Классный час деньги польза и вред

Классный час деньги польза и вред thumbnail

Классный час

« Что такое деньги в нашей жизни ? »

Цели:

  1. Рассмотреть определение понятие «деньги»;
  1. Определить с учащимися значимость денег в жизни человека;
  1. Обсудить различные варианты отношения к деньгам;
  1. Помогать учащимся планировать семейный бюджет;
  1. Способствовать обогащению характера русского человека

духовностью;

  1. Развивать у студентов познавательные интересы, творческие  

способности, общеучебные умения и навыки, способствовать

самореализации личности.

План.

  1. Вступительное слово.
  2. Обсуждение сюжета из мультфильма.
  3. Историческая справка о возникновении денег.
  4. Аукцион пословиц и поговорок.
  5. Беседа. « Деньги-это лишь средство к существованию или нечто более ?»
  6. Викторина.
  7. Деловая игра. Планирование семейного бюджета.
  8. Заключительное слово.

  Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить на тему « Что такое деньги в нашей жизни?»  На доске вы видите слова Уильяма Ю.Гладстона (премьер-министра Великобритании).

                                            « Мы относимся к деньгам,как неразумное дитя к

                                            строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас

                                            пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он

                                            добивается лишь понимания »  

                                                                                    Уильям Ю.Гладстон

                                                               ( Премьер-министр Великобритании)

–  Как вы понимаете сущность этих слов.    

– А как вы понимаете смысл понятия «деньги»

-Итак, на вопрос , что же такое Деньги и какое  место они занимают в жизни человека мы постараемся ответить сегодня.

Сейчас вашему вниманию предлагается сюжет из мультфильма, который знаком вам с детства.                                

Мультфильм

– Ребята, как вы считаете, были ли искренны слова раджи о том, что он сделает мальчика министром

( Но мальчик в ответ сказал замечательную фразу- Раджа, разве ты не знаешь, что друзей не придают).

– На предварительном этапе подготовки к классному часу проводилось анкетирование на тему: « Можете ли вы подружиться с деньгами». Проанализировав анкеты можно видеть следующие результаты:

5%- готовы на любые жертвы ради денег

27% – достигнут определенный успех в сфере бизнеса с помощью друзей.

68%- обязательно преуспеют в сфере бизнеса

– Да действительно, в отношениях между людьми деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог и телефона.А как же возникли деньги?

История денег.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины – каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200г.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VIIв. До н.э. Первый монетный двор в Риме  был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин « монета». Монета- денежный знак, изготовленный из металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VIIIв. До н.э. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце XVII –начале XVIIIвв. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение. Так же пользуется популярностью система электронных платежей. Это деньги, перемещающиеся со  скоростью света в масштабах земного шара.

– Деньги, металлическая монета, это просто бумага в конце концов. Но непонятно почему они вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег. Вот как высказался об этом А.С.Пушкин в «Скупом рыцаре».

А.С. Пушкин « Скупой рыцарь»                         (Корытина Марина)

Барон  смотрит на свое золото.

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп- я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Вернуться к мультфильму

— Вот  такой парадокс: с одной стороны деньги-это великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны это зло, от которого нужно избавляться. Определенное отношение к деньгам вы также узнали из пословиц и поговорок. Итак, объявляется конкурс аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Деньги любят счет.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Долг платежом красен.

Долго спать с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

С деньгами мил, без денег постыл.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь -без нужды проживешь.

Лишние деньги- лишняя забота.

И то бывает, что и не деньгам не рад.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег –меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

— И снова противоречие: «Денежка дорожку прокладывает и в то же время «Лишние деньги-лишние заботы» Так как же найти ту золотую середину?

Искусству обращения с деньгами западный человек начинает обучаться с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Наверное вы слышали истории об этом

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время  проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.

В 90-е годы 19 века  электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечера проводил в сарае, работая над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд.

Прослушав данные истории можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если конечно, относится к ним с уважением и не совершать ради них безумные поступки. А какие же поступки нельзя совершать ради денег ?

Предательство

Ложь

— Ребята, а какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.

– постоянное саморазвитие

– пища

– влияние на других людей

– модные вещи, одежда

– хорошее здоровье

Читайте также:  Польза воды для всего живого

– уважение близких

– образование

– развлечения

– любовь

– самоуважение

– дружба                                                    

–Итак, если всерьез задуматься над вопросом Так что же такое деньги – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более. С этим утверждением согласны многие поэты и режиссеры. Сейчас вашему вниманию будет предложена викторина с определенным высказывание про деньги. Ваша задача- отгадать автора и произведение.

Викторина.

–Ребята, мы сегодня много говорили про деньги, выяснили отношение каждого. А сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Для этого задания нужно разделиться на группы. Допустим их будет три.

Представьте такую ситуацию: Вы уже замужем или женаты и у вас есть ребенок (ему 3 года). Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 10 тысяч.

Подведение итогов. Стихотворение собственного сочинения Майстровой Кристины.

  Анкетирование.

Попробуйте определить, можете ли  вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам

(1)

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое(1)

4. Деньги – самое главное в жизни (7)

5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1)

6. Я могу работать 10 – 12 часов, даже если работа мне неприятна(1)

7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7)

8. Любая компания признает меня лидером. (5)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4)

10. Я хочу  получить в будущем высшее образование (2)

11. Бедность- следствие недостатка способностей (5)

12. Мне нравится  улучшать жизнь с помощью своих идей (1)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5)

14. Я хороший организатор (5)

15. Мне не нужно время на « раскачку» перед работой (1)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1)

17. Я бы рискнул начать собственное дело, вместо работы на кого-то еще (5)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5)

19. Я не могу сидеть без дела (1)

20. Для нормальной работы мне достаточно шести часов сна (1)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3)

26. У меня очень много знакомых (3)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1)

30. Я почти никогда не опаздываю (1)

Результаты :

Меньше 6 баллов :  В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.

От 6 до 18 баллов :  Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов :   Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов :  Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением.  

Больше 75 баллов:  Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Викторина.

1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал:

 « Негодный мусор, и на что ты мне теперь ? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя».

2. Кто и в каком произведении восклицал : « Пиастры! Пиастры!»

3. Герои какого романа, решая  вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты?

– А во сколько вы оцениваете эту экипировку ?

– О, дело плохо! Мы только сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.

– Полторы тысячи, помноженные на четыре, – это шесть тысяч ливров.

– Правда, у нас есть седла . . .

4. Герой какого романа, « . . . несмотря на свою легкомысленность с виду светскую жизнь . . . раз пять в году уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это «посчитаться . . . ».

5. О ком были сказаны эти слова :

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

6. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

– Слушай-ка. . . если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

– Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!

– Неужто ты ничего не отложишь про запас?

– Откладывать? Это к чему же?

– А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

7. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон ?

Все скорлупки золотые.

. . . Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету.

8. « Там царь Кощей над златом чахнет». А где это- там?

9. Из какого произведения эти строки :

Деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И, не жалея, шлет туда-сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

10. Кто и в каком произведении так рассуждает о деньгах :

– Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.

– А вы не любите денег?

– Не люблю.

– Зачем же вам шестьдесят тысяч?

– Из принципа!

1.Между Томом и Геком, героями романа М.Твена « Приключения Тома Сойера».

2. «Скупой рыцарь» А.С.Пушкин

3. Робинзон Крузо, герой книги Даниэля Дефо.

4. «Три мушкетера» А. Дюма

5. Об Евгении Онегине, герое романа А.С. Пушкина.

6. В лукоморье, сказка А.С.Пушкина.

7. Это диалог между Остапом Бендером и Ипполитом Воробьяниновым,

« Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

8.Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона.

9.Алексей Вронский, герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

10. Золотые.

Как много истин нам известно

Копейка рубль бережет,

И кто с утра с печи не встанет

Потом гроша не соберет.

Так из расчета экономят

И не щадят тут никого,

И годы вновь закон запомнят

Что деньги здесь важней всего.

И что же дальше ? Все продажно ?

Как жить среди немых купюр

Все что бесценно то не важно

Важней наряды от кутюр.

А как же честь ? Что раньше в’есела

На цену ,выше нет какой

Она теперь амбиций месево

Гордится глупою ценой.

Все что не куплено, то продано.

Что не продать зачем держать.

И пусть что совесть здесь не  модна

Её не страшно показать.

И дружба, что огонь и воду вновь,

Всех будет снова поражать

Ведь и её как и любовь

И не купить и не продать!

Представьте такую ситуацию :

Вы уже 4 года замужем или женаты. У вас есть ребенок, ему 3 года.

Читайте также:  Фундук орехи польза и вред для женщин

Вы живете в собственной квартире.  Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 12 тысяч рублей.

Источник

Методическая разработка классного часа

«Деньги и их роль в жизни человека».

Классный час «Деньги и их роль в жизни человека» проводится в рамках программы воспитательной работы «Путь к успеху, или азбука делового человека». Необходимым условием социального становления человека в современных условиях является формирование инициативности, предприимчивости, организованности, трудолюбия и других качеств делового человека. Поэтому целью проведения классного часа является формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами как части общей культуры человека, т.е. подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Задачи классного часа:

  • ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость;

  • путем постановки проблемного вопроса «деньги – это добро или зло?» раскрыть сущность денег как нравственной категории;

^ применяя методику тестирования выявить наличие качеств, определяющих возможность самостоятельно решать денежные вопросы;

^ ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Материалы:

Оформления кабинета:

Выставка различных монет и денежных купюр.

Ход классного часа

Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята!

Будьте ребята, старательны, Будьте ребята, внимательны Постарайтесь всё запоминать, И на вопросы мои отвечать.

(Просмотр кадров из мультфильмов.)

Учитель: А сейчас отгадайте загадки:

А) Я кладу их не в платок, Я кладу их в кошелек. (Деньги) -показать купюры. Б) Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет. (Монета)

Учитель: Так о чем мы сегодня будем говорить? Кто догадался? (Ответы учащихся) 1 слайд. (Название темы классного часа) Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о деньгах и их роли в жизни людей.

2 слайд. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, не было бы разных промышленностей, заводов не получали образованя и многое- многое другое. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться?
А как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой. Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось в магазине, Саша из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом». Получается, какой-то беспорядок! Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, что бы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо. Как же так получилось, что наша жизнь так зависит от денег? Как же появились деньги?  

3 слайд. Точную дату о появлении денег никто не знает. Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

4 слайд. Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.

А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи.

Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином.

Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки.

Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много.

Выработались и правила для обмена.

5 слайд. Согласились менять например : осла на соль или на оборот.

6 слайд. А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —раковины каури, кусочки янтаря и прочие красивые вещи.

И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче.

Поэтому на все эти предметы скорее всего можно было выменять нужную себе вещь.

Украшения начинают все охотнее и охотнее принимать. Всякий знал, что если он возьмет за свои стрелы или копья ракушки и янтарь, то он на них после купит все, что угодно.

А вспомните, что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно стали деньгами.

7 слайд. Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами.

У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот».

8 слайд. У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы.

Целого быка какая-нибудь вещь, например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски,— никто ничего и не даст за них.

Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь» иметь — мешки с бобами или зернами.

Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше, другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали слишком много. Нужно идти на базар за покупками,— значит, гони целое стадо овец или тащи мешки с зерном.

Такие деньги в карман не спрячешь.

9 слайд. И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать.

Самыми распространенными вначале были медь и железо.

Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием.

Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.

Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди.

Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?

Опять-таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют.

10 слайд. Но не надо думать, что эти первые металлические деньги были хоть немного похожи на наши теперешние.

Нет, они вначале появились в виде украшений — колец различной величины. Потом, когда добыча металлов увеличилась, стали считать лишним придавать им форму какой-либо вещи, а просто делили на небольшие слитки.

Читайте также:  От сахарного диабета польза есть

С этого времени становится возможным копить деньги.

Раньше это было очень трудно, поскольку такие вещи, как шкуры, соль, скот непросто сохранять. Соль может подмокнуть, шкуры портятся, скот нужно кормить, ухаживать за ним. Да и для всего этого необходимо много места.

А если собирать золото и серебро, то ничего этого не нужно.

Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки, тоже имеют много неудобств и недостатков.

Продал, например, кто-нибудь много скота и получил за это большой кусок золота. Идет этот человек на базар купить разных мелких вещей, нужных в хозяйстве.

Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его нужно делить на несколько мелких кусочков для того, чтобы расплачиваться с торговцами.

А для этого нужно иметь особые резцы, нужны весы и гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек.

Это, конечно, большое неудобство, большая потеря времени и, кроме того, при этом возможны обсчеты, обманы. Нужно весы и гири с собой носить, или доверяться торговцу, который может и обмануть.

Чтобы избежать этого, люди начинают заранее отвешивать определенные кусочки золота и придавать им ту или иную форму.

11 слайд. Стали, например, из золота делать квадратные пластинки, кружочки, наносили на них какие-нибудь рисунки, обозначали вес и пускали в оборот.

Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет.

12 слайд. Монеты не всегда были круглыми. Были и четырехугольные, и треугольные, и совсем неправильной формы.

13 слайд. И поныне находят в земле древние греческие монеты с изображением черепахи или быка,— это первые монеты, им более двух тысячелетий. Такие монеты с изображениями священных животных чеканили жрецы.

И, казалось бы, чего проще: разрубил человек свой кусок золота на небольшие кусочки такого веса, какой требуется, расплющил их молотком в пластинки, обозначил на них вес и — дело с концом! Иди на базар и покупай, что нужно!

Но не тут-то было. Не всякий сразу примет такие деньги. Почему должны верить, что в вашей пластинке как раз столько веса, сколько на ней написано? Да и чистое ли в ней золото? Нет ли примеси меди?

И опять выходит, нужно взвешивать и звать еще человека, который умеет узнавать,—чистое ли в монете золото или с примесью какого-нибудь другого металла.

Нужно было, чтобы монеты делал тот, кому все доверяют. Наделал бы их такой человек, поставил свой особый знак и каждый был бы спокоен, что его не обманывают, что в монете столько веса, сколько на ней написано, и что золото в ней без всяких примесей, совершенно чистое.

Таким человеком у каждого народа был его царь, король или князь. Ему все подчинялись и все его слушались.

Чеканка монет и перешла к таким правителям.

Когда это произошло, то уже никто больше не имел права делать монеты сам. За это преследовали и наказывали.

14 слайд. В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом, в конце Х века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и «гривны».

Эти гривны и называли рублевыми или просто рублями.

Из рубля делали маленькие монетки, которые назывались денги. Денга по-татарски означает звенящий. Ведь тогда Русь была под татаро-монгольским игом. Татарское слово денга постепенно превратилось в русское деньги.

Как же делали денги?

Рублевую гривенку вытягивали в проволоку и рубили на мелкие кусочки. Затем каждый кусочек расплющивали и чеканили монету. На некоторых монетах изображался всадник с копьем в руках. Такие монеты назвали копейными. Это были наши первые русские копейки.

15 слайд. Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке.

16 слайд. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина. Ее портрет украшал 100 – рублевую купюру, ласково называемую «Катенькой».

17 слайд. Для денег не существует границ и для их названий тоже. Деньги с такими как доллары, евро, франки, марка, существуют сразу в нескольких странах. А рубль только у нас. Это русская единица.

18 слайд. Так выглядел рубль в разное время.

19 слайд. Жизнь не стояла на месте. Менялся быт людей, потребности, менялись и деньги. Так выглядели бумажные деньги 1961 году.

20 слайд. А так монеты.

21 слайд. Деньги нашего времени.

22 слайд. Сегодня многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают процесс товарооборота. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег. Для этого он должен открыть в банке счет на определенную сумму, получив взамен пластиковую кредитную карточку, на которой закодированы данные банка и владелец карточки. Используя кредитную карточку, можно оплачивать практически все услуги. Для этого достаточно вставить карточку в отверстие специального аппарата.

Классный руководитель:

Согласитесь, что между используемыми в качестве денег домашними животными и современными электронными деньгами огромное расстояние. И рассказывать можно очень и очень долго. Вообще, деньги – вещь таинственная. Начнешь тратить – не остановишься, начнешь про них рассказывать – не остановишься тем более. Наше путешествие в историю денег заканчивается, но разговор о них продолжается.

Как – то еще в начале нашего века подсчитали, что специально о деньгах написано 6000 тысяч книг. С тех пор это количество во много раз возросло. Только по истории денег написано столько литературы, что если пересчитать одни только названия книг, то потребуется отдельная книжка. Деньгами занимаются такие науки, как археология, этнография, история, философия, социология, юриспруденция и экономика. Деньги – это тема множества произведений художественной литературы.

Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в мир литературы и попытаться ответить на следующие вопросы

1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной
тематикой.

23 слайд. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».

2.Герой какого произведения наивно последовал следующему совету:

«на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пеке», – положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, не нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»?

24 слайд. Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.

3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:
-Клад…. – это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю
спрятали. Разбойники всякие.

-А зачем?

-А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

-Я? Прозапас.

-Вот и они прозапас.

25 слайд. Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского

4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон?
26слайд. Ответ: Золотые. («Все скорлупки золотые.

…Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

5. «Там царь Кощей над златом чахнет». А где это – там?
27 слайд. Ответ: В Лукоморье, сказки А.С. Пушкин

Возьмём, к примеру, мнение народа, выраженное в пословицах и поговорках. Как вы их понимаете?

  • Долго спать с долгом вставать.

  • И слова не скажи, только грош покажи.

  • Денежка дорожку прокладывает.

  • Без копейки рубля нет. /Береги денежку про чёрный день

  • Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет рубля.

  • Горе – деньги, а без денег вдвое.

  • Денежки без ног, да весь свет обойдут.

  • Уговор дороже денег.

Подведение итогов (рефлексия). 28 слайд. 1. Должны ли дети получать деньги на карманные расходы?

2. Может ли ученик получать деньги от родителей за хорошую учебу (за помощь по дому)?

3. Должны ли родители спрашивать сдачу, оставшуюся от покупок?

4. Хотели бы вы получать деньги в качестве подарка?

5. Можете ли вы взять деньги у родителей без разрешения?

6. Может ли человек, привыкший учиться «за плату», стать честным и трудолюбивым?

7. Считаете ли вы что «хороший ученик» = «преуспевающий бизнесмен»?

8. Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

И ещё один вопрос: на что вы потратили бы свою первую зарплату?

В заключении нашего классного часа ребята расскажут стихи.

Источник