Малый бизнес и его польза

Малый бизнес и его польза thumbnail

Недавно Росстат озвучил вклад малых предприятий в российский ВВП. Цифра получилась вполне ожидаемая, но совершенно не впечатляющая — мы отстаем от развитых стран в несколько раз. Президент и Минэкономразвития собираются это отставание сократить до 2025 года. Разбираемся, насколько это реально и почему развитие малых и средних предприятий так важно для экономики России.

 

Большой вклад малого бизнеса

Отчет службы государственной статистики, опубликованный в начале февраля, представляет собой всего одну цифру — 21,9%. Это доля малого и среднего бизнеса в ВВП России за 2017 год. Более свежих данных пока нет. Методика расчета показателя: отношение продукции, созданной индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, малым и средним бизнесом к общему объему производства.

К малым и средним предприятиям в России относят бизнес с оборотом до 2 млрд. рублей в год и численностью штата до 250 человек. Всего таких компаний насчитывается 6 миллионов, в них работает почти 16 миллионов человек, а их объем производства в пересчете на деньги — более 20 трлн. рублей. Раньше неофициальную статистику по малому и среднему бизнесу (МСБ) собирало Министерство экономического развития. По данным министерства доля МСБ в экономике с 2014 года росла примерно на 1% в год.

До 2019 года эти данные нигде официально не публиковались. Но в марте прошлого года президент поставил задачу увеличить численность работников малых и средних предприятий до 25 млн. человек, а их вклад в ВВП до 40%. Правда, в майский указ вошло только поручение по численности. Для отслеживания планов, нужна официальная статистика, вот она и появилась в отчетах Росстата.

Еще один план развития озвучило Минэкономразвития, которое собралось до 2024 года увеличить долю МСБ до 32,5%. А министр финансов Антон Силуанов хочет добиться 23% уже в 2019 году. Чтобы достичь этих результатов динамика прироста МСБ должна улучшиться хотя бы в два раза. На первый взгляд кажется, что и сейчас цифры неплохие — 20 трлн. рублей это немало. Но, сравнение с передовыми экономиками мира показывает, что мы сильно отстаем.

Что в Томской области

Томская область считается хорошим регионом для малого и среднего бизнеса. В 2018 году доля малых предприятий в ВРП достигла 30%. Численность работников МСБ 115 тысяч человек, это почти четверть от трудоспособного населения. Объем привлеченных инвестиций превысил 3 млрд. рублей за год.

На фоне общероссийских показателей Томская область действительно выделяется в лучшую сторону. Это следствие развитой инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. В области работает Фонд развития промышленности, действует комплексная программа «Мой бизнес» и программа развития экспорта, открыты учебные центры и бизнес-инкубаторы при университетах.

В прошлом году область оказала предпринимателям поддержку на сумму более миллиарда рублей, а в 2019 году планируется дополнительно открыть микрофинансовую организацию для развития МСБ, которая будет выдавать займы по льготным ставкам. Меры поддержки, отработанные в Томской области, могут быть использованы для развития бизнеса по всей стране.

Большая важность малого бизнеса

Чтобы нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 32%, властям придется всерьез взяться за это направление. В прошлом году был запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который должен оптимизировать бизнес-среду в стране. Проект подразумевает льготное кредитование на общую сумму 10 трлн. рублей, облегченный доступ к госзакупкам, информирование бизнеса о действующих мерах поддержки.

Дмитрий Медведев предложил использовать принцип «регуляторной гильотины», чтобы сократить административную и налоговую нагрузку на бизнес. Согласно этому принципу, действовать будут только специально согласованные требования, остальные — автоматически утратят силу. В России многие требования действуют еще со времен СССР, некоторые из них противоречат друг другу или просто не имеют смысла. Учесть все эти требования бизнес просто не в состоянии, а проверяющие организации вынуждают это делать.

В Совете Федерации обсуждают возможность закрытия крупных магазинов на выходные, чтобы поддержать малый торговые точки. А в Госдуме на рассмотрении проект о возврате ларьков и мобильных точек торговли.

Почему о малом и среднем бизнесе вдруг стало так много разговоров? Дело в экономическом росте, который необходим России — наша экономика растет в два раза медленнее, чем мировая. С такими показателями в пятерку самых развитых стран к 2024 году нам не попасть. А такое поручение президент дал правительству в своих майских указах.

Во вчерашнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул важность улучшения делового климата в стране и поручил разобраться с уголовными делами на предпринимателей.

Малые и средние предприятия — основа роста современных успешных экономик. В США в МСБ занято около 60% трудоспособного населения, в Германии — 70%, во Франции — 60%. А в России менее 30%. Малый бизнес имеет несколько преимуществ, которые положительно сказываются на национальной экономике в целом.

Насыщенному малыми компаниями рынку не грозит монополизация, а значит, и неоправданный рост цен. Малый бизнес более гибок, он быстрее подстраивается под изменения рыночных условий, а значит, работает эффективно и удовлетворяет весь спектр спроса, включая специфические запросы в разных регионах. Здоровая бизнес-среда — гарантия низкой безработицы в стране: человеку проще найти работу среди тысяч разнообразных компаний, чем пытаться встроиться в систему одной корпорации.

Важнейшее качество малого бизнеса для российской экономики — это диверсификация. Сейчас 80% всего производства сосредоточено в нескольких десятках компаний, которые уязвимы для внешнеполитических угроз. Несколько точечных санкций могут обрушить и фондовый, и реальный рынок в России, как было после введения санкций против алюминиевого гиганта «Русал».

 

 Санкции против «Русала» за день обрушили российские индексы. На восстановление ушел почти месяц.

Несмотря на грандиозные планы властей, представители малого бизнеса не испытывают оптимизма. Предприниматели опасаются, что громкие заявления не превратятся в реальные шаги. В 2019 году малый бизнес лишили льготных страховых взносов, а самозанятых граждан обложили налогом. Рост НДС и снижение реальных доходов тоже не идут на пользу МСБ. В 2018 году индекс деловой активности малого бизнеса снижался, а ожидания от 2019 года — умеренно негативные.

Читайте также:  Кабашная каша польза и вред

Росстат начал публиковать официальную статистику — это уже неплохо. Теперь эффект от обещанных властями мер, можно будет оценить в реальных цифрах. Но противоречивой политики властей это, к сожалению, не отменяет. Да и реальность цифр Росстата вызывает все больше вопросов. Многие предприниматели считают, что бизнесу в России не нужно помогать, ему нужно хотя бы не мешать — это и будет лучшей поддержкой.

Виктор Тарасенко

Источник

Малый бизнес и его поддержка в 2020 году

Владельцы небольших предприятий и предприниматели сталкиваются с множеством трудностей. Это и недостаток финансов, и сложности с поиском клиентов, и налоговое бремя. Но закон предусматривает для малого бизнеса немало мер государственной поддержки. Рассмотрим, на какие льготы может рассчитывать малый бизнес в 2020 году.

Кто относится к малому бизнесу

Прежде чем говорить о господдержке малого бизнеса, нужно понять, на кого именно распространяются льготы. Критерии для отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу определены в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…»:

  1. Ограничения по структуре уставного капитала:

— доля государственных органов, общественных организаций и фондов не должна превышать 25%;

— доля иностранных юридических лиц и компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, не должна превышать 49%.

  1. Ограничения по масштабу бизнеса:
ПараметрМикробизнесМалый бизнесСредний бизнес
Среднесписочная численность работников, чел.до 1516-100101-250
Годовая выручка, млн руб.до 120120-800800-2 000

Предприниматели относятся к малому бизнесу по тем же критериям, что и юридические лица, за исключением состава учредителей.

Каких-то особых преференций для среднего бизнеса законодательство не предусматривает. Поэтому дальше будем говорить о малом бизнесе, имея в виду и предпринимателей, подходящих под их критерии.

А вот выделение среди малого бизнеса «микробизнесменов» — важно, для них предусмотрен ряд особых льгот, о чем расскажем ниже.

С 2016 года ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики формируют его сами, исходя из имеющихся у них данных об ИП и юридических лицах.

Если вы претендуете на получение льгот — сначала проверьте, есть ли ваша компания или ИП в реестре. Если налоговики ошибочно не внесли в него ваш малый бизнес – заполните онлайн-заявку на уточнение данных.

Упрощенное ведение бухгалтерского и кадрового учета

Малый бизнес имеет право на следующие льготы в области бухучета:

  1. Руководитель малого бизнеса может вести учет самостоятельно. Правда, у работающих компаний такая ситуация на практике встречается редко: ведь даже в «микропредприятии» у директора найдется много других забот. А вот если компания пока не ведет деятельность и не имеет сотрудников, то руководитель может сам готовить и сдавать нулевую отчетность, не прибегая к помощи «сторонних» специалистов.
  2. Малый бизнес может пользоваться упрощенным вариантом ведения бухучета и сдавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном формате. В частности, они могут «урезать» план счетов и не применять некоторые ПБУ. А «микропредприятия» вообще имеют право обойтись без двойной записи и регистрировать все хозяйственные операции в одном журнале (рекомендации, утвержденные протоколом ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13).
  3. Малый бизнес может не устанавливать лимит остатка денег в кассе (п. 2 указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 г. N 3210-У).

«Микробизнесмены» могут не оформлять полный набор кадровых документов, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 309.2 ТК РФ). В частности, они имеют право не составлять положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.

Но это не значит, что отношения между «микробизнесменом» и его работником никак не регулируются. Все основные положения, которые более крупные предприятия включают в отдельные документы, в данном случае следует отразить в трудовом договоре.

Налоговые льготы

Строго говоря, использование специальных налоговых режимов не привязано именно к статусу малого предприятия. Но критерии для перехода на особые варианты налогообложения, отраженные в НК РФ, во многом пересекаются с условиями для отнесения бизнесмена к малому бизнесу.

Точнее говоря – указанные критерии находятся «между» лимитами для малого и микробизнеса.

КритерийМикробизнесПСНЕНВДУСНМалый бизнес
Численность, челдо 15до 15до 100до 100до 100
Выручка, млн руб. в годдо 120до 60до 150до 800

Таким образом, хотя и не каждое малое предприятие может воспользоваться особым налоговым режимом, но практически каждый «спецрежимник» — это малый бизнес.

Исключение здесь предусмотрено только для единого сельхозналога. Сельскохозяйственные предприятия могут работать на ЕСХН до достижения численности персонала в 300 человек, т.е. выходя за пределы не только малого, но и среднего бизнеса.

Малый бизнес может воспользоваться налоговыми льготами и на региональном уровне. Например, органы власти субъектов РФ имеют право устанавливать ставки налога на имущество организаций в диапазоне от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщика (ст. 380 НК РФ). И во многих случаях именно статус малого предприятия является основанием для применения льготы.

Особая льгота, предусмотренная только для начинающих ИП — это налоговые каникулы. Предприниматели-новички, которые используют «упрощенку» или ПСН, могут до конца 2020 года пользоваться льготной нулевой ставкой по этим налогам. Для применения льготы необходимо, чтобы бизнесмен работал в производственной, социальной, научной сфере или оказывал бытовые услуги населению.

Так как повсеместное внедрение онлайн-касс преследует в первую очередь фискальные цели, то возможность работать без ККТ тоже можно считать налоговой льготой. На начало 2020 года принимать деньги от физических лиц без кассы имеют право только ИП без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства, производят работы или оказывают услуги. Для этих «микробизнесменов» льгота по применению ККТ продлится до 01 июля 2021 года (ст. 2 закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

Читайте также:  Настойка лимонника польза для мужчин

Малый бизнес и надзорные каникулы

В предыдущем разделе мы говорили о налоговых каникулах. Но, кроме них, сейчас для малого бизнеса действует еще один льготный период – «надзорные каникулы». До конца 2020 года продлен мораторий на плановые неналоговые проверки малых предприятий (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Таким образом, до 31.12.2020 ряд контролирующих органов не могут включать малый бизнес в планы своих проверок. В частности, под мораторий попадают проверки, которые проводят:

  1. Трудовая инспекция.
  2. Пожарная охрана.
  3. Роспотребнадзор
  4. Санитарно-эпидемиологическая служба.

Но продолжение «надзорных каникул», конечно, не означает, что малый бизнес в 2020 году вообще не будут проверять.

Многие виды контроля выведены из-под действия закона, устанавливающего мораторий на проверки (п. 3 и 3.1 ст. 1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В частности, налоговые проверки и контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды проводятся на общих основаниях.

Также «надзорные каникулы» перестают действовать при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, либо окружающей среде.

Упрощенный доступ к госзакупкам

Крупными заказчиками на российском рынке являются государственные структуры и корпорации с госучастием. Но малому бизнесу часто бывает непросто «пробиться» и получить заказ по итогам тендера.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры, которые могут помочь малому бизнесу воспользоваться бюджетными заказами:

  1. Квоты: в 2020 году госучреждения должны заключать контракты с малым бизнесом на сумму не менее 15% от общего объема закупок, а госкорпорации – не менее 18%.
  2. Снижение или отмена обеспечения при подаче тендерных заявок малыми предприятиями.
  3. Сокращенные сроки оплаты. Контракты, заключенные в рамках госзакупок с малыми предприятиями, могут предусматривать отсрочку платежа не более 15 рабочих дней.

Малый бизнес и финансовая поддержка

Кроме перечисленных выше льгот, малый бизнес может получить и прямую помощь из бюджета.

Например, на старте бизнеса начинающие предприниматели имеют право на субсидию от службы занятости, которая составляет не менее 12-кратной суммы пособия по безработице (на начало 2020 года – 86 000 руб.). Такую же сумму бизнесмен получит за каждого трудоустроенного безработного. Регионы могут увеличивать размер пособия или вводить повышающие коэффициенты.

Также существует множество федеральных и региональных программ по субсидированию уже работающего малого бизнеса. Государство компенсирует затраты на создание новых производств, проценты по кредитам или лизингу, направленным на развитие бизнеса и т.п.

Для получения любой субсидии нужно подготовить и защитить бизнес-план, а затем отчитаться о затраченных средствах. Также важно иметь в виду, что финансовые ресурсы, которые выделяются на выплату субсидий, ограничены.

Поэтому заявку лучше всего подавать в начале года или сразу после появления информации о новых программах. Узнать о льготах и получить другую полезную информацию предприниматели могут на федеральном портале, созданном для развития малого бизнеса https://smbn.ru/msp.htm, или на сайтах региональных органов власти.

У малого бизнеса часто нет средств на приобретение в собственность, недвижимости, необходимой для ведения бизнеса, поэтому они вынуждены арендовать ее.

Многие региональные власти дают возможность субъектам малого бизнеса взять недвижимость в аренду на льготных условиях. Это тоже – одна из форм государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Вывод

Государство предусматривает немало мер поддержки для предприятий малого бизнеса.

Это могут быть, как различные льготы и административные «послабления», так и прямая поддержка из бюджета.

Существенная часть преференций для малого бизнеса предоставляется на региональном уровне. Информацию о полагающихся им льготах малый бизнес может узнать, как на федеральном портале, так и на сайтах региональных органов власти.

Доверьте бухгалтерию команде экспертов

Источник

Владельцы небольших предприятий и предприниматели сталкиваются с множеством трудностей. Это и недостаток финансов, и сложности с поиском клиентов, и налоговое бремя. Но закон предусматривает для малого бизнеса немало мер государственной поддержки. Рассмотрим, на какие льготы может рассчитывать малый бизнес.

Кто относится к малому бизнесу

Прежде чем говорить о господдержке малого бизнеса, нужно понять, на кого именно распространяются льготы. Критерии для отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу определены в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…»:

  • Ограничения по структуре уставного капитала:

– доля государственных органов, общественных организаций и фондов не должна превышать 25%;

– доля иностранных юридических лиц и компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, не должна превышать 49%.

  • Ограничения по масштабу бизнеса:

Предприниматели относятся к малому бизнесу по тем же критериям, что и юридические лица, за исключением состава учредителей.

Каких-то особых преференций для среднего бизнеса законодательство не предусматривает. Поэтому дальше будем говорить о малом бизнесе, имея в виду и предпринимателей, подходящих под их критерии.

А вот выделение среди малого бизнеса «микробизнесменов» – важно, для них предусмотрен ряд особых льгот, о чем расскажем ниже.

С 2016 года ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики формируют его сами, исходя из имеющихся у них данных об ИП и юридических лицах.

Если вы претендуете на получение льгот – сначала проверьте, есть ли ваша компания или ИП в реестре. Если налоговики ошибочно не внесли в него ваш малый бизнес – заполните онлайн-заявку на уточнение данных.

Упрощенное ведение бухгалтерского и кадрового учета

Малый бизнес имеет право на следующие льготы в области бухучета:

  • Руководитель малого бизнеса может вести учет самостоятельно. Правда, у работающих компаний такая ситуация на практике встречается редко: ведь даже в «микропредприятии» у директора найдется много других забот. А вот если компания пока не ведет деятельность и не имеет сотрудников, то руководитель может сам готовить и сдавать нулевую отчетность, не прибегая к помощи «сторонних» специалистов.
  • Малый бизнес может пользоваться упрощенным вариантом ведения бухучета и сдавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном формате. В частности, они могут «урезать» план счетов и не применять некоторые ПБУ. А «микропредприятия» вообще имеют право обойтись без двойной записи и регистрировать все хозяйственные операции в одном журнале (рекомендации, утвержденные протоколом ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13).
  • Малый бизнес может не устанавливать лимит остатка денег в кассе (п. 2 указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 г. N 3210-У).
Читайте также:  Какая польза от холодного обливания

«Микробизнесмены» могут не оформлять полный набор кадровых документов, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 309.2 ТК РФ). В частности, они имеют право не составлять положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.

Но это не значит, что отношения между «микробизнесменом» и его работником никак не регулируются. Все основные положения, которые более крупные предприятия включают в отдельные документы, в данном случае следует отразить в трудовом договоре.

Налоговые льготы

Строго говоря, использование специальных налоговых режимов не привязано именно к статусу малого предприятия. Но критерии для перехода на особые варианты налогообложения, отраженные в НК РФ, во многом пересекаются с условиями для отнесения бизнесмена к малому бизнесу.

Точнее говоря – указанные критерии находятся «между» лимитами для малого и микробизнеса.

Таким образом, хотя и не каждое малое предприятие может воспользоваться особым налоговым режимом, но практически каждый «спецрежимник» – это малый бизнес.

Исключение здесь предусмотрено только для единого сельхозналога. Сельскохозяйственные предприятия могут работать на ЕСХН до достижения численности персонала в 300 человек, т.е. выходя за пределы не только малого, но и среднего бизнеса.

Малый бизнес может воспользоваться налоговыми льготами и на региональном уровне. Например, органы власти субъектов РФ имеют право устанавливать ставки налога на имущество организаций в диапазоне от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщика (ст. 380 НК РФ). И во многих случаях именно статус малого предприятия является основанием для применения льготы.

Особая льгота, предусмотренная только для начинающих ИП – это налоговые каникулы. Предприниматели-новички, которые используют «упрощенку» или ПСН, могут до конца 2020 года пользоваться льготной нулевой ставкой по этим налогам. Для применения льготы необходимо, чтобы бизнесмен работал в производственной, социальной, научной сфере или оказывал бытовые услуги населению.

Так как повсеместное внедрение онлайн-касс преследует в первую очередь фискальные цели, то возможность работать без ККТ тоже можно считать налоговой льготой. На начало 2020 года принимать деньги от физических лиц без кассы имеют право только ИП без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства, производят работы или оказывают услуги. Для этих «микробизнесменов» льгота по применению ККТ продлится до 01 июля 2021 года (ст. 2 закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

Малый бизнес и надзорные каникулы

В предыдущем разделе мы говорили о налоговых каникулах. Но, кроме них, сейчас для малого бизнеса действует еще один льготный период – «надзорные каникулы». До конца 2020 года продлен мораторий на плановые неналоговые проверки малых предприятий (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Таким образом, до 31.12.2020 ряд контролирующих органов не могут включать малый бизнес в планы своих проверок. В частности, под мораторий попадают проверки, которые проводят:

  • Трудовая инспекция.
  • Пожарная охрана.
  • Роспотребнадзор
  • Санитарно-эпидемиологическая служба.

Но продолжение «надзорных каникул», конечно, не означает, что малый бизнес в 2020 году вообще не будут проверять.

Многие виды контроля выведены из-под действия закона, устанавливающего мораторий на проверки (п. 3 и 3.1 ст. 1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В частности, налоговые проверки и контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды проводятся на общих основаниях.

Также «надзорные каникулы» перестают действовать при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, либо окружающей среде.

Упрощенный доступ к госзакупкам

Крупными заказчиками на российском рынке являются государственные структуры и корпорации с госучастием. Но малому бизнесу часто бывает непросто «пробиться» и получить заказ по итогам тендера.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры, которые могут помочь малому бизнесу воспользоваться бюджетными заказами:

  • Квоты: в 2020 году госучреждения должны заключать контракты с малым бизнесом на сумму не менее 15% от общего объема закупок, а госкорпорации – не менее 18%.
  • Снижение или отмена обеспечения при подаче тендерных заявок малыми предприятиями.
  • Сокращенные сроки оплаты. Контракты, заключенные в рамках госзакупок с малыми предприятиями, могут предусматривать отсрочку платежа не более 15 рабочих дней.

Малый бизнес и финансовая поддержка

Кроме перечисленных выше льгот, малый бизнес может получить и прямую помощь из бюджета.

Например, на старте бизнеса начинающие предприниматели имеют право на субсидию от службы занятости, которая составляет не менее 12-кратной суммы пособия по безработице (на начало 2020 года – 86 000 руб.). Такую же сумму бизнесмен получит за каждого трудоустроенного безработного. Регионы могут увеличивать размер пособия или вводить повышающие коэффициенты.

Также существует множество федеральных и региональных программ по субсидированию уже работающего малого бизнеса. Государство компенсирует затраты на создание новых производств, проценты по кредитам или лизингу, направленным на развитие бизнеса и т.п.

Для получения любой субсидии нужно подготовить и защитить бизнес-план, а затем отчитаться о затраченных средствах. Также важно иметь в виду, что финансовые ресурсы, которые выделяются на выплату субсидий, ограничены.

Поэтому заявку лучше всего подавать в начале года или сразу после появления информации о новых программах. Узнать о льготах и получить другую полезную информацию предприниматели могут на федеральном портале, созданном для развития малого бизнеса https://smbn.ru/msp.htm, или на сайтах региональных органов власти.

У малого бизнеса часто нет средств на приобретение в собственность, недвижимости, необходимой для ведения бизнеса, поэтому они вынуждены арендовать ее.

Многие региональные власти дают возможность субъектам малого бизнеса взять недвижимость в аренду на льготных условиях. Это тоже – одна из форм государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Вывод

Государство предусматривает немало мер поддержки для предприятий малого бизнеса.

Это могут быть, как различные льготы и административные «послабления», так и прямая поддержка из бюджета.

Существенная часть преференций для малого бизнеса предоставляется на региональном уровне. Информацию о полагающихся им льготах малый бизнес может узнать, как на федеральном портале, так и на сайтах региональных органов власти

Источник