народной медицине

Отвары и настои считаются универсальными средствами, которые могут использоваться фактически при любых патологиях в сфере действия растения.

Отвар

Крутой отвар может быть монокомпонентным (то есть используется только один вид сырья).

Рецепт:

  1. 1 столовую ложку сухих соцветий клевера нужно залить 1 стаканом кипятка.
  2. Кипятить состав следует 1-2 минуты на малом огне, после чего его нужно настаивать около часа.
  3. Будущее лекарство нужно процедить, а затем принимать по половинке стакана до еды 3 раза в день.

Если отвар используется для примочек, помогающих заживлять раны, в рецепте 1 столовая ложка сырья заменяется 3 столовыми ложками. В остальном рецепт тот же. Крутым отваром (в остуженном виде) нужно обрабатывать рану 4-7 раз в сутки.

Настойка из семян

Целебными свойствами обладают и семена клевера. В основном это средство назначают мужчинам, которые жалуются на эректильную дисфункцию.

Рецепт:

  1. 1 столовая ложка семян заливается 1 стаканом красного вина.
  2. Полчаса средство нужно выдержать на пару.
  3. Пить по 1 ложке настойки 3 раза в день в течение 4 недель.

Настой из цветков

Такое лекарство используется при головных болях и ушном шуме, головокружениях и повышенном уровне холестерина.

Настойка из соцветий клевера лугового

Рецепт:

  1. 4 столовые ложки цветков клевера залить 0,5 л водки.
  2. Настаивать 10 дней в темном помещении.
  3. Принимать по 1 чайной ложке до еды 3 раза в день.

Цветки используются в высушенном виде.

Чай

Эта лекарственная форма народного средства чаще используется как профилактика простудных заболеваний, ОРВИ, а также как средство стимуляции аппетита у детей.

Одну чайную ложку сырья заваривают 200 мл кипятка. Настаивают чай 5 минут, принимают небольшими глотками в течение дня.

Сок

Свежий сок используют реже, но он имеет тот же эффект, что отвар и настой, и даже большей эффективности можно ждать от сока.

Полезен этот рецепт людям, которые восстанавливаются после длительной болезни или операций. Можно сок использовать и наружно, для обработки нагноений.

Нужно взять свежие листья клевера, а также стебли и соцветия, пропустить их через мясоруб?