Какие повинности несли крестьяне в пользу господина 16 век

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина 16 век thumbnail

Крепостное право – прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина.
Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они – повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк.

Барщина

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина 16 век

Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась.
Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали.
Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда. Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений.
Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства – оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе – оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны.

Оброк (натуральный, денежный)

Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк – часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела.
Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина.

Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…».

Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно – гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т.д.
Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк.

Другие повинности

Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т.п. Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина.

Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян. Вообще-то за половое насилие над крепостными закон предписывал карать даже помещиков, но этого не происходило.
Крепостных в России могли покупать, чтоб в дальнейшем отдать в рекруты. При продаже крестьян или их высылке в Сибирь, разрешалось разлучать с детьми.
К концу XVIII в. крепостное право в России полностью оформилось, крепостные крестьяне стали полной собственностью помещиков и аристократов.
Между прочим, по закону помещики обязаны были помогать своим крестьянам в трудные времена, ведь мёртвые души не могли работать. Особенно выгодно было поощрять крестьян-предпринимателей, ведь чем больше он зарабатывал, тем больше платил хозяину. В истории есть примеры, когда крестьяне становились богаче помещиков.
Официально крепостное право в России отменили в 1861 г., но некоторые элементы сохранялись до начала XX века.

Источник

Определение 1

Повинности крестьян – это обязанности крестьян по отношению к их хозяину – помещику или государству.

Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян – самую многочисленную часть населения.

Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч., должно было отрабатывать повинности в пользу своих хозяев.

Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности. Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки (точные размеры дани), погосты (места сбора дани) и специальную должность для сбора дани.

Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными формами повинности крепостных крестьян были:

  • барщина;
  • оброк.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

default/handbook/article/yandexContextRtb.twig

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Читайте также:  Льняное семя польза при сахарном диабете

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

default/handbook/article/googleContextBlock.twig

Источник

Крепостное право – прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина.
Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они – повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк.

Барщина

Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась.
Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали.
Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда. Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений.
Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства – оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе – оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны.

Оброк (натуральный, денежный)

Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк – часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела.
Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина.

Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…».

Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно – гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т.д.
Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк.

Другие повинности

Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т.п. Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина.

Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян. Вообще-то за половое насилие над крепостными закон предписывал карать даже помещиков, но этого не происходило.
Крепостных в России могли покупать, чтоб в дальнейшем отдать в рекруты. При продаже крестьян или их высылке в Сибирь, разрешалось разлучать с детьми.
К концу XVIII в. крепостное право в России полностью оформилось, крепостные крестьяне стали полной собственностью помещиков и аристократов.
Между прочим, по закону помещики обязаны были помогать своим крестьянам в трудные времена, ведь мёртвые души не могли работать. Особенно выгодно было поощрять крестьян-предпринимателей, ведь чем больше он зарабатывал, тем больше платил хозяину. В истории есть примеры, когда крестьяне становились богаче помещиков.
Официально крепостное право в России отменили в 1861 г., но некоторые элементы сохранялись до начала XX века.

Читайте также:  Семена подсолнечника свежие польза и вред

Источник

ArteMka

Знаток

(275),
закрыт

8 лет назад

Дополнен 8 лет назад

в период Северной войны была подводная повинность !

Alter ego

Высший разум

(186370)

8 лет назад

Подводная повинность — разновидность государственных даней, когда крестьянин должен был предоставлять подводы для государственных нужд.

Подушная подать, основной прямой налог в России 18-19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения. Подушная подать облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы) .

Рекрутская повинность.

В некоторых местностях (например, на Урале и на Алтае) существовал такой разряд крепостных крестьян, как горнозаводские. Он возник в XVII веке в связи с зарождением горной промышленности. Кроме занятия земледелием горнозаводские крестьяне были обязаны работать на горных заводах.

Существовали также корабельная, почтовая, постойная и др. повинности

Swaggga Fox

Ученик

(117)

4 года назад

Повинности и обязанности крепостных крестьян

О социально-экономическом устройстве Российской империи написано немало ученых работ. Благодаря дотошности исследователей наука обогатилась полезными знаниями о хозяйственной жизни того времени, такими, например, как размеры средней крестьянской запашки и особенности севооборота в разных губерниях. Но множество этих и других хозяйственных подробностей не в состоянии передать духа эпохи, без чего все отдельные и даже самые важные данные делаются бессмысленным набором цифр.
О том, что же представляла собой Россия XVIII — середины XIX века, что было целью тяжелых жертв, принесенных народом «на алтарь отечества», — без устали спорят профессионалы и дилетанты, почвенники и западники. Тем примечательнее объективное свидетельство современника. В своей книге, посвященной истории рязанского дворянства, председатель губернской археографической комиссии А. Д. Повалишин замечательно точно характеризует период господства крепостного права: «Все в сущности клонилось к тому, чтобы дать помещику средства для жизни, приличной благородному дворянину».
Несколько сотен тысяч «благородных» российских помещиков по воле правительства стали олицетворять собой и государство, и нацию. В то же время миллионы ревизских душ в России именовались не иначе как «хамами» и «хамками», «подлыми людьми». А понятие «народ» в его действительном возвышенном смысле встречалось только в поэтических сочинениях, обращенных к далекому прошлому.
Исключительное положение господ окончательно было закреплено в «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной II в 1785 году. Текст «грамоты» полон перечислением дворянских привилегий и прав. Но более всего этот документ примечателен своими умолчаниями. И главное из них — совершенное неупоминание в тексте о крепостных людях. Это умолчание несло в себе страшное значение — оно окончательно превращало живых русских крестьян в простую материальную часть помещичьей собственности. Как и следует в рабовладельческом обществе, весь смысл жизни крепостного человека, его предназначение состояли теперь исключительно в обеспечении своего господина и удовлетворении любых его потребностей.
Подневольное население обычной помещичьей усадьбы оказывалось довольно пестрым, и каждый имел в ней свои обязанности. Но наиболее многочисленными обитателями любого поместья были, конечно, крестьяне. Круг крестьянских повинностей был чрезвычайно широк и никогда не ограничивался работой на пашне. По приказу из господской конторы крепостные должны были выполнять любые строительные работы, вносить подати натуральными продуктами, трудиться на заводах и фабриках, устроенных их помещиком, или вовсе навсегда покидать родные края и отправляться в дальний путь, если господин решил заселить благоприобретенные им земли в других губерниях.
По словам Ивана Посошкова, автора одного из первых русских экономических трактатов «Книги о скудости и богатстве», помещики в своей хозяйственной деятельности руководствовались простым правилом: «Крестьянину-де не давай обрасти, но стриги его яко овцу догола».
Одним из основных способов извлечения прибыли из крестьянского труда было обложение оброком. На первый взгляд эта повинность может показаться не слишком обременительной. Оброчный крестьянин ежегодно выплачивал господину определенную денежную сумму и во всем остальном имел возможность трудиться и жить относительно самостоятельно. Помещикам оброчная система была также удобна. Она обеспечивала регулярный доход с имения и одновременно избавляла от необходимости вникать в хозяйственные дела. И все же, как правило, на оброк переводили поместья, расположенные в нечерноземных губерниях и там, где земледелие не приносило необходимого дохода. В условиях натурального хозяйства «живые» деньги были редкостью.

Dark Leo™

Знаток

(253)

2 года назад

Зависимые крестьяне в пользу феодалов несли две повинности: барщину и оброк. Барщина заключалась в обязанности крестьян часть своего времени отводить обработки земель феодала. Оброк представлял собой некоторое количество продукции, которую крестьяне были обязаны регулярно предоставлять феодалу. Соотношение барщины и оброка различалось в зависимости от конкретного региона или периода. Оброк мог быть натуральным (продукты сельского хозяйства) и денежным. Крепостная зависимость могла принимать более мягкие и более жесткие формы. Например, в одних случаях, крестьяне имели право менять феодала, переселяясь с места на место, в других же им было запрещено переселяться, а в самых крайних случаях, в руках феодала полностью находилась жизни его крепостного.

Источник

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

Ассоциация со словом «крестьянин»,
твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и
его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.

В этом утверждении есть только доля
правды
, ведь категорий крестьян существовало много.

Само слово «крестьянин»
переводится с греческого, как человек.
Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения
«высекать огонь»: чтобы расчистить
пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской
местности, занимающиеся сельским
хозяйством
. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались
растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли
рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая
в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и
натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий
хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и
посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу
государства).

Читайте также:  Бузина красная польза и вред для организма

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и
другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный
налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и
зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году
(Соборное уложение).  

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали
государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.

Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.

Ревизская сказка Соликамского уезда 1748 год Черносошные крестьяне и дворовые люди. Источник ф.350, оп.2, д.3307

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764
году церковные крестьяне перешли в разряд экономических,
подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.

После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.

«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Промышленные

Заводские крестьяне — вид
крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи
с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне,
которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и
использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Вам могут понравится другие статьи по генеалогии:

Как раскрасить старое черно-белое фото

История колхоза в России

Как выбрать имя ребенку

Что такое генеалогическое древо?

Источник

Источник