Какая польза от наслаждений земных

Среди художников, творчество которых полно загадочных символов и несет в себе явный философский смысл, Иероним Босх, на мой взгляд, самый интересный. Перед каждым его полотном можно стоять часами, разглядывая мельчайшие детали и картину в целом. Здесь нет фактически ни одного квадратного сантиметра, который не имел бы своего тайного смысла.

В этой короткой статье я покажу некоторые символы шедевра И. Босха “Сад земных наслаждений” и попытаюсь пояснить философский смысл картины. И я надеюсь, мои читатели понимают, что в маленькой статье на Дзене невозможно рассмотреть это также глубоко и подробно, как в монографии или большой статье в научном журнале.

И. Босх “Сад земных наслаждений”

“Садом земных наслаждений” этот триптих назвал не автор, а искусствоведы. Что там думал сам Босх о названии, никто не знает. Произведение состоит из двух вертикальных створок и центральной квадратной части. Рассматривая его слева направо, видим в левой створке изображение рая, в центральной – всевозможные радости плоти, собственно, земную жизнь, которую люди прожигают в свое удовольствие, правая створка посвящена теме ада, притом ее назвали “Музыкальным Адом” из-за обилия музыкальных инструментов в самых причудливых сочетаниях.

Если закрыть створки, то виден прозрачный шар, внутри которого только что сотворенная Земля, но без людей и животных. Это показаны первые три дня сотворения мира. Все вместе образует впечатляющую картину рождения, жизни и смерти.

Левая створка. Адам и Ева

Триптих Босха – художественное изложение библейской книги Бытия и измышлений средневековых богословов об аде. Произведение пронизано морализаторским смыслом и, мне кажется, призвано передать мысль о том, что человеческие мечты о счастье как царстве чувственных наслаждений ведут прямиком в ад. То есть это произведение религиозно-этического толка.

Левая створка предварена словами: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9). Здесь мы видим состояние человечества ( в лице двоих людей) до грехопадения. Бог в образе Христа знакомит Адама с Евой. Притом Адам простодушно смотрит на нее, а она смущенно потупила взор. То есть она уже знает о своей будущей роли соблазнительницы?! Вот она, женщина, как бы говорит Босх, сосуд греха!

Левая створка. Фонтан жизни и сова

На втором плане в центре левой створки стоит Фонтан жизни, напоминающий мне то ли скелет членистоногого, то ли в миллион раз увеличенную смертоносную бациллу. В любом случае фонтан выглядит подозрительно. Напряжение нарастает, когда в черном круге в фонтане замечаешь черную же сову. Что это за таинственная черная дыра в раю (!), да еще и с выглядывающей из нее зловещей ночной птицей?

Вероятно, Босх вложил в эту деталь какой-то символический смысл (можно только гадать о нем), а может, просто, по своему обыкновению, даже в безмятежную картину рая внес толику мрачности. Ведь этот рай будет скоро потерян, раз Ева уже тут, да еще и с таким предвкушающим видом.

Центральная часть. Обнаженные в странных ситуациях

Центральная часть триптиха, собственно, и дала название всему произведению. Тут изображено большое количество обнаженных людей, резвящихся на природе в компании огромных птиц и ягод, притом их развлечения выглядят довольно странно и предосудительно. Благопристойностью тут и не пахнет. Каждая деталь говорит о бурной эротической фантазии Босха.

Художник жил в такие времена, когда радости тела однозначно осуждались как церковью, так и общественным мнением, хотя все с удовольствием им предавались, но более-менее скрытно. А тут, демонстрируя голых людей в самых двусмысленных ситуациях, Босх рисует картину освобожденного желания. Это как бы рай, но такой, который прямиком ведет в ад.

Центральная часть. Огромные птицы

Некоторые люди находятся в прозрачных пузырях, у некоторых пузыри надеты на головы – это символ хрупкой, эфемерной защищенности. Поразительно красиво и реалистично написанные огромные птицы, как считается, символизируют здесь человеческие пороки. И опять видим сову и, кстати, селезня, который тоже фигурировал в левой створке.

В верхней части центральной картины изображен бассейн, вокруг которого кружатся странные животные и всадники, сидящие на экзотических существах. Этакий круговорот жизни. При этом движение идет против часовой стрелки, как у знаков Зодиака.

Правая створка. Меланхоличное чудовище

Правая створка прокомментирована словами: «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5). Это картина ада, где мрачная фантазия Босха проявила себя во всю мощь. Как мы видели, даже в изображении благостных сцен рая художник вносил нотку тревожности и дискомфорта, ожидания беды. А вот тут беда уже пришла.

Центральный образ – Меланхоличное чудовище, странное существо со спокойным, умным, несколько ироничным лицом мужчины. Есть версия, что это автопортрет самого Босха. Вполне. Хотя сходство с другими его изображениями не однозначное. Это странное дерево-яйцо с человеческой головой символизирует грех пьянства. Мда, чего только не привидится в пьяном бреду…

Правая створка. Птицеголовый монстр

Справа сидит на высоком стуле Птицеголовый монстр. Это образ самого Дьявола, который пожирает людей и тут же испражняется ими. Одновременно это чудище можно ассоциировать с Хроносом – образом безжалостного времени в греческой мифологии.

То, что Босх, как и положено человеку Возрождения, насытил свое произведение не только христианскими идеями, но и отсылками к античным образам, совершенно нормально. К тому же буйство его фантазии не знало границ, он просто черпал из своего сознания и подсознания все, что там находил, и соединял причудливым образом.

Читайте также:  Красная щетка в каплях польза и вред

Главная философская мысль, которую Иероним Босх хотел выразить в этом произведении, мне кажется – все там будем! Рай мы потеряли, так что наслаждайся, не наслаждайся своей жалкой жизнью – умрешь все равно. И – вот оно, что нас ждет. См. правую створку.

Так что пессимистичный такой триптих…

Распространите эти знания. Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:

Медиа как продолжение человека: теория Г.М. Маклюэна

Что значит быть консерватором, хорошо это или плохо

Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:

Трагедия Ахилла: герой, носивший свою уязвимость на собственной пятке

Источник

А упавшее в терние это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода… 

Иисус Христос (Спаситель) 

Иисус Христос (Спаситель) 

Они … наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода

Семя есть слово Божие, а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись, а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают, а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода, а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Лк.8:11-15).

Апостол Павел

Моисей отверг временное греховное наслаждение

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние (Евр.11:24-26).

 

 Преподобный Исаак Сирин 

Духовное наслаждение

Духовное наслаждение не есть пользование вещами, самостоятельно пребывающими вне души приемлющих. А иначе, сказанное: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21), и: «да приидет царствие Твое» (Мф. 6:10) будет уже означать, что внутрь себя прияли мы вещество чего-то чувственного в залог заключающегося в сем наслаждения. Ибо необходимо, чтобы самое стяжание было подобно залогу, и целое — части. И сказанное: «как в зеркале» (1 Кор. 13:12), хотя не указывает на самостоятельно пребывающее, однако же, означает приобретение подобия. А если истинно свидетельство истолковавших Писания, что само ощущение сие есть умное действие Святого Духа, то и оно уже есть часть оного целого. 

Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению

Невежественная свобода… есть матерь страстей… Ибо неуместной свободы конец — жестокое рабство. Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов.

Святитель (Апостол) Ерм 

Все наслаждения вредны рабам Божиим, и за них-то они страдают и терпят наказания.

Святитель Василий Великий 

Коварство наслаждения

Под наслаждениями… сидит общий враг, выжидая, не совратимся ли когда с правого пути, прельщенные видимым, и не уклонимся ли к его засаде. И весьма опасно, что когда-нибудь, подойдя к сему неосторожно и не почтя вредною приятность наслаждения, проглотим в первом вкушении сокрытую уду коварства, а потом чрез нее, волею или неволею, сделаемся привязанными к таким вещам, и неприметно увлечемся сластолюбием на страшное перепутье к этому разбойнику, т. е. в смерть.

 

Преподобный Ефрем Сирин 

Наслаждению предшествует похоть, а за наслаждением следует печаль. Итак, рассуди, что по наслаждении приходит печаль. И бегай греха, представляя в мысли стыд от людей, а паче того страх Господень.

 

Святитель Григорий Богослов 

Не попустим себе до того забываться в наслаждениях, чтобы пренебрегать самое человеколюбие Бога, Который раздражается сим, хотя и не вдруг, не тотчас по преступлении наводит гнев свой на грешников.

Святитель Григорий Нисский 

С прекращением действия и наслаждение изглаждается

Как пишущие на воде, хотя производят рукою письмена, начертывая на влаге изображения букв, но ни одно из начертаний не остается в своем виде, старание же написать ограничивается одним действием писания, потому что за пишущей рукой следует всегда поверхность воды, сглаживающая начертанное: так все старание о наслаждении и вся деятельность обнаруживаются в том, что делается это. А с прекращением действия и наслаждение изглаждается, и не сберегается ничего на последующее время, и в усладившихся не остается никакого следа веселия или  остатка в удовольствии прошедшей деятельности.

  

Святитель Иоанн Златоуст 

Какая, в самом деле, польза от наслаждения земного?

Когда страсть обладает тобою, мы показались бы тебе пустословами, если бы наслаждение назвали горьким, когда же ты, по благодати Божией, освободишься от недугов, тогда верно узнаешь и злокачественность его <наслаждения>.

Какая, в самом деле, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра его нет; сегодня оно — цвет красивый, а завтра — прах рассеянный; сегодня — огонь пылающий, а завтра — пепел остывший.

Читайте также:  Польза кукурузных хлопьев с молоком

Страсть к телесному наслаждению происходит в нас необходимо, как происходящая необходимо, она и обуздывается с великим трудом, потому что она внедрена в нас от природы.

Преподобный Марк Подвижник

Кто плачет о том, что его постигла скорбь, тот любит наслаждения.

Преподобный Феодор Студит 

Окаянен, кто замыкает уши свои, любя суету и ища мимолетных услаждений плотских.

  

 Авва Евагрий Понтийский  

Избегающий мирских наслаждений есть неприступная твердыня для беса печали

Ибо печаль есть лишение наслаждения, настоящего или ожидаемого. Поэтому мы не сможем отразить этого врага, если имеем пристрастие к чему-либо земному. Ведь он ставит свои западни и вызывает в нас печаль там, где видит нас наиболее склонными к чему-либо. 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

Невозможно нам, пребывая в плотских наслаждениях, пребывать вместе с тем в состоянии духовном

Потому-то Господь непрестанно преподает возлюбленным своим Чашу Свою. Ею поддерживает в них мертвость для мира и способность жить жизнию Духа.

Предаваясь пиршествам и увеселениям, вы губите сами себя, вы порабощаете дух телу, вы заглушаете, умерщвляете душу, забываете о Боге, о вечности, утрачиваете самую веру.

Сын мира и века сего, живущий в так называемом неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями — увы! Забыт, отвергнут Богом.

Плотский человек всецело погружен в греховные наслаждения

Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он не способен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо — мертв душою.

Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.

Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете! (Лк.6:25) Таково изречение слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? 

Посмотри попристальнее, посмотри беспристрастно на душу твою, возлюбленнейший брат! Не вернее ли для нее покаяние, чем наслаждение! Не вернее ли для нее плакать на земле, в этой юдоли горестей, назначенной именно для плача, нежели сочинять для себя безвременные, обольстительные, нелепые, пагубные наслаждения!

Наслаждение спасительное 

Ненасытное насыщение этим хлебом (Иисусом Христом) — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане. Ненасытно насыщайся словом Божиим; ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею державною (Пс.22:5).

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Наслаждения

Все наслаждения вредны рабам Божиим, и за них-то они страдают и терпят наказания (св. Ерм, 94, 214).

***

Под <наслаждениями>… сидит общий враг, выжидая, не совратимся ли когда с правого пути, прельщенные видимым, и не уклонимся ли к его засаде. И весьма опасно, что когда-нибудь, подойдя к сему неосторожно и не почтя вредною приятность наслаждения, проглотим в первом вкушении сокрытую уду коварства, а потом чрез нее, волею или неволею, сделаемся привязанными к таким вещам, и неприметно увлечемся сластолюбием на страшное перепутье к этому разбойнику, т. е. в смерть (свт. Василий Великий, 8, 278).

***

Наслаждению предшествует похоть, а за наслаждением следует печаль. Итак, рассуди, что по наслаждении приходит печаль. И бегай греха, представляя в мысли стыд от людей, а паче того страх Господень (прп. Ефрем Сирин, 31, 265-266).

***

Не попустим себе до того забываться в наслаждениях, чтобы пренебрегать самое человеколюбие Бога, Который раздражается сим, хотя и не вдруг, не тотчас по преступлении наводит гнев свой на грешников (свт. Григорий Богослов, 13, 28).

***

…Как пишущие на воде, хотя производят рукою письмена, начертывая на влаге изображения букв, но ни одно из начертаний не остается в своем виде, старание же написать ограничивается одним действием писания; потому что за пишущей рукой следует всегда поверхность воды, сглаживающая начертанное: так все старание о наслаждении и вся деятельность обнаруживаются в том, что делается это. А с прекращением действия и наслаждение изглаждается, и не сберегается ничего на последующее время, и в усладившихся не остается никакого следа веселия или  остатка в удовольствии прошедшей деятельности (свт. Григорий Нисский, 19, 273).

***

…Когда страсть обладает тобою, мы показались бы тебе пустословами, если бы наслаждение назвали горьким; когда же ты, по благодати Божией, освободишься от недугов, тогда верно узнаешь и злокачественность его <наслаждения> (свт. Иоанн Златоуст, 44, 15).

***

Какая, в самом деле, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра его нет; сегодня оно — цвет красивый, а завтра — прах рассеянный; сегодня — огонь пылающий, а завтра — пепел остывший (свт. Иоанн Златоуст, 51, 291).

Читайте также:  Жарить лук польза и вред

***

…Страсть к телесному наслаждению происходит в нас необходимо, как происходящая необходимо, она и обуздывается с великим трудом, потому что она внедрена в нас от природы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 869).

***

…Кто плачет о том, что его постигла скорбь, тот любит наслаждения (прп. Марк Подвижник, 69, 21).

***

…Окаянен, кто замыкает уши свои, любя суету и ища мимолетных услаждений плотских (прп. Феодор Студит, 92, 326).

***

Невозможно нам, пребывая в плотских наслаждениях, пребывать вместе с тем в состоянии духовном. Потому-то Господь непрестанно преподает возлюбленным своим Чашу Свою. Ею поддерживает в них мертвость для мира и способность жить жизнию Духа (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 549).

***

Предаваясь пиршествам и увеселениям, вы губите сами себя, вы порабощаете дух телу, вы заглушаете, умерщвляете душу, забываете о Боге, о вечности, утрачиваете самую веру (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 230).

***

Сын мира и века сего, живущий в так называемом неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями — увы! Забыт, отвергнут Богом (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 365).

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Источник

Источник

добавлена 26 сентября 2020 в 20:37

добавлена 11 июля 2020 в 17:37

12 ИЮЛЯ – ПАМЯТЬ “СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (67 ГОД)”. С ПРАЗДНИКОМ!!!

добавлена 12 апреля 2020 в 20:38

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
(13 апреля – 18 апреля)
• Великий Понедельник (13 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).
• Великий Вторник (14 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
• Великая Среда (15 апреля). Покаяние грешниц

добавлена 10 апреля 2020 в 19:55

11 АПРЕЛЯ. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. Воскрешение праведного Лазаря
Лазарева суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится

добавлена 2 ноября 2019 в 00:13

У каждого человека есть свой крест, который состоит из скорбей, испытаний и болезней. Все это мы претерпеваем во время земной жизни. Будет ли наш крест спасительным? Все зависит от того, в каком состоянии мы его понесем. Если проявим надменность, гордость или нетерпеливость, то он не будет спасительным для нас. А вот когда выразим благодарение Богу, смирение и молитву, тогда и войдем в те обители, которые Господь уготовил всем любящим Его.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий

добавлена 13 октября 2019 в 14:45

добавлена 30 апреля 2018 в 21:19

добавлена 28 марта 2018 в 21:10

добавлена 29 марта 2018 в 21:29

добавлена 31 января в 22:30

добавлена 31 января в 22:00

1 ФЕВРАЛЯ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО ЕГИПЕТСКОГО
* * *
Ро­дил­ся в Егип­те око­ло 301 го­да. С лю­бо­вью и усер­ди­ем по­слу­жил он сво­им ро­ди­те­лям в ста­ро­сти, ис­пол­няя за­по­ведь о по­чи­та­нии ро­ди­те­лей, и по кон­чине их сде­лал­ся со­вер­шен­но сво­бод­ным от жи­тей­ских за­бот. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца-ино­ка пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стал про­хо­дить без­молв­ное ино­че­ское жи­тие и ру­ко­де­лие. Сна­ча­ла он по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте неда­ле­ко

добавлена 31 января в 22:00

добавлена 31 января в 21:45

1 ФЕВРАЛЯ ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ МАРКА ЕВГЕНИКА
* * *
19 ян­ва­ря (1 фев­ра­ля) ис­пол­ня­ет­ся 550 лет со дня пре­став­ле­ния ве­ли­ко­го ис­по­вед­ни­ка пра­во­сла­вия свя­ти­те­ля Мар­ка, мит­ро­по­ли­та Ефес­ско­го. Свя­той Марк ро­дил­ся око­ло 1391–1392 го­да в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ро­ди­те­ли его про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го и со­сто­я­тель­но­го ро­да. Отец был диа­ко­ном и имел вы­со­кий цер­ков­ный чин са­кел­ла­рия хра­ма Свя­той Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. Мать бы­ла до­че­рью вра

добавлена 31 января в 21:00

Мы должны думать не о конце Света, а о своём собственном конце. Ведь наш земной путь однажды подойдёт к своему завершению. Наша задача не расслабляться и не посвящать себя греху, а подготовиться к ответу на страшном судище Христовом.
………………………………………………………
(Старец Паисий Дионисатский)

добавлена 31 января в 20:30

добавлена 31 января в 20:00

добавлена 31 января в 19:30

Не унывай, Бог имеет попечение о твоём спасении больше, чем ты.
(Преподобный Иосиф Оптинский)

добавлена 31 января в 19:12

добавлена 31 января в 19:00

ПРИТЧА
Если бы на дубе росли тыквы
Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лег отдохнуть под большим дубом и, снизу смотря на ветви дуба, видя на нем множество крупных желудей, подумал: «Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы». С этой мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один желудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: «Я ошибся, Бог умнее меня, и хорошо устроил, что на дубе желуди, а не тыквы. Будь это тыква, она меня убила бы своею тяжестью».
Так част

Источник