Маша и медведь вред или польза

Первоисточник информации о вредности мультфильма

В центральных СМИ широкую огласку получила информация о том, что российские психологи составили список вредных мультфильмов. Первое место в этом рейтинге занял сериал «Маша и Медведь», второе — американский мультфильм «Монстр Хай», на третьем — «Губка Боб квадратные штаны», на четвертом — «Том и Джерри». Первоисточником публикации стал сайт Planet today. Новость была опубликована 30 октября и в оригинале выглядит следующим образом:

Российские психологи изучили действие различных популярных мультфильмов на психику детей и составили свой ТОП самых опасных мультсериалов.

Один из самых успешных современных проектов для детей — мультфильм «Маша и медведь» занял первую строчку рейтинга. По словам ученых, из-за того, что главной героине Маше можно безнаказанно капризничать и плохо себя вести, дети могут перенять манеру ее поведения и не понимать, почему они делают что-то неправильно.

Вторую строчку занял американский мультфильм про девочек-монстров «Монстр Хай». Специалисты считают, что лексика, использующаяся в разговорах между главными героями, может существенно испортить словарный запас малышей.

Бронзу «антирейтинга» занял сериал «Губка Боб квадратные штаны», ставший популярный и у более взрослого поколения. По оценке психологов, главный герой — слишком эгоистичное существо, постоянно критикующее взрослых, даже если они дают ему дельные советы.

Интересно, что ставший классическим сериал «Том и Джерри» занял лишь четвертое место, несмотря на то, что в каждой серии один главный герой (мышонок) постоянно издевается над другим (котом), а Том, в свою очередь, постоянно проявляет агрессию.

Развитие скандала

Несмотря на высокий резонанс, вызванный этой информацией, до сих пор не известно, что за группа психологов подобным образом оценила мультфильмы, и никаких развёрнутых аргументов о вредности мультфильмов в прессе пока не фигурирует. В этой ситуации режиссёр мультика Маша и Медведь Денис Червяцов уже поспешил заявить, что «интернет – это помойка, в которой каждый может написать, что угодно». А психологи, по его словам, скорее всего даже не смотрели мультфильм, да и вообще якобы никто не скажет вам, «как влияет то или иное произведение искусства на психику человека».

Другие издания, такие как Pravda.Ru, стали распространять мнение президента Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолия Северного, который назвал ситуацию с шумихой вокруг мультика Маша и Медведь «провокацией». По его словам, ничего криминального в мультфильме нет, а вредные советы могут якобы быть даже полезны для детей. «Российские психологи не давали такую оценку мультфильму Маша и медведь, это я вам говорю совершенно точно. Да, это антиреклама», – заявил Анатолий Северный, по какой-то причине взявший на себя право выступать от имени всех психологов России.

Мнение доктора психологических наук Л.В.Матвеевой о мультфильме «Маша и медведь»

Хотя ситуация с оглашением списка вредных мультфильмов выглядит действительно странно, призываем читателей не поддаваться на заверения в безопасности мультсериала «Маша и медведь» таких аффилированных лиц, как Денис Червяцов и Анатолий Северный, один из которых говорит, что психология вообще не может оценивать влияние искусства, а второй оправдывает обучение детей вредным моделям поведения.

В качестве аргумента приводим в этой статье интервью гораздо более квалифицированного специалиста – профессора кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктора психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве Лидии Владимировны Матвеевой, которая в 2013 году возглавляла Комиссию по мониторингу за исполнением ФЗ 436 «О защите детей от информации…»  при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России.

Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?

Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

Видеообзор «Чему учит мультфильм Маша и медведь?» и попытки цензуры

На базе этого интервью, а также классификации признаков вредного мультфильма проект Научи хорошему ещё в 2014 году создал видеообзор «Чему учит мультфильм Маша и медведь?». Сразу после того, как ролик начал набирать множество просмотров, он был заблокирован на хостинге YouTube по требованию правообладателей, якобы за нарушение авторских прав. На самом деле это был элемент откровенной цензуры со стороны тех, кто стремится помешать распространению правды о влиянии подобного контента на психику детей. В ответ нашим проектом была проведена акция «Сила в правде», и видеообзор с тех пор распространяется через другие видеохостинги и социальные сети, уже набрав миллионы просмотров.

Читайте также:  Польза чеснока с медом натощак

Надеемся, что нынешняя ситуация с шумихой вокруг мультфильма Маша и медведь привлечёт ещё больше внимания к проблеме вредного мультипликационного контента, заполонившего российский телевизионный экран и в прямом смысле разрушающего психику миллионов детей. Призываем активно распространять правду, которая даже несмотря на цензуру, всегда найдёт себе дорогу.

Смелее, товарищ, гласность – наша сила!

В сериале Маша и медведь присутствуют следующие признаки вредного мультфильма

  1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
  2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
  3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
  4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
  5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
  6. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
  7. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.

Дополнительные материалы по теме вредной мультипликации в России

Монстер Хай: Мертвецы и гробы для детей

Детство под угрозой: Вредные мультфильмы

Рекомендуем ознакомиться со списками хороших художественных фильмов и мультфильмов для детей:

Источник


В современном обществе всё чаще звучит мысль о том, что современный телевизионный контент, в частности мультфильмы, могут негативно повлиять на психическое развитие ребёнка, становление его характера. Так, многие родители ограждают своих детей от просмотра анимации с насилием (в их понимании) – например, «Ну, погоди» или «Том и Джерри». А как же быть с популярным мультфильмом «Маша и медведь», который очень любят многие ребята разного возраста? Несёт ли он вред для малышей?

Читайте также:  Семя льна для похудения польза и вред

История вопроса

«Маша и медведь» — один из самых популярных на сегодня отечесвтенных мультфильмов. Он представлен уже десятью сезонами (последний вышел в 2018 году), и малыши буквально не могут оторваться от него, сопровождая весёлым смехом действия экранных героев.

Маша и медведь привлекает детей яркими забавными героями и смешными ситуациями, в которые они всё время попадают

Осенью же 2018 года на страницах центральных СМИ и в сети Интернет появилась информация о рейтинге самых вредных мультфильмов с точки зрения российских психологов. И первое место в нём занимает именно «Маша и медведь».

Второе место — американская анимация «Монстр Хай», третье – «Губка Боб квадратные штаны», четвёртое – «Том и Джерри».

Удивительно, но российский Маша и медведь превзошёл по вредности даже «Монстр Хай» с его жутковатыми персонажами

Создатели мультсериала, вполне естественно, стали отрицать вредное влияние их детища на психику малышей, однако при этом не назвали конкретных опровергающих фактов. Между тем Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов отметил, что российские психологи вообще не составляли указанный рейтинг, и новость является просто антирекламой.

Потенциальное вредное влияние Маши на детей

Даже если не брать во внимание пресловутый рейтинг, многие психологи и родители отмечают в мультфильме «Маша и медведь» определённые вредные черты, при этом рассматривается их возможное влияние на поведение ребёнка. В целом можно сказать, что малыш начнёт подражать поступкам и манере поведения главной героини:

  1. Маша — девочка, которая делает всё, что захочет, считает, что ей позволено абсолютно всё. Ребёнок может перенять такое поведение, уяснит, что главное — его капризы, а от родителей можно добиваться желаемого шантажом и истериками. В связи с этим вспоминается русская народная сказка с одноимённым названием: Маша там, наоборот, соблюдала правила, например, садилась на самый маленький стульчик согласно своему возрасту, ложилась в маленькую кроватку и пр.

    Насмотревшись на поступки героини, ребёнок также начинает требовать удовлетворения своих капризов, начинает устраивать истерики

  2. Медведь (символического для России животного) воплощает образ Отца, мужчины. По идее, он должен быть авторитетом, но маленькая взбалмошная девочка с ним не считается, использует в своих целях для реализации капризов (например, мешает ему заснуть зимой, не даёт смотреть футбол, препятствует свиданиям с медведицей и пр.). Ребёнок может сделать вывод, что уважать отца не обязательно, им так же можно манипулировать.

    Медведь символически воплощает образ отца, ребёнок может сделать вывод, что уважать его необязательно, да и вообще, всех старших

  3. Уже в первой серии при появлении Маши домашние животные прячутся от неё. Демонстрируется разрушительная сила, несущая опасность. У ребёнка, таким образом, подсознательно закладывается противостояние человека и природы. Хотя всё должно быть наоборот: недаром маленькие дети часто сравнивают себя с животными, подражают их голосам, искренне умиляются маленькому котёнку или щенку.

    У ребёнка подсознательно закладывается противостояние человека и природы, ведь домашние животные боятся Машу, прячутся от неё

  4. На экране Маша демонстрирует весьма ограниченный спектр эмоций: заинтересованность, удивление, любопытство, радость. Примечательно, что она не проявляет сочувствие, не воспринимает критику, равнодушна к переживаниям окружающих. Часто она даже не переживает свою боль (когда падает). Самое главное, что девочка лишена способности любить, самого важного женского качества, базового для будущей жены и матери. Маленькая девочка, поклонница данного мультфильма, может усвоить такую манеру поведения, и в будущем также эгоистично общаться со своим супругом и детьми.

    Экранная героиня испытывает ограниченный спектр эмоций, не демонстрирует способности любить, такой важной для будущей женщины

  5. Знаменательно, что в мультфильме отсутствует образ полноценной семьи — у Маши нет родителей. Ребёнок не видит правильной модели семейных взаимоотношений. Медведя можно сопоставить с образом отца, но он для героини опять-таки просто объект для использования.
  6. Маша часто ведёт себя агрессивно, разрушает окружающую обстановку, ломает и портит вещи (например, в поезде, желая убить муху, она в результате бьёт окна, учиняет разгром в соседних купе, за что её в итоге высаживают). Причём, подобные ситуации подаются с юмором, поведение героини часто остаётся безнаказанным.

    Маша постоянно ломает и портит вещи, причём всё это остаётся безнаказанным и подаётся с юмором

Видео: обзор мультфильма «Маша и медведь» с точки зрения вреда для ребёнка

Цитируя психологов

Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребёнку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет.

Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Но, по сути, там происходит издевательство ребёнка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребёнка, это усваивается как возможность обращаться так со взрослым.

Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причём младшие, например, Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чём тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягчённом виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из “Маши и медведя” лицо ребёнка, от которого можно ожидать чего угодно.

А Маша — хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает…

Вспомните «Золотую антилопу», «Котёнка по имени Гав»… Ведь ничего особенного нет в этих мультфильмах. Ребёнок смотрит их и улыбается, после этого он готов взять любое животное на ручки, гладить его, угостить вкусненьким. В нем рождается доброта.

Что можно сказать в защиту мультфильма

Между тем, несмотря на обилие отрицательных моментов, которые психологи обнаруживают в популярном мультфильме, существуют и альтернативные точки зрения. Так, детский психолог Жанна Савенко считает, что на самом деле бомбой является родительская лень.

Читайте также:  Польза и вред помидор для организма человека

Задача папы и мамы — комментировать своему сыну или дочке поступки героини, объяснять, что в конкретных ситуациях она ведёт себя неправильно и повторять её действия никак нельзя.

«Вот какая Маша невоспитанная, зато смотри, какая она весёлая. Хорошо быть добрым и воспитанным, как ты, и весёлым, как Маша. Не стесняйся, проявляй себя, но медведя за уши не дёргай». Всё можно обсуждать и объяснять ребёнку. А то получается, что у мультика больше авторитета, чем у родителей. Ну значит, сами родители бестолочи.

Естественно, чтобы воспитывать своё чадо с помощью мультика, методом «от противного», показом антипримера, маме или папе нужно найти время, оторваться от телефона или планшета — сесть рядом с ребёнком и вместе вникнуть в экранный сюжет. Но малыш наверняка это оценит, большинство детей очень любят смотреть мультфильмы вместе с родителями, просят их об этом, взахлёб пересказывает увиденные истории.

Задача родителя — указать ребёнку на отрицательные поступки героини, помочь осознать их и выработать своё правильное поведение

Конечно же, Маша — не идеал, но у неё есть и положительные черты. Она весёлая, оптимистка, непосредственная, незлопамятная. Нужно акцентировать внимание ребёнка на хороших поступках Маши, например, следующие:

  • у неё возникает стремление учиться, она играть на пианино, она с удовольствием учит кукол хорошему поведению;
  • сломала мишке корабль-сувенир, но зато потом построила ему настоящий большой с парусами;
  • заяц хотел сделать зверям игрушки в яйцах, и случайно разлил краски, а Маша дала ему новые.

У Маши есть и положительные черты, она часто хочет чему-нибудь учиться, например, играть на пианино

Интересно, что итальянские родители (а в Италии «Маша и медведь» чрезвычайно популярен) считают мультфильм добрым и поучительным в отличие от многих современных детских картин.

Популярный мультфильм «Маша и медведь», конечно, может негативно повлиять на воспитание и психику ребёнка, но только если родители не объясняют ему сути просмотренного контента. Конечно, главная героиня часто ведёт себя неправильно, но папа и мама могут извлечь из этого урок, объясняя своему чаду многие вещи по принципу «нужно делать наоборот».

Источник