Комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства

У этого термина существуют и другие значения, см. Тягло (значения).

Тя́гло – система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV – начале XVIII века.

В древних грамотах применялось слово «тягость», позже – тягло, несущий его – тяглый крестьянин[1].

Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог – стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Тягло в Русском царстве[править | править код]

Тягло – в Русском царстве податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и прочие вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожаров, услуги государству и прочее. Ввиду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения в Русском царстве XVII веке относятся крестьянская община и посадская община[2].

Тягло в духовенстве[править | править код]

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в Древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, – с другой, со стороны духовенства – в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священно-церковнослужителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 года отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иване Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, – и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Читайте также:  Чай с чабрецом польза для детей

Санкции за уклонение от уплаты тягла[править | править код]

Тяжесть тягла вела к разнообразным уклонениям от него, и вот – как в гражданской, так и в церковной администрации – является гоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он не оказался из былых, не вышел из службы и из тягла, строгости и правежи. Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 год) псковским священникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: «а которые вященницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю». В наказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священниками приходских дворов и земли или промыть по 2 рубля по 4 алтына 11/2 деньги за каждый утаённый двор; затем поповскому старосте предписывается собрать церковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править без всякой пощады. За неисправный платёж церковной дани патриарх Адриан грозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело от усмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокими сборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, что причт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 году во Пскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей. Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника и людей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжести платежей были «жалованные грамоты», но архиереи давали такие грамоты большей частью только таким церквям, которые находились в государевых сёлах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежей в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлять ратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма и подводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинность городовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали ещё сборам в пользу владельца. Жившие на чёрных землях тянули с чёрными людьми, то есть несли тягло, платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские, стрелецкие, пищальные и другие. Белою, свободною от платежей, считалась только земля церковная, но и с неё духовенство должно было нести некоторые платежи в чрезвычайных случаях, – во время войны и для выкупа пленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинности губной, то есть содержания губного старосты. При Петре I старое архиерейское тягло сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому что попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых платежей, явились ещё новые в пользу школ и богаделен и на жалованье вновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, с духовенства назначен особый государственный сбор, – со священнослужителей – драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с причетников деньгами по рублю; явились новые повинности – караульная по улицам, пожарная (отменённые в 1742 году) и другие. Все эти сборы с духовных лиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, с большими запросами и взятками. В 1764 году, когда упразднено было в церкви существование крепостного права, уничтожено старое тягло, которое несло духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквей дозволено брать только 50 копеек за антиминс, а при поставлении ставленников – по 2 рубля за поставление во диаконы и то же по 2 рубля за поставление в священники; употребление ставленников на работы при архиерейских домах запрещено; в 1765 году отменены сборы за венечные памяти; в 1766 году отменён сбор и подможных денег для полковых священников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты не назначили никаких сумм[3].

Читайте также:  Кальян польза или вред организму

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Муж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. – 2-е изд. – СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880-1882.
  2. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб., 1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895-97).
  3. ↑ Смотри П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обозрение»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

Литература[править | править код]

  • Муж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. – 2-е изд. – СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880-1882.
  • Тягло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
  • Тягло // Советская энциклопедия истории Украины: в 4-х томах = Радянська енциклопедія історії України (укр.) / Відп. ред. А. Д. Скаба. – К.: Гол. редакція УРЕ, 1972. – Т. 4. – С. 314.
  • Тягло // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. – М. : Советская энциклопедия, 1973. – Т. 14 : Таанах – Фелео. – Стб. 633-634.
  • Тягло // Энциклопедия Криворожья. В 2 т. Т. 2. Л-Я : [укр.] / сост. В. Ф. Бухтияров. – Кривой Рог : Явва, 2005. – С. 617.

Ссылки[править | править код]

Словари и энциклопедии

Гранат

Источник

Ответы на вопрос Денежные и натуральные повинности крестьян и посадских людей в пользу государства

  • Тягло – Система денежных и натуральных повинностей крестьян и посадских людей в 15-нач.18 вв. В 1724г. после введения подушной подати термин «тягло» заменён на «подать» (историческое) 5 букв
  • Разгадывать кроссворды
  • Оброк – При крепостном праве: принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством 5 букв
  • Тягло – В Русском государстве XV-XVIII вв.: подати, натуральные налоги и повинности крестьян и посадских людей 5 букв
  • Тягло – Государственные повинности крестьян и посадских людей в Российском государстве в XV в.- начале XVIII в 5 букв
  • Бестягольный – Свободный от тягла – государственной повинности крестьян и посадских людей в Русском государстве в XV-начале XVIII в 12 букв
  • Тягло – Государственные повинности крестьян и посадских людей в дореволюционной России 5 букв
  • Тягло – В России 15 – 18 вв.:государственные повинности крестьян и посадских людей 5 букв
  • Холопы – В 10 – начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию (историческое) 6 букв
  • Пожилое – В Русском государстве 15 – 17 вв. денежный сбор с крестьян при их выходе (выход крестьянский) от землевладельцев в Юрьев день. Введено Судебником1497г. Исчезло с полным закрепощением крестьян. В 17 – 18 вв. штраф за прием беглых крестьян (историческое) 7 букв
  • Штраф – Вид наказания; денежное взыскание, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка. В законодательстве разных государств наряду с термином «штраф» используется также термин «денежное взыскание». Штраф как вид наказания присущ нескольким отраслям права 5 букв
  • Оброк – Принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян 5 букв
  • Тягло – Вид повинности крестьян 5 букв
  • Оброк – Вид повинности крестьян 5 букв
  • Мещанство – Податное сословие из бывших посадских людей в царской России 9 букв
  • Мещанство – В Росс. империи- податное сословие из бывших посадских людей 9 букв
  • Мещанство – В Российской империи: податное сословие из бывших посадских людей; ограниченный кругозор 9 букв
  • Раскол – Общественно – религиозное движение, возникшее в середине 17 в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона (1653 – 1656гг.) и порвавших с официальной церковью. Реформы вызвали протест части духовенства во главе с пртопопом Петровым, а также в среде боярства, белого и черного духовенства, посадских людей, стрельцов, крестьянства (историческое) 6 букв
  • Экстерриториальность – Особые права и преимущества- неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным уголовным и гражданским судам, освобождение от повинностей и налогов, взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представителям 20 букв
  • Прометей – Один из титанов, похитивший огонь у богов с Олимпа и научивший простых людей пользоваться им, за что- по приказу Зевса- был прикован к скале и обречен на постоянные муки (в древнегреческой мифологии) 8 букв
  • Имя – Вам дано, а люди пользуются 3 буквы
  • Имя – Твоё собственное, а люди пользуются 3 буквы
  • Реквизировать – Отобрать (отбирать) в принудительном порядке в пользу государства или на военные нужды 13 букв
  • Ясак – Прямой налог в пользу государства, собиравшийся с народов Поволжья и Сибири 4 буквы
  • Контрибуция – Платежи, налагаемые на побеждённое гос-во в пользу государства-победителя: во время войны оплачивается населением занятой территории, по окончании войны 11 букв
  • Секуляризация – (история) в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению, превращение церковной собственности в государственную. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился 13 букв
  • Конфискация – Изъятие по постановлению судебной власти в пользу государства имущества, ценностей и т. п 11 букв
  • Налог – Отчисления в пользу государства 5 букв
  • Налог – “Пожертвование” в пользу государства 5 букв
  • Налог – Грабёж в пользу государства 5 букв
  • Налог – Вычет в пользу государства 5 букв
  • Налог – Сбор в пользу государства 5 букв
  • Налог – Пожертвование в пользу государства. 5 букв
  • Налог – Пожертвование в пользу государства 5 букв
  • Подоходный – 10 так раньше назывался налог удерживаемый с работников предприятия который является обязательным удержанием в пользу государства 10 букв
  • Дотация – Денежные средства, выдаваемые предприятиям, организациям из бюджета государства безвозвратно 7 букв
  • Субвенция – Вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки 9 букв
  • Субвенция – Вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства 9 букв
  • Сообщество – Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели 10 букв
  • Иммиграция – Въезд, переселение людей в государство на длительное или постоянное жительство из других стран 10 букв
  • Иемен – Счастливые или богоизбранные люди; название государства в Африке после принятия иудаизма (историческое) 5 букв
  • Старожильцы – Крестьяне, поколениями проживавшие на определенном участке земли и обязанные повинностями в пользу феодала или государства (на Руси конца XIV в.- начала XVI в.) 11 букв
  • Тягло – В Русском государстве до 18 в.: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения 5 букв
  • Тягло – В Русском государстве до 18 века: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения 5 букв
  • Барщина – Повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли последнего, заключающаяся в даровом обязательном, преимущественно сельскохозяйственного характера, труде 7 букв
  • Оброк – Одна из основных форм эксплуатации крестьян помещиками при крепостном праве, в результате которой помещик взимал с крестьянина натуральный или денежный сбор 5 букв
  • Оброк – Принудительный натуральный или денежный сбор с крепостных крестьян 5 букв
  • Совхоз – Государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. В отличие от колхозов, являвшихся по закону добровольными кооперативными объединениями крестьян, созданными на средства самих крестьян, совхоз управлялся государством. Работающие в совхозах были наёмными работниками, получавшими фиксированную заработную плату в денежной форме, в то время как в колхозах до середины 1960-х 6 букв
  • Субсидия – Пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам 8 букв
  • Субсидия – Денежное или натуральное пособие со стороны государства, учреждения 8 букв
  • Субсидия – Пособие в денежной или натуральной форме со стороны государства или учреждения 8 букв
Читайте также:  Критика на пользу критика во вред

Источник