Какие доказательства свидетельствуют в пользу гипотезы моноцентризма

Какие доказательства свидетельствуют в пользу гипотезы моноцентризма thumbnail

. . . . .

1.

2.

3.

4. .

5.

1.

( … . centrum – , ), (Homo sapiens) .

, , . , .

” , ” (.. )

2.

. ( ), . . (1946) . (1962) – – ; , .

3.

.

. , ( , ) , , , . :

1) , , ;

2) , , Homo sapiens, .

, , , . , , . .. – .

; , .

. , “” , Homo Sapiens, .

– . .

, .

.

1) , , , , , ..

2) , .

3) 45 , 3,85 . , , – , , .

4) ( , ) – 106 . 80 86 . – . 93 , – . 94. : ?

.

.

. , , , . , , .

, , , . , , , III – II .

“” . , , 150 . 100 . . “” , , 2% , ( , ) – 33%.

, , “” , . . , , ( ) , : 7,7 . , . , XVIII . , .

, , , , – , , , . , , .

, .

, . , , , , . , , .

, . , ( ), , . . (25 ) (). , (, , , , .), (). – 27 31 , . , ( ). , , , , , . , , (3,3%), (7,8%), (17,1 %) ( ). , .

, – :

1) , , , .

2) .

3) – ; .

4) , – , .

5) .

. , . 1950 . .. ” ” .. . , , , , . Homo sapiens , , . . ? , ; . , ? ” ” , , ?

, , . , . . , , , “” 14 . , Homo sapiens ; . , , . , , , , , . , , .

, , . , , – , , , , , . .. , , – , . , , , , .

4. .

– , ( , ) Homo sapiens. , . .

Homo erectus , . , . Homo sapiens, (Homo sapiens neanderthalensis).

50- , . – , . : – Homo sapiens sapiens, , ” ” , .

— . , . Homo sapiens, , , . , , 300–400 . .

, . , ” ” ( ). , .

, . .

Homo sapiens sapiens, , , , 35–40 . . . . , , , . , . ? , , – ?

: , . , “” . , . , , — , – , .

. 31 36 ( ) , , . . , , , “” .

.. : 40 . . — Homo sapiens 40 . .

, 40 . ( 50– ), , . , , — -6 (), . –92 . . – — 115 . .

, . , , , – . –18 120 . . 100 . Homo sapiens sapiens. , , .

” ” . , , , 100 . , , ( 35–40 . ), . , . , , , . , , Homo sapiens sapiens, -, , .

, ( ), , , (46 . ), .

, 50 . Homo sapiens, , , , , . , . , . , , : , . , Homo sapiens sapiens – , . , , , , , .

Homo — , , ” ” (.. ).

Homo. – (), .

– , .

Homo , , , .

5.

(1895-1986) – , . 1950 . , .

. , . , .. “” . , ” ” . .. . .

(1934) – () .

. . . , . , . .. : , .

.

(1904-1963) – . 150 , . ” ” (., 1958). , .. -.

, , . , . , .

, — Homo, , .

.. . ., 1969.

.. . ., 1949.

.., .. . ., 1963.

.., .. – www.ido.edu.ru/psychology/antropology

.. // . ., 1994.

.. . . . , 2001.

www. lib.mdpu.org

www.iea.ras.ru

  • , . . , , , .

    [40,1 K], 06.10.2008

  • : , , , . . .

    [955,7 K], 11.01.2012

  • , , . . . . .

    [26,6 K], 25.03.2013

  • . , , , . . , , .

    [1,8 M], 29.10.2013

  • . . . . .

    [33,1 K], 06.10.2006

  • , . . . , .

    [54,8 K], 22.11.2010

  • . ” “. . . . . .

    [59,1 K], 07.12.2014

  • . . . , . . . .

    [59,1 K], 07.12.2008

  • .. . . . . . .

    [14,5 K], 14.02.2009

  • , . . . . .

    [52,2 K], 10.09.2013

Источник

Человеческие расы – это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens sapiens. Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями – цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

Существуют различные классификации человеческих рас. В практическом плане популярна классификация, по которой выделяют три большие расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная). В пределах этих рас насчитывается около 30 малых рас. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы (рис. 116).

Европеоидная раса

Для людей этой расы (рис. 117) характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или темно-русые волосы, серые, серо-зеленые, каре-зеленые и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

Монголоидная раса

Монголоиды (см. рис. 117) обладают желтой или желто-коричневой кожей. Для них характерны темные жесткие прямые волосы, широкое уплощенное скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикантусом), плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции ее представители расселились по всему земному шару.

Австрало-негроидная раса

Негроиды (см. рис. 117) темнокожи, для них характерны курчавые темные волосы, широкий и плоский нос, карие или черные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.

Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны темные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто австралоидов выделяют в отдельную расу.

Для описания расы выделяются признаки, наиболее характерные для большинства входящих в нее индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеются громадные вариации наследственных характеристик, то практически невозможно найти индивидуумов со всеми признаками, присущими расе.

Гипотезы расогенеза.

Процесс возникновения и становления человеческих рас называется расогенезом. Существуют различные гипотезы, объясняющие происхождение рас. Одни ученые (полицентристы) считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах.

Читайте также:  Велосипед тренажер какая от него польза

Другие (моноцентристы) признают общность происхождения, социально-психического развития, а также одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка. Гипотеза моноцентризма является более обоснованной и доказательной.

Доказательствами данной гипотезы можно считать следующие факты:

– различия между расами касаются второстепенных признаков, так как основные признаки были приобретены человеком задолго до расхождения рас;

– генетическая изоляция между расами отсутствует, так как браки между представителями разных рас дают плодовитое потомство;

– наблюдаемые в настоящее время изменения, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета и ускорении развития всего организма, характерны для представителей всех рас.

В пользу гипотезы моноцентризма свидетельствуют и данные молекулярной биологии. Результаты, полученные при изучении ДНК представителей различных человеческих рас, позволяют утверждать, что первое разделение единой африканской ветви на негроидную и европеоидно-монголоидную произошло около 40-100 тыс. лет назад. Вторым было разделение европеоидно-монголоидной ветви на западную – европеоиды и восточную – монголоиды (рис. 118).

Факторы расогенеза.

Факторами расогенеза являются естественный отбор, мутации, изоляция, смешение популяций и др. Наибольшее значение, особенно на ранних стадиях формирования рас, играл естественный отбор. Он способствовал сохранению и распространению в популяциях адаптивных признаков, повышавших жизнеспособность особей в определенных условиях.

Например, такой расовый признак, как цвет кожи, является приспособительным к условиям обитания. Действие естественного отбора в данном случае объясняется связью между солнечным освещением и синтезом противорахитного витамина D, который необходим для поддержания в организме баланса кальция. Избыток этого витамина способствует накапливанию кальция в костях, делая их более хрупкими, недостаток ведет к рахиту.

Чем больше меланина в коже, тем меньше солнечной радиации проникает в организм. Светлая кожа способствует более глубокому прохождению солнечного света в ткани человека, стимулируя синтез витамина В в условиях недостатка солнечной радиации.

Другой пример выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие. Наоборот, очень широкий и плоский нос у негроидов способствует большей теплоотдаче.

Критика расизма. Рассматривая проблему расогенеза, необходимо остановиться на расизме – антинаучной идеологии о неравенстве человеческих рас.

Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в XIX в. В них обосновывались преимущества одних рас над другими, белых над черными, выделялись «высшие» и «низшие» расы.

В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупированных территориях.

В США вплоть до середины XX в. расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков.

Интересно, что если в XIX в. и в первой половине XX в. расисты утверждали превосходство белой расы, то во второй половине XX в. появились идеологи, пропагандирующие превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.

Любой человек, независимо от расовой принадлежности, является «продуктом» собственной генетической наследственности и социальной среды. В настоящее время общественно-экономические отношения, развивающиеся в современном человеческом обществе, могут оказать влияние на будущее рас. Предполагают, что в результате подвижности популяций человека и межрасовых браков в будущем может сформироваться единая человеческая раса. В то же время в результате межрасовых браков могут сформироваться новые популяции с собственными специфическими сочетаниями генов. Так, например, в настоящее время на Гавайских островах на основе метисации европеоидов, монголоидов и полинезийцев происходит формирование новой расовой группы.

Итак, расовые различия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

Человеческие расы. Европеоидная, монголоидная, австрало-негроидная расы. Расогенез. Расизм.

1. Что такое человеческие расы?

2. Какие факторы оказывали влияние на расогенез?

3. Чем можно объяснить формирование физических признаков, характеризующих различные расы?

4. В чем заключается различие в действии естественного отбора при видообразовании и расогенезе?

5. Почему можно утверждать, что с биологической точки зрения все расы равноценны?

Читайте также:  Отказ от имущественного вычета в пользу супруги образец заявления

6. Какие доказательства свидетельствуют в пользу гипотезы моноцентризма?

7. Почему расовые теории нельзя считать научными?

Обсудите проблемы межрасовых отношений и межрасовых браков в современном обществе.

Краткое содержание главы

Эволюция человека, или антропогенез, – исторический процесс эволюционного становления человека. Он качественно отличается от эволюции других видов живых организмов, так как является результатом взаимодействия биологических и социальных факторов.

В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных.

Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.

Выделяют четыре этапа антропогенеза:

– предшественники человека – австралопитековые;

– древнейшие люди – прогрессивные австралопитеки, архантропы (питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и др.);

– древние люди – палеоантропы (неандертальцы);

– ископаемые люди современного анатомического типа – неоантропы (кроманьонцы).

Историческое развитие человека осуществлялось под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и формирование остальных видов живых организмов. Однако для человека характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большее влияние на антропогенез социальных факторов (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).

Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.В результате социального развития Человек разумный приобрел безусловные преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов. Социальная сфера лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции. Человеческие расы – это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт. Расовые различия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества. Выделяют три большие расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная).

Источник

Вскоре после Второй мировой войны, в связи с преодолением последствий нацизма и борьбой против расизма и колониализма, ЮНЕСКО заказала международной группе биологов во главе с американским биологом и генетиком российского происхождения Феодосием Добжанским (1900-1975) исследование о концепции расы. В итоговом докладе[1] говорилось, в частности, что «существование расовых различий является объективно устанавливаемым фактом»[2].

Констатация объективно существующих биологических различий между расами человека и политические идеи, оправдывающие различие в правах между представителями разных рас, суть две различные вещи, и совершенно некорректно выводить второе из первого как якобы логически неизбежное. Делая так, борцы за толерантность и против расизма полностью уподобляются своим (чаще всего воображаемым) противникам – расистам.

Я считаю, что даже если бы всё современное человечество не принадлежало к одному виду, что если бы среди нас где-то сохранялись в чистом виде популяции неандертальцев, питекантропов (Homo erectus) и даже Homo habilis, то и на них в полном объёме должны были бы распространяться одинаковые юридические права со всеми людьми. Но это не служило бы ни «доказательством» того, что между ними и современным видом человека нет различий, ни следствием такого постулата.

Мы все – суть один вид Homo sapiens (некоторые считают возможным говорить даже об одном подвиде: Homo sapiens sapiens). Но внутри этого вида все мы очень разные.

Расовые признаки складывались в продолжение десятков, а то и сотен тысяч лет в процессе адаптации групп людей к различным природным условиям, какие существуют на Земле. Адаптивные признаки в генофонде – по-своему уникальны. Их разнообразие – разнообразие всего человечества. Каждый комплекс признаков, составляющий расу, бесценен и неповторим. Отворачиваться от признания объективно существующих расовых различий – значит, отворачиваться от созерцания Красоты Природы Человека как такового, как вида, как вершины эволюции или как творения Божьего (кому что больше нравится).

В палеоантропологии издавна соперничали две концепции происхождения рас современного человека. Моноцентризм доказывал, что расы – результат относительно недавнего расхождения одной корневой популяции Homo sapiens. Полицентризм – что основные признаки рас сформировались ещё у далёких предков Homo sapiens, и становление последнего происходило параллельно в разных регионах Земли.

Читайте также:  Если польза в кипяченой воде

Нетрудно догадаться, что современной моде на политкорректность отвечает только моноцентризм, так как при многокорневом происхождении Homo sapiens могут возникнуть вопросы, какая раса наиболее «сапиентна». Усиленно насаждаемая (если не в науке, то для обывателя) концепция однокорневого происхождения всего современного человечества из Африки, как «единственно верное учение» палеоантропологии, как раз и призвана якобы обезопасить от таких вопросов. И если бы она полностью отвечала фактам, то не было бы трудностей в её утверждении.

Моноцентрическая концепция распространения гаплогрупп мт-ДНК человечества

Однако:

«На настоящий момент победила компромиссная точка зрения, согласно которой Homo sapiens sapiens возник в Африке, расселился оттуда от 80 до 45 тысяч лет назад, в ходе своего триумфального шествия по ойкумене преимущественно вытесняя немногочисленных аборигенов, но изредка смешиваясь с ними. Замечательно, что сторонники обеих главных концепций довольно потирают руки, утверждая, что правы оказались именно они»[3].

Моноцентрическая теория распространения Y-хромосомных гаплогрупп современного человечества

Если уж при мощной идеологической поддержке моноцентризма полицентризм не оказался полностью вытеснен за рамки статусной науки, значит, определённая база фактов и аргументов за ним имеется!

Распространение гаплогрупп Homo sapiens. Южная граница оледенения на равнине показана фантастически: в Азии его точно не было.

Концепция, предполагающая, что все основные признаки современного человечества ведут своё начало от одной сравнительно недавно жившей в Африке популяции, а расовые различия – продукт совсем молодой эволюции, утверждает отсутствие смешения Homo sapiens sapiens с представителями других человеческих рас, их полное вытеснение и истребление древнейшими представителями современного человечества. Иначе говоря, как раз она-то и является оголтело расистской по своей сути. К счастью, как мы увидим, факты говорят и в пользу смешения, и в пользу многокорневого происхождения.

Регионы, где происходили крупные смешения подвидов древнего человечества

Вот почему изучение человеческих рас (расоведение), при психически адекватном отношении к нему, должно служить средством культурного сближения, а не разъединения рас. Оно помогает изучить специфические свойства, обусловленные принадлежностью к той или иной расе, и облегчить тем самым взаимопонимание между ними. Кроме того, это важно и с медицинской точки зрения, так как у представителей разных рас бывают совершенно различными иммунитет против тех или иных болезней, реакция на лекарства и даже просто усвоение продуктов (например, молока).

Расы Homo sapiens и их распространение 40-10 тыс. л. н.

Многим не по нраву сравнительные исследования когнитивных человеческих способностей по популяциям и расам. Дескать, из констатации интеллектуальных различий между расами опять же следует вывод о том, что представителей отдельных рас нельзя допускать на высокие социальные роли в мультирасовом обществе. И снова тот или иной вывод зависит только от предвзятой установки, каковая всегда будет существовать и помимо подобных исследований.

Любые ряды показателей, полученных по разным расам, перекрываются в некоторой части, и это исключает расовый детерминизм способностей. Однако получение усреднённых показателей тоже важно, поскольку позволяет сделать вывод о биологической предрасположенности к тому или иному виду деятельности. Демократия предполагает, что всякая законная человеческая деятельность одинакова уважаема. Неравенство в уровне полученного образования и разность профессий не означают неравенства прав.

Система же общественных ценностей, исходящая из того, что все люди одинаковы и имеют одинаковые задатки для достижения одних и тех же социальных ролей, настолько противоречит не требующей доказательств истине – люди наделены одинаковыми правами на жизнь, свободу и стремление к счастью – что способна сделать всех только лишь одинаково несчастными.

Продолжение следует

Примечания

[1] The Race Concept: Results of an Inquiry. – Paris: UNESCO, 1952. // Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco.org/images/0007/000733/073351eo.pdf Дата обращения: 10 октября 2016.

[2] Цит. по: Т. Юнкер, У. Хоссфельд. Открытие эволюции / пер. с нем. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. – С. 170.

[3] См.: С.В. Дробышевский. Происхождение человеческих рас. – Ч. I. Закономерности расообразования. Ч. II. Африка. – 2-е изд. – М.: U, 2014. – С. 17.

Источник