Критика на пользу критика во вред

Никому не нравится получать критические замечания в свой адрес. Это тяжело эмоционально и очень больно бьет по самолюбию человека, порой даже хочется расплакаться. Однако критика может носить не только разрушительный характер, но и созидательный.

Созидательная или конструктивная критика – это всегда путь к самосовершенствованию, возможность максимально проявить свои способности. Если правильно воспринимать такую критику, можно получить ценные советы, определить наиболее эффективные направления развития, выстроить план действий.

Разрушительная критика, напротив, не всегда объективна и имеет какую-то цель, поэтому она наиболее болезненна.

Для того чтобы воспринимать критику легко и правильно, нужно всегда соблюдать два основных условия.

Быть уверенным в себе, в своих силах.

Без веры в себя, в свои силы, дойти до своей цели и получить результат, невозможно. Именно твердость в достижении цели не позволит даже самой жесткой критике нарушить планы и будет стимулировать к активности.

Четкая формулировка цели.

Необходимо иметь четкую цель и идти к ней. Если цель определена, конкретна и понятна, то критика может быть лишь на пользу. Из критических замечаний оппонента можно вычленить массу интересных и полезных идей, или, напротив, абстрагироваться от критики и не воспринимать ее.

Существует несколько правил, для того, чтобы эффективно справиться с критикой, и извлечь из нее пользу, а именно:

– не стоит вступать в полемику и поддаваться эмоциям. Можно глубоко вдохнуть, улыбнутся и «отпустить» ситуацию. Лучше всего на ближайшие 20 минут найти интересное занятие, а затем, успокоившись, действовать и принимать решения;

– перенести критику на любой внешний объект. Критика в этом случае будет направлена на объект, а не на конкретного человека. Тогда, разрушительная критика не будет эмоциональной и болезненной, а из конструктивной критики можно будет почерпнуть массу полезного;

– важно уметь слушать и не оправдываться. Инстинктивно человек во время критики начинает защищаться, тем самым как бы признавая, что был не прав. Кроме того, оправдываясь, он упускает возможность получить ценные советы и ускорить собственные развитие;

– обсуждать разные мнения. Порой у людей, которые настойчиво идут к своей цели, появляется некая зашоренность взглядов. В процессе критики можно услышать много новых и интересных предложений, полезной информации, скорректировать свой план действий;

– поделиться своими впечатлениями. В психологии данный метод называется методом «вентиляции», когда человек рассказывает о своих ощущениях и переживаниях. В процессе разговора он как бы разбирается в причинах критики, анализирует ее, переосмысливает свои действия, осознает свои эмоции и продумывает дальнейшие шаги и действия.

Как видно, критику очень часто можно использовать как средство самосовершенствования. Так, например, проанализировав все, и определившись в дальнейшем направлении развития, можно записать выводы. Память порой стирает нужную информацию или может ее исказить, а может выдать только то, какой неприятной и болезненной была критика. Чтобы этого не случилось лучше зафиксировать наиболее важные ее моменты.

Из полученных выводов можно легко составить план изменений, которые будут реализованы в дальнейшем. Это будет своего рода пошаговая инструкция к действию, она значительно упростит достижение поставленной цели.

Важно помнить, что критика – это всегда возможность сделать паузу, переосмыслить, проанализировать, откорректировать свои действия, свою жизнь.

Ну и, конечно, никогда не стоит останавливаться в самосовершенствовании. Остановились, проанализировали, сделали выводы и снова вперед!

Ну и конечно пальчик вверх за инфу от нас! Ждем вас в подписчиках канала!

Источник

Говорят, что любая критика может принести пользу. Даже самый ругательский разнос всё равно полезен — ведь там неизбежно есть рациональное зерно.

И, говорят, если вы не видите в критике пользы, значит, вы не очень-то и хотите расти-развиваться. Фу, не хорошо так. Вас тут критикуют, стараются ради вашего развития, а вы нос воротите. Не стыдно?

Давайте разберёмся, что тут к чему.

Польза в критике

Да, действительно, из любой критики можно извлечь пользу. Любая формулировка — от «аффтар, выпей йаду и убейся ап стену» до «Скажите, а вы думали вот здесь сделать вот так?» — всё равно содержит что-то полезное.

Если у вас хорошо развита установка на развитие, то формулировки вам не помеха. Вы из чего угодно сможете вытащить полезное зерно (подробнее об установке на развитие см. вот здесь). 
Вопрос не в этом. Вопрос в другом — а стоит ли оно того? Стоит ли овчинка выделки?

Представьте, что вы начинаете заниматься фотографией. Как-то вы отправились за город, увидели интересную натуру, сделали пейзажную фотографию. Вернувшись домой обработали её, как полагается, и выложили на всеобщее обозрение.

Разумеется, добрый люди немедленно стали сообщать вам всё, что думают о вашем так называемом творчестве. Критики — хоть залейся. Значит ли это, что сейчас надо извлекать пользу из каждой реплики?

Прежде ответа на этот вопрос, давайте кое о чём договоримся. 

Если мы говорим об извлечении пользы из критики, мы говорим об усилиях. Извлекать — это значит прикладывать какие-то усилия.

Пусть усилия измеряются в условных килоджоулях. Извлекая из критики пользу, вы, прикладываете усилия и, следовательно, тратите наши условные килоджоули.

Уверен, вы поняли, куда я клоню.

Критика и килоджоули

Вот вам написали «аффтар, выпей йаду и убейся ап стену». Можно ли из этой критики извлечь пользу? Можно. Ещё раз внимательно осмотреть фотографию, крепко подумать и в итоге найти что-нибудь, что стоит исправить.

А сколько это извлечение будет вам стоить? Явно же не один килоджоуль! Тут все восемьсот потребуются, а то и тысяча.

Допустим, вам написали, мол, горизонт завален, цветокор паршивый. Тут уже полегче — хоть какая-то конкретика. На извлечение пользы от такой выгоды потребуется где-то 500 условных килоджоулей.

Наконец, пусть вам напишут примерно так «Пробовали ли вы использовать штатив и поставить выдержку на такое-то значение? Смотрите, вот моя фотография пейзажа без штатива и с одним вариантом выдержки. А вот другая — штатив есть и выдержка другая».

На извлечение пользы из такой критики нужно совсем мало условных килоджоулей. Пятьдесят, может, даже меньше.

Здесь человек сделал всё, чтобы вам не пришлось вкладывать в обработку критики много усилий. Всё по делу, вежливо, аккуратно, пользуйтесь на здоровье.

Как относиться к критике

Соответственно, вот вывод. Если автор критики не позаботился сделать критику лёгкой для обработки, то к ней нужно отнестись так же. Критикующий не приложил усилий, чтобы сделать критику качественной? Не прикладывайте усилий, чтобы осмыслять эту критику. Как говорится, по мощам и елей.

Другое дело, если критик приложил большие усилия и сделал критику такой, что вы легко понимаете что и как нужно изменить. Здесь всё строго наоборот — если человек много постарался ради вас, стоит постараться ради него.

Читайте также:  Польза вина для женского здоровья

Вот и вся нехитрая идея. Критик вывалил на вас кучу слов и умчался в даль? Не ройтесь в этой куче в поисках жемчуга, игра не стоит свеч.

Критик потрудился и разложил всё по полочкам? Поблагодарите его, человек действительно постарался.

Это, как по мне, один из лучших способов взаимодействовать с критикой и критиками.

А у меня всё, спасибо за внимание.Если у вас есть замечания и/или предложения, пишите их в комментарии. Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы видеть больше моих статей.

Источник

Критика — опасна. Она вызывает обиды и протесты. Портит отношения и провоцирует различные конфликты. И к тому же от обычной критики (особенно – в грубой форме), критикуемый лучше не становится и зачастую получает эмоциональные и психологические травмы.

Но как часто вы встречали отношения в которых нет критики?… Ведь обычно – ссоры, обиды, разлад отношений.

Что же делать? Выход есть. Освоить “Грамотную критику”. Если человеку давать критику грамотно и правильно, то и картина координально меняется.

Зачем же вообще нужна такая критика? Правильная критика, на самом деле – необходимая, нужная услуга.

Ведь сам человек зачастую не видит в своём поведении недостатки. “Как говорится в общеизвестной пословице “В своём глазу и бревна не видишь…” Нам сложно увидеть свои недостатки, так же ярко, как видят их люди с которыми мы общаемся дома, на работе, в дружеской компании.

Справедливая критика подсказывает нам, где и в чём мы не правы, даёт возможность исправить ситуацию и выполнить какое либо задание или дело более качественно. Она даёт нам возможность стать лучше.

Правильная критика экологична, она сохраняет отношения и даёт возможность избежать ссор и конфликтов. Конструктивна, так как помогает любые вопросы решать более эффективно.

Во многих ситуациях нам или нашим партнёрам обязательно нужна помощь извне, и было бы замечательно что бы такая помощь приходила через грамотную критику.

Грамотная критика построена на трёх китах:

  • ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать
  • отмечать не то что плохо, а что и как можно сделать лучше
  • в результате у человека должно оказаться не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или исправить сделанное)

– В чём же секрет грамотной критики? И как её правильно делать? Если вы освоите простые навыки такой критики, то сохраните и нервы (как всои, так и критикуемого), и мир в отношениях.

Правильная критика строится по формуле Плюс – Минус – Плюс.

Первое что мы делаем, это настраиваемся на позитивный лад если нужно успокоиться – успокаиваемся (не нужно критиковать, если в вас всё бурлит и ярость клокочет) И устанавливаем контакт с человеком, говорим ему что либо приятное, хвалим какое либо качество и т.п. То есть создаём для него ресурсное состояние. В этом случае, человек не обидится на нас и не уйдёт в защиту.

Второе – минус (“наша помощь” или как можно сделать лучше). Тут говорим – не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить. Именно изменить, а не исправить (так как слово “исправить” – может спровоцировать конфликт). По возможности, это «изменить и добавить» нужно сделать досконально понятным и конкретным. И тогда “минус” оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и человек, которому дают критику, вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!», проявляет понимание, что его не хотели унизить, понизить его статус, уличить в ошибке, а просто хотели помочь.

Какой первый вопрос задает водитель, когда пассажир садится в такси? Водитель спрашивает: «Куда вы едете?». Вы можете ответить: «Я ненавижу быть здесь. У меня здесь масса проблем. Просто ужасно здесь находиться». Однако, терпеливо выслушав вас и признав ваши неудобства, водитель, в конечном счете, должен будет вежливо повторить вопрос: «Так куда вы хотите ехать?». Вы можете ответить так: «Ну, я не хочу ехать в «Макдоналдс»: я там отравился. А в зоопарке, меня укусил жираф. И, конечно же, я не собираюсь ехать туда, где холодно, и туда, где жарко». И снова водитель может любезно признать ваши тревоги, но все же должен будет спросить: «Так куда же вы, в таком случае, хотите ехать?».

Можно сколько угодно говорить о проблемах, но дело не сдвинется с места, если не отвечать на вопрос, а “Куда же ехать?”

Третье – снова плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

Например: «Ведь ты же — талантливый? У тебя обязательно всё получится!»

Итого, начинайте с достоинств, продолжите трудным, завершите приятным.

Пример:

Выехав из дома, муж забыл важные документы — пришлось возвращаться за ними назад, опаздывая на работу. Неправильная критика. Слова жены: “Ну, ты как всегда! Вечно так! Никогда без приключений не можешь! Сколько можно еще быть таким… (придумайте сами)?”

Правильная критика:

Плюс – “Хорошо, что ты вспомнил про документы и не отъехал от дома далеко” (вычерпывание плюсов). 

Минус – “Зато ты теперь будешь более внимательным и всегда проверять – всё ли нужное взял” (подсказка, что делать в будущем). 

Плюс – “Всё будет хорошо! (поддержка) Не переживай!(обнять/поцеловать) (передать приятную эмоцию). Успеешь!”(позитивное внушение).

Пример – если ребёнок делает неправильно или плохо…Ситуация: родитель проверяет уроки у первоклассницы.

Плюс – “Как у тебя хорошо получилась перекладинка в буковках Н и П . А С вообще замечательная.  

Минус “Я уверена, что в следующий раз у тебя и буковка В получится хорошо!”.

Плюс – “Ты же у меня такая способная! Такая умничка!”

Что вы получите освоив правильную (грамотную) критику?

  • Люди будут открыты и настроены к вам по доброму, они перестанут уходить в оборону и будут слышать и понимать, о чем вы говорите.
  • Отношения в семье (с родными и близкими) станут более мирными и доверительными
  • Любые переговоры будут успешными
  • Вы сами станете более спокойными и доброжелательными, перестанете психовать и раздражаться.
  • Контакт с любым человеком будет более эффективным и качественным, соответственно, и влияние на ситуацию с вашей стороны станет бОльшим.
Читайте также:  Пророщенная перловка польза и вред советы врачей

P.s нет нужды в правильной критике, когда рядом с вами человек абсолютно открытый, оптимистичный и дружески настроенный. Можно сказать проще: “Друг, исправь быстрее и/или сделай аккуратнее!”.

Наглядные примеры:

Всего вам доброго! Степанова Ирина

Полезно? Подпишитесь! Понравилось? Поделитесь?

Источник

Человек, который критиковал всё и вся, подверг критике и одну картину. Стоявший рядом с ним спросил: «А ты сам когда-нибудь создал что-либо столь же прекрасное?» Человек ответил: «Дорогой мой, я не умею нести яйца, но прекрасно знаю, хорошие они или тухлые!»

Мы часто сталкиваемся с тем, что люди критикуют и подвергаются критике. Почему же люди критикуют? Какова психология критики? Полезна ли критика? Как вести позитивную критику? Как влияет критика на психику человека?

Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. В словаре указывается, что критика – это обнаружение и демонстрация положительных и отрицательных качеств, недостатков и излишеств, красивых и уродливых сторон какого-то человека, произведения или вопроса.

Позитивная или негативная оценка критика, с точки зрения морали, зависит от того, когда, где, в отношении кого, в какой мере, с какой целью и с какими намерениями она осуществляется. Если смотреть под этим углом, то критика может быть двух видов – позитивной, т.е. конструктивной, приносящей пользу, и негативной, т.е. разрушающей, наносящей вред. Исходя из указанных факторов, таким же различным может быть и воздействие критики.

Почему человек критикует?

С точки зрения совершенствования личной и общественной жизни полезно, когда ошибки замечаются и указываются непременно с добрыми намерениями и таким образом, чтобы вследствие этого не страдал человек и его окружение. Такая позитивная критика несёт в себе идею исправления ошибок.

Те, кто в рамках семьи или общества упорно придерживается негативной критики, со временем впадают в такое состояние, что со временем начинают во всём искать плохие стороны. Часто случается, что такого рода критика становится своего рода привычкой.
В основе разрушающей критики могут находиться эмоции и личные соображения. Соперничество и зависть также постоянно толкают человека на критику.

В этой ситуации не существует доброго намерения или цели исправить что-то, либо решить какую-то проблему, и поэтому обеим сторонам наносится вред. Короче говоря, нельзя говорить с намерением «побить виноградаря, вместо того чтобы поесть винограда». Хотя искренность в оценках, отказ от эмоций и личных соображений в большинстве случаев и предотвращает разрушающую критику, но мы не сможем не столкнуться с последней, если не научимся определять ей место, время, дозу и форму.

Разрушающая критика может превратиться в общественную болезнь. Например, вызывает удивление разрушающая критика даже уважаемых лиц, павших жертвой своих эмоций, звучащая в средствах массовой информации. Критические суждения, высказываемые в ходе многих телевизионных дискуссий, вместо позитивного подхода ставят целью нанесение оппоненту материального и морального ущерба. Что бы ни говорил этот оппонент, выражается пристрастная оценка, а затем начинается критика. Эту манеру, наносящую глубокие раны в общественной жизни, необходимо изменить, пока она не заразила подрастающее поколение.

В наши дни, когда в изобретённом на Западе «личном развитии» индивидуализм представляется как освобождение, получили чрезмерное распространение личность и эгоизм. В этой ситуации стараются «уничтожать ради того, чтобы не быть уничтоженным», превзойти других для того, чтобы преуспеть, критиковать других в разрушительной манере для того, чтобы сохранить личные интересы. Как видно, эгоизм и самодовольство увеличивают негативную критику.

Психология критика

В разрушительной критике не хватает эмпатии (т.е. способности вхождения в чужое положение – прим.ред.), о психологии оппонента не слишком задумываются. Люди, которые обладают в достаточной степени этой способностью, менее склонны к разрушительной критике.

Лица же, фокусирующие своё внимание на отрицательных моментах, и пессимисты чаще стараются найти недостатки. На них производят впечатление ошибки и недостатки всех и вся. Осознанный или неосознанный пессимистический взгляд на вещи у людей, ощущающих себя несчастными и испытывающих некоторую неудовлетворённость в течение долгого времени, склонность к критике возрастает. Они могут не замечать состояния, в котором находятся. Окружающие должны обратить на них внимание и прийти на помощь. Например, пессимистически настроенный ребёнок в ходе игр расценивает нормальное обращение товарищей к себе как злое намерение, критикует их и думает, что его не любят. В такой ситуации знающие его близко люди должны уделять ему больше внимания.

Люди, сверх меры стремящиеся во всём к совершенству, постоянно оценивают себя и других, как бы стремятся избавиться от любых ошибок, выставляя их на всеобщее обозрение. Они критикуют окружающих, становясь причиной углубления их стрессового состояния. Например, стремящаяся к совершенству мать не соглашается даже с четвёркой своего ребёнка, требуя от него только пятёрок. Это может вызвать у ребёнка стресс, снизить его успеваемость. Требование и ожидание совершенства может стать причиной исчезновения многих хороших сторон.

Подсознательно критик может думать: «Я лучше знаю, я лучше умею!» Исходя из этой мысли, он находит недостатки у людей или событий и в соответствии с этим, в свойственной ему манере, доказывает, что знает что-то лучше своего оппонента, становясь, таким образом, причиной возрастания эгоизма и самовлюблённости. Такого рода критика может постепенно приобретать разрушающий характер.

Некоторые же критикуют для того, чтобы неосознанно скрыть свои собственные ошибки. Такие случаи особенно распространены внутри организаций. Критик полагает, что, подвергая других критике или находя их недостатки, укрепляет собственные позиции, скрывает собственные ошибки. В семье отнесение ошибок за счёт других также препятствует тому, чтобы человек исправлял свои ошибки, нарушает равновесие между её членами. Люди, постоянно оценивающие всё и всех с отрицательной точки зрения, не только сами впадают в стресс и испытывают сомнения, но и распространяют негативную энергию на своё окружение, что приводит к их изоляции.

Психология критикуемого

Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне.

Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают всё разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости.

Читайте также:  В чем польза и вред чая каркаде

Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок.

Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается.

При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчёркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе.

Как осуществляется позитивная критика?

При оценке какого-либо вопроса или человека очень важен избираемый нами стиль. Извлечение противоположной стороной пользы из нашей критики в большой мере зависит от наших намерений, которые следует давать почувствовать через используемый нами язык и подход к предмету. Наша манера и стиль очень важны. Мы должны избегать вести себя так, чтобы настроить против себя оппонента. Критика должна оставаться мягкой, тогда она становится позитивной и конструктивной. Таким образом, мы подготавливаем почву для того, чтобы противоположная сторона «включила свои антенны» и извлекла пользу из нашего мнения. Если наши намерения и стиль не принимаются критикуемым, то это приводит к отдалению его от нас, и он перестаёт внимать нашим словам.

Если объект нашей критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания в штыки. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов.

Позитивной считается критика наших начальников или людей, которые делятся с нами своими знаниями и опытом, потому что выражение ими своих взглядов обеспечивает получение пользы и положительных результатов противоположной стороной. Благодаря такой критике многие самосовершенствуются и стараются освободиться от своих недостатков. Наличие такой оценки даже необходимо с точки зрения воспитания и образования.

Даже если наша критика имеет целью исправление нашим оппонентом своих ошибок, это может привести к противоположному результату – тому, что эта ошибка пустит корни. Вместо того чтобы говорить, в чём человек не прав, нам следует сказать, каким он должен быть. Если наш оппонент привык, что ему указывают на его ошибки, то будет неправильно постоянно повторять такую критику. Постоянное привлечение внимания к ошибкам может привести к их укоренению. Вместо этого будет полезнее выдвинуть на передний план его положительные стороны, а на недостатки лишь указать.

В отношениях с детьми важно подчёркивать их положительные качества. Например, вы задали вопрос на уроке. Один из учеников ответил, но неправильно. В этой ситуации мы должны, не указывая на ошибку, успокоить ребёнка, показав положительные стороны его ответа, крупицы знаний, содержащиеся в его ответе, и лишь потом сказать, что ответ неправильный. Тогда ученик не обидится и не потеряет мужества, чтобы отвечать на следующий вопрос.

Те, кто работает в коллективе, должны избегать критики своих коллег. Критикующий человек открывает дверь для ответной критики, становится причиной разрастания клеветы и злословия, в результате чего наносится ущерб духу коллективизма. Люди начинают постоянно видеть ошибки друг друга, нарушаются взаимоотношения братства и содружества.

Мы должны исходить из следующего: «Критика всего, возражение на всё – это удар, нацеленный на разрушение. Если человеку что-либо не нравится, он должен стараться создать лучшее. Результатом разрушения становятся развалины, а результатом созидания – города».

Приносит ли критика пользу?

Позитивная критика приносит пользу, разрушительная же наносит вред. Критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию. У человека есть потребность рассматривать себя в зеркале. Позитивная критика исполняет роль зеркала, в котором мы видим самих себя, свои ошибки и исправляем их. Уместная критика необходима с точки зрения правильного течения процесса там, где люди трудятся в коллективе, однако разрушительная критика в таких местах вызывает серьёзные проблемы. Вместо неё следует осуществлять позитивную критику.

Большинству из нас не слишком нравится, когда указывают на наши ошибки. Указание на них с использованием подходящих выражений и наше согласие с такой критикой необходимо с точки зрения личного совершенствования.

В сфере образования и воспитания позитивная критика не только оказывает им поддержку, но и обеспечивает внесение вклада в развитие науки.

Давайте будем партнёрами и своих начальников, и своих подчинённых, и членов своих семей. В нашей повседневной жизни должны господствовать позитивные взгляды. Мы видим, что люди, смотрящие на окружающее с такой точки зрения, преуспевают и пользуются большой любовью окружающих.

Заключение

Если те, кто всё критикует, не относятся с предельной строгостью и к самим себе, это препятствует исправлению ими собственных ошибок. Постоянно критикующие других должны быть столь же чувствительны по отношению и к собственным ошибкам.

Привычка критиковать может открыть путь для сплетен и клеветы. Поэтому человек, начинающий критику, через некоторое время может стать объектом сплетен и клеветы.

Конструктивность и одобрение положительных моментов всегда поощрялись. «Тот, кто видит прекрасное, прекрасно думает, а тот, кто прекрасно думает, получает удовольствие от жизни». Это выражение должно быть для нас мерилом. Если мы будем исходить в своём взгляде на жизнь из этого, то никого не обидим и станем действовать конструктивно.

Хотя известно, что портить легче, чем исправлять, отмечается, что разрушительная манера критики находит распространение в нашем обществе. Трудно позитивно действовать в обстановке, когда негативная критика оппонентов обеспечивает человеку преимущества, и легко находятся люди, аплодирующие этому. Для того чтобы говорить так, учитывая душевное состояние оппонента, перед тем, как начать критику, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Д-р Х. Айдынлы, “Новые грани”

Источник