Консультация родителям о пользе домашнего чтения

Тема  «О пользе домашнего чтения»

Вспомните, как кто-то из наших классиков сказал: «Книга – источник знаний. Любите книгу!» Это понимали ещё в древности, когда не было книг привычной для нас формы. Древние книги ценились на вес золота и передавались по наследству. Мудрые  люди считают, что чтение произведения, которое написано хорошим писателем, способствует развитию ясного, определенного, связного и чёткого мышления, а в итоге, и речи.

      Нашу страну когда-то, называли самой читающей страной в мире, а нас самой читающей нацией. Ведь когда-то родители начинали читать своим малышам сказки ещё до того момента, как они пытались освоить ходунки.

      Но, к сожалению, в последние годы с чтением книг ситуация изменилась не в лучшую сторону. Взрослые стали больше посещать кинотеатры, общаться по Интернету, длительное время просиживая перед компьютером. Дети, подражая своим родителям, тоже могут часами сидеть за игровыми приставками или за чтением комиксов, которые не дают ребенку полезной информации. Зато детей совершенно невозможно заставить читать книги. Учителя в итоге забили тревогу, так как дети даже в старших классах не могут правильно написать сочинение, речь многих детей совершенно не развита.

      Это всё влияет не только на такие школьные предметы как русский язык и литература, но и на остальные предметы, так как школьники не в состоянии выразить свои мысли как они пытались.

       Люди стали проводить больше времени у телевизора. Учёные давно заметили, что длительное пребывание у компьютера или телевизора делает человека глупее, а чтение хороших книг, наоборот, расширяет кругозор человека и делает его умнее.

       Что же такое «хорошая книга»? Что она должна из себя представлять? Если книга настолько интересна, что её хочется прочитать «от корки до корки», если она развивает, если вы про книгу не можете сказать, что прочитали её «через силу», значит это хорошая книга. Хорошее произведение должно быть написано разнообразным богатым языком, должно быть поучающим и заключать в себе глубокий смысл.

      Речь идет о тех произведениях, которые заставляют нас задуматься, где-то выразить свои эмоции: страх, негодование, а может, и смех. Содержание таких произведений мы помним долгие годы, а когда уже наши дети подходят к нам и спрашивают, о чем та или иная книга, мы смело можем кратко рассказать содержание, не боясь упустить мелкие детали произведения. Поэтому взрослым стоит ещё прежде, чем купить недорогие детские ходунки, приобретать ребенку специальную детскую литературу и прививать любовь к чтению с самого раннего возраста.

   В пользу чтения хотелось бы привести несколько фактов:

   – Чтение оказывает большое влияние на духовное развитие и нравственные ориентиры  человека, который после прочтения того или иного классического произведения, начинает меняться.

   – Чтение книг полезно и родителям.

   Вы, наверное, не раз замечали, что вам тоже хочется взять в руки книгу и почитать, когда вы видите, как читает ваш ребенок.

   – Чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие.

   Если вы о чем-то тревожитесь, вас посещают грустные мысли, возьмите одно из произведений О. Генри и вы тут же обо всем забудете, так как произведения этого писателя необычайно остроумны.

   – Чтение книг улучшает работу мозга.

   Когда вы читаете серьезное произведение, вам приходится постоянно думать о том, какую мысль хотел выразить писатель, это заставляет мозг работать быстрее.

   – Чтение произведений научит вас общаться с людьми.

   Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас проснется великий талант рассказчика, и вы станете интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

Многие из нас могут задать следующий вопрос: « Почему бы тогда не начать читать книги в электронном виде?».

Дело в том, что при чтении электронных книг наши глаза сильно устают, чрезмерно напрягаются, скорость чтения при этом падает.

 При чтении книг в стандартной форме глаза не сильно напрягаются, а скорость чтения повышается в разы.

Итак, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений.

Источник

Вагина Наталья
Консультация для родителей «О пользе семейного чтения»

О пользе семейного чтения

детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.

Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям. И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.

Читайте также:  Творожный крем польза и вред

А ведь чтение вместе – это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно – эстетическое развитие личности.

Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.

Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное, физическое и социальное развитие.

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.

Повышает уважение к себе.

Вырабатывает мотивацию поступков.

Стимулирует воображение.

Дает возможность отдохнуть.

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.

Увеличивает запас слов.

Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.

Улучшает его восприятие (умение понимать).

Чтение вслух стимулирует физическое развитие.

Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.

Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.

Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).

Чтение вслух стимулирует социальное развитие.

Время проводится в контакте с ребенком.

Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.

Читающий узнает интересы другого.

Повышается уверенность в себе.

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание и т. п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания.Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Организация чтения дома

Найдите спокойное место.

Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами,а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.

Для родителей «ДА»

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

Дарите ребёнку книги.

Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

«НЕТ»

Не заставляйте читать насильно.

Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.

Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.

Читайте также:  Винегрет польза для организма человека

Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны, как и другие, а так же сопереживание, и обсуждение.

Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.

Как выбрать хорошую книгу для ребенка?

Обратите внимание на то, что книга для детей должна не только развивать, но, по возможности, воспитывать и давать знания. Для того, чтобы она всегда была интересна ребенку,в ней должны присутствовать:

— занимательность повествования (а это быстрая смена событий, сюжета, использование юмора);

— предметные и зримые художественные образы (то есть, чтобы ребенок легко мог представить себе то, о чем читает);

— богатый, точный, эмоциональный язык (ясный, понятный, НО! обязательно литературный, без детского лепета);

— лиризм повествования (то есть книга должна вызывать эмоции, чувства);

— и, желательно, ярко выраженное отношение автора к событиям и героям.

Если в книге все это есть, то вы сделали правильный выбор! Кроме того, если вы уже слышали об авторе и знаете, что он ЛЮБИТ детей — это во многом определяет то, как будет написана его книга.

Теперь вы знаете, как выбирать хорошую книгу для своего ребенка! А значит, вы всегда будете выбирать и покупать ему только хорошие книги. Поздравляю!

Книга лучший подарок!

Если вы не знаете, что подарить ребенку на праздник, будь то День Рождения или Новый год,то осмелюсь вам посоветовать: подарите ему книгу!Каждый из нас слышал такое изречение: «Книга — лучший подарок!»

Пусть это будет книга, которая подарит ребенку знания, разовьет его любопытство. Пусть это будет книга, которая полезна ребенку!

Наверняка не раз вы слышали истории о том, как кто-то купил детское издание, а оно оказалось пустым и бесполезным. И ребенок полистал его и бросил. Такого не должно быть! Ведь правильно подобранная книга может дать ребенку многое, с ее помощью можно воспитывать ребенка, увлекать в путешествия, обучать чему-то и развивать.

Купить книгу в подарок

Если ребенок не любит читать или вам хочется сделать оригинальный подарок, подарите ему книгу про самого себя! Любому ребенку будет интересно читать про себя. Любой ребенок обрадуется такому подарку! И, возможно, впоследствии это подтолкнет его к чтению других книг и разовьет его читательскую любознательность. А представьте себе, с какой гордостью и с какой радостью он будет показывать эту книгу своим друзьям! Ведь она написана про него! И написана очень интересно!

Желаете подарить ребенку издание про него с яркими декорациями и подходящим текстом? Таких предложений очень немало. Ищите и находите идеальную книгу для своего ребенка!

Источник

                   Консультация для родителей

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
                                                                                                                                   (М. Горький) Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. 
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
 На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?

Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то,прочные ли страницы и обложка.  Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.

Читайте также:  Распределение имущественного вычета в пользу супруга

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:

с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: 
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.                                
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца.  При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу. 
Причинами  такого «прохладного» отношения к книгам являются: 
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать. 
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
 Этапы ознакомления с книгой:  
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький». 
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи. 
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию. 
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.)          

 Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.

Источник