Каждое дело с пользой иначе зачем

Каждое дело с пользой иначе зачем thumbnail

Технология коллективного творческого воспитания

Игоря Петровича Иванова.

«Каждое дело – творчески, иначе – зачем!

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?»

  Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. продолжил педагогическое наследие и стал его последователем.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагоги считают академика изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов, 1959 году – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963 году – Коммуну им. – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике . “Энциклопедия коллективных творческих дел” известна широким кругам педагогической общественности. Многие ученики и соратники (, профессор, доктор философских наук; , кандидат педагогических наук; , кандидат педагогических наук; , профессор; и другие) продолжают внедрять идеи “коммунарской методики” в жизнь.

  Организация творческого воспитания – это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество. 

КТД – это общественно-важное дело. Первейшее его назначение – забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

КТД  – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

КТД – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

    Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

    познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников,  заботливый педагог знает  что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.

Виды  коллективных творческих дел.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый “веер” () педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

    Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).

    Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).

    Художественные КТД.

Цель: развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

    Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).

    Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

    Организаторские КТД.
Читайте также:  Миндальные орешки польза и вред

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной – организаторской деятельности (газета-“молния”, день рождения коллектива, коллективное планирование,  чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Стадии коллективного творческого дела.

Первая стадия – стартовая беседа, во время которой воспита­тель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого’? Когда? Где? Кто? С кем?
Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия – коллективная подготовка.

Четвертая стадия – проведение КТД – это итог работы, про­деланной при подготовке.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе – задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предла­гаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

Шестая стадия –  воспитатель орга­низует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с “негатива”, а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

  Пять условий педагогического успеха.

Первое условие –  общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям;  в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Второе условие – единство уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника  общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно – мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие – единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие – творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
  Методика организации и проведения КТД.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:

—Потребность в коммуникации.

—Выполнение  КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.

—Желание выиграть (дух соревнования).

—Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

—Осознание развивающей роли КТД.

—Осознание социальной роли КТД (необходимости  КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Существует три основных типа КТД:

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

    Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

  Организационные моменты КТД.
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
1. Реклама дела.
2. Подготовка материалов для участников дела.
3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для “Зарницы”).
4. Оформление места проведения дела.
5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).
6. Подготовка призов победителям.
7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).
8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
9. Организация прессы: фото, видео, статьи. 

Читайте также:  Амарантовая мука польза и применение

  Заключение
Групповая деятельность воспитанников – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются  идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.

Источник

Каждое Дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое Дело – людям, иначе –

Каждое Дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое Дело – людям, иначе – зачем? Каждое Дело – творчески, иначе – зачем? МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

Коллективное Творческое Дело (КТД) - один из типов форм организации воспитательной деятельности. Важнейшие особенности:

Коллективное Творческое Дело (КТД) – один из типов форм организации воспитательной деятельности. Важнейшие особенности: практическая направленность, C коллективная организация, C творческий характер. C Основополагающий элемент методики выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко

А. С. Макаренко считал, что в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач, происходит

А. С. Макаренко считал, что в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Методику Макаренко в 50 -е годы XX века адаптировал к условиям школ и внешкольных

Методику Макаренко в 50 -е годы XX века адаптировал к условиям школ и внешкольных учреждений Игорь Петрович Иванов – доктор педагогических наук, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, автор коммунарской методики. В 1959 г. он создал Коммуну юных фрунзенцев – районную школу пионерского актива, в 1963 г. – Коммуну им. А. С. Макаренко, содружество студентов, увлеченных идеями великого советского педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды стали возникать по всей стране. Коммунарство – это искренняя деятельная забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, это социальная активность и рыцарское служение добру, это творчество и демократизм, товарищество и дух свободы.

 «Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и

«Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно Дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивнооздоровительные» . (Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994)

ИТАК, Суть каждого Дела – Забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих

ИТАК, Суть каждого Дела – Забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – Коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами как их общая забота. Дело это – Творческое Коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. . . Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни!

Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются: üсочетание индивидуального и коллективного творчества; üколлективная

Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются: üсочетание индивидуального и коллективного творчества; üколлективная организация единого дела; üдобровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности; üответственность каждого за результат общего дела; üтворческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей; üсамосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров.

Этапы подготовки и проведения КТД: 1 Этап - задумки, накопления идей, выдвижение цели и

Этапы подготовки и проведения КТД: 1 Этап – задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и ребенком. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, “продажа идей”, “мозговой штурм” (атака), когда предлагается много невероятных идей. 2 Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы “совета дела”, определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3 Этап - оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех

3 Этап – оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения – театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания. 4 Этап – распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

5 Этап - Проведение самого дела: -Сбор гостей, различные действия в преддверии события; -Торжественное

5 Этап – Проведение самого дела: -Сбор гостей, различные действия в преддверии события; -Торжественное начало, “зачин; – Основная часть; – Финальная, завершающая часть. 6 Этап – Подведение итогов. Сначала – среди всех участников (по кругу или избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

Читайте также:  Употребление злаков польза или вред

Планирование КТД 1. Кто? Участники, зрители, жюри 2. Почему? Определение актуальности, необходимости 3. Когда?

Планирование КТД 1. Кто? Участники, зрители, жюри 2. Почему? Определение актуальности, необходимости 3. Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность) 4. Где? Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух) 5. Зачем? Определение целей и задач 6. Что? План мероприятия, его краткое описание 7. Как? Подробное описание мероприятия

Конструируем КТД! Делимся на группы (по 3 -5 чел. ) 1. «Опыт» Давайте вспомним

Конструируем КТД! Делимся на группы (по 3 -5 чел. ) 1. «Опыт» Давайте вспомним те КТД, которые вам уже известны. Задание: за 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и ответить на вопросы других групп. Группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать другу вопросы о содержании и особенностях проведения названных дел. Ведущий имеет право исключить из перечня просто названия событий, не обозначающие никакой формы и содержания (например, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер и т. п. ). Ведущий фиксирует количество названных группой дел. Следующие группы не повторяют то, что уже названо, но говорят – какое количество дел было в списке первоначально. Списки дел группы сдают ведущему. Ведущий предлагает дополнить общий перечень, если удалось вспомнить еще что-то.

Конструируем КТД! 2. «Вариация» Некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие,

Конструируем КТД! 2. «Вариация» Некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие, как путешествие, турнир, прессконференция, фестиваль и т. п. Задание группам: за одну минуту предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД. Предлагать уже прозвучавшие на 1 этапе дела группы не должны. Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое дело. 3. «Идеи» Отличительные признаки сюжетно-ролевых КТД: – наличие сюжета, по которому развиваются «события» ; – роли, выполняемые участниками; – правила игрового поведения.

Конструируем КТД! Что может стать основой для выбора сюжета? 1. Учреждения или их комплексы.

Конструируем КТД! Что может стать основой для выбора сюжета? 1. Учреждения или их комплексы. Например, мастерская, академия, город и т. п. Представить себе, как можно «сыграть» в это учреждение ( Зелёная аптека) 2. События реальной жизни. Например, фестиваль, пресс-конференция, путешествие и т. д. 3. Предметы. Например, шкатулка – музыкальная. Открывая ее, знакомишься с музыкальными произведениями различных жанров. Или журнал, перелистывая страницы которого узнаешь много интересного. Задания (последовательно): – придумать/выбрать 3 -5 слов- ассоциаций к понятиям «учреждение» , «событие» , «предмет» ; – составить предложение из слов-ассоциаций (взять по одному из каждого ряда) или несколько предложений; – из всех предложений выбрать наиболее понравившиеся и составить из них связный рассказ (сказку, историю и т. д. ) – это и будет сюжетом, идеей дела;

Конструируем КТД! - по составленному рассказу определить название дела; - ответить на вопросы: Что?

Конструируем КТД! – по составленному рассказу определить название дела; – ответить на вопросы: Что? (Какое будет дело, его форма) Где? (Место проведения дела) Когда? (Время проведения) Для кого? (Аудитория, предполагаемые участники дела) Зачем? (Полезность дела для ребенка и вожатого) Как? (Метод подготовки дела) 4. «Защита идей» По принципу «вертушки» делегаты от каждой команды отправляются в другие команды, где в течение 3 х минут кратко рассказывают идею своего КТД, отвечают на вопросы, выслушивают комментарии и пожелания по доработке идеи. 5. «Совершенствование» Делегаты возвращаются в группы, докладывают о мненияхпожеланиях других групп, на основе которых группа дорабатывает идею и содержание своего КТД и готовит его презентацию.

Конструируем КТД! 6. «Презентация» Группы презентуют свои КТД: Представитель группы называет все три карточки,

Конструируем КТД! 6. «Презентация» Группы презентуют свои КТД: Представитель группы называет все три карточки, говорит, какую идею группа выбрала для разработки, излагает сюжет и содержание КТД. При защите необходимо отразить следующее: – назвать форму, указать возраст и количество возможных участников; – сформулировать задачи дела, объяснить, чем это дело может быть интересно и полезно ребятам; – изложить замысел-сюжет, примерное содержание дела; – охарактеризовать возможные способы подготовки дела. После чего группы оценивают предлагаемое КТД по заданной ведущим шкале баллов (например, 1 -5), по каждому из параметров: – оригинальность замысла, – полезность предлагаемого Дела, – возможность воплощения на практике.

Конструируем КТД! По окончании презентации ведущий подводит Итоги: называется

Конструируем КТД! По окончании презентации ведущий подводит Итоги: называется “группа-лидер” каждого этапа и “абсолютный чемпион”; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях. 7. «Коллективный анализ» На общее обсуждение выносятся вопросы: – есть ли у участников удовлетворение от проделанной работы; – чем интересен и полезен данный творческий метод, что нового узнали и открыли для себя участники в ходе занятия; – кого из участников лучше узнали или увидели с новой стороны, кого отметить, поблагодарить; – что можно было бы сделать по-другому и т. д.

Творите – ВМЕСТЕ! С ПОЛЬЗОЙ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ! Удачи!!!

Творите – ВМЕСТЕ! С ПОЛЬЗОЙ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ! Удачи!!!

Источник