Классный час о пользе прививок
Классный час “На прививку целый класс! Вы слыхали? Это нас!”
Цель: учить детей навыкам личной гигиены, узнать историю возникновения прививок, виды и действие прививок, влияние прививок на заболеваемость
ВСТУПЛЕНИЕ
– Тема нашего классного часа «На прививку целый класс! Вы слыхали? Это нас»
– Сегодня мы с вами будем закреплять наши знания по теме «Личная гигиена», узнаем историю возникновения прививок, их виды и действие, а также влияние прививок на заболеваемость.
– Работать мы будем в группах.
– Первая группа – «Здоровкины», вторая – «Болезням – нет!».
2. ПОВТОРЕНИЕ
– А начнём мы с повторения.
– Мы с вами уже говорили о болезнях грязных рук.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни
Но я дам совет полезный
Мой совет совсем несложный –
С грязью будьте осторожны
И поверьте: чистота
Для здоровья всем важна.
1 конкурс Работа в группах.
– Чтобы не болеть болезнями грязных рук, надо знать предметы личной гигиены. Помните, ими нельзя пользоваться совместно, у каждого человека они должны быть своим личными.
– Задание: выберите из предложенных предметов те, которые являются предметами личной гигиены. ( предметы на подносе) В это же время 1 человек от группы работает с листом, на котором написаны слова. Лишний предмет надо зачеркнуть.
расчёска
ручка
зубная щётка
линейка
зубная паста
пенал
носовой платок
мыло
резинка для волос
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
2конкурс Работа в группах
– А знаете ли вы, когда надо мыть руки? Ненужный ответ зачеркните.
1) перед посещением туалета
2) после еды
3) перед прогулкой
4) когда заставляют
5) перед едой
6) после прогулки
7)после посещения туалета
8)никогда
9) перед сном
ПРОВЕРКА
после еды
перед едой
после прогулки
после посещения туалета
перед посещением туалета
перед сном
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
3 конкурс
– Какие болезни грязных рук вы знаете?
конъюнктивит
чесотка
гепатит
дизентерия
ПРОВЕРКА
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
Подведение итогов всех конкурсов.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.
Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Прививки очень нам нужны
От вирусов различных,
Любить прививки мы должны
Любовью безграничной.
Кл. руководитель:
– А сейчас мы узнаем, когда появились прививки.
Из истории (сообщения детей)
Идея прививки появилась в Китае в 3 в. н. э. , когда человечество пыталось спастись от оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем.
Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина Вторая Великая, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна.
В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИД.
Значение слов
-А что означает слово прививка? Давайте узнаем о значении этого слова из словарей. Какие словари вы знаете? Как вы думаете, каким из них мы будем пользоваться, сейчас?
(Дети в группах работают со словарями. )
Из толкового словаря:
ПРИВИВКА- Это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой – нибудь инфекционной болезни.
– Кл. рук. :
– И существует ещё одно определение более понятное вам. ПРИВИВКА – введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания.
– А что означает слово инфекция? (Дети в группах работают со словарями. )
ИНФЕКЦИЯ – это заражение организма болезнетворными микробами.
3)Кл. рук. : Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни.
Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней
Оспа (более 300 млн. человек)
Холера (более 5 млн. человек)
Чума (более 75 млн. человек)
Грипп (более 50 млн. человек)
СПИД (более 20 млн. человек)
Прививки делают от разных болезней:
краснухи,
гриппа,
дифтерии,
кори,
гепатита и др.
4) Как действует прививка?
1. В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба – возбудителя.
2. В результате в организме вырабатываются особые вещества/их называют антителами/ и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы вы и поменьше уставали, поиграем сейчас в игру. Как чистить правильно зубы вы показать сможете? А как пользоваться расческой или мылом?
Итак, я буду называть предметы, а вы будете показывать, как ими правильно пользоваться. Все встаньте, начали.
/Учитель называет (или показывает) предметы, меняя порядок ускорением. /
Зубная Щетка
Щетка для одежды
Расческа
Мыло
Веник
Швабра
5) О гриппе
– На сегодняшний день одним из серьёзных заболеваний является грипп. Опасно оно своими осложнениями, которые могут возникнуть даже через несколько лет:
инфаркт миокарда
бронхиальная астма
инсульт
бронхит
потеря слуха
потеря зрения
паралич и другие
Для профилактики гриппа выпускают живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа, или неживые, содержащие убитые вирусы. Т, к. вирусы меняются, то меняются и вакцины.
ВИРУС – это возбудитель инфекционного заболевания.
– Поднимите руки те ребята, которые сделали в этом году прививки против гриппа.
– Может быть, есть те, которые делали прививки от других заболеваний?
– А боялись ли вы, когда их делали?
– Сейчас мы посмотрим мультфильм «Про бегемота, который боялся делать прививки» (просмотр мультфильма)
– Я думаю, теперь никто из вас не будет бояться прививок.
4. ИТОГ:
– Сегодня мы говорили о болезнях и прививках против них.
Давайте повторим девиз занятия. (говорим хором)
«Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Совсем не боятся прививки
Ни взрослые, ни малыши.
От гриппа, от кори, от свинки
Себя защитить поспеши.
Укольчик ты сделаешь быстро –
К тебе не придут никогда
Краснуха и оспа. Прививка
На страже здоровья всегда.
И страшных болезней тяжёлых
Всё меньше теперь на Земле.
Пусть много детишек здоровых
Рождается в каждой стране.
– Я думаю, что после нашего занятия вы согласитесь, что надо серьёзно относиться к решению, делать прививки или нет
Источник
Беседа с учащимися 5-8 классов
Тема: «Вакцинация и иммунизация населения» (Сл. 1 )
Цель проведения: здоровье сбережение воспитанников.
Что такое вакцинация? (Сл. 2)
Вакцинация -Прививка (медицина) – введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия.
Антигенный материал (вакцина) – профилактическое средство, предназначенное для защиты от инфекционного заболевания.
Благодаря вакцинации многие болезни стали совершенно не опасными, о существовании некоторых из них мы узнаем только из архивных исторических материалов.
Что такое иммунитет? (Сл. 3)
Иммунная система (иммунитет) – естественный защитный механизм нашего организма. Иммунитет поддерживает постоянство внутренней среды, устраняет чужеродное воздействие инфекционных возбудителей, химических веществ, аномальных клеток и т.д.
Иммунитет отвечает за два важнейших процесса в организме:
1) замена поврежденных или состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2) защита организма от проникновения разного рода инфекций – вирусов, бактерий, грибков.
Инфекция – это внедрение возбудителей болезни в организм человека, сопровождающееся комплексом реактивных процессов.
Когда вакцина попадает в организм, иммунная система внимательно изучает ее, запоминает и начинает вырабатывать специальные вещества для ее уничтожения. Вещества-убийцы действуют избирательно, у человека вырабатывается специфический иммунитет. Вакцина как бы «обучает» иммунную систему, подготавливая её к борьбе с «полноценной» инфекцией.
Таким образом, попадая в организм, вакцины вызывают такую же перестройку иммунной системы, которая происходит в результате настоящего заражения болезнью. С одним приятным исключением: человек при этом не заболевает.
После такой подготовки попадание инфекционных агентов в организм вызывает быстрое и мощное противодействие иммунной системы и болезнь не развивается.
У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.
Иногда для выработки стойкого иммунитета вакцинацию необходимо повторять несколько раз. Некоторые вакцины действуют только в течение нескольких лет и поэтому прививку следует повторить. Перед этим необходимо проконсультироваться с врачом.
Виды вакцин (Сл. 4)
Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:
Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
Инактивированные вакцины. Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
Биосинтетические вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.
Для защиты от каждой болезни подбирается наиболее оптимальный вариант вакцины.
Когда проводилась первая вакцинация? (Сл. 5)
Первая вакцинация была произведена в 1796 году, когда англ. врач Эдвард Дженнер решился на эксперимент, привил коровью оспу нескольким пациентам, так как он заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой. И Дженнер инфицировал коровьей оспой мальчика. После его выздоровления учёный продолжил эксперимент – заразил своего подопечного настоящей оспой. Предположение оказалось правильным – мальчик не заболел. (Сл. 6)
Тогда врач начал делать прививки населению и наблюдал за реакцией организма. Результаты давали положительный эффект.
Метод Дженнера получил название “вакцинация” : от лат. слова “вакка” – корова, а состав, используемый для прививок, назвали “вакциной”. В настоящее время натуральная оспа ликвидирована.
В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.
Какие виды иммунизации существуют? (Сл. 7)
В основе любой вакцинации лежит использование естественных механизмов, происходящих в иммунной системе организма человека. Человеку вводят либо ослабленных возбудителей определенной инфекционной болезни, вследствие чего организм начинает вырабатывать антитела (активная иммунизация), либо сразу готовые антитела против данной болезни (пассивная иммунизация).
Активная иммунизация
Это введение вакцины для формирования длительной защиты организма. Живые вакцины противопоказаны больным, получающим иммуносупрессоры, на фоне лихорадки или в период беременности. (Сл. 8)
Пассивная иммунизация
Пассивная иммунизация не предохраняет от конкретной болезни, а лишь смягчает ее течение.(Сл.9) Иммунные сыворотки, применяемые для лечения столбняка, кори, краснухи, свинки, гепатита и бешенства, получают от привитых людей. Иммунной сывороткой животных лечат дифтерию, ботулизм, газовую гангрену, отравления змеиными ядами.
Прививки от дифтерии и столбняка.
Существуют вакцины от болезней, возбудители которых вырабатывают яд (токсин). К таким возбудителям в первую очередь относятся возбудители дифтерии и столбняка. (Сл. 10) Выделяемые ими токсины обезвреживаются и превращаются в анатоксины, используемые в качестве вакцин.
Группы риска (Сл.11)
Людям, которым длительное время приходится находиться на свежем воздухе, необходимо делать прививки против клещевого энцефалита. Работники сельского хозяйства и лесничеств должны вакцинироваться не только против столбняка, но и против всех зоонозных заболеваний. Людям с ослабленной иммунной системой рекомендуется делать прививки против гриппа.
Если собираетесь посетить тропические страны, узнайте, против каких заболеваний надо сделать прививки.
Вакцинация детей (Сл. 12)
Детей необходимо вакцинировать против детских инфекционных заболеваний. Прививки рекомендуется проводить в соответствии со специальным графиком вакцинации детей.
Опасна ли вакцинация? (Сл.13)
У детей вакцина нередко вызывает легкую прививочную реакцию, например, небольшое повышение температуры тела, умеренную болезненность, покраснение и припухание в месте инъекции, потерю аппетита. Реже встречаются серьезные поражения и обычно они наблюдаются у детей с хроническими заболеваниями. Таким детям прививки делают в больнице под наблюдением врача. Наиболее опасной является пассивная иммунизация, при применении которой в организм пациента попадает чужой белок. При наличии повышенной чувствительности к чужому белку возможно возникновение сывороточной болезни. В легких случаях наблюдаются такие симптомы сывороточной болезни, как увеличенные лимфоузлы и крапивница. Кроме того, возможен аллергический шок, являющийся частой причиной смерти пациента.
Кто оплачивает затраты на вакцинацию? (Сл.14)
Некоторые затраты на вакцинацию (например, при плановых прививках детей или применении вакцины против столбняка в случае травмы и др.) частично оплачивает больничная касса. Другие специальные вакцины, например, при поездках заграницу необходимо оплачивать самостоятельно.
Вакцинация при поездках за границу
Перед путешествием в тропические экзотические страны (например, в африканские или южноамериканские страны) необходимо получить подробную информацию о необходимых и рекомендованных прививках. Всемирная Организация Здравоохранения ежегодно публикует требования для всех стран, предъявляемые к иммунному статусу иммигрантов. Для уточнения информации о прививках можно обратиться в посольство конкретной страны. (Сл.15)
Источник
Классный час для учащихся 7-11 классов «Прививки: за и против»
Разработала учитель математики гимназии №1 г. Миллерово Ростовской области Попова Галина Владимировна.
Цель: сформировать представление об инфекционных заболеваниях, источниках и путях их распространения и способах защиты, показать значимость вакцинации при борьбе с инфекционными болезнями.
Задачи:
-дать понятие иммунитета;
-выявить нравственную позицию ребят в отношении к собственному здоровью;
-способствовать положительному отношению детей к привитию от болезней.
Ход классного часа:
Просмотр фильма из коллекции «Ералаш»
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на классном часе?
( о прививках) Слайд 1.
Является ли эта тема актуальной в сегодняшнее время? ( да, так как надвигается сезон простуд, есть возможность заразиться гриппом, существуют инфекционные заболевания, которыми можно заболеть)
Для чего детям, взрослым делают прививки?
(Чтобы предупредить инфекционные заболевания)
Что такое инфекционные заболевания?
Понятие инфекционных заболеваний. Их классификация. Слайд 2.
Инфекцио́нные заболева́ния – группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов и прионов.
Какие инфекционные заболевания вы знаете? Болели ли вы ими?
Существует большое количество классификаций инфекционных заболеваний. Наиболее широко используется классификация инфекционных заболеваний Л. В. Громашевского (слайд 3):
кишечные (холера, дизентерия, сальмонеллёз, эшерихиоз);
дыхательных путей (грипп, аденовирусная инфекция, коклюш, корь, ветряная оспа);
«кровяные» (малярия, ВИЧ-инфекция);
наружных покровов (сибирская язва, столбняк);
с различными механизмами передачи (энтеровирусная инфекция).
В последнее время ведется очень много споров, о том нужно ли делать прививки от инфекционных заболеваний. Вы знаете, что в сети Интернет находится много полезной, но и много непроверенной, лживой информации, фейков, в том числе и о вреде вакцинации.
Давайте попробуем, разобраться пользу или вред несут прививки.
Понятие эпидемии.
Ребята, а знаете ли вы что такое эпидемия? Слайд 4.
Эпиде́мия – прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации
Пандемия (или мировая эпидемия) – заболевание, которое поражает население обширной территории земного шара.
4.Выступление ученика: «Известные эпидемии, от которых пострадало человечество»
Вот самые известные эпидемии инфекционных заболеваний, известных человечеству:
Юстинианова чума, с 541 по 750 годы, убила от 50% до 60% населения Европы. (слайд 5)
Чёрная смерть 1347-1352 годов убила 25 миллионов человек в Европе в течение 5 лет. (слайд 6)
Занос оспы, кори и тифа на территорию Центральной и Южной Америки европейскими исследователями в 15 и 16 веках стали причиной пандемий среди аборигенного населения. Между 1518 и 1568 годами пандемии заболеваний привели к уменьшению населения Мексики с 20 до 3 миллионов человек. (слайд 7)
Пандемия гриппа 1918 года (или испанка) убила 25-50 миллионов человек (около 2% населения мира). Сегодня от гриппа ежегодно умирает от 250 000 до 500 000 человек во всем мире. (слайд 8 )
В 19 веке, туберкулез убил около одной четверти взрослого населения Европы. (слайд 9)
Как мы видим, инфекционные болезни преследовали человека на протяжении всей его истории. Упадок античного мира связан не столько с войнами, сколько с чудовищными эпидемиями чумы, уничтожившими большую часть населения. В XIV веке чума погубила треть населения Европы.
Из-за эпидемии натуральной оспы через 15 лет после нашествия Кортеса от тридцатимиллионной империи инков осталось менее 3 миллионов человек.
В 1918-1920 годах пандемия гриппа (так называемой «испанки») унесла жизни около 40 миллионов человек, а число заболевших перевалило за 500 миллионов. Это почти в пять раз больше, чем потери во время Первой мировой войны, где погибли 8 с половиной миллионов человек, а 17 миллионов были ранены.
Профилактические меры (слайд 10:
дератизация, дезинсекция – уничтожение потенциальных носителей и переносчиков инфекции (крыс, комаров, вшей);
повышение сопротивляемости организма гигиеной и физкультурой;
проведение профилактических прививок;
карантинные мероприятия;
излечение источника инфекции.
Понятие вакцинации. История возникновения вакцинации. (слайд 11)
Итак, одним из самых эффективных методов профилактики является вакцинация
Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям – иммунитет – двумя путями. Первый – заболеть и выздороветь. При этом организм выработает защитные факторы (антитела), которые в дальнейшем будут оберегать нас от этой инфекции. Этот путь тяжел и опасен, чреват высоким риском опасных осложнений, вплоть до инвалидности и смерти. Например, бактерия, вызывающая столбняк, выделяет в организме больного самый сильный на планете токсин. Этот яд действует на нервную систему человека, вызывая судороги и остановку дыхания-
Каждый четвертый, заболевший столбняком, умирает.
Второй путь – вакцинация. В этом случае в организм вводятся ослабленные микроорганизмы или их отдельные компоненты, которые стимулируют иммунный защитный ответ. При этом человек приобретает факторы защиты от тех заболеваний, от которых привился, не болея самим заболеванием.
Узнаем об истории ее возникновения.(выступление учащегося)
Слайд 12.Опустошающие эпидемии инфекционных болезней порождали желание человечества найти защиту от них. Путь человечества к прививкам начался с черной оспы. Эта болезнь преследовала людей многие тысячелетия – она была уже в древнем Египте и Китае. Оспа вызывает лихорадку, рвоту, боль в костях. Все тело покрывается сыпью. Почти треть больных умирает, у выживших остаются рубцы на коже (оспины) на всю жизнь. В средневековой Европе заболеваемость оспой приобрела тотальный характер.
Однако еще в древности заметили: переболевшие оспой больше ее не подхватывают (или, по крайне мере, она приносит им лишь небольшое недомогание). Неизвестно, кому впервые пришла в голову идея втирать в ранку на руке здорового человека оспенный гной из созревшей пустулы больного – и как удалось убедить проверить этот метод (вариоляцию, или инокуляцию) в действии. Но додумались до этого в разных местах – Китае, Индии. Также этот способ использовали на Кавказе. Черкесские женщины проделывали вариоляцию над своими дочерями, когда тем было шесть месяцев от роду – чтобы оспенные рубцы не обезобразили их уже в девичестве. Это было продиктовано не только заботой о здоровье девочки, но и заботой об их красоте, красивых черкешенок продавали в турецкие и персидские гаремы.
Работорговля с Кавказом имела одно положительное последствие для мировой медицины: стамбульские турки к концу XVII века переняли у черкесов их полезный обычай. Инокуляция давала лишь два-три процента летальных исходов – вдесятеро меньше, чем при обычном течении болезни!
Слайд 13. Но как этот метод попал в Европу? В 1716 году леди Мэри Монтегю, дочь герцога и звезда лондонского высшего света, заразилась оспой. Болезнь ее пощадила, но обезобразила лицо – леди покинула Лондон и отправилась в Стамбул, куда ее мужа назначили послом.
Узнав о вариоляции от местных женщин, в 1718 году Мэри Монтегю уговорила посольского врача привить от оспы ее пятилетнего сына. Мальчик приобрел иммунитет и о метод вариоляции стали использовать в Англии. От оспы был защищен король Георг I и его семья. В дальнейшем метод распространился на другие страны Европы и в США.
Слайд 14. В России оспа также затронула все слои российского общества, не щадя никого. В частности, в 1730 году от заражения оспой скончался 14-летний император Петр Второй. Переболел ею и Петр Третий, муж Екатерины II, который вплоть до своей трагической кончины страдал от сознания своего уродства, являющегося следствием оспы.
В 1768 году, во время эпидемии «черной оспы» в Европе, доктор И.Г. Ениш успешно провел вариоляцию 40 подросткам в училище Академии художеств и в Смольном институте. Но должного понимания и отклика, несмотря на страшную угрозу, среди населения этот факт не произвел. Тогда Екатерина II решила собственным примером охранить подданных от страшного бедствия. Она привила себя и своего сына, будущего императора Павла I. Ее примеру последовали придворные, а затем и «весь Петербург».
Но данный метод предотвращения натуральной оспы несовершенен.
Во-первых, когда брали гной если больной болел какими-то еще инфекционными заболеваниями, то эти заболевания предавались и прививаемому. И во-вторых, нередки были негативные результаты (развитие болезней, осложнений и летальных исходов). Это вызывало сопротивление населения профилактике подобным способом. Поэтому медицинские работники вынуждены были искать другие методы предупреждения натуральной оспы.
Слайд 15.Так английский врач Эдуард Дженнер обратил внимание на то, что что доярки, которые периодически заражаются коровьей оспой, никогда не заболевают «человеческой». Эдуард Дженнер выдвинул новую идею профилактики натуральной оспы путем прививки человеку не опасной для жизни коровьей оспы. Утвердившись в правоте своей идеи, 14 мая 1796 года он публично провел прививку коровьей оспы восьмилетнему Джемсу Фиппсу. После введения в надрезы на руке лимфы от доильщицы, перенесшей коровью оспу, мальчик заболел, а через несколько дней – поправился. Это был первый этап плана доктора. Для доказательства своей идеи ему предстояло сделать рискованный шаг – заразить ребенка человеческой натуральной оспой. Под угрозой находилась не только жизнь мальчика, но, в случае неудачи, авторитет и жизнь самого врача. Экспериментатор не спал ночами, а когда на руке ребенка в месте прививки появилась зловещая краснота, он не отходил от него ни на час. Но воспаление не увеличивалось и заболевание не развилось. Мальчик остался жив, и это была победа! Впервые было экспериментально доказано, что человек, иммунизированный коровьей оспой, не заболел при заражении натуральной.
Слайд 16. Л.Пастер назвал метод, разработанный Дженнером, вакцинацией. От латинского “vасса” – «корова» произошло и название «вакцина». Пастер писал: “Я придал слову «вакцинация» более широкий смысл в надежде, что наука сохранит это название в знак уважения к заслугам и огромным благодеяниям, которые оказал человечеству один из самых великих людей Англии -Дженнер”.
Слайд 17. Дальнейшее развитие иммунологии и вакцинопрофилактики связано с именем французского ученого Луи Пастера. Он первым доказал, что болезни, которые теперь называют инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. Это гениальное открытие легло в основу принципов асептики и антисептики. Пастер открыл, что введение в организм ослабленных или убитых возбудителей болезней способно защитить от реального заболевания. Им были разработаны и стали успешно применяться вакцины против сибирской язвы, куриной холеры, бешенства.
Луи Пастером была создана мировая научная школа микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными. Им принадлежат 8 Нобелевских премий.
В XX веке были разработаны и стали успешно применяться прививки против полиомиелита, гепатита, дифтерии, кори, паротита, краснухи, туберкулеза, гриппа.
Болезни, побежденные благодаря вакцинации. (выступление ученика)
Благодаря вакцинации были побеждены или почти побеждены следующие болезни:
Слайд 18. Оспа: Слайд 18.
В Америке, Азии и Африке оспа продолжала распространяться, пока в 1967 году, после того как от оспы умерли два миллиона человек, Всемирная организация здравоохранения не приняла решение о начале массовой вакцинации для полного искоренения натуральной оспы. Оспа остаётся единственным заболеванием, которое полностью исчезло во всём мире благодаря вакцинации. Последний известный случай произошёл в Англии в 1978 году. С 1980 года прививок не делают – Всемирная организация здравоохранения объявила, что вируса оспы в природе не существует. В лабораториях он еще живет: в России и в США.
Слайд 19. Полиомиелит или детский спинномозговой паралич – это инфекционное заболевание, атакующее нервную систему. В середине 20 века полиомиелит приобрёл характер эпидемии в Европе и Северной Америке, но уже к 1960-м болезнь была фактически ликвидирована благодаря вакцине.
К примеру, в СССР во время эпидемии в 1950-х годах заболеваемость доходила до 10 тысяч случаев на каждые 100 тысяч человек, а после введения массовой вакцинации в 1960 году сократилась более чем в 200 раз. По данным ЮНИСЕФ, к концу 90-х годов у 80% детей по всему миру был иммунитет против этого вируса. Сейчас болезнь остается характерной только для Пакистана и Афганистана.
Слайд 20. Свинка (Паротит) стали называть «свинкой» из-за характерной опухлости лица, которая проявляется у заболевших. Свинка передаётся воздушно-капельным путём и вызывает воспаление железистых органов. Чаще всего ей болеют дети в возрасте от трёх до 15 лет. С введением массовых прививок частота заболевания свинкой снизилась на 99%.
Слайд 21.
Корь – это острое инфекционное заболевание, которое может быть смертельным для ребёнка. Оно сопровождается высокой температурой, воспалением верхних дыхательных путей и кожной сыпью.
В 2014 году 85% детей по всему миру получили прививку в течение первого года жизни. Снижение смертности от кори, как и в случае со свинкой, произошло благодаря появлению вакцины MMR доктора Гиллемана. Всего медик создал 36 вакцин, из которых восемь используются повсеместно – в том числе от ветрянки, менингита, гепатита А и В.
Слайд 22. Краснуха. По симптомам краснуха напоминает корь из-за красной сыпи по всему телу, но сам вирус действует иначе. Эта болезнь неопасна в детстве, но может иметь серьёзные последствия для ребёнка, если мать заразилась краснухой во время беременности.
Наиболее частым пороком развития становится врождённая глухота. В развитых странах благодаря вакцине MMR краснуха становится всё более редкой. В Европе, по разным оценкам, от краснухи привиты от 80 до 95% женщин.
Слайд 23. Столбняк . При столбняке инфекция попадает в организм через ранки на коже и вызывает болезненные сокращения мышц – судороги.
Благодаря вакцине в США количество зарегистрированных случаев столбняка снизилось примерно на 95% – сейчас им болеют не более 50 человек в год. В то же время для некоторых стран столбняк остаётся серьёзной проблемой. Больше всего столбняком болеют в Индии: в 2015 году инфекция поразила 2268 человек.
Слайд 24. Коклюш. Иногда эту болезнь называют «100-дневным кашлем», поскольку в тяжёлых случаях приступы кашля могут мучить больного очень долго.
Коклюшем болеют люди всех возрастов, но для детей младше двух лет болезнь часто оказывается смертельной. Вакцинация против коклюша в первые месяцы жизни ребёнка включена в национальные программы иммунизации во всех странах мира. В развитых странах проводится ревакцинация в возрасте 4-6лет, среди подростков и взрослых людей, так как прививка не обеспечивает стойкого иммунитета.
Сейчас люди продолжают болеть коклюшем, но по сравнению с цифрами 20 века случаи заболевания встречаются редко.
Слайд 25. Дифтерия.
Дифтерийная палочка выделяет ядовитый токсин, поражая дыхательную систему. Больному трудно дышать, глотать, а после попадания в кровь инфекция может атаковать основные органы и нервы. Впервые вакцина для предотвращения дифтерии стала применяться в 1920-е годы. С тех пор частота заболевания этой смертельной бактериальной инфекцией в большинстве стран снизились почти на 100%.
Сегодня болезни подвержены взрослые, которые не проходили вакцинацию более 10 лет.
Слайд 26. Гепатит А
Гепатит А – это болезнь печени вирусного происхождения, которой можно заразиться при потреблении загрязнённых продуктов и воды или после прямого контакта с инфицированным человеком.
С момента введения вакцины против гепатита А в США в 1995 году случаи заражения сократились на 95%. Гепатит А остаётся серьёзной проблемой в развивающихся странах с плохими санитарными условиями и отсутствием доступа к чистой воде. Гепатит А, В и С – это различные формы воспаления, вызванные трёмя разными вирусами. Существуют вакцины против гепатита А и В, но для гепатита С вакцины ещё нет.
Слайд 27. Познакомьтесь с календарем прививок, которые делают в России по рекомендации ВОЗ.
Мнения против вакцинации (Слайд 28)
Но существуют мнения, которые особенно распространились в последнее время, что прививки вредны, и их делать не надо.
Существует даже антивакцинаторство – общественное движение, оспаривающее эффективность, безопасность и правомерность вакцинации. Аргументация идеи движения: Теория заговора фармацевтов. Отрицание действенности вакцинации во многих случаях. Отрицание необходимости вакцинации в настоящее время. Акцентирование отрицательных последствий вакцинации.
Мнение против. (выступление ученика)
Опасность болезней, от которых вакцинируют, сильно преувеличена.
В нашей стране грудному ребенку вводят очень много вакцин.
Современные вакцины не выполняют возложенную на них защитную миссию. Привитые люди все равно болеют, иногда в очень тяжелой форме.
Существует большой риск поствакцинальных осложнений, которые могут приводить к смерти и инвалидности. Могут быть аллергические реакции. Такие как уплотнение, покраснение) и болезненность в месте введения вакциныповышение температуры, недомогание, нарушение сна и аппетита. В единичных случаях у детей отмечают тяжелые реакции: повышение температуры более 40°С, фебрильные судороги
Многие из вакцин являются экспериментальными, потому заранее невозможно предсказать их действие. Вакцины содержат в своем составе формальдегид и соли ртути, оказывающие токсическое действие на организм.
Продажа вакцин – это бизнес, приносящий доходы определенным заинтересованным лицам, которые организовывают пропаганду их пользы.
Введение чужеродных микроорганизмов приводит к тому, что организм человека постепенно засоряется и его здоровье ухудшается, а иммунитет слабеет. Чужеродные клетки влияют на генетику человека. В условиях низкой заболеваемости некоторые люди считают, что вакцинация более опасна, чем сама болезнь. Эти ошибочные представления приводят к значительному снижению уровню охвата населения прививками и новому росту заболеваемости. Подтверждением этого явилась эпидемия дифтерии в странах СНГ в 90 годы, получившая наибольшее развитие в 1995 году, когда число случаев заболевания превысило 50 000 человек, рост заболеваемости корью в странах Центральной и Западной Европы в 2002 – 2004г., когда пострадало более 100 000 человек, регистрация паралитического полиомиелита с летальными исходами в Чеченской республике в 1992-1993годах.
Рефлексия. Слайд 29.
Был ли полезен для вас классный час? Узнали ли вы для себя новое?
Вы выслушали мнения «за» и «против» вакцинации.
Сделайте свой выбор «за» и «против» вакцинации. (Ребята приклеивают стикеры под словами «За» или «Против»)
Источник