Каникулы с пользой 4 класс
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Руднянский Центр детского творчества»
Руднянского муниципального района Волгоградской области
Принята на заседании Утверждено:
методического совета Директор МКУДО «Руднянский ЦДТ»
от «___» _________________ 20____ г. _______________ Е.В. Куликова.
Протокол № ______ «____» _________________ 20___г.
Программа досуговой деятельности
«Каникулы с пользой»
Возраст обучающихся: 5 – 14 лет
Срок реализации – 1 месяц
Разработчик:
Бирюкова В.П.,
педагог – организатор
Волгоградская область
р.п. Рудня
2016г.
Пояснительная записка
Программа «Каникулы с пользой» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Закон об образовании РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 21.07.14. № 256-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.14).
– Конституция Российской Федерации.
– Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
– Методические рекомендации по проектированию Дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (разработана Поповой Ириной Николаевной – зам. руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцентом и Славиным Семеном Сергеевичем – старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО в 2015 году.).
– Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Устав муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Руднянский Центр детского творчества» Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Направленность программы: программа «Каникулы с пользой»
по содержанию является социально-педагогической;
по функциональному предназначению — культурно – досуговой;
по форме организации — общедоступной, массовой;
по времени реализации — месячной.
Данная программа разработана на основе:
– программы «Каникулы» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центр детского творчества г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2011 – 2015 годы;
– авторской досуговой программы педагога дополнительного образования Авдеевой Т. М.”Путешествие по стране Каникуляндия”;
– авторской досуговой программы педагога-организатора I квалификационной категории Турченко Е.А.;
– авторской программы «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко.
Так же при разработке программы учитывался опыт работы Центров творчества г.Москвы, Калининграда, Самары, Санкт-Петербурга и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговых программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации»; Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».
Актуальность программы обусловлена тем, что организация каникулярного времени детей – это важный аспект любой образовательной деятельности. Каждый ребенок должен иметь возможность организации своего свободного времени, уметь содержательно и интересно проводить свой досуг.
В настоящее время любой ребенок нуждается в социальной защите, педагогической поддержке, оздоровлении, духовно-нравственном обогащении и личностном развитии. Поэтому в ходе реализации программы «Каникулы с пользой» есть возможность показать детям насколько многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга.
МКУДО «Руднянский ЦДТ» является центром досуговой деятельности детей и подростков поселка. Здесь созданы все условия для организации свободного времени.
Данная программа учитывает возрастные психофизиологические особенности детей и рассчитана не только на обучающихся в Руднянском Центре детского творчества, но и на любого желающего провести свое свободное время с пользой.
Ведь именно сегодня организации досуговой деятельности необходимо уделять особое внимание, так как социальное неблагополучие значительной массы детей напрямую связано с бесконтрольным времяпрепровождением.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Программа «Каникулы с пользой» – это своего рода механизм, который вовлекает детей в разностороннюю творческую деятельность. В ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей, сопровождающая систему практических занятий.
Новизна программы состоит в том, что её деятельность основана на трёх направлениях: «Творчество», «Спорт», «Развлечения».
1 модуль – «Творчество» – это различные мастер – классы по развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного, творческой активности и самостоятельности.
2 модуль – «Спорт» – спортивные конкурсно – развлекательные, соревновательные мероприятия и эстафеты.
3 модуль – «Развлечения» – тематические, познавательные, развлекательные мероприятия.
Для реализации программы создаются следующие условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала детей и подростков МКУДО «Руднянский ЦДТ».
Данная программа включает в себя план мероприятий, принимаемых в мае месяце согласно графику работы и выбранным модулям педагогами Центра детского творчества.
В процессе реализации программы «Каникулы с пользой» используются следующие принципы обучения и воспитания:
- Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
- Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучение, воспитание, развитие).
- Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип творческого сотрудничества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в результате деятельности по данной программе, дети и подростки разовьют свою самостоятельность, творческую активность, раскроют индивидуальные способности, разовьют интерес к различным видам деятельности.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 13 лет. Это время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период у детей возникает потребность в интенсивных и разнообразных видах деятельности. Возникает много вопросов, на которые они хотят получить как можно более точный и исчерпывающий ответ.
Работа по культурно – досуговой программе предполагает разновозрастной состав участников мероприятий. Поэтому подготовка к каждому мероприятию, разработка сценария происходит с учетом этих особенностей.
Объем и срок освоения программы – 1 месяц.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – состав детей переменный разновозрастной.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся с 1 по 30 июня (кроме выходных и праздников) с 10 до 10.40 часов. Каждый педагог проводит по 8 академических часов.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей их физическое и психическое здоровье, активизацию творческого потенциала и вовлечение в социально значимую деятельность, т.е. создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга.
Задачи:
1.Образовательные.
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении.
- Привитие полезных навыков; развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности.
- Формирование позитивного отношения к общечеловеческим ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
2.Личностные.
- Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации ребенка.
- Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
- Профилактика негативных явлений в подростковой среде.
- Приобщение к основам художествённой, коммуникативной, артистической культуры.
3.М етапредметные.
- Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, детьми разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
- Развитие умения ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способности преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Каникулы с пользой» основана на разнообразных познавательных, конкурсных, обучающих коллективных творческих делах и служит средством открытия той или иной стороны окружающей действительности. Программа состоит из трех модулей:
Модуль 1 «Творчество»
Цель:
Создание условий для творческой деятельности.
Задачи:
– развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят;
– воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных, духовных начал;
– развитие интереса к творчеству;
– развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Ожидаемые результаты:
– вовлеченность детей в активную творческую деятельность в период каникул.
Модуль 2 «Спорт»
Цель:
Создание условий для оздоровления детей.
Задачи:
– сохранение и укрепление здоровья детей через подвижные игры и спортивные состязания на свежем воздухе;
– пропаганда здорового образа жизни;
– обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;
Ожидаемые результаты:
– развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
Модуль 3 «Развлечения»
Цель:
воспитание культуры праздника и общения у детей.
Задачи:
– развитие коммуникативных способностей, командного духа;
– вовлечение обучающихся в организацию досуговых мероприятий;
– реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
– интеллектуальное развитие детей.
Ожидаемые результаты:
– участие детей в досуговых мероприятиях;
– раскрытие творческой индивидуальности обучающихся.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы.
- расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия;
- создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания;
- улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
- осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности, определение степени и форм своего участия в нем;
- реализация различных педагогических технологий в области организации досуга детей и подростков;
- профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.
Календарный учебный график
Название мероприятия | Кол-во часов | Ответственный | Образовательный модуль |
Мастер – класс по изготовлению поделки из соленого теста | 8 | Зимина Е.П. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из окрашенной манной крупы | 8 | Максимова В.Г. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из кофейной бумаги, окрашенной манной крупы. | 8 | Сапиева Л.П. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из бросового материала | 8 | Рогожкина Н.А. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из пряжи | 8 | Думенко Е.А. | «Творчество» |
Тематическое мероприятие | 8 | Меженская Н.В. | «Развлечения» |
Развлекательное мероприятие | 8 | Потякова Н.М. | «Развлечения» |
Спортивные состязания | 8 | Бирюкова В.П. | «Спорт» |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание культурно – досуговой программы, предполагают наличие актового зала, кабинетов, площадки на свежем воздухе.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие сценария (на каждое мероприятие), конспекта занятия (на каждый мастер – класс), раздаточного материала и игрового оборудования к конкурсам, грамоты и т.д.
Информационное обеспечение. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручки, фломастеры, маркеры, ватманы, аудио- и видеозаписи, иллюстрации, музыкальные записи, видеофильмы и др.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, колонки.
Кадровое обеспечение.
Педагоги дополнительного образования: Сапиева Л.П., Зимина Е.П., Максимова В.Г., Рогожкина Н.А., Думенко Е.А., Меженская Н.В., Потякова Н.М.
Педагог – организатор: Бирюкова В.П.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
– грамота;
– готовая работа;
– журнал посещаемости;
– фото;
– методическая разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
– выставка;
– готовое изделие;
– соревнование.
Оценочные материалы
- Самоанализ деятельности педагога.
- Количественные показатели (количество проведенных мероприятий, охват участников мероприятий).
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
- – Метод театрализации (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.)
- – Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений).
- – Метод импровизации (может использоваться в творческих делах, мастер – классах).
- – Соревновательный метод (используется в конкурсно – развлекательных и спортивных мероприятиях).
- – Метод формирования познавательного интереса.
- – Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей).
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия:
- познавательные и развлекательные мероприятия;
- конкурсы, эстафеты, спортивные игры;
- мастер – классы.
Педагогические технологии:
- здоровьезберегающие,
- личностно-ориентированные,
- дифференцированного подхода,
- коллективно-творческие дела,
- игровые и клубные технологии.
Дидактические материалы:
Мастер – классы – заготовки, шаблоны, макеты изделий; иллюстрации; готовые изделия; схемы выполнения изделия.
Развлекательные мероприятия – кроссворды, загадки, картинки, и т.д.
Спортивные мероприятия – сборник спортивных эстафет и конкурсов, методические рекомендации по разработке сценариев.
Список литературы
- Летний отдых детей. Работа клубов по месту жительства для подростков. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. № 1, 2005.
- Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. СП/б: Каро, 2006.
- Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008.
- Шмаков С.А. Идеология каникул: смысл и значение.
// Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008. - Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Общая психология. /Под редакцией Богословского В.В. – М.: Просвещение, 1991.
- Педагогика. / Под редакцией В.А. Сластёнина – М.: Школа – пресс, 2000.
- Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 4, 2003.
- Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 2, 2008.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома – Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000.
- Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Титов С.В. Ура, каникулы! – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе – М., 2001.
Интернет ресурсы:
1.www.proshkolu.ru
2.www.prodlenca.org
3.www.pedagog21wek.ucoz.ru
4.www.uchportal.ru
Классный час: «Что такое полезные каникулы?»
Цель: планирование летнего отдыха и труда.
Задачи: составление Памятки на лето.
Оборудование: презентация, памятки.
(Слайд 1) Классный час «Что такое полезные каникулы?»
Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот уже и остался позади учебный год – время непрерывной, интенсивной учебы, нелегкого школьного труда. А впереди вас ждет веселая, беззаботная и долгожданная пора, которая называется………….? (дети отвечают) Конечно, трудно представить, что вы не могли бы ответить на мой вопрос. Каникулы! А вот интересно, как сделать так, чтобы это всеми любимое время провести не только весело, но и с пользой и для души, и для тела! Именно на эту тему я и предлагаю нам с вами пообщаться сегодня.
(Слайд 2) Классный руководитель: Знаете ли вы, что слово «каникулы» имеет огромную историю и пришло к нам из Древнего Рима. Оно произошло от латинского «Каникула» – название звезды Сириус. В самое жаркое летнее время, когда звезда Сириус появлялась на утреннем небе, римский Сенат объявлял дни отдыха. Так появилось слово каникулы.
Каникулы – период, совершенно свободный от учебы. В отличие от отпуска, который предоставляется взрослым работникам в индивидуально определяемые сроки, школьники имеют возможность насладиться «детским отпуском».
Классный час: Скажите, пожалуйста, ребята, а как вы обычно проводите свои каникулы? Чем занимаетесь? (ответы детей: учитель подбадривает отвечающих, но не позволяет увлечься, нужно добиваться конкретных ответов). Очень приятно, что вы, дети, успеваете не просто отдохнуть во время каникул, но и, очевидно, отдохнуть с ПОЛЬЗОЙ (упор на это слово), а также переделать большое множество различных дел – и это очень хорошо!
Давайте прямо сейчас попробуем вместе составить Памятку на лето под названием
(Слайд 3) «Да здравствуют ПОЛЕЗНЫЕ каникулы!»
НЕТ БЕЗДЕЛЬЮ!
-И у меня сразу вопрос! Как вы думаете, можно ли на каникулах побездельничать? И что значит для ВАС БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ? (ответы могут оказаться самыми разными и неожиданными, главное выразить уважение к каждому мнению, тогда дети будут чувствовать доверие к учителю).
Мнение учителя: «Ура!!! Каникулы!!!» Как всем знакомы подобные чувства. Наконец-то свобода от каждодневных проверок домашних заданий, от надоевших уже уроков, от подъема по утрам. Можно расслабиться и просто ничего не делать (именно так некоторые и представляют себе полноценный отдых) Но действительно ли это так? Чем плохо, а иногда и опасно «ничего неделание»? Как вы считаете? (мнения детей, среди них обязательно будет то, что надо учителю, нужно только подхватить и акцентировать на этом внимание).
Безделье – это не отдых. Пользы нет и в помине, а вот вреда может быть предостаточно:
- Травматизм. По статистике именно травмы являются одной из основных причин трагедий во время каникул. Любая травма наносит вред здоровью подростка, а её последствия могут проявиться даже во взрослой жизни. Чтобы получить травму, совершенно не обязательно лазить по строительным площадкам или гонять на велосипеде по проезжей части. Несчастный случай может произойти даже дома. Основной причиной является то, что ребенок дома один и ему нечем заняться зачастую просто не хватает жизненного опыта, чтобы предвидеть опасность.
- Болезни. Как может повлиять на школьника, да и на взрослого человека тоже, непрерывное сидение перед телевизором или за компьютером? Нагрузка на зрение, порция электромагнитного излучения, склонность к ожирению, сколиозы и т.д. Не слишком радужные перспективы. Не правда ли?
- Аморальные поступки. Буквально в каждой сводке криминальных новостей можно услышать о правонарушениях или даже уголовных преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Пьянство, наркотики, воровство, разбойные нападения, причинение умышленного вреда чужому имуществу – вот только не полный перечень. И во многих случаях это следствие безделья.
– Поэтому первым, обобщающим и самым важным пунктом нашей Памятке пусть будет следующий лозунг: «Чтобы не было беды, от безделья ты беги!»
(Слайд 4) СПОРТ! СПОРТ! СПОРТ!
Ребята, в нашем классе есть люди, увлекающиеся спортом. Поделитесь своим авторитетным мнением. Вот, уроки физкультуры на 3 месяца прекращаются, будет ли полезно поддерживать физическую форму летом? (ответы детей)
Подводим к мысли: Каникулы – отличное время, чтобы вести активный образ жизни, заниматься спортом, физкультурой, занятия верховой ездой, играть в подвижные игры, посещать бассейн, отправляться в поход с друзьями или родителями….. научиться садиться на шпагат, вставать на мостик, устанавливать свой собственный спортивный рекорд, в конце концов. Интересно? Конечно! Полезно? Еще как!
Следующий лозунг: «Спорт на лето не бросай! Плавай, бегай и играй!»
(Слайд 5) Развивай кругозор! Расширяй круг интересов!
-Скучать на каникулах – это, по-моему, ребята, даже странно. Нас с вами окружает настолько потрясающе интересный и удивительный мир, познание которого может доставить ни с чем несравнимое удовольствие! А уж если на это отведено целых 3 месяца свободного времени!!! Что значит открыть новое для себя? (ответы детей). Познавать новое – это значит увидеть то, чего раньше не замечал, узнать о чем-то, что было неведомо, научиться тому, о чем раньше и не мечтал. То, что сделает вас богатыми духовно и умственно, то, что даст вам преимущество перед другими людьми. Можно научиться играть на гитаре, в шахматы, прочитать новые книги, увлечься изучением экзотического иностранного языка, освоить компьютерную программу, научиться печь пирожки или ремонтировать машину. Да, мало ли есть полезных умений и знаний на свете!
Следующий лозунг: «Увлечения, хобби – класс!
Знаний расширяй запас.
Жизни, миру улыбнись! Дело новому учись!»
(Слайд 6) Общайтесь с природой!
Единение с природой. Человек – это дитя природы, а не её повелитель. Природа всегда дает нам силу и здоровье, если только вы проявляете заботу по отношению к ней. Природный мир даст силы на следующий учебный год, и подарит вам спокойствие и уверенность, чувство гармонии и красоты, а это очень ПОЛЕЗНО для душевного здоровья.
Лозунг: «Пусть природа ближе станет,
Силы новые подарит!»
(Слайд 7) Труд облагораживает человека!
– Помощь по дому, а, быть может и трудоустройство! Во время летних каникул подростки зачастую не отправляются отдыхать на дачи и не улетают в теплые края, а пытаются найти возможность поработать. Ребята, а считаете ли вы ПОЛЕЗНЫМ такое времяпровождение во время летних каникул? (мнения детей)
Лозунг: «Труд вас сделает взрослей,
Лучше, опытней, умней!
(Слайд 8) Спешите творить добро!
– Ну и, конечно, каникулы – время для добрых, настоящих, искренних дел! (привести примеры)
Лозунг: «Если делать лишь добро,
Станет на душе тепло!»
А закончить хотелось бы следующими словами:
(Слайд 9) Эти правила простые, ты с собой в багаж возьми,
Чтобы с пользой, интересно все каникулы прошли!
В завершении беседы учитель дарит Памятку классу и желает веселых, интересных, а главное, ПОЛЕЗНЫХ каникул.
Чтобы не было беды,
от безделья ты беги!
Спорт на лето не бросай!
Плавай, бегай и играй!
Увлечения, хобби – класс!
Знаний расширяй запас.
Жизни, миру улыбнись!
Дело новому учись!
Пусть природа ближе станет,
Силы новые подарит!»
Если делать лишь добро,
Станет на душе тепло!
(Слайд 10) Эти правила простые,
Ты с собой в багаж возьми,
Чтобы с пользой, интересно
Все каникулы прошли!