Молоко вред или польза исследовательская работа

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 имени В.Хомяковой»

г. Энгельс, Саратовской области

Исследовательский  проект

 «Молоко: польза или вред?»

 Предметы: окружающий мир

Представляют проект

обучающиеся  5 «а» класса  

Смирнова Милена

Щербачёва Екатерина

 
Руководитель:

  Школьникова Т. Ю.

2018 г.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………..… 3 стр.

2.Основная часть…………………………………………………………………..…5 стр.

2.1. Какое молоко употребляет человек в пищу?  

2.2.Состав молока  

2.3.Полезные свойства молока  

2.4.Вред молока  

3. Практическая часть. ………………………………………………………………9 стр.

3.1.Анкетирование учащихся

3.2.Практические опыты с молоком  

4.Заключение …………………………………………….…………………………. 12 стр.

5.Список источников ………………………………………………………………. 13 стр.

 1.Введение

История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания.

Известно, что молоко – чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Но будут ли такими полезными молочные продукты, которые продаются в наших магазинах?

В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».

Современные врачи-диетологи также считают молоко важнейшим продуктом питания.

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

Актуальность исследования: 

Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 58% жителей нашей области  испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся, но нашему району не грозит дефицит молока, потому что  дети наших детских учреждений обеспечены молоком.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). 

В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.

Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.

·  Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

·  Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

·  Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

·  Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.

·  Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.

Методы исследования:

·  Наблюдение.

·  Поисковая работа (из различных источников информации).

.  Тестирование

·  Экспериментирование.

«Проблемная ситуация»

В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.      

Гипотеза: Молоко может быть полезно не всем и не всегда. Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.

2.Основная часть.

 2.1.Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. Работая над проектом, мы выяснили что, молоко, других животных тоже употребляет в пищу человек.

В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.

В Египте молоко дает буйвол.

В Перу молочным животным является лама.

В Тибете люди получают молоко от яка.

На севере – от северного оленя.

Во многих странах молоко людям дает коза.

В Казахстане молоко берут от верблюдов и лошадей.

Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!

2.2.Состав  молока

В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!

Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.

Жир (молочный) – обеспечивает организм энергией.

Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.

Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.

Витамины (около 30): В2, А, С, Д.

Вода. 

2.3. Полезные свойства молока

Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.

Ценность молока заключается не только в том, что в нем содержатся все необходимые человеку вещества, но и в том, что все компоненты молока идеально сбалансированы и находятся в легкоусвояемой и доступной форме.

Задолго да нашего времени врачи назначали молоко для лечения различных болезней: туберкулеза легких, бронхита, плеврита, желудочно-кишечных заболеваний, цинги, холеры, нервных болезней. Применялось оно для очищения организма от вредных веществ. Правда, нужно отметить, что полезные свойства молока заметно снижаются при пастеризации (нагревании до 60 °С): в нем начинается разложение некоторых полезных веществ. Кипячение также изменяет химический состав. Поэтому в лечебных целях следует употреблять сырое, желательно парное молоко.

Белок молока является полноценным по содержанию аминокислот, в нем много такой важнейшей и незаменимой аминокислоты, как лизин.

Молочный жир является ценным источником энергии для человека.

Углеводы в молоке представлены в основном лактозой, менее сладкой, чем сахароза. Этот углевод является стимулятором нервной системы, служит профилактическим и лечебным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме того, в процессе всасывания в кишечнике лактоза образует молочную кислоту, которая подавляет гнилостную микрофлору и способствует лучшему перевариванию кальция и фосфора.

Биологическую ценность молока дополняют витамины, разнообразные ферменты, гормоны, антитела, антибиотики и другие биологически активные вещества, участвующие в работе различных систем организма (кроветворной, костной, двигательной, гормональной и др.).

Поэтому молоко используется для детского питания, как диетический и лечебный продукт, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.

2.4.Вред молока

Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.

1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Дело в том, что фермент, который расщепляет лактозу, у большинства млекопитающих вырабатывается только в младенческом возрасте, а затем его действие  резко падает. Однако у человека есть особая способность, позволяющая вырабатывать этот фермент и, следовательно, переваривать молоко даже взрослым.

У некоторых людей этой способности нет. Лактоза вместо того, чтобы давать человеку энергию, накапливается в кишечнике и перерабатывается кишечной микрофлорой – «бродит». Появляется метеоризм, несварение желудка, тошнота, часто – боли в животе.

Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.

2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред – это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам.   Однако  такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.

3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение.

Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Однако, в случае если в желудке на тот момент находится другая пища, частицы молока обволакивают ее и изолируют от желудочного сока. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.

3.Практическая часть

3.1. Анкетирование. В нём приняли участие ученики 4-х классов. Опросом было охвачено 75 человек. Ознакомимся с результатами.

Анкета включала следующие вопросы:

 1. Какие напитки Вы любите?

1.

Молоко

19 чел.

2.

Компот

10 чел

3.

Чай

15 чел

4.

Газированные напитки

31чел.

2. Какие молочные продукты Вы предпочитаете?

1.

Йогурт, снежок

35 чел

2.

Творог

6 чел.

3.

Кефир

8 чел.

4.

Сметана

11 чел.

5.

Молоко

15чел

3. Молоко – продукт полезный?

4. Надо детям в школе выдавать молоко?

Выводы:   Результаты нашей работы таковы:

Большинство четвероклассников,  которые не любили молоко, изменили своё мнение о нём. В анкете все  указали, что молоко – продукт полезный и все  высказались, что молоко обязательно надо выдавать в школе как дополнительное питание!

В результате работы над проектом, мы расширили свои знания о молоке и значении его в жизни человека.

Вызывает тревогу тот факт, что дети не до конца осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.

С вопросом «Чем полезно молоко?» мы обратилась к интернету.  Мы узнали, что полезно не только молоко, а все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Молоко полезно для укрепления костей и зубов. Оно оказывает положительное влияние на память, укрепляет иммунитет. В лечебных целях следует употреблять парное молоко! Стакан молока в день – это проверенный веками рецепт долголетия!

 3.2.Практические опыты с молоком

Опыт 1. Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.

Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко – пожелтеть.

Опыт с молоком с примесями. Результат опыта – молоко сине-серого цвета.  Опыт с качественным молоком. Результат опыта – молоко желтого цвета

Чтобы выяснить, как нужно правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели ещё опыты.

Опыт 2. Свежее молоко поместили в чистые банки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытой банке.

Вывод: молоко киснет под воздействием воздуха, а точнее – микробов, содержащихся в воздухе.

Опыт 3. Чтобы определить, в каких условиях молоко лучше сохраняется, мы поставили молоко на хранение в следующих условиях: некипячёное при комнатной температуре, некипячёное в холодильнике, кипячёное при комнатной температуре, кипяченое в холодильнике.

Вот в каком порядке молоко скисало:

1.Некипячёное при комнатной температуре – на 2 день

2. Кипячёное при комнатной температуре – на 3 день

3. Некипячёное в холодильнике – на 5 день

4. Кипяченое в холодильнике – на 7 день

Делаем выводы:

1) Меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствующие его скисанию, не были уничтожены при термообработке (кипячении), а комнатная температура – наиболее благоприятные условия для их размножения.

2) Дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как большая часть микробов была уничтожена при кипячении, а температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.

Опыт 4. Чтобы определить, в какой посуде лучше хранить молочные продукты, мы налили одинаковое количество молока в пластмассовую чашку, стеклянный стакан, алюминиевую кружку, глиняный горшок и оставили при комнатной температуре. Уже на следующий день молоко скисло в пластмассовой чашке, в кружке и стакане молоко скисло на вторые сутки, а в глиняном горшке – только на третьи.

Мы сделали выводы:

1) В пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. оно быстро скисает, возможно потому, что пластмасса может выделять вредные вещества.

2) В глиняном горшке молоко хранится дольше, потому что глина – это наиболее экологически чистый материал.

4.Заключение

В результате работы над проектом мы расширили свои знания о молоке и молочных продуктах.

1.Узнали, что молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.

Молоко очень полезно и во всех детских учреждениях. Дети обеспечены молоком, но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов.

2. Чтобы определить, подходит ли молоко Вам или нет, следует просто прислушиваться к своему организму, быть внимательнее. Если вы, выпив стакан молока, чувствуете себя прекрасно – то пейте его, и будьте здоровы! Если же употребление молока вызывает у вас дискомфорт, то переходите на кисломолочные продукты (кефир, творог), они не менее полезны.

Итоги нашего проекта:  Молоко – продукт полезный. Молоко может и жажду утолить, и от голода спасёт. Молоко – это пища, и природное лекарство, проверенное веками!

Для тех ребят, которые не любят молоко, хотим сделать рекламу :

С детства пьём мы молоко,

В нем и сила и тепло!

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

С ним расту я по часам

И совет хороший дам –

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Употреблять молоко или нет, решать только Вам!

Список источников.

  • Большая детская энциклопедия «Всё обо всём», изд. Москва АСТ, 2000г

Ресурсы Интернета

  • https://stgetman.narod.ru (о вреде “пищевых” Е-добавок)

Источник

Управление образования администрации

МО «Багратионовский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Южная средняя общеобразовательная школа»

I муниципальная научно-практическая конференция учащихся

Секция: здоровьесбережение

Тему: «Польза и вред молока»

Выполнили:  Алдобаева Дарья,  3 класс

Пересецкая Мария, 3 класс

Родичева Кира, 3класс

МБОУ «Южная СОШ»

Руководитель: Зайцева Татьяна Александровна

 учитель начальных классов

МО «Багратионовский городской округ»

2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………….….5

             Химический состав молока………………………….……………..……6

             Польза молока……………………………………………………………..8

             Вредные свойства молока……………………………………………..….9

Результаты анкетирования…………………………………..………………….10

  1. Практическая часть……………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………….………14

Список используемых источников……………………………………………..15

Введение

      Согласно археологическим данным, в период  каменного века люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, который усваивает  лактозу (молочный сахар). Эта способность пришла к нашим предкам позже. Это процесс ученые назвали  генетическая  мутация.  Точное место появления молока до сих пор  не установлено.  

    В  России же,  северных  её частях,  молочные буренки  появились 500 лет назад.  Молочный промысел известен с IX века, о чем сохранились письменные свидетельства на берестяных грамотах.  Молоко продавали на рынках. Городские стражники опускали в молоко клинок сабли и по тому, как жидкость стекала с клинка, определяли жирность белого напитка. После такой «проверки»  молоко разрешали продавать.  Но длительное время  в России из молока делали только  масло  и сыр. Промышленное производство молока и молочных продуктов в России началось  в XVIII  веке.

Актуальность проекта:

     Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко и молочные продукты. Молоко по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для  школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Обратились к истории употребления молока.

Цели исследования: выяснить, какую роль играет молоко в жизни человека.

Задачи:

  • используя различные источники расширить знания о молоке, его составе и ценных свойствах;
  • изучить роль молока в жизни человека;
  • провести исследование свойств молока;
  • провести анкетирование одноклассников: «Пьют ли дети молоко?»

Гипотеза:  Пейте, дети, молоко – будете здоровы?!

Объект исследования: молоко

Тип проекта: учебный, исследовательский

Методы исследования:

  • Работа с источниками информации (книги, Интернет-ресурсы):
  • Проведение анкетирования
  • Исследования свойств и качества молока
  • Фиксирование результатов, выводы.
  • Создание презентации

1.Теоретическая часть

Что такое молоко?

     Молоко — питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих. Естественное предназначение молока — вскармливание детёнышей (в том числе у человека), которые ещё не способны переваривать другую пищу. В настоящее время молоко входит в состав многих продуктов, используемых человеком, а его производство стало крупной отраслью промышленности. Человек открыл для себя молоко примерно 6 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы.

    Во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, «молоко — это изумительная пища, приготовленная самой природой». Молоко довольно калорийно: в 100 г  более 60 килокалорий.

Молоко является богатым источником некоторых витаминов и полезных веществ, и традиционно считалось полезным. Однако исследования (начиная с конца XX века) показали, что влияние коровьего молока на здоровье человека спорно. Считается, что молоко богато кальцием, необходимым для здорового роста костей и нормального функционирования нервной системы. Тем не менее, кальция в молоке не больше, чем в брокколи или листовой капусте. На основе молока и молочных продуктов разработаны лечебные и диетические продукты, в том числе детские для больных детей, путём внесения различных добавок и молочнокислых бактерий.

Молоко – уникальный продукт, который человек, вышедший из младенческого возраста, продолжает употреблять.

Химический состав молока

        Молоко – продукт, минеральный состав, содержание витаминов и соотношение белков, жиров и углеводов в котором напрямую зависит от того, чем питалось животное, каковы были условия его содержания и от некоторых других внешних факторов. Так, в зависимости от корма коровы меняется и жирность напитка, а вместе с ней – калорийность молока и его вкусовые качества. Изучив литературу и статьи Интернета, удалось выяснить, что в молоке содержится:

  • вода (необходима для растворения веществ);
  • белки (укрепление мышц);
  • жиры (обеспечивают организм энергией);
  • молочный сахар – углероды (для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы);
  • витамины (около 30) (А – для хорошего зрения, В – для роста и т.д.);
  • минеральные соли: кальций (укрепление костей); калий (для нервной системы); магний (для сердца и мышц); фосфор (энергия организма);
  • микроэлементы.

Особую ценность представляют белки молока. Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются почти полностью (96 %). Молочный жир, наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95 %). Молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение (усваивается на 98 %). В молоке содержатся макро- и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д. Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях. Наличие ферментов и гормонов увеличивает ценность молока. Поэтому молоко используется для детского питания и как диетический и лечебный продукт при малокровии, туберкулезе, гастрите, отравлениях, заболеваниях печени, почек, желудочно-кишечного тракта, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.

Несмотря на все сказанное выше, в последнее время всё больше появляется информации о том, что молоко, оказывается, очень вредно и для детей, и для взрослых. Так полезно ли молоко на самом деле или вредно?

Молоко коровье

Польза молока

        Лактоза, которая содержится в молоке, благотворно влияет на работу печени, сердца и почек. Помогает ей в этом белок казеин, содержащий аминокислоту метионин. Благодаря содержанию витамина A в молоке этот продукт полезен для детей в период активного роста, а также способствует сохранению остроты зрения. Содержание тиамина в молоке положительно сказывается на скорости усвоения сахара. Кальций, столь полезный организму в любом возрасте, содержится в природном напитке в достаточном количестве в форме, которая легко усваивается организмом и прекрасно сбалансирована с фосфором. В детском возрасте кальций необходим для формирования костей скелета, а в пожилом помогает предотвратить остеопороз. Любопытно, что содержание кальция в коровьем молоке летом ниже, чем в зимний период. Специалисты утверждают, что всасываемость кальция повышается при его одновременном приеме с продуктами, содержащими витамин D. Пользу молока при лечении простудных заболеваний оценило не одно поколение. Теплое, с добавлением меда или малинового варенья, а также барсучьего жира, молоко способно поднять на ноги самого безнадежного больного, слегшего с простудой. Дело в том, что борьба с вирусными инфекциями требует участия иммуноглобулинов – специальных элементов, образующихся из белковой пищи. Казеин – молочный белок – не только является прекрасной основой для образования иммуноглобулинов, но и лучше иных усваивается организмом. Избавление от бессонницы и головных болей – очередные полезные свойства молока. Высокое содержание триптофановых и фенилаланиновых кислот в этом напитке оказывает на наш организм седативное действие. Рецепт прост: стакан теплого, при возможности парного молока с добавлением меда следует выпить за час до сна. При головных болях рекомендуется добавить сырое яйцо в посуду с только что вскипяченным напитком. Такой коктейль, принимаемый на протяжении недели, способен избавить от самых сильных головных болей. Польза молока при изжоге известна большинству женщин, ожидающих ребенка. Этот напиток снижает кислотность и уменьшает болевые ощущения при различных заболеваниях ЖКТ, включая гастрит и язвы. С тем чтобы гарантированно забыть об изжоге на длительное время, следует пить молоко медленно, маленькими глотками. Применение молока в косметологии началось тысячи лет назад, когда знаменитая красавица и покорительница сердец Клеопатра баловала себя роскошными молочными ваннами. Ныне мировая индустрия красоты предлагает женщинам кремы, лосьоны, гели на основе молочных протеинов, которые призваны дарить молодость и красоту.

Вредные свойства молока

        К сожалению, молоко и продукты на его основе полезны далеко не каждому. Вред молоко при неумеренном потреблении причиняет довольно часто. В большинстве случаев негативные последствия от употребления этого продукта питания преследуют тех людей, которые страдают недостаточностью фермента, ответственного за расщепление лактозы. Его отсутствие значительно снижает усвоение молочного сахара, что влечет за собой брожение напитка в кишечнике, а это, в свою очередь, вызывает диарею. Явление это распространенным назвать нельзя – оно свойственно всего около 15% населения нашей планеты. Кроме того, коровье молоко относится к сильным аллергенам. Возникновение сыпи, зуда, вздутия живота, тошноты или рвоты при его употреблении – признаки аллергии, указывающие на необходимость прекращения приема этого напитка. Однако иные продукты на основе молока – творог, сыр, кефир, йогурт – усваиваются, как правило, гораздо лучше. В отличие от коровьего, козье молоко вред в виде аллергии вызывает крайне редко. Для пожилых людей вред молока не менее выражен, чем польза. С одной стороны, напиток восполняет дефицит кальция, с другой, является одной из причин развития атеросклероза. При склонности к отложению кальциевых солей в сосудах молоко также противопоказано.

Результаты анкетирования

Мы провели социологический опрос среди учащихся 3А класса с целью выявления отношения школьников к употреблению молока.

Проведённое нами анкетирование показало, что основная масса опрошенных  класса положительно относятся к молоку, знают полезные свойства, меньшая часть обучающихся не любят молоко и не знают его состав.

 

2.Практическая часть

Опыт 1. Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.

Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко – пожелтеть.

В магазине мы купили две бутылки молока разных производителей.

В один стакан мы налили молоко производителя А

В другой стакан молоко производителя Б

В каждый стакан добавили по три капли йода.

Вывод:  В результате проведенного опыта примесей в молоке не было обнаружено. Молоко производителей А и Б после добавления йода пожелтело.

Опыт 2  «Молоко имеет цвет»

Для проведения опыта мы взяли два прозрачных стакана.  В один налили молоко, в другой воду. Поместили в каждый стакан ложку.

Вывод: молоко непрозрачное, имеет цвет.

Опыт 3  «Молоко имеет вкус»

Для проведения опыта нам необходима вода и молоко. Мы предложили одноклассникам попробовать воду, а затем молоко. И провели опрос.

 Имеет ли вода вкус?- нет

Имеет ли молоко вкус?- да

Вывод: у молока есть вкус

Фокус «Цветной взрыв в молоке»

Цель: заинтересовать ребят, показать из обычных вещей необычный результат.

Оборудование: глубокая тарелка, концентрированные пищевые красители, средство для мытья посуды, ватные палочки и молоко.

Описание этого фокуса мы нашли в книге «365 научных экспериментов» в разделе химия опыт №163.

Порядок проведения. В тарелку надо налить молоко слоем в 2-3 см, осторожно с разных сторон в молоко влить красители, стараясь их не смешивать. В центр тарелки добавить ватной палочкой несколько капель моющего средства. И наблюдаем.  На наших глазах началось движение красок, на поверхности молока возникли разноцветные узоры. Возобновить движение красок можно, добавив ещё моющего средства.

ВЫВОД: Моющее средство расщепляет жиры, нарушается связь жира и белка, снижается поверхностное натяжение в молоке и краски начинают смешиваться, так происходит движение разноцветных потоков. Поэтому для этого фокуса не подойдёт обезжиренное молоко.

Заключение

         В результате работы над проектом мы расширили свои знания о молоке и молочных продуктах.

  1. Узнали, что молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.
  2. С результатами своего исследования мы познакомили ребят нашего класса и увлекли их данной темой.
  3. Мы  узнала, что молоко должно быть белого или слегка желтоватого цвета. Молоко должно быть без примесей и осадков. Консистенция молока – однородной, запаха молоко не имеет, вкус – сладковатый, слабо сладковатый. В молоке не должен присутствовать крахмал.

Для тех ребят, которые не любят молоко, хотим посоветовать:

ПЕЙТЕ, ДЕТИ, МОЛОКО, БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!

Список используемых источников

1.Большая детская энциклопедия «Всё обо всём», изд. Москва АСТ, 2000г

2. 365 научных экспериментов. HinclerBooksPtuLtd. 2010г., опыт №163, 364 стр.

3. Волков В.Н., Солодова Р.И., Волкова Л.А. Определение качества молока и молочных продуктов. // Химия в школе. 2002г. № 1. – с.57-63

4. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 3, с.74-75. Том 7, с.75-78, с.117-118

https://www.neboleem.net/moloko.php 

https://en.wikipedia.org/kki/Colostrum

https://www.yandex.ru/

Источник