Классный час о вреде и пользе компьютерных игр
Классный час в 5 классе «О вреде компьютерных игр»
Вводное слово
Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит геймерам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг – и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора. Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?
Вред компьютерных игр
Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.
Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн.
Крайняя степень игровой зависимости– когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игромана из ее щупалец невозможно.
Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.
Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, чтоособую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки.
Чем опасны компьютерные игры-стрелялки? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.
Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.
И, конечно, опасными в плане упомянутого выше материального расточительства являются компьютерные игры онлайн.
Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.
Польза компьютерных игр
Вы еще верите после всего прочитанного, что от компьютерных игр может быть польза? Оказывается, она действительно может быть!
В первую очередь, стоит обратить внимание на
разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.
С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития вашего чада – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий.
Вред и польза компьютерных игр. Итог
Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…
Если вы поняли, что вы лишены всего перечисленного, и в вашей жизни остались только игры – срочно боритесь с этим! А еще лучше – просто не допускать такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном монитора.
Кроме того, существуют сотни логических игр и игр на реакцию.
В конце концов есть и такая компьютерная игра как «шахматы».
Классный час по теме «Компьютерная зависимость»
Цель:
1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимости;
2) Формировать положительное отношение к живому общению.
Ход классного часа.
Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.
Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?
– Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)
– Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?
– Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?
Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
-Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
-Недостаток внимания со стороны родителей.
-Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
-Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
-Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
-Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Опасности компьютерной зависимости
1.Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2.На первых порах компьютер может компенсировать дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3.В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.
4.Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7.Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.
9.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
10.Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.
11.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Ситуация.
Паша был хорошим учеником. И за это родители купили ему компьютер. Теперь Паше уже 25, а он ни с девушками не общается, ни в клубы не ходит, и друзей не видит. Только сидит в очках перед своим новым другом и, не отрываясь, лихорадочно барабанит пальцами по клавиатуре.
Результат.
Такие случаи компьютерной зависимости – далеко не единичны. Молодые люди перестали знакомиться на улицах, у них есть Интернет, они не гуляют во дворе – ведь компьютерные игры намного интересней, не читают книг, потому что полезной и интересной информации в Сети, по их мнению, можно найти гораздо больше. Что говорить, компьютерная зависимость, поражающая и взрослых людей, на подростков оказывает еще большее воздействие.
Когда стоит задуматься?
Психологи разработали список тревожных симптомов:
– навязчивое желание проверить свою электронную почту;
– постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
– пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Сети или веб-серфинг);
– нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
– раздражение при вынужденном отвлечении;
– неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
– расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
– забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
– пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
– злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
– готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
– ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
– обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.
Предлагаю всем пройти тест
«Есть ли у вас зависимость от компьютера?»
1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон. Да Нет
2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире
9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями Обработка результатов
За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл.
За ответ «Нет» – 0 баллов Результаты:
Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.
В итоге, хочу сказать, что игры – это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно «правильно» играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого.
Источник
КЛАССНЫЙ ЧАС
«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА»
5-9 класс
Ткаченко О.Н. – учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 251 г. Фокино Приморский край
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни; расширять знания учащихся о вреде компьютерных игр.
Педагогические задачи: проинформировать школьников о вреде и пользе компьютерных игр; выделить направления профилактических мер при работе с компьютерными играми, воспитывать у учащихся уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность в себе; способствовать формированию у учащихся отрицательного отношения к компьютерным играм.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся получат первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, знания о негативном влиянии компьютерных игр на здоровье человека.
Личностные: учащиеся осознают необходимость ведения здорового образа жизни, проявляют познавательный интерес к учебному материалу.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
Педагог: Проблема компьютерных игр и их влияния на психику человека рассматривается и обсуждается с появления компьютера. Ученые бьют тревогу.
Компьютерная зависимость — болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми; недостаток внимания со стороны родителей; неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении. Увлечение компьютерными играми может повлиять на дальнейшую судьбу: уменьшается круг общения и, как следствие, отсутствие жизненного опыта; ухудшается зрение, состояние здоровья; может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение; ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни; у детей развивается тяга к агрессии и даже кровопролитию.
Итак, сегодня мы поговорим с вами о вреде компьютерных игр и мерах профилактики.
2. Основная часть.
Как вы думаете, в чем причины компьютерной зависимости?
Как компьютерные игры могут повлиять на здоровье школьника?
Что такое компьютерные игры?
Ученик 1. Компьютерная игра — это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса. Игры создаются на основе фильмов и книг. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства. Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х годах. Выделяют следующие виды компьютерных игр: приключенческая игра, боевики. Боевики подразделяются на: «шутеры», «файтинги», «ужасы» и т.д. Существуют ролевые игры, игры стратегии, головоломки, забавы и т.д.
Ученик 2. Не все игры могут хорошо влиять на подростка. Существует много обучающих и познавательных игр, где ребенок может развивать свой интеллект. Компьютерные игры развивают: быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов в комплексе, память, внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. Компьютерные игры учат: классифицировать, анализировать и обобщать, находить нестандартные решения в сложной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Компьютерные игры выполняют важную психотерапевтическую роль, они помогают ученику изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния, поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд.
Ученик 3. Многие игры – если им посвящать ограниченное время – полезны для формирования разных умений. Так, ролевые игры (например, Baldur’s Gate) развивают социальные навыки, игры-стратегии (Heroes 3 или Warcraft) тренируют способности к анализу, а «стрелялки» (Quake или Counter-Strike) отрабатывают навык работы в команде, тактические решения и реакцию. Игры-симуляторы (гонки, полеты на самолетах, как «Ил-2» или NFS) расширяют кругозор и помогают разобраться в технике, логические игры развивают пространственное мышление.
Выделяют и минусы компьютерных игр: компьютерные игры влияют на здоровье; на психику; на зрение; на кисти рук; на тазовые органы; на пищеварение; на опорно – двигательные аппараты; на лишение индивидуальности.
Диспут (3-4 мин.).
А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной:
– Я играю в компьютерные игры, потому что они познавательные.
– Мне интересно с друзьями, а не с компьютером.
– Я прихожу из школы и сразу же сажусь за компьютер.
-Я не могу жить без компьютерных игр.
– Я считаю, что компьютерные игры мешают мне учиться.
Педагог.
Какой вывод вы можете сделать? У большинства ребят – компьютерная зависимость!! Таким образом, компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз. Рассмотрим влияние компьютерных игр подробнее.
Ученик 4. Психологи замечают, что чем больше проблем у нас в жизни, тем мы быстрее погружаемся в виртуальную реальность, особенно это касается мальчиков. Игра наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок. Дети отвыкают от книг и много смотрят мультфильмы, начинают мыслить технологически, а не творчески. Результаты многочисленных тестов, которые проводили психологи с детьми, играющими подолгу в жестокие компьютерные игры, таков: компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным.
Ученик 5. Психологи обнаружили еще одно заболевание – маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей (например, Internet, Fidonet и другие). Воспаленные, покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота – вот лишь некоторые симптомы новой болезни. “Сетеголики”, так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него. Согласно полученным данным, зависимостью обладает всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой “ящик”, кто в разговорах использует жуткий жаргон, напоминающий речь уголовников, кто в своих виртуальных странствиях забывает о времени, кто ест перед монитором, а не за столом и на обращение к нему отвечает лишь кивком головы или пожатием плеч.
Педагог. Таким образом, компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным. У вас формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения с взрослыми в семье, со сверстниками. Вы живете в иллюзорном мире и чувство самосохранения у вас притупляется или отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.
Но это еще не все. Перед вами методика Мюнстерберга
Методика направлена на определение избирательности внимания. Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнп
Время работы: 2 мин.
Тестовый материал
Фамилия испытуемого ___________________________________
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк
дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэ
рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
Интерпретация (33 слова)
Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.
Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. сверьте свои результаты с ключом к тесту.
Если вам удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.
Данные результаты говорят, что увлекаясь компьютерными играми, втягиваясь в виртуальный мир в напряжении, ребенок подрывает психику, становится нервным, импульсивным, раздражительным. У него появляется стрессовое состояние. Иногда увлечения компьютерными играми может перейти в психологическую зависимость. Особенно опасны они для школьников и молодых людей с неокрепшей еще психикой. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Следовательно, необходимы профилактические меры для профилактики зависимости у школьника от компьютерных игр.
Как вы думаете, какие меры нужно предпринимать для профилактики? (отвечают школьники)
Ученик 6. Выделяют следующие аспекты профилактики компьютерной зависимости:
1. познакомить ребенка с временными ограничениями, нормами;
2. контролировать разнообразную занятость ребенка (кружки, секции);
3. приобщать к домашним обязанностям;
4. культивировать семейное чтение;
5. ежедневно общаться, говорить об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения и деградации личности;
6. контролировать круг общения
7. учить правилам общения, способам снятия эмоционального напряжения, выходам их стрессовых состояний.
8. осуществлять цензуру компьютерных игр и программ;
9. контролировать выход в интернет, установить запрет на некоторые программы;
10. привлекать в настольные и другие игры;
Педагог.
Запомните следующие правила
Если вы подозреваете, что у вас компьютерную зависимость и игромания:
настройтесь на спокойное преодоление болезненного состояния;
читайте, гуляйте, сходите в гости;
3. выйдите на диалог с родителями, друзьями;
4. установите норму нахождения за компьютером (не более 15-30 минут);
5. если данные правила не помогают, необходимо обратиться к специалисту.
Молодцы. Сейчас я вам раздам небольшую анкету, ответьте на вопросы данной анкеты:
анкета
1 Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
а) общаюсь в сети; б) читаю книги; в) посещаю кружки, секции; г) играю в компьютерные игры; д)общаюсь по телефону е)провожу время с друзьями; ж) смотрю телевизор.
2.сколько часов в день ты сидишь за компьютерными играми?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
3.с лёгкостью ли вы можете оторваться от компьютерной игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
4.придя, домой вы сразу садитесь за компьютерные игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
5. конфликтовали вы c родителями, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютерными играми?
а) нет; б) да в)
6.устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
7.в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть:
а) развлекательные б) стратегии; в) логические г) шутеры д) не играю
8. как ты считаешь: с приобретением компьютерных игр твой интеллект? а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю.
Результаты анкеты, вы узнаете на следующем классном часе.
Итог.
Итак, давайте подведем итог нашего классного часа.
Скажите, компьютерные игры влияют на здоровье школьников? Докажите свою точку зрения.
Рефлексия
а теперь давайте оценим себя!
Анализ классного часа учащимися
Примерные вопросы: Чем вы занимались на классном часе? Какие трудности вы испытали? Что нового узнали? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?
-Давайте составим синквейн к слову «Компьютерные игры»
Пример: 1.Компьютерные игры
2.интересные, вредные
3. играть, затягивать, скачивать
4.Наносит вред человеку
5. умное изобретение
Молодцы!!
Классный час наш закончился!!
Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.
Источник