Ломоносов шувалов о пользе стекла

×
Новое: «Избранные стихотворения» Ф. Н. Глинки (1786–1880)

  1. М.В. Ломоносов
  2. Избранные произведения

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
10
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель.

С натурой некогда он произвесть хотя
Достойное себя и оныя дитя,
Во мрачной глубине, под тягостью земною,
Где вечно он живет и борется с водою,
Все силы собрал вдруг и хляби затворил,
20
В которы Океан на брань к нему входил.
Напрягся мышцами и рамена подвинул
И тяготу земли превыше облак вскинул.
Внезапно черный дым навел густую тень,
И в ночь ужасную переменился день.
Не баснотворного здесь ради Геркулеса
Две ночи сложены в едину от Зевеса;

236

Но Этна правде сей свидетель вечный нам,
Которая дала путь чудным сим родам.
Из ней разжженная река текла в пучину,
30
И свет, отчаясь, мнил, что зрит свою судьбину!
Но ужасу тому последовал конец:
Довольна чадом мать, доволен им отец.
Прогнали долгу ночь и жар свой погасили
И Солнцу ясному рождение открыли.
Но что ж от недр земных родясь произошло?
Любезное дитя, прекрасное Стекло.
Увидев, смертные о как ему дивились!
Подобное тому сыскать искусством тщились.
И было в деле сем удачно мастерство:
40
Превысило своим раченьем естество.
Тем стало житие на свете нам счастливо:
Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво
И видим в нем пример бесхитростных сердец:
Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец.
Стекло в напитках нам не может скрыть примесу;
И чиста совесть рвет притворств гнилу завесу.
Но столько ли уже, Стекло, твоих похвал,
Что нам в тебе вино и мед сам слаще стал?
Никак! сие твоих достоинств лишь начало,
50
Которы мастерство тебе с природой дало.

Исполнен слабостьми наш краткий в мире век:
Нередко впадает в болезни человек!
Он ищет помощи, хотя спастись от муки,
И жизнь свою продлить, врачам дается в руки.
Нередко нам они отраду могут дать,
Умев приличные лекарства предписать;
Лекарства, что в Стекле хранят и составляют;
В Стекле одном оне безвредны пребывают.
Мы должны здравия и жизни часть Стеклу:
60
Какую надлежит ему принесть хвалу!
Хоть вместо оного замысловаты хины
Сосуды составлять нашли из чистой глины;
Огромность тяжкую плода лишенных гор
Художеством своим преобратив в Фарфор,
Красой его к себе народы привлекают,
Что, плавая, морей свирепость презирают.
Однако был бы он почти простой горшок,
Когда бы блеск Стекла дать помощи не мог.

237

Оно вход жидких тел от скважин отвращает,
70
Вещей прекрасных вид на нем изображает.
Имеет от Стекла часть крепости Фарфор;
Но тое, что на нем увеселяет взор,
Сады, гульбы, пиры и всё, что есть прекрасно,
Стекло являет нам приятно, чисто, ясно.

Искусство, коим был прославлен Апеллес
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы ввек хранят геройских бодрость лиц,
80
Приятность нежную и красоту девиц;
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.

Когда неистовой свирепствуя борей
Стисняет мразом нас в упругости своей,
Великой не терпя и строгой перемены,
Скрывает человек себя в толстые стены.
Он был бы принужден без свету в них сидеть
Или с дрожанием несносной хлад терпеть.
Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает
90
И лютость холода чрез то же отвращает.
Отворенному вдруг и запертому быть,
Не то ли мы зовем, что чудеса творить?
Потом как человек зимой стал безопасен,
Еще притом желал, чтоб цвел всегда прекрасен
И в северных странах в снегу зеленой сад;
Цейлон бы посрамил, пренебрегая хлад.
И удовольствовал он мысли прихотливы:
Зимою за Стеклом цветы хранятся живы;
Дают приятной дух, увеселяют взор
100
И вам, красавицы, хранят себя в убор.
Позволь, любитель муз, я речь свою склоняю
И к нежным сим сердцам на время обращаю.
И музы с оными единого сродства;
Подобна в них краса и нежные слова.
Счастливой младостью твои цветущи годы
И склонной похвала и ласковой природы
Мой стих от оных к сим пренесть не возбранят.
Прекрасной пол, о коль любезен вам наряд!
Дабы прельстить лицом любовных суеверов,
110
Какое множество вы знаете манеров;

238

И коль искусны вы убор переменять,
Чтоб в каждой день себе приятность нову дать.
Но было б ваше всё старанье без успеху,
Наряды ваши бы достойны были смеху,
Когда б вы в зеркале не видели себя.
Вы вдвое пригожи, Стекло употребя.
Когда блестят на вас горящие алмазы,
Двойной кипит в нас жар сугубыя заразы!
Но больше красоты и больше в них цены,
120
Когда круг них Стеклом цветки наведены.
Вы кажетесь нам в них приятною весною,
В цветах наряженной, усыпанных росою.

Во светлых зданиях убранства таковы.
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
Природа в вас любовь подобную вложила,
Желанья нежны в вас подобна движет сила;
Вы также украшать желаете себя.
За тем прохладные поля свои любя,
Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи,
130
Кладете их на грудь и вяжете круг шеи.
Таков убор дает вам нежная весна!
Но чем вы краситесь в другие времена,
Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало Стекло?
Любовников он к вам не меньше привлекает,
Как блещущий алмаз богатых уязвляет.
Или еще на вас в нем больше красота,
140
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится арап на южных берегах.
В Америке живут, мы чаем, простаки,
Что там драгой металл из сребреной реки
Дают европскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно,
Но тем, я думаю, они разумне нас,
150
Что гонят от своих бедам причину глаз.
Им оны времена не будут ввек забвенны,
Как пали их отцы для злата побиенны.

239

О коль ужасно зло! на то ли человек
В незнаемых морях имел опасный бег,
На то ли, разрушив естественны пределы,
На утлом дереве обшел кругом свет целый,
За тем ли он сошел на красны берега,
Чтоб там себя явить свирепого врага?
По тягостном труде, снесенном на пучине,
160
Где предал он себя на произвол судьбине,
Едва на твердый путь от бурь избыть успел,
Военной бурей он внезапно зашумел.
Уже горят царей там древние жилища;
Венцы врагам корысть, и плоть их вранам пища’
И кости предков их из золотых гробов
Чрез стены подают к смердящим трупам в ров!
С перстнями руки прочь и головы с убранством
Секут несытые и златом и тиранством.
Иных, свирепствуя, в средину гонят гор
170
Драгой металл изрыть из преглубоких нор.
Смятение и страх, оковы, глад и раны,
Что наложили им в работе их тираны,
Препятствовали им подземну хлябь крепить,
Чтоб тягота над ней могла недвижна быть.
Обрушилась гора: лежат в ней погребенны
Бесчастные! или поистине блаженны,
Что вдруг избегли все бесчеловечных рук,
Работы тяжкия, ругательства и мук!

Читайте также:  Ходьба на коленях польза вред

Оставив кастиллан невинность так попранну,
180
С богатством в отчество спешит по Океану,
Надеясь оным всю Европу вдруг купить.
Но златом волн морских не можно утолить.
Подобный их сердцам борей, подняв пучину,
Навел их животу и варварству кончину,
Погрязли в глубине, с сокровищем своим,
На пищу преданы чудовищам морским.
То бури, то враги толь часто их терзали,
Что редко до брегов желанных достигали.
О коль великой вред! от зла рождалось зло!
190
Виной толиких бед бывало ли Стекло?
Никак! оно везде наш дух увеселяет:
Полезно молодым и старым помогает.

По долговременном теченьи наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.

240

Померкшее того не представляет чувство,
Что кажет в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг;
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие досада!
200
Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствием искусныя руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
Не дар ли мы в Стекле божественный имеем,
Что честь достойную воздать ему коснеем?

Взирая в древности народы изумленны,
Что греет, топит, льет и светит огнь возжженный,
Иные божеску ему давали честь;
Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,
Представили в своем мечтанье Прометея,
210
Что, многи на земли художества умея,
Различные казал искусством чудеса:
За то Минервою был взят на небеса;
Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.
Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.
Предерзкого к горе великой приковал
И сильному орлу на растерзанье дал.
Он сердце завсегда коварное терзает,
На коем снова плоть на муку вырастает.
Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит;
220
И кровь, чрез камни вниз текущая, шумит,
О коль несносна жизнь! позорище ужасно!
Но в просвещенны дни сей вымысл видим ясно.
Пинты украшать хотя свои стихи,
Описывали казнь за мнимые грехи.
Мы пламень солнечный Стеклом здесь получаем
И Прометея тем безбедно подражаем.
Ругаясь подлости нескладных оных врак,
Небесным без греха огнем курим табак;
И только лишь о том мы думаем, жалея,
230
Не свергла ль в пагубу наука Прометея?
Не злясь ли на него, невежд свирепых полк
На знатны вымыслы сложил неправой толк?
Не наблюдал ли звезд тогда сквозь Телескопы,
Что ныне воскресил труд счастливой Европы?
Не огнь ли он Стеклом умел сводить с небес
И пагубу себе от варваров нанес,
Что предали на казнь, обнесши чародеем?

241

Коль много таковых примеров мы имеем,
Что зависть, скрыв себя под святости покров,
240
И груба ревность с ней, на правду строя ков,
От самой древности воюют многократно,
Чем много знания погибло невозвратно!
Коль точно знали б мы небесные страны,
Движение планет, течение луны,
Когда бы Аристарх завистливым Клеантом
Не назван был в суде неистовым Гигантом,
Дерзнувшим землю всю от тверди потрясти,
Круг центра своего, круг солнца обнести;
Дерзнувшим научать, что все домашни боги
250
Терпят великой труд всегдашния дороги;
Вертится вкруг Нептун, Диана и Плутон
И страждут ту же казнь, как дерзкой Иксион;
И неподвижная земли богиня Веста
К упокоению сыскать не может места.
Под видом ложным сих почтения богов
Закрыт был звездный мир чрез множество веков.
Боясь падения неправой оной веры,
Вели всегдашню брань с наукой лицемеры,
Дабы она, открыв величество небес
260
И разность дивную неведомых чудес,
Не показала всем, что непостижна сила
Единого творца весь мир сей сотворила;
Что Марс, Нептун, Зевес, всё сонмище богов
Не стоят тучных жертв, ниже под жертву дров;
Что агньцов и волов жрецы едят напрасно;
Сие одно, сие казалось быть опасно.
Оттоле землю все считали посреде.
Астроном весь свой век в бесплодном был труде,
Запутан циклами, пока восстал Коперник,
270
Презритель зависти и варварству соперник.
В средине всех планет он солнце положил,
Сугубое земли движение открыл.
Однем круг центра путь вседневный совершает,
Другим круг солнца год теченьем составляет,
Он циклы истинной Системой растерзал
И правду точностью явлений доказал.
Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны,
Преломленных лучей в Стекле познав законы,
Разумной подлинно уверили весь свет,
280
Коперник что учил, сомнения в том нет.

242

Клеантов не боясь, мы пишем все согласно,
Что истине они противятся напрасно.
В безмерном углубя пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной.
Везде божественну премудрость почитаем,
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что бог устроил нам в безмерной глубине.
В ужасной скорости и купно быть в покое,
290
Кто чудо сотворит кроме его такое?
Нас больше таковы идеи веселят,
Как, божий некогда описывая град,
Вечерний Августин1 душею веселился.
О коль великим он восторгом бы пленился,
Когда б разумну тварь толь тесно не включал,
Под нами б жителей как здесь не отрицал,
Без Математики вселенной бы не мерил!
Что есть Америка, напрасно он не верил:
Доказывает то подземной католик,
300
Кадя златой его в костелах новых лик.
Уже Колумбу вслед, уже за Магелланом
Круг света ходим мы великим Океаном
И видим множество божественных там дел,
Земель и островов, людей, градов и сел,
Незнаемых пред тем и странных нам животных,
Зверей, и птиц, и рыб, плодов и трав несчотных.
Возьмите сей пример, Клеанты, ясно вняв,
Коль много Августин в сем мнении неправ;
Он слово божие употреблял 2 напрасно.
310
В Системе света вы то ж делаете власно.
Во зрительных трубах Стекло являет нам,
Колико дал творец пространство небесам.
Толь много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.
Круг солнца нашего, среди других планет,
Земля с ходящею круг ней луной течет,
Которую хотя весьма пространну знаем,
Но к свету применив, как точку представляем.
Коль созданных вещей пространно естество!
320
О коль велико их создавше божество!

243

О коль велика к нам щедрот его пучина,
Что на землю послал возлюбленного сына!
Не погнушался он на малой шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.
Чем меньше мы его щедрот достойны зримся,
Тем больше благости и милости чудимся.
Стекло приводит нас чрез Оптику к сему,
Прогнав глубокую неведения тьму!
Преломленных лучей пределы в нем неложны,
330
Поставлены творцем; другие невозможны.
В благословенной наш и просвещенной век
Чего не мог дойти по оным человек?

Хоть острым взором нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила.
Кроме, что вдалеке не кажет нам вещей
И собранных трубой он требует лучей,
Коль многих тварей он еще не досягает,
Которых малой рост пред нами сокрывает!
Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,
340
Что бог в невидимых животных сотворил!
Коль тонки члены их, составы, сердце, жилы
И нервы, что хранят в себе животны силы!
Не меньше нежели в пучине тяжкий кит,
Нас малый червь частей сложением дивит.
Велик создатель наш в огромности небесной!
Велик в строении червей, скудели тесной!
Стеклом познали мы толики чудеса,
Чем он наполнил понт, и воздух, и леса.
Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно,
350
Являет трав разбор и знание врачебно;
Коль много Микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил!

Читайте также:  Зверобой в чае польза и вред

Но что еще? уже в Стекле нам Барометры
Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,
Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,
Иль, облаки прогнав, их солнце осушит.
Надежда наша в том обманами не льстится:
Стекло поможет нам, и дело совершится.
Открылись точно им движения светил:
360
Чрез то ж откроется в погодах разность сил.
Коль могут счастливы селяне быть оттоле,
Когда не будет зной ни дождь опасен в поле?

244

Какой способности ждать должно кораблям,
Узнав, когда шуметь или молчать волнам,
И плавать по морю безбедно и спокойно!
Велико дело в сем и гор златых достойно!

Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целой год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвальны оставляю,
370
И что об нем писал, то делом начинаю.
Однако при конце не можно преминуть,
Чтоб новых мне его чудес не помянуть.

Что может смертным быть ужаснее удара,
С которым молния из облак блещет яра?
Услышав в темноте внезапной треск и шум
И видя быстрый блеск, мятется слабый ум;
От гневного часа желает где б укрыться;
Причины оного исследовать страшится.
Дабы истолковать что молния и гром,
380
Такие мысли все считает он грехом.
На бич, он говорит, я посмотреть не смею,
Когда грозит отец нам яростью своею.
Но как он нас казнит, подняв в пучине вал,
То грех ли то сказать, что ветром он нагнал?
Когда в Египте хлеб довольный не родился,
То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?
Подобно надлежит о громе рассуждать.
Но блеск и звук его, не дав главы поднять,
Держал ученых смысл в смущении толиком,
390
Что в заблуждении теряли путь великом
И истинных причин достигнуть не могли,
Поколе действ в Стекле подобных не нашли.
Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском,
С громовым сходственны сверьканием и треском.
Дивился сходству ум; но видя малость сил,
До лета прошлого сомнителен в том был;
Довольствуя одне чрез любопытство очи,
Искал в том перемен приятных дни и ночи;
И больше в том одном рачения имел,
400
Чтоб силою Стекла болезни одолел;
И видел часто в том успехи вожделенны.
О коль со древними дни наши несравненны!
Внезапно чудный слух по всем странам течет,
Что от громовых стрел опасности уж нет!

245

Что та же сила туч гремящих мрак наводит,
Котора от Стекла движением исходит,
Что зная правила изысканны Стеклом,
Мы можем отвратить от храмин наших гром.
Единство оных сил доказано стократно:
410
Мы лета ныне ждем приятного обратно.
Тогда о истине Стекло уверит нас,
Ужасный будет ли безбеден грома глас?
Европа ныне в то всю мысль свою вперила
И махины уже пристойны учредила.
Я, следуя за ней, с Парнасских гор схожу,
На время ко Стеклу весь труд свой приложу.

Ходя за тайнами в искусстве и природе,
Я слышу восхищен веселый глас в народе.
Елисаветина повсюду похвала
420
Гласит премудрости и щедрости дела.
Златые времена! о кроткие законы!
Народу своему прощает миллионы;
И пользу общую Отечества прозря,
Учению велит расшириться в моря,
Умножив бодрость в нем щедротою своею!
А ты, о Меценат, предстательством пред нею
Какой наукам путь стараешься открыть,
Пред светом в том могу свидетель верной быть.
Тебе похвальны все приятны и любезны,
430
Что тщатся постигать учения полезны.
Мои посильные и малые труды
Коль часто перед ней воспоминаешь ты!
Услышанному быть ее кротчайшим слухом
Есть новым в бытии животвориться духом!
Кто кажет старых смысл во днях еще младых,
Тот будет всем пример, дожив власов седых.
Кто склонность в счастии и доброту являет,
Тот счастие себе недвижно утверждает.
Всяк чувствует в тебе и хвалит обое,
440
И небо чаемых покажет сбытие.

Декабрь 1752

Ломоносов М.В. Письмо о пользе Стекла // М.В. Ломоносов. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. С. 236—246. (Библиотека поэта; Большая серия).

© Электронная публикация — РВБ, 2004—2021. Версия 2.0 от 1 декабря 2016 г.

Источник

Ïîðòôåëü áåç ìèíèñòðà

Íåïðàâäó î ñòåêëå òå ãîâîðÿò, Øóâàëîâ,

Êîòîðûå ñòåêëî ÷òóò ìåíüøå ìèíåðàëîâ

Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ «Ïèñüìî ãðàôó Èâàíó Øóâàëîâó î ïîëüçå ñòåêëà»


“Âûïóñêíèêó þðèäè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà ÌÃÓ (äàðîì, ÷òî íå ôèëôàêà!) Èãîðþ Èâàíîâè÷ó Øóâàëîâó åùå â ñòóäåí÷åñòâå ìóäðûå ïðåïîäàâàòåëè íàâåðíÿêà ïðîæóææàëè óøè öèòàòîé èç îäíîãî îòöà-îñíîâàòåëÿ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà (â ÷åñòü êîòîðîãî îí òåïåðü è íàçâàí), àäðåñîâàííîé äðóãîìó (ïåðâîìó ðåêòîðó, âïîñëåäñòâèè ñòàâøåìó è ïåðâûì ðåêòîðîì Ðîññèéñêîé àêàäåìèè íàóê), áëàãî ôàìèëèÿ ñ ó÷åíûì ôàâîðèòîì èìïåðàòðèöû Åëèçàâåòû Ïåòðîâíû ó íèõ îáùàÿ. Øóòêè – â ñòîðîíó: ÷åëîâåê, íà 37-ì ãîäó æèçíè ñòàâøèé «øåðïîé» ãëàâû ãîñóäàðñòâà â «áîëüøóþ âîñüìåðêó» è óæå èìåþùèé çà ïëå÷àìè ìíîãîëåòíèé îïûò ðóêîâîäñòâà àïïàðàòîì ïðàâèòåëüñòâà – îòíûíå ãëàâíûé êàíäèäàò â «ñåðûå êàðäèíàëû» ïîëèòèêè Êðåìëÿ è äîñòîéíûé íàñëåäíèê ñëàâû âåëèêîãî ãðàôà. Ìîæåò áûòü, äàæå óæå ñâåòëåéøèé êíÿçü ïî ïðåæíèì ïðèäâîðíûì ìåðêàì.  ñòðàíå, êàê íè êðóòè, íîâûé «ïåòåðáóðæñêèé ïåðèîä» èñòîðèè, ïîýòîìó ìåðÿòü êàðüåðó ñèÿòåëüíîãî áþðîêðàòà (êñòàòè, ìîëîæå Âëàäèìèðà Ðûæêîâà-ìëàäøåãî) ïðèõîäèòñÿ íå â ñäåëàâøèõ ñåáÿ ñàìè Ëîìîíîñîâûõ, à, óâû, â ñìåíèâøèõ ïî ïóòè íå îäíîãî ïîêðîâèòåëÿ Øóâàëîâûõ. Ïðîçðà÷íûé íàìåê? Áîëåå, ÷åì…

Ìàìîíòåíîê èç âå÷íîé ìåðçëîòû

Îáúÿñíÿþùàÿ âñå â õàðàêòåðå ïðîäâèæåíèÿ ïî ñëóæåáíîé ëåñòíèöå íûíåøíåãî ïîìîùíèêà ïðåçèäåíòà ÐÔ Âëàäèìèðà Ïóòèíà äåòàëü âûãëÿäèò íà ñëóõ äîâîëüíî ñêðîìíî: ñ 1993 ïî 1995 ãîä Èãîðü Èâàíîâè÷ ÿâëÿëñÿ ñòàðøèì þðèñêîíñóëüòîì ÀÎÇÒ «ÀËÌ Êîíñàëòèíã», ñ 1995 ïî 1997 ãîä – äèðåêòîðîì àäâîêàòñêîãî áþðî «ÀËÌ»… ÀËÌ – ýòî âåíçåëü, èíèöèàëû Àëåêñàíäðà Ëåîíèäîâè÷à Ìàìóòà, ÿêîáû âòîðîãî (ïîñëå Ðîìàíà Àáðàìîâè÷à, åñòåñòâåííî) «ñïîíñîðà» Ñåìüè ïåðâîãî ãëàâû íîâîé Ðîññèè Áîðèñà Åëüöèíà. Ñ äèïëîìîì ðÿäîâîãî ïðàâîâåäà ïîïàñòü ñðàçó â àòòàøå ïðàâîâîãî äåïàðòàìåíòà ÌÈÄ, à îòòóäà ïðàêòè÷åñêè íåçàìåäëèòåëüíî â áîëüøîé áèçíåñ ìîã òîëüêî ÷åëîâåê ñ íóæíûìè äëÿ êàðüåðíîãî ðûâêà – ñ ìåñòà â êàðüåð ñâÿçÿìè – è «îòìîðîæåííûìè» ðàç è íàâñåãäà ïðèíöèïàìè.

Ñëîâî «Mammut», êñòàòè, íà áîëüøèíñòâå åâðîïåéñêèõ ÿçûêîâ îçíà÷àåò «ìàìîíò»: òàê íàçûâàþòñÿ îáû÷íî áîëüøèå ñóïåðìàðêåòû â ìåãàïîëèñàõ èëè ôèðìû ïî ïîäúåìó ñî äíà ìîðñêîãî êðóïíîòîííàæíûõ ñóäîâ òèïà ÀÏË «Êóðñê». Ðîäèâøèéñÿ íà ×óêîòêå, â çîíå âå÷íîé ìåðçëîòû, Øóâàëîâ ñ ïîëíûì ïðàâîì ìîæåò íàçâàòü ñåáÿ ìàìîíòåíêîì, êîòîðûé âïîëíå ñåáå îòîãðåëñÿ íà ñðåäíåðóññêîì ñîëíûøêå. Çðÿ ñìååòåñü, èáî óäà÷íîå ñòå÷åíèå îáñòîÿòåëüñòâ ðåäêî âûïàäàåò íà äîëþ ëþäåé ñ ãëàäåíüêèìè áèîãðàôèÿìè. Âîò è Èãîðþ, ïðîâàëèâøåìó ïîñòóïëåíèå â âóç ñðàçó ïîñëå øêîëû, ïðèøëîñü ïîìûêàòüñÿ ñïåðâà â ÍÈÈ ëàáîðàíòîì, à ïîòîì è â àðìèè ñîëäàòîì.

Ýòî áûë, ìåæäó ïðî÷èì, âòîðîé (ïîñëå îïåðàöèé 1984-ãî) ïèê ñîâåòñêîé âîéíû â Àôãàíèñòàíå, êîãäà ðîäèòåëè áóêâàëüíî ìîëèëèñü íà ìèðîòâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë ãåíñåêà Ìèõàèëà Ãîðáà÷åâà, à îí äàë ïîñëåäíèé øàíñ ñâîèì ãåíåðàëàì äîáèòüñÿ ïîáåäû íà ïîëÿõ ñðàæåíèé â ãîðíûõ êèøëàêàõ – è ïîäãîòîâèòåëüíîå îòäåëåíèå ÌÃÓ â 1997-ì äëÿ ÄÌÁ Øóâàëîâà ñòàëî çàñëóæåííûì èçáàâëåíèåì îò ïåðìàíåíòíîé óãðîçû çàãðåìåòü ïîä ïóëè. Ñòðàíà óæå âîâñþ ÷èòàëà â ïåðåñòðîå÷íîé «Þíîñòè» ïîâåñòü «Ñòî äíåé äî ïðèêàçà», à «íà ãðàæäàíêó» âûøåë ãîòîâûé «äåä» è æåëåçîáåòîííî ïîñòóïèë â óíèâåðñèòåò, êîãäà-òî îñíîâàííûé åãî ëåãåíäàðíûì… ïðåäòå÷åé.

Читайте также:  Марал мясо польза и вред

×óê÷à â ÷óìå æäåò ðàññâåòà

Ïîíà÷àëó áèçíåñ íå ñóëèë Èãîðþ Èâàíîâè÷ó íèêàêîé âíÿòíîé ïåðñïåêòèâû êðîìå ðîñòà ëè÷íîãî áëàãîñîñòîÿíèÿ: â ìàå 1995-ãî Øóâàëîâ ñòàë îäíèì èç ó÷ðåäèòåëåé ÀÎÎÒ «Ñòàëêåð» (îïòîâàÿ òîðãîâëÿ), â àâãóñòå 1995-ãî – ÀÎÎÒ «Ôàíòåéì» (óæå ðèýëòåðñêàÿ äåÿòåëüíîñòü), â îêòÿáðå 1996- ãî – ÀÎÇÒ «ÐÝÍÄλ (ïðîèçâîäñòâî è ðåàëèçàöèÿ òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ)… Íèêàêàÿ áëîõà íå ïëîõà – âñå ìàëåíüêèå, âñå ïðûãàþò. Íî âîò â äåêàáðå 1996 ãîäà ïî çàêàçó çàìåñòèòåëÿ ñåêðåòàðÿ Ñîâáåçà ÐÔ è äàâíî óæå îëèãàðõà Áîðèñà Áåðåçîâñêîãî íàñòóïàåò ðàññâåò – äëÿ êîíñîëèäàöèè «÷àñòíîãî ïàêåòà» àêöèé Îáùåñòâåííîãî ðîññèéñêîãî òåëåâèäåíèÿ, ïðî÷íî âåùàþùåãî íà ïðåçèäåíòñêîé «ïåðâîé êíîïêå», ñîçäàåòñÿ «äåëîâàÿ êðûøà». Âìåñòå ñî ñòàðøèì þðèñòîì è ïàðòíåðîì áþðî «ÀËÌ» Íàòàëüåé Ðóñèíîé è íàø ñåãîäíÿøíèé ïåðñîíàæ ñòàíîâèòñÿ ó÷ðåäèòåëåì ÇÀÎ «OPT-Êîíñîðöèóì áàíêîâ». À âñêîðå ãðÿíåò è ïåðâàÿ ìåäèà-âîéíà (çà «Ñâÿçüèíâåñò»), íà êîòîðîé ïîìèìî èíôîðìàöèîííîãî, ðàçóìååòñÿ, áûëè è äðóãèå ôðîíòû.

Ôðîíò Èãîðÿ Øóâàëîâà íàçâàëñÿ Ãîñêîìèìóùåñòâî, áàñòèîí Àíàòîëèÿ ×óáàéñà è Êî, êóäà åãî äåëåãèðîâàëè íà ðååñòð ôåäåðàëüíîé ñîáñòâåííîñòè.  ÃÊÈ òîò ïåðåæäàë ãðîì «äåëà Ñîþçà ïèñàòåëåé», êîãäà êàðüåðû ñîðàòíèêîâ ãëàâíîãî ïðèâàòèçàòîðà ðàçîì ïîñûïàëèñü èç-çà îáâèíåíèé â ïîëó÷åíèè ãîíîðàðà-âçÿòêè çà íåíàïèñàííóþ êíèãó, è äàæå ñòàë òàì çàìåñòèòåëåì ìèíèñòðà.  «äåôîëòíîì» 1998-ì ïðåìüåð Ñåðãåé Êèðèåíêî çàáðàë áþðîêðàòà íà ïîâûøåíèå: ïðåäñåäàòåëåì ÐÔÔÈ, ÷òî îáúÿñíÿëîñü äàâíèì çíàêîìñòâîì «êèíäåð-ñþðïðèçà» ðîññèéñêîé ïîëèòèêè ñ áèçíåñ-êóðàòîðîì åãî íèæåãîðîäñêîãî åùå ïðîåêòà «ÍÎÐÑÈ-îéë» – òåì ñàìûì Øóâàëîâûì.

Îäíàêî êðàõ 17 àâãóñòà íå óòîïèë Èãîðÿ Èâàíîâè÷à, íî, íàïðîòèâ, âîçíåñ þíîãî áþðîêðàòà â íîâûå êóëóàðû. Íåäîëãèé è.î. õîçÿèíà Áåëîãî äîìà Âèêòîð ×åðíîìûðäèí, êàê èçâåñòíî, âñåãäà ïîîùðÿâøèé ìîëîäûõ äà ðàííèõ (åñëè òå áåçóïðå÷íî ëîÿëüíû!), òóò æå âêëþ÷èë â ñîñòàâ ïðàâèòåëüñòâåííîé êîìèññèè ïî ïîäãîòîâêå ïðåäëîæåíèé ïî âûâîäó ýêîíîìèêè èç êðèçèñà. Íàøåëñÿ ëåãêî ó Øóâàëîâà îáùèé ÿçûê è ñ òðåìÿ ïîñëåäóþùèìè ïåðâûìè ìèíèñòðàìè Åâãåíèåì Ïðèìàêîâûì, Ñåðãååì Ñòåïàøèíûì è äàæå Âëàäèìèðîì Ïóòèíûì, à ÷åòâåðòûé – Ìèõàèë Êàñüÿíî⠖ äàæå ñäåëàë ÷åëîâåêà-ïîðòôåëü ïðè ñåáå ðóêîâîäèòåëåì àïïàðàòà êàáèíåòà â ðàíãå ìèíèñòðà. Õîòÿ çà÷åì ïîðòôåëü ÷èíîâíèêó, ó êîòîðîãî è òàê âñå áóìàãîòâîð÷åñòâî ïîä êîíòðîëåì? «×óê÷à» â ñàìîì áîëüøîì «÷óìå» Ìîñêâû, îäíàêî, äîæäàëñÿ ñâîåãî çâåçäíîãî ÷àñà!

Àðèÿ êíÿçÿ Èãîðÿ

Ïðåäàë ëè êîãî-íèáóäü èç ñâîèõ áûâøèõ íà÷àëüíèêîâ Èãîðü Øóâàëî⠖ ñïðîñèòå ó ñàìèõ ýòèõ áûâøèõ íà÷àëüíèêîâ, ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ – ìàòåðèÿ óæ ñëèøêîì äåëèêàòíàÿ è ñóáúåêòèâíàÿ, ÷òîáû ñóäèòü î íåé íà ðàññòîÿíèè. Ïðî ñàìîãî ìîëîäîãî èç àäìèíèñòðàòîðîâ Áåëîãî äîìà êàê ïðàâèòåëüñòâåííîãî çäàíèÿ èçâåñòíî ñëåäóþùåå: îí âçÿë ïîä óïðàâëåíèå ñëîæíûé áóìàãîïîòîê ïðè ïîìîùè òîòàëüíîé êîìïüþòåðèçàöèè çäàíèÿ è ââåäåíèÿ øòðèõ-êîäîâ íà âñå äîêóìåíòû, òîãäà êàê ïåðñîíàëüíî îáîøåëñÿ ìàëîé êðîâüþ, ïî÷òè íèêîãî èç äîñòàâøèõñÿ â íàñëåäñòâî ïîä÷èíåííûõ íå óâîëèë, ïðîñòî íà ñåáÿ êàê íà óïðàâëåíöà èõ ïåðåêîììóòèðîâàâ.

Åãî ïðåäøåñòâåííèê íà ïîñòó Äìèòðèé Êîçàê, êîíå÷íî, áûë àñ â ñâîåé ïðîôåññèè, íî ïîâåðèòü â òî, ÷òî ìàøèíà, ñêîíñòðóèðîâàííàÿ ïîä Ìèõàýëÿ Øóìàõåðà, áóäåò òàê æå èñïðàâíî ñëóæèòü, ñêàæåì, Êèìè Ðàéêêîíåíó – èçâèíèòå! – òðóäíî. Ðàçâå ÷òî íîâûé ïèëîò ïðîñòî ñèäåë â êàáèíå ïðè âêëþ÷åííîì èçâíå àâòîïèëîòå è òàì îò ñòðàõà ïðîñòî íå êàñàëñÿ ðóêîé ÷óæèõ êíîïîê? Âåðñèÿ, êñòàòè, èìåþùàÿ ïðàâî íà ñóùåñòâîâàíèå ïðè ñàìîì «òåõíè÷åñêîì» èç âñåõ ïðåìüåðîâ. Êàñüÿíîâå. Ïîêà òîò ðàáîòàë â òàíäåìå ñ äðóãèì «÷åëîâåêîì Ñåìüè» Àëåêñàíäðîì Âîëîøèíûì, ñèäåâøèì â Êðåìëå ó ðóëÿ àäìèíèñòðàöèè ïðåçèäåíòà ÐÔ, ìàøèíà îòå÷åñòâåííîé ýêîíîìèêè åõàëà èñïðàâíî è òîëüêî íàáèðàëà îáîðîòû ðîñòà ÂÂÏ. À ñòîèëî Ìèõàèëó Ôðàäêîâó ëèøü ïðèáàâèòü ãàçó àäìèíèñòðàòèâíîé ðåôîðìå, êàê àâòîìîáèëü ñðàçó îñòàíîâèëñÿ.

Èãîðü Èâàíîâè÷ â îäíîì èç ñâîèõ íàðî÷èòî íåìíîãî÷èñëåííûõ èíòåðâüþ êàê-òî ïðèçíàëñÿ, ÷òî îíè ñ Ìèõàèëîì Ìèõàéëîâè÷åì åùå «íà áåðåãó» äîãîâîðèëèñü, ÷òî îáà îãðàíè÷àòñÿ òîëüêî «òîíêîé íàñòðîéêîé» ðàáîòû ïðàâèòåëüñòâà, è äîâîëüíî äîëãà çà ýòî ñëîâî äåðæàëèñü. Âèäèìî, ïîêà íå ïðèøëà ïîðà ÷óòêîìó áþðîêðàòó-ôàâîðèòó Øóâàëîâó â î÷åðåäíîé ðàç ñìåíèòü ïîêðîâèòåëÿ: 2003-é ãîä – ñàìè ïîíèìàåòå! – ëó÷øå ñòîÿòü çà âûñîêèå òåìïû ðîñòà ýêîíîìèêè, ÷åì ñèäåòü (íà äà÷å ïîä ôàêòè÷åñêè äîìàøíèì àðåñòîì) çà íèçêèå. Î÷åâèäöû ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî ïîõîä «êíÿçÿ Èãîðÿ» â Êðåìëü â ïóòèíñêóþ êîìèññèþ ïî óäâîåíèþ ÂÂÏ ñîïðîâîæäàëñÿ â Áåëîì äîìå áóðíûìè ñöåíàìè ðàññòàâàíèÿ ñ ïðåìüåðîì. Èç-ïîä Êàñüÿíîâà ïðîñòî âûäåðíóëè ñòóë, íà êîòîðîì òîò ñèäåë, è ñíîâà ïîäëîæèëè ïîä äðóãîå ìÿãêîå ìåñòî.

Îòïóñòèòå ìåíÿ â Ãèìàëàè

«Øåðïàìè» âîîáùå-òî íàçûâàþò ïðîâîäíèêîâ ïî ãîðíûì òðîïàì â Ãèìàëàÿõ, à â «áîëüøîé âîñüìåðêå» òàê èìåíóþò äîâåðåííûõ ëèö ïî ïîäãîòîâêå ñàììèòîâ (áóêâàëüíî – «âåðøèíà») ëèäåðîâ âåäóùèõ ýêîíîìèê ìèðà. Äî ñèõ ïîð íà ýòîé ïîçèöèè îò ÑÑÑÐ è Ðîññèè îêàçûâàëèñü òîëüêî ïðîôåññèîíàëüíûå ýêîíîìèñòû: Ãðèãîðèé ßâëèíñêèé, Åãîð Ãàéäàð, Áîðèñ Ôåäîðîâ, Àëåêñàíäð Øîõèí, Åâãåíèé ßñèí, Àëåêñàíäð Ëèâøèö, Àíäðåé Èëëàðèîíîâ… ×òî îçíà÷àåò ïîÿâëåíèå â íîâîì êîíòåêñòå þðèñòà Èãîðÿ Øóâàëîâà? Åãî îôèöèàëüíîå ïðèçíàíèå â êà÷åñòâå ñïåöèàëèñòà ïî áèçíåñ-èíòåðåñàì ñòðàíû íà Çàïàäå èëè ñìåíó â Êðåìëå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, êòî íà ñàìîì äåëå äîëæåí ðóëèòü íàðîäíûì õîçÿéñòâîì? Äà áþðîêðàòû æå!

Ñîáñòâåííîñòü òîòàëüíî îãîñóäàðñòâëÿåòñÿ è òåïåðü âî ãëàâå ñîâåòîâ äèðåêòîðîâ ðàçíûõ ÐÀÎ ïîñòàâëåíû äåéñòâóþùèå ÷èíîâíèêè: Äìèòðèé Ìåäâåäåâ â «Ãàçïðîìå», Èãîðü Ñå÷èí â «Ðîñíåôòè», Âëàäèñëàâ Ñóðêîâ â «Òðàíñíåôòè» – íàø ãåðîé òîæå, ïîêà â «Ñîâêîìôëîòå», íî ÷ëåíñòâî â àíàëîãè÷íîì îðãàíå «Ðîññèéñêèõ æåëåçíûõ äîðîãàõ» íå îñòàâëÿåò áîëüøèõ ñîìíåíèé â âåðîÿòíîì ïðåäñåäàòåëüñòâå Èãîðÿ Èâàíîâè÷à. Øóâàëîâ êàê «øåðïà», ïîæàëóé, ñáûâøèéñÿ êîøìàð çàïàäíûõ ïàðòíåðîâ Ðîññèè, òîëüêî-òîëüêî ïðèçíàâøèõ íàñ (è òî íåîõîòíî) ñòðàíîé ñ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêîé. Âåñü ëèáåðàëèçì ÂÂÏ-ïðåçèäåíòà, êàê èçâåñòíî, áàçèðîâàëñÿ íà ðàäèêàëüíîì èìèäæå åãî ñîâåòíèêà Àíäðåÿ Èëëàðèîíîâà è îòêàçå îò ïðåæíåé ïîëèòèêè «ïîìîùè êëóáà» íà ñàììèòàõ ñ G-7. Òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ÐÔ ïåðåñòàëà ïðîñèòü ôèíàíñîâîé ïîìîùè ó «áîëüøèõ», åå ïóñòèëè èç ïðåäáàííèêà â çàë îñíîâíûõ çàñåäàíèé, èíêîðïîðèðîâàâ â «âîñüìåðêó».

×òî ïðèíåñåò ïóáëè÷íàÿ ñìåíà âåêòîðà? Èãîðü Èâàíîâè÷, êîíå÷íî, òîæå âëàäååò àíãëèéñêèì ÿçûêîì, íî â îòëè÷èå îò êîìàíäû «Àëåêñàíäð-õàóñà»-2000 Ãåðìàíà Ãðåôà åãî èìåííàÿ êîìèññèÿ ïî óäâîåíèþ ÂÂÏ òàê íè÷åãî è íå ïðåäëîæèëà ãîñóäàðþ, ÷òî òîò ìîã áû ïîêàçàòü íà Çàïàäå â êà÷åñòâå äîêàçàòåëüñòâà. Ïóòèí âòîðîãî ñðîêà – ÷òî Àëåêñàíäð I Áëàãîñëîâåííûé: íà÷èíàë ñ êîìèññèè Ñïåðàíñêîãî, à çàêîí÷èë «âîåííûìè ïîñåëåíèÿìè» Àðàê÷ååâà – è äîãàäàéòåñü ñ òðåõ ðàç, êàêóþ ðîëü èãðàåò ïðè åãî äâîðå íûíåøíèé «êíÿçü» Øóâàëîâ.

×èñòûé, êàê ñòåêëûøêî, áþðîêðàò, îí, ïîõîæå, ìàñòåðñêè âëàäååò ðóññêîé (åùå âèçàíòèéñêîé ïî ïðîèñõîæäåíèþ) êóõíåé. Îäíàêî â ìèðîâîì êóëèíàðíîì ïîåäèíêå-2005, ãäå âñå ãîòîâèòñÿ èç ïàðíîãî ìÿñà, íàøåé ñòðàíå ñ åå ðàçìîðîæåííîé «ìàìîíòÿòèíîé» íå ñâåòèò äàæå ìåñòî «æàíäàðìà Åâðîïû». Íà íåãî ÑØÀ ñâàòàþò â Åâðîñîþç… Òóðöèþ, ãäå ÷àñòíûé ñåêòîð â ýêîíîìèêå – â îòëè÷èå îò Ðîññèè – ðàñòåò, à íå ñõëîïûâàåòñÿ. È àðìèÿ, êñòàòè, ñòîèò íà ñòðàæå ñâåòñêîãî ãðàæäàíñêîãî îáùåñòâà. À ìû ïî-ïðåæíåìó îñòàåìñÿ â äóøå ìåäâåäÿìè, õîòÿ áû è ãèìàëàéñêèìè òèïà «øåðïû» Èãîðÿ Øóâàëîâà.”

Ðóññêèé êóðüåð
https://flb.ru/info/33411.html
Íåëèöåïðèÿòíûé ïîðòðåò îò Íîðìàíà Èëóìñà
14.01.2005

Øóâàëîâ

Источник