Компьютер вред или польза 5 класс

Компьютер вред или польза 5 класс thumbnail

Компьютеры изобрели уже достаточно давно исключительно для пользы человечества. Однако компьютер при всей своей полезности, к сожалению, приносит не только пользу, но и вред, о котором необходимо знать. Возможно, если человеку будет известна такая информация, он начнет меньше времени проводить за компьютером.

Польза и вред компьютера. Какие основные преимущества и недостатки 1

Вред от компьютера:

1. В первую очередь человек, который много своего времени проводит за компьютером, портит свое зрение, даже если он купит специальный защитный экран, он вряд ли поможет ему защитить глаза, конечно, некоторую пользу от этого приспособления можно будет получить, но не такую большую, как хотелось бы. Так что если человек решил выбрать работу, которая зависит от компьютера, то ему вряд ли придется избежать проблем со своим зрением. Во время работы за компьютером нужно обязательно давать отдыхать своим глазам хотя бы каждые два часа по пятнадцать минут глаза должны отдыхать. Такой отдых позволит защитить собственное зрение.

2. Если человек много времени проводит за своим компьютером, то он перестает много двигаться, а это в результате может привести к ожирению и геморрою. Также из-за малоподвижного образа жизни может начать болеть спина, а также другие мышцы. Чтобы избежать таких неприятностей со своим здоровьем, необходимо находить время на регулярные и ежедневные тренировки, которые должны длиться не менее двух часов. Либо можно просто начать прогуливаться по пару часов в день, такая активность тоже должна помочь избежать таких проблем со здоровьем. Также обязательно нужно приобрести для работы за компьютером нормальное удобное кресло, иначе можно будет серьезно испортить свою осанку.

3. Компьютер у многих людей вызывает сильную зависимость и по этой причине еще может появиться бессонница, а если человек будет плохо спать, то в результате его нервная система может серьезно расшататься. Поэтому необходимо всегда знать меру в таком увлечении иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

4. Когда человек проводит много времени за компьютером, занимаясь бесполезными делами, то он просто так теряет свое драгоценное время и еще портит свое здоровье. Поэтому лучше перестать тратить свое время на компьютерные развлечения, лучше потратить его на работу.

Польза и вред компьютера. Какие основные преимущества и недостатки 2

Польза от компьютера:

1. В компьютере можно хранить много нужной и важной информации, которая может пригодиться, если на компьютере есть много памяти, то человеку не придется хранить множество дисков, а это значит, что в жилом помещении не будет собираться много лишнего хлама. Но важно понимать, что порой хранить информацию на компьютере может быть вовсе не безопасно, так как память от перенапряжения может сгореть, поэтому желательно иметь копию важных документов.

2. С помощью компьютера и интернета можно работать, не выходя из собственного дома или же квартиры. Так работать очень удобно, ведь таким людям не приходится зависеть, от кого-то они сами выбирают себе график и работу.

3. С помощью интернета и компьютера можно общаться с друзьями, которые находятся где-то далеко, например, в других странах, то есть людям уже не нужно бежать на почту, чтобы отправить письмо. Также в сети всегда можно отыскать нужную информацию или интересный фильм, а после посмотреть его с помощью своего компьютера.

4. С помощью компьютера всегда можно интересно провести свое время в выходной день, ведь на просторах всемирной паутины имеется множество развлечений.

5. Также есть множество интересных и полезных программ, которые очень полезны, бывают для людей. Так что пользы от своего компьютера можно будет получить довольно-таки много.

  • Это интересно — 9 причин смеяться каждый день — польза смеха для человека

Источник

В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК заметно больше, чем вреда.

Чем вреден и полезен компьютер?

В настоящее время практически ни одно предприятия не обходится без компьютера. Использование компьютерных технологий позволяет создавать базы данных, отчеты. Людям с ограниченными возможностями, инвалидам компьютер помогает получить образование, работать. С созданием всемирной сети Internet человек может получить практически любую информацию, сделать покупки и завести друзей, не выходя из дома. На многих крупных заводах всем производством управляют компьютерные программы. Именно за компьютерными технологиями будущее. Исследования космоса и морских глубин будут доверены компьютерам. Современная наука шагает семимильными шагами, и кто знает, какое изобретение последует дальше.

Жить в современном мире и быть далеким от компьютеров невозможно. Компьютер надолго вошел в нашу жизнь, и сможем ли мы существовать без него в будущем?

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.

Цель нашей работы узнать о пользе и вреде компьютеров. Поэтому поводу постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на человека. Но так ли это? Как можно уберечь себя от опасности?

Положительное влияние компьютера на человека

Положительное влияние компьютера на человека мы исследовали на примере компьютерных игр. Выяснили, что компьютерные игры развивают:

  • быстроту реакции,
  • мелкую моторику рук,
  • визуальное восприятие объектов,
  • память и внимание,
  • логическое мышление,
  • зрительно – моторную координацию.

А также компьютерные игры учат:

  • классифицировать и обобщать,
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации,
  • добиваться своей цели,
  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

Человек, который с детства свободно ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, человек попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают человеку починить стену дома (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, люди ощущают свою значимость. А если в конце задания играющему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у восторг, повышает самооценку.

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Негативное влияние компьютера на организм человека

Компьютеры влияют на разные системы органов организма человека. Особенно опасно влияние электромагнитных излучений, ухудшение зрения, нарушение психики (особенно у подростков), заболевания мышц и суставов. Разберем подробнее эти нарушения, объясним их появление и меры борьбы с ними.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени,
  • воздействие электромагнитного излучения монитора,
  • утомление глаз, нагрузка на зрение,
  • перегрузка суставов кистей,
  • стресс при потере информации.
  • Токсичность

Существует мнение, что компьютер может быть более или менее “ядовит”, и это имеет существенное значение для пользователя.

Почему, например, пользователя должно волновать наличие в компьютере тяжёлых и цветных металлов? Он же не собирается употреблять свой ПК в пищу. Те дозы, которые можно получить во время обычной работы, стоит рассматривать не как вредные металлы, а как полезные микроэлементы. Конечно, разбив монитор на рабочем месте можно суметь отравиться, однако на фоне общей экологической обстановки токсичностью компьютера можно пренебречь.

Конечно, содержание, например, свинца скажется, когда пользователь будет выбрасывать ПК на свалку, но в настоящее время утилизация ПК не способна заметно повлиять на состояние российских свалок.

Читайте также:  Семена пажитника польза для мужчин

С некоторой натяжкой можно считать токсичными вещества, которые некоторое время выделяются из пластиковых деталей ПК. Тот самый характерный “запах нового компьютера”. Практика показывает, что целый день, проведённый в душном помещении, заваленном новыми корпусами ПК, может оказать заметное отравляющее воздействие. Этот запах стоит учитывать как вредный, но важно помнить, что он исчезает за несколько дней, в крайнем случае, недель.

Шум

Тому, кто простоял хотя бы одну смену в среднестатистическом цеху, трудно объяснить, что шум компьютеров вреден. Действительно, не так уж они и шумят. Однако, утомление от такого шума – это легко наблюдаемый факт. Вопрос только в том, что больше влияет на утомляемость, конкретная модель вентилятора или, например, акустика комнаты. Даже сами представители “авторитетных” комиссий не смогут это точно определить. С другой стороны, степень износа вентилятора и количество смазки в нём значительно больше влияют на шум, чем изначальный выбор модели.

В свете появления систем водяного охлаждения и вентиляторов с уровнем шума менее 20 дб, стоит начать говорить не об уровне и характере шума, а о наличии его вообще, однако авторитетные борцы за здоровье уделяют этой теме слишком мало внимания. Вероятно, это происходит потому, что доля вентиляторов в стоимости ПК относительно небольшая.

Электромагнитное излучение

Слово “радиация” (radiation) в документации к ПК означает всего лишь “излучение”. Такое же, как у Солнца.

Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Одним из наиболее распространенных источников электромагнитного излучения является компьютер. Наибольшее излучение не со стороны экрана монитора, а со стороны задней стенки.

Источник

1. Привлечь внимание учащихся к проблеме.
2. Выяснить, какую пользу приносит использование компьютера и какой вред наносит неправильное использование компьютера здоровью человека.
3. Познакомить с упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

1. Компьютер, проектор, экран.

2. Карточки для групповой работы (Упражнения для глаз, упражнения для осанки).

3. Памятка для учащихся.

У меня один лишь друг,
Компом все его зовут.
Целый день с ним провожу,
На прогулки не хожу.
Спортом я не занимаюсь,
И совсем не закаляюсь.
Я сутулый и хромой,
Чувствую, я больной.

Фильмы, игры поглядеть.

Выхожу вплоть до упора.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные “трубят” о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг? Неужели станем такими же, как ученики из сценки? Компьютер нам поможет или навредит?

4. Обсуждение. Дети называют свои «за» и «против». Сравнение с материалом слайдов.

Вывод: нашу жизнь невозможно представить без компьютера.
Сегодня на классном часе мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

1) Зрение

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углублении черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят пыль, ветер, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слёзы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки. В слёзной жидкости есть вещество, которое убивает микробы.
Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения, причём преимущественно миопию, т. е. близорукость. Способствуют возникновению миопии переутомление глаз, слабое освещение, длительные игры на компьютере, плохое питание, наследственная предрасположенность. (открытыйурок.рф›статьи/637588/)

1 группа по опорной карточке готовит и проводит “Гимнастику для глаз”. (saymigren.net›…glaz…uluchsheniya…blizorukosti.html)

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детям обязательно нужно следить за здоровьем глаз. Особенно тем, у кого врожденные проблемы или испорченное зрение по наследственности. Детям тоже нужно делать упражнения для глаз. Детская зарядка для глаз при близорукости может быть в виде игровой минутки или прохождении по зрительным тренажерам.

ГИМНАСТИКА ПО СТУПЕНЬКАМ

Стать на расстоянии 1 м от окна.

Руку вытянуть пред собой и рассмотреть все линии на ладони.

Взгляд перевести на оконную раму. Рассмотреть все мелкие детали и трещины.

Посмотреть за окно. Найти понравившееся дерево и внимательно рассмотреть все ветки и листочки.

Перевести взгляд на дальнее расстояние и рассмотреть дом и все его составляющие.

Поднять голову и посмотреть в небо несколько секунд.

Возвращаться нужно в обратном порядке. То есть, посмотреть на дом, дерево, оконную раму и линии на ладони.

Получается своеобразная лестница. На каждой ступеньке задерживаться на 5 секунд.

УЛУЧШЕНИЕ ЦИРКУЛЯЦИИ КРОВИ В ГЛАЗНЫХ ЯБЛОКАХ У РЕБЕНКА

движение глазами слева направо и наоборот;

движение глазами вверх-вниз;

рисование глазами круга;

быстро сжимать и разжимать глаза;

рисовать глазами диагональ;

смотреть глазами на кончик носа.

Каждое упражнение нужно выполнять 5 раз в каждом направлении.

2) Осанка
Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состояние позвоночника очень важно для здоровья. Помещённый внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. В “списке болезней” школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место. Каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Человек должен всю жизнь следить за своей осанкой, развивать его гибкость. (открытыйурок.рф›статьи/503493/)

2 группа по опорной карточке готовит и проводит упражнения для осанки

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки (supermams.ru›uprazhnenij-osanki-detej.htm)

  1. Ноги на ширине плеч, руки располагаются на талии. На «раз» попытайтесь сомкнуть локти так, чтобы лопатки соприкоснулись. На «два» верните руки в исходную позицию. Повторов – 5.

  2. Спина прямо, руки разведены в стороны. Двигайтесь руками назад по кругу, стараясь не опускать их.  При этом тело должно оставаться неподвижным. Повторов – 10.

  3. Широко расставьте ноги, руки расположите на плечах так, чтобы локти смотрели строго в противоположные стороны. На «раз» — наклон вперед, на «два» — в обратное положение. Спину держать все время прямой. Повторов – 5.

  4. Сцепите руки за спиной в замок. Сделайте по 5 наклонов в обе стороны.

  5. Возьмите гимнастическую палку за концы обеими руками, выпрямите их перед собой. На «раз» — приседание, на «два» — возвращение в обратную позу. Повторов – 5.

  6. С этой же палкой и в том же положении потянитесь наверх из всех сил, приподнимаясь на цыпочки. Почувствовали напряжение — вернитесь обратно. Повторить 5 раз.

  7. Расположив руки на поясе, походите по кругу, через каждые 3 шага делая подскок.

Закончите занятие восстановлением дыхания: 3 раза поднимите на вдохе руки наверх, а на выдохе опустите их. Во время упражнений нельзя сутулиться — спина всегда должна оставаться прямой. Эти упражнения для осанки подойдут детям в целях укрепления мышц спины, рук, живота, ног.

3) Общение

Ученик: Я не люблю общаться с ребятами, потому что считаю их капризными и жестокими. Они могут высмеять, когда отвечаю у доски. Нужно всегда быть с приятелями внимательным, любезным. Фу! Для меня это обременительно и сложно. Поэтому предпочитаю общение с компьютером. Не ладится игра – выключил и все дела! Не нужно ссориться и переживать.
Учитель: Что вы думаете по поводу откровений мальчика?

Выслушиваются ответы ребят.

Учитель: Дорогие ребята! Вы правильно заметили, что этот ребенок очень одинок, не уверен в себе, ленив. Сегодня я познакомлю вас с простыми упражнениями для расслабления перед общением, повышения самооценки:

а) Глубокое медленное дыхание: 1–2–3–4 (вдох), 5–6–7–8 (выдох) и т.д.
б) Из йоги: сомкнуть и немного подержать вместе большой и указательный палец, медленно вдохнуть и выдохнуть.
в) Если волнуешься перед ответом у классной доски, высоко подними голову и медленно вдохни, спокойно опусти плечи, представь себя “принцем”, «принцессой».

Читайте также:  Польза и вред компьютера тест

Игра «Я –ЛЕВ»

Инструкция ведущего: “А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется “Я – лев”. Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: “Я – лев Лена”. Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой”. (infourok.ru›uprazhneniya-na…samoocenki-detey…)

4. Страшные факты

Один подросток ограбил собственную бабушку, ЧТОБЫ ПОЙТИ В ИНТЕРНЕТ-КАФЕ.

Другой, наигравшись в игру «Дьявол», ЖЕСТОКО ИЗБИЛ ВТОРОКЛАССНИКОВ.

Третий УМЕР от сердечного приступа ЗА КОМПЬЮТЕРОМ. Выяснилось, что ребенок провел за игрой в Интернете 30 ЧАСОВ.

Игромания, игроман. Определения понятий. (Сообщение ученика). Что бы вы сказали человеку, зависимому от компьютерных игр?

Задание: Напишите письмо игроману.

Выводы.

Учитель: Какие выводы вы сделали для себя, ребята?
Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.
Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.
Обязательно позаботься о своём зрении.
Нужно “дружить” с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.
Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Памятка «Правила работы за компьютером» (см. материалы)

Дети хором читают слова, проецированные учителем на экран:

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
“Лишь ты позаботься о личном здоровье”, –
Такие компьютер нам ставит условия.

(infourok.ru›…kompyuter-polza-i-vred-umnoy-mashini…)

Источник

КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

  1. Вступление

        В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с “металлическим другом”?

        К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все “плюсы” и “минусы” увлечения компьютером, а также учесть индивидуальность ребенка и той ситуации, в которой он растет.

  1. Немного статистики

        За последние годы количество домашних компьютеров резко увеличилось. Всего лет деять назад они были далеко не в каждой семье. Теперь их отсутствие – это скорее исключение, чем правило.

        Важно понять, сколько времени проводит ребенок у монитора. И как именно он его проводит.

        Статистика говорит, что дети проводят у компьютера больше времени, чем их родители.

        На что же уходит время, проведенное ребенком у «компа»?

        Из этой диаграммы видно, что треть детей проводит время за играми.

  1. Польза от использования компьютера

        Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для подростков подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

        Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

        В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

        В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов – когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

        В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем. Многие посчитают довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

  1. Игромания. Причины и симптомы.

        Одно из опасений – увлечение компьютерными играми.

        В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только “загрузить” игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

        Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек – героем. И всего-то надо иметь компьютер и деньги рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже…

        Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов — это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети. Давайте посмотрим на диски, которые представлены на нашей выставке “Компьютерные игры, в которые играют наши дети”.

Что такое “игромания”?

        Игромания — это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Почему происходит. Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры?

  • Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, — это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.
  • Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: “Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?”.
  • Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.
  • Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями – почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то “переделать” себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты “не один такой умный”!
  • Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов “я хочу”, чем со слов “я могу”.
  • И, наконец, сам компьютер – замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то, что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.
  • Отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, “тормозить”, он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, “просчитать” ситуацию.
  • Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
  • Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное – слышать советы и рекомендации. Такая “глухота” начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка – непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
  • Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
  • Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
  • Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.
  • Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
  • Ребёнку в семье некомфортно, так как комната – его личное пространство – устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.
  • Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость.
  • Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за “застрявшим” товарищем.
Читайте также:  Польза инфракрасных лучей на организм человека

Симптомы игровой зависимости

  • Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером.
  • У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
  • Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.
  • Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
  • Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны.
  • Он становится более агрессивным.
  • Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.
  • Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

        Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности.

        Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится “уйти”. А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру…

        В компьютерной игре человек может одновременно и “выплеснуть” свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, “заброшенность” детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

        Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или “стрелялки”, во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие нет?

        Во многом это зависит от особенностей характера человека.

        Психологи выделяют 2 типа: Экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко).

        Экстраверты: Направлены на общение, ответственны, причины неудач – свои ошибки, решительны, не ждут чуда, действуют.

        Интроверты – направлены на внутренние переживания, от них мало что зависит, сваливают на происки судьбы

        Какого типа ваш ребенок? Кого обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может приложить усилия для достижения цели или бросает начатое на полпути?

        Это третья причина формирования зависимости

        Четвертый фактор – степень внушаемости, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле.

        Обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться лидеру.

        Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

        В “группе риска” находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности.

  1. Сетеголизм. Признаки зависимости

        Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

        У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

        Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

        По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

        В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности.

        Со временем такие пользователи постепен?