Классный час о пользе сна

Классный час о пользе сна thumbnail

Классный час «Здоровый сон»

(для учащихся 3-4 классов)

Цели мероприятия:

– познакомить детей с гигиеной сна

– расширять кругозор и словарный запас

– понимание необходимости соблюдения режима дня

Задачи :

– мотивация на здоровый образ жизни

– дать понятие о режиме дня

– гигиенические навыки здорового сна

– познакомить с народными пословицами и загадками о сне

Применяемые методики, технологии:

– мультимедийная презентация;

– практическая деятельность учащихся;

– беседа с целью получения научных знаний;

– творческая работа;

– прослушивание музыкальных фрагментов.

Оборудование:

Плакаты: «Правила здорового сна», «Режим дня школьника», народные пословицы о сне;

Модель часов;

Фонограммы колыбельных песен «Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни»;

Куклы;

Книги «Сонники» для оформления выставки;

Проектор для мультимедийной презентации.

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР – КЛАССА

Я сон пою, бесценный дар Морфея,

И научу, как должно в тишине

Покоиться в приятном, крепком сне.

А. С. Пушкин

I. Вступительное слово.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.

Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…» Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

II. Загадки о сне.

Народ составил много загадок о сне. Вот некоторые из них, давайте почитаем их вместе.

Загадки

  1. Что слаще сладкого?

  2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть?

  3. Что слаще мёда и сильнее льва?

  4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.

  5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.

6. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

III. Что такое сон?

Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете?

А теперь прочитаем определение в толковом словаре:

СОН

  1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон. Спать крепким сном.. Погрузиться в сон.)

  2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение. (Снятся сны. Видеть сон. Приснился страшный сон.)

IV. Правила здорового сна.

Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время ученые не могут дать точного определения сну. Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уро­ке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы вос­полнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не толь­ко мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следую­щий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомни­те, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы мо­жете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорит­ся, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недо­сыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. От недосыпания даже же­лудок начинает плохо работать: уставший ребенок теря­ет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему? Когда вас от­правляют спать, не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень вас любят и охотно поси­дели бы с вами подольше. Но родители знают, что ре­бенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоро­вым. Поэтому они и следят, чтобы вы ложились вовремя в постель. А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.

Правила здорового сна

Учитель. Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться. (Читает и комментирует правила.)

Правило первое. Обязательно ложиться спать и вста­вать в одно и то же время. А время подъема и время сна у нас записано в «Режиме дня». Давайте на модели часов покажем, в котором часу вы должны вечером ложиться спать. Теперь покажем время подъема утром. Высчитаем, сколько вре­мени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Уче­ные и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет- не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение кле­ток и выделение вредных веществ.

Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страш­ные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, чи­тать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняж­ке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.

Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомен­дуется за один-два часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок до­вольно трудно. Ребята, покажите на модели часов время ужина. (Дети выполняют задание.)

Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В тем­ноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

Правило шестое. Спать в хорошо проветренном поме­щении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20°С.

Правило седьмое.Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

Правило восьмое. Спать лучше на спине или на пра­вом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особен­но свернувшись калачиком.

Правило девятое. Не принимать снотворного. Систе­матический прием снотворного со временем поражает нервную систему.

V. Стихотворения о сне.

Девочки подготовили стихотворения, в которых говорится о сне. Давайте послушаем .

1. Марина Семкина «Сон».

За окном метель кружится,

Дети спят уже давно.

Что же им сейчас приснится,

Сколько нежных, теплых снов?

Может быть, коньки и санки,

Горка снежная, каток

Снятся озорному Саньке,

Кате – шелковый платок.

Может, кот, собака, мышки

Снятся в эту ночь Иришке.

Ну, а малому Антошке

Снятся голуби в окошке.

За окном метель кружится,

Над детьми кружатся сны.

Мы не знаем, что им снится,

Пусть будут добрыми они.

2 .Борис Голованов «Сон».

Ужасный сон,

Кошмарный сон

Мне снился до утра:

За мной у школьных у ворот

Гонялся страшный бегемот,

А брат кричал:

-Ура-а-а-а!

Я звал братишку:

-Помоги!

Ведь мы с тобою не враги!..

Но он, смеясь, сказал:

-А кто на днях меня побил,
На лоб мне шишку посадил
И самокат сломал?

Беда! Беда!

Бежать куда?!

Ни света, ни огня!

Из сил я выбился, и вот

Огромный, страшный бегемот

Совсем настиг меня.

Я поднял крик,

И в тот же миг

Мой сон кошмарный – прочь…

А мне братишка говорит:

-Ты, видно, болен, – говорит, –

На помощь звал всю ночь.

Он лоб потрогал мне рукой,

Как будто я и впрямь больной,

Сел рядом на кровать,

И я сказал ему тогда:

-Теперь не буду никогда
Тебя я обижать!

Ты мне прости обиду, брат,

Перед тобой я виноват,

Не нужно драться нам!

И коль обиды больше нет,

Тебе в подарок пистолет

Я новенький отдам.

Какое правило нарушил мальчик из стихотворения?

VI. Колыбельные

Учитель. Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идете спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова?

Читайте также:  Пить масло натощак польза и вред

(Ответы детей: «Спокойной ночи!», «Доброго сна!» и другие.)

Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называют­ся эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки ус­покоили ребенка и глазки сами собой закрывались.) Послушайте такую песенку в исполнении наших девочек .

Колыбельная песня.

(Во время исполнения песни девочки баюкают своих кукол.)

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани.

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой,

Солнце скрылось под водой.

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых.

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

А сейчас мы послушаем колыбельные мелодии.

(Прослушивание фонограмм )

VII. Пословицы и поговорки о сне

Учитель. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки.

Учащиеся читают пословицы и поговорки, записанные на карточках, пытаются объяснить их смысл.

  1. Сон – лучшее лекарство.

  2. Выспишься – помолодеешь.

  3. Сон лучше всякого богатства.

  4. Подушка лучшая подружка.

  5. Нет такого силача, которого сон не поборет.

  6. Силен слон, да посильнее его сон.

  7. После обеда полежи, после ужина походи.

  8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Учитель. Какой можем сделать вывод? (Ответы детей.)

Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя!

VII. Доклад «Из мира животных»

Доклад заранее готовят несколько учеников.

1-й ученик.

Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам, птицам.

Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спяч­кой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнется у них с приходом весны. Многие считают, что белки тоже впадают в зимнюю спячку. Они и в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это все же назвать нельзя…

2-й ученик.

Многие животные спят в весьма причудли­вых позах.

Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы.

Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.

Похожие на белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, что­бы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лежа на воде. При этом они обматыва­ют свое тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

3-й ученик.

Слоны спят стоя или лежа на животе, упи­раясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна изба­виться от постоянного бремени.

Большинство птиц спит, сидя на ветке.

Фламинго и не­которые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы сидя, распластав по земле вытянутую вперед шею.

Некоторые рыбы спят, лежа на дне или на «матрасе» из водорослей.

VIII.Сонники и сновидения

Учитель. Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, все забывают. А другие, наоборот, запоминают и старают­ся разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (Обращает внимание детей на книжную выставку, на которой представленыи сонники.)И если вам интересно, вспомните свой сон, а мы в книге найдем ему объяснение. (По желанию дети рассказывают свои сны.)

А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, по­стоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с по­мощью прибора, который называется электроэнцефалог­раф.Это прибор, ко­торый принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество малень­ких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединен с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рас­сматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.

Видят сны не только люди. Вы можете привести при­меры, доказывающие, что и животные тоже видят сны? (Дети делятся своими наблюдениями за кошкамии собака­ми.)Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дергает во сне ла­пой, издает звуки: мяукает или поскуливает. Это означа­ет, что животному снится сон и его мозг во сне продолжа­ет работать.

XI. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!

Учитель. Хотите узнать о том, о чем не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить толь­ко по вашему поведению вшколе или дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто – определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.

Людям, которые любят спать калачиком, то есть, свер­нувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.

Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав ко­лени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабли­ваются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жаре­ную утку или только картофель. Правда, они не очень сме­лы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».

Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они пре­красно знают о своих недостатках, тем не менее, не спе­шат исправлять их, Правда, и других людей они воспри­нимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозмож­но поссориться.

Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы бу­дете иметь определенное представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.

X. Подведение итогов

Вопросы для итоговой беседы:

  1. Каково же значение сна для детского организма?

  2. Какие правила здорового сна вы запомнили?

  3. Что интересного о сне узнали на уроке?

  4. Объясните значения этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, бессонница, сонник, сновидения, недосыпание, электроэн­цефалограф.

Учитель. Когда мы спим, наши органы продолжают ра­ботать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом уста­лые ткани нашего организма. Наши мышцы, втом числе и сердечная мышца (сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тка­ням поступают питательные вещества, накопленные впе­чени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.

Положительный эмоциональный настрой,

Использование полученных знаний в повседневной жизни,

Воспитание культуры здоровья,

Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.

Приложения:

Мультимедийная презентация,

Памятки: «Режим дня школьника», «Девять правил здорового сна»

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32»

«ЗДОРОВЫЙ СОН»

Классный час о пользе сна

Авторы:

Попова Наталья Николаевна

п. Целина

Я сон пою, бесценный дар Морфея,

И научу, как должно в тишине

Покоиться в приятном, крепком сне.

А.С.Пушкин

Цели:

* формирование приоритетного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

Образовательные:

* выяснить значение сна для жизни и здоровья человека;

* познакомить детей с гигиеной сна;

* расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Читайте также:  Маструбация женщин вред и польза

Развивающие:

* развитие навыков самостоятельной и групповой работы;

* развитие навыков установления причинно-следственных связей;

* развитие познавательного интереса;

* развитие воображения.

Воспитательные:

*воспитание бережного отношения к своему организму;

*воспитание умения слушать друг друга;

*развитие интереса к устному народному творчеству.

(слайд 1,2,3)

Оборудование и реквизит:

* любимые куклы детей;

* выставка книг «Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песни, сонники;

* карточки с загадками и пословицами о сне, плакат с пословицами о сне;

* презентация.

Ведущий предлагает детям загадку

Вроде нету, вроде есть,

Слаще мёда, а не счесть. (Сон)

Ведущий. Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс…

Сон в страну свою унёс.

Ведущий. Сегодня, ребята мы будем говорить о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…», Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелением душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

О сне народ составил много загадок. Вот некоторые из них:

1. Что слаще сладкого? С

2. Что слаще меда и сильнее льва?

3. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его. О

4. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет.

5. И рать, и воеводу – всех повалит.

6. Что можно увидеть с закрытыми глазами? Н

Ведущий. А что же такое сон? Как вы понимаете? (Ответы учащихся).А теперь прочитаем определение в толковом словаре.

Сон:

1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.

(Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон.)

2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение.

(Снятся сны. Видеть сон. Приснился страшный сон.)

Ведущий. Причина, по которой наш организм нуждается во сне, остаётся до конца не выясненной, но очевидно, что сон организму необходим для отдыха тела и восстановления мозговой деятельности. Даже собака без еды может запросто прожить 20 дней, а без сна – умирает через пять.

(Слайд 4, 5) С утра бодрствуя, человек подвижен и активен. Однако к вечеру ощущается утомление и усталость, тянет к дремоте, мысли туманятся. И когда, наконец, человек засыпает, расслабляются мускулы, замедляется дыхание, «отдыхает» сердце, снижается температура тела. Таким образом, во сне все жизненные функции протекают на замедленном уровне, организм отдыхает и вновь приобретает энергию.

Особенно нужен отдых головному мозгу, чтобы на следующий день он мог хорошо соображать. Каждый из нас знает, если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Когда ты спишь, отдыхают и кости: благодаря сну они быстрее растут. Поэтому детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили, бегая за день.

Ученик 1. (слайд 6, 7) Весь период сна подразделяется на циклы длительностью 60 – 120 минут каждая. В начале каждого цикла сон наиболее чуткий, и мы можем проснуться от малейшего шума, но чем ближе к РЕМ-фазе, тем сон глубже, самый крепкий сон – во время сновидений.

Ученик 2. Каждый из циклов начинается с фазы медленного сна, подразделенной на четыре стадии с нарастающей глубиной сна, и завершается фазой быстрого сна (РЕМ-фазой), во время которой возникают сновидения – просто фантастика! В них мы можем летать, как птицы, или бороздить моря, подобно дельфинам. Порой сновидения бывают даже более захватывающими, чем самый забавный боевик.

Ученик 3. Сами стадии РЕМ сна занимают примерно от 20% до 25% от времени сна человека. Интересно, что активность мозга во время сна похожа на мозговую деятельность, когда люди окончательно проснулись.

Ученик 4. (слайд 8,9) Сны могут длиться от несколько секунд до 15-20 минут. Стадия РЕМ сна сопровождается периодами глубокого сна, названного медленным сном. Именно во время медленного сна происходит «стирание» в памяти людей информации о возникших снах. Каждый из нас знаком с такой ситуацией, когда проснувшись утром, мы знаем, что видели сон, но не помним о чем он был.

Аукцион снов «А что тебе приснилось …?».

(Проводится аукцион снов по десятибалльной системе. Дети рассказывают о своих снах и оцениваются одноклассниками)

Ведущий. Все ваши сны разные и интересные и у нас возникает вопрос: Почему мы видим разные сны?

У каждого человека разная интуиция и воображение. Во время сна они накладываются на впечатления дня и воспоминания о прошлом, в результате чего в нашей голове возникают причудливые образы (слайд 10).

Когда мы смотрим сон наши глаза быстро-быстро двигаются под закрытыми веками, а мы в это время смотрим фантастические картины (слайд 11,12).

Сон необходим для обучения?

Ведущий: (слайд13) Большинство ученых сходится во мнении, что сон необходим для усвоения полученных за день знаний. И именно для этого нужна фаза быстрого сна. Очень часто задачи, не решенные днем, «сами-собой» решаются во сне, у поэтов рождаются стихи, а у художников – сюжеты новых картин. Учеба и чтение – еще один источник информации, которая во время сна распределяется по нашей памяти.

(слайд 14) Во время спортивных игр мы испытываем сильные эмоции, связанные с соперничеством, а потом часто переживаем эти ощущения в своих снах.

(слайд 15) Даже простейшая игра может превратиться в серьезный опыт, который будет проанализирован во сне. Во время РЕМ-фазы сна происходит освоение полученного опыта. Наша память усваивает впечатления и информацию, полученные за время бодрствования, включая даже те, которым мы не придали никакого значения!

Сколько часов сна нужно нам?

Ведущий. Для большинства взрослых для нормального функционирования требуется 7-8 часов сна в сутки. Хотя некоторым людям, возможно, потребуется всего лишь 5 часов в сутки, а другим – до 9-10 часов сна. Вам предлагается соотнести возрастные группы людей и продолжительность полноценного сна

Работа с интерактивной доской или с разрезными карточками. (Приложение №1)

Время, необходимое для снаПродолжительность сна

* новорожденные (0-2 месяцев) – 10 – 11 часов

* младенцы (3-11 месяцев) – 7 – 9 часов

* малыши (1 – 3 лет) – 12 – 14 часов

* дошкольники (4 – 6 лет) – 8 – 9 часов

* дети школьного возраста (5 – 10 лет) – 18 – 22 часа

* подростки (11 – 17 лет) – 11 – 13 часов

* взрослые – 15 – 18 часов

(слайд 16)

Ведущий. Исследования показывают, что люди, которые регулярно получают соответствующее количество сна, как правило, живут дольше, чем те, которые спят каждую ночь слишком мало или слишком много часов. Это подчеркивает важность того, что нормальный сон должен быть одним из главных приоритетов здорового образа жизни.

А знаете ли вы …, что хороший сон – это …?!

Детям предлагается установить причинно-следственные связи между хорошим сном и психофизическим состоянием человека. (Приложение № 2)

Хороший сон!Выбери нужное!

Хорошее настроениеКлассный час о пользе сна

Плаксивость

Долголетие

Раздражительность

Долголетие

Отменное здоровье

Успехи в обучении

Депрессия

Активность

Отставание в учебе

Дети работают на интерактивной или обычной доске с разрезными карточками.

Физминутка на релаксацию «Деревянные и тряпичные куклы»

Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Как о нем заботиться?

Ведущий. Вы уже поняли, что сон – такая же функция организма, как питание, движение и другие, он подвержен нарушениям, наиболее распространенным из которых является бессонница. К этому неприятному и далеко не безобидному состоянию могут привести резкие перепады настроения, психическое и физическое переутомление, поздняя работа, ночные развлечения, неразрешимость какой-то жизненной задачи и многое другое. В результате можно проворочаться до утра, да так и встать разбитым и усталым, как будто и не ложился. Длительная бессонница почти всегда заканчивается депрессией, и в любом случае, страдающий ею человек чувствует себя не в своей тарелке, ему трудно сосредоточиться на работе или учебе. Если бессонница не вызвана болезнью, то можно побороться с ней правильной организацией своей жизни и отдыха – ложиться спать в одно и то же время.

Читайте также:  Смородина черная протертая с сахаром польза

(слайд 17)

Хороший сон – составляющая здорового образа жизни.

Ведущий. Важно не просто выделить на сон определенное количество часов, но и позаботиться о его глубине и качестве, которое начинается с момента засыпания. Ведь как часто мы мучаемся от того, что не можем сразу заснуть. Наши предки решали эту проблему просто. Они пели детям перед сном протяжные, мелодичные, убаюкивающие песни – колыбельные.

Конкурс колыбельных песен.

(Девочки своим куклам напевают колыбельные песни (Приложение №3)

Ведущий. Ни в коем случае перед сном не стоит затевать ссоры с родителями, братьями и сестрами, читать на ночь страшные книги и смотреть мрачные фильмы – иначе ты будешь долго ворочаться в постели, не находя места от переживаний. Другой полезный совет: никогда перед сном не забивай себе голову проблемами завтрашнего дня, так как состояние тревоги тоже не позволит тебе отдохнуть как следует, на следующий день ты проснешься усталым, и ту же проблему решишь гораздо хуже. Утро вечера мудренее! (Слайд № 18)

Ведущий. Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифщица

«Про Васю и Настю»

Ученик. Чтобы сонного Василия

Заставить утром встать,

Громадные усилия

Затрачивает мать.

Он, из боязни сквозняков,

Закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков

Весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки

Всю ночь окошки настежь.

Ее румянец ярок,

Глубок и сладок сон.

Ночное небо в звездах,

Ночной прохладен воздух,

И в Настенькину комнату

Заглядывает клен.

Здесь нет перины ни одной,

Нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной

У Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие

До самого рассвета

(Принцессе на горошине

И не мечтать про это).

Разбудит солнце Настеньку,

Она с постели вскочит,

И делает гимнастику,

И весело хохочет!

Водою обливается

И зубы чистит пастой,

Ей солнце улыбается,

И клен ей шепчет: «Здравствуй!»

– Как начинается новый день для Василия?

(Он не может быстро встать, мама его долго не может разбудить)

– А как утром встает Настенька? (Она быстро вскакивает)

– Как вы думаете, почему дети так по-разному встают?

Учащиеся высказывают свои мнения. Ведущий подводит беседу к тому, что есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, то сон будет крепким, а утром легко встанешь,)

Если хочешь выспаться! (Слайд № 19,20)

Во время сна восстанавливаются все виды энергии организма. Вот несколько советов для правильного ночного отдыха.

Ученик 1. Перед сном необходимо вымыть лицо и руки, а также почистить зубы – иначе у бактерий будет целая ночь, чтобы разрушить эмаль твоих зубов.

Ученик 2. Чтобы спокойно заснуть, рекомендуется надеть удобную ночную одежду, например легкую и свободную ночную рубашку.

Ученик 3. Не следует спать на слишком мягком матрасе. Жесткая сетка или даже деревянная доска под матрасом способствуют правильному положению позвоночника во время сна.

Ученик 4. Не стоит слишком тепло укрываться. Даже зимой достаточно легкой ночной пижамы и не слишком тяжелого одеяла, а в жаркое время года хватит и простыни.

Ученик 5. Старайся постоянно проветривать спальню. Окно всегда держи приоткрытым, чтобы обеспечивать приток свежего воздуха.

Ученик 6. Хорошо отдохнуть и выспаться – совершенно необходимо для восстановления жизненных сил, поэтому перед сном постарайся расслабиться, читая любимую книгу

И… Ночь укрылась черным пледом, согреваясь в свете звезд,

И сплетает быль и небыль из страны волшебных грёз.

Ночь показывает сказки и легенды старины

Непослушным в серых красках, милым – розовые сны.

Сон необходим не только человеку, и ничем его заменить нельзя!

Ведущий. А сейчас, ребята, я предлагаю вашему вниманию сообщения ваших одноклассников о том, как готовятся ко сну в мире животных.

Сообщения учащихся сопровождаются показом соответствующих картинок

(Слайд 21)

Ученик 1. Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам, птицам. Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начинается у них с приходом весны. Многие считают, что белки тоже впадают в зимнюю спячку. Они и в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это все же назвать нельзя…

Ученик 2. Многие спят в весьма причудливых позах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы. Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются, как попало.

Ученик 3. Похожие на белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, чтобы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лежа на воде. При этом они обматывают свое тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

Ученик 4. Слоны спят стоя или лежа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени.

Ученик 5. Большинство птиц спят, сидя на ветке. Фламинго и некоторые другие птицы спят стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы – сидя, распластав на земле вытянутую вперед шею.

Некоторые рыбы спят лежа на дне или на «матрасе» из водорослей. Например – сом.

Ведущий. Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным.

Рефлексия.

Ведущий. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте составить из разрезанных частей пословицы и объяснить их значение.

Учащиеся составляют пословицы и поговорки, записанные на разрезных карточках, объясняют их смысл.

Пословицы и поговорки о сне.

* Сон – лучшее лекарство.

* Выспишься – помолодеешь.

* Сон лучше всякого богатства.

* Подушка – лучшая подружка.

* Нет такого силача, которого сон не поборет.

* Силен слон, да посильнее его сон.

* После обеда полежи, после ужина походи.

* Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Ведущий. Какой можем сделать вывод? (Ответы детей)

Ведущий. Дети, о сне вы узнали многое. Теперь даже сами можете давать советы тем, кто хочет хорошо выспаться, а значит, и хорошо учиться.

Дети делятся на две группы.

* Составить инструкции:

Участники первой группы должны составить инструкцию «Перед сном Не…»

1. Не …

2. Не …

3. Не …

4. Не …

5. Не …

Дети составляют предложения к этой инструкции, которые начинаются с частицы «не».

Участники второй группы составляют инструкцию «Перед сном Не забудь …»

1. Не забудь …

2. Не забудь …

3. Не забудь …

4. Не забудь …

5. Не забудь …

Ответы каждой группы выслушиваются, при необходимости дополняются.

Итоговая беседа «Если хочешь быть здоровым …»

1. Каково же значение сна для детского организма?

2. Какие правила здорового сна вы запомнили?

3. Что интересного о сне узнали на занятии?

Изготовление коллективного панно

Ведущий. Ребята, сегодня ночью, в этом я не сомневаюсь, вы увидите замечательные сны. У всех они будут разные, постарайтесь их запомнить, для того, чтобы запечатлеть их в рисунке, из которых мы составим коллективное панно «Наш «классный» классный сон».

Ведущий. Спасибо всем за то, что мы очень активно двигались к цели и достигли её. Надеюсь, что наш сегодняшний разговор окажется для вас полезным.

В заключение я предлагаю всем исполнить песенку «Спят усталые игрушки …»

Список литературы

1. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.17.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 256с.

2. Ротенберг ?