Монстер хай вред или польза

Монстер хай вред или польза thumbnail

В прошлом месяце в Сети не на шутку разыгрались дебаты вокруг серии игрушек «Школа монстров» – одни активно поддерживали думскую инициативу запретить их к продаже, другие так же убежденно с ними спорили, отстаивая право детей на кукол-монстров. Истина, как водится, где-то посередине…

ЦИТАТА


Законодатели предлагают запретить иностранные игрушки, влияющие на психическое состояние ребенка. Речь в первую очередь идет об игрушках серии Monster High («Школа монстров»). «Гостей из загробного мира» продвигает компания-производитель Барби Mattel. В арсенале Monster High можно увидеть «гроб Дракулы» – это шкатулка для украшений в виде гроба. Или «директрису без головы Бладгуд» – куклу со съемной головой. Встречаются и различные наборы «Собери монстра» – куклу предлагается собрать из игрушечных костей.


Депутат Госдумы, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин обратился в правительство с просьбой провести психолого-педагогическую экспертизу американских игрушек серии Monster High. После заключения профильных экспертов можно будет рассмотреть возможность запрета их продажи в России.
izvestia.ru

Официальная психологическая экспертиза игрушек проводится только в одной государственной организации – Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Вы можете видеть их значок – красную лошадку – на тех игрушках, которые успешно прошли проверку. На данное время вся сертификация добровольна (инициируется производителем) и полностью бесплатна. И скорее всего, на этих условиях Monster High даже не взяли бы к рассмотрению в качестве игрушки, которую можно было бы рекомендовать детям. Куклы-монстры вызывают сомнения уже на первом этапе – по «этико-эстетическим характеристикам».

По нормам (чтобы игрушка считалась как минимум безопасной) нужно, чтобы она не содержала порнографических, агрессивных и иных запрещенных для детей элементов. Monster High, конечно, не порнографичны, но выглядят излишне сексуально-вызывающими. Агрессивные элементы вроде одежды, сшитой из «шкурок мертвых животных», тоже присутствуют. Также есть странные детали – например, шея, из которой по обе стороны торчат болты («для подзарядки током»).

МИНУСЫ

В целом «монстры из высшей школы» позиционируются как куклы для подростков. Но на деле возрастной ценз на них стоит «6+», а покупают их порой и для детей четырех – пяти лет. И это возмутительно. Главная функция игрушки в любом возрасте заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. Дошкольник познает мир через сюжетную игру. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или соответствовали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека. Обязательно, чтобы тело не имело повреждений (вроде пришитой наспех ноги). Желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики (например, прищура или выражения гнева), давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым смыслом и эмоциями – ведь именно это и нужно для его развития.

В этом плане Monster High имеют слишком выразительные «лица», к тому же часто отталкивающие и пугающие. Более того, характер каждого персонажа детализирован, «прописан» в мультфильме и на сайте, что не позволяет дошкольнику развивать собственную фантазию. А вот для младших подростков это уже не является препятствием – к этому возрасту у детей есть «остов» характера, и они понимают, что у каждого свои особенности.

Но вернемся к тому, что главная функция игрушки заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. С этой точки зрения Monster High могут быть противопоказаны дошкольникам и младшим школьникам, так как ориентируют ребенка на стиль в одежде (и жизни), не характерный для ребенка этого возраста. Коротенькие юбчонки, топики, открывающие живот, высоченные сапоги и обилие блесток вряд ли привьют даже подростку хороший вкус, а уж ребенка пяти – девяти лет могут и вовсе сбить с толку. Производители утверждают, что персонажи серии одеты по последней моде, и даже позиционируют их как фешн-кукол. Однако костюмы в стиле Monster High были бы уместны лишь во время Хеллоуина, но выглядели бы бесконечно странно и вульгарно в обычный день. «Боевой раскрас» куколок тоже, скорее, имеет отношение к подросткам, которые только начинают эксперименты с косметикой.

ПЛЮСЫ

В общем, куклы Monster High вряд ли полезны для ребенка. Но вопрос о том, несут ли они вред, открыт и неоднозначен. Дело в том, что есть в них и позитивные моменты – но с оговоркой: для детей десяти лет и старше. Несмотря на сомнительную внешность (а отчасти и благодаря ей), они способствуют развитию важных навыков и качеств у подростков:

– Преодоление комплексов, связанных с внешностью.

У всех персонажей серии есть явные изъяны: шрамы, ожоги в пол-лица, пятна, некрасивые зубы (торчащие клыки). И все же куклы не лишены очарования. Это помогает младшим подросткам побороть собственные комплексы. Ребенок осознает, что можно иметь дефекты внешности, но при этом быть привлекательным. «Странности становятся достоинствами» – именно так можно перевести первый для этой серии слоган фирмы-производителя.

Читайте также:  Какая польза от освоения космоса
– Развитие навыков общения и преодоление возрастных страхов.

Речь прежде всего о социальных страхах быть отвергнутым, осмеянным, непринятым. Тут уж позитивную роль играют скорее не сами куклы, а мультфильмы про них. В них выявляются «острые углы» каждого персонажа, в которых подросток узнает себя и своих друзей. Сюжеты мультфильма, в общем-то, просты. Все то же самое можно увидеть в сотне других мультиков и фильмов. Но если ребенка чем-то привлекают именно куклы-монстры, то почему бы нет? Главное, чтобы этот путь в познании общения не был единственным.

– Воспитание толерантности.

Монстры многообразны, но учатся вместе и неплохо ладят друг с другом. У них разный цвет кожи, статус, благосостояние родителей, внешность, характер, но это не мешает их дружбе.

– Психологическая «разрядка».

Персонажи – в первую очередь опять-таки в мультсериале – часто забавны, смешны и полны самоиронии.

– Преодоление страха смерти.

Тема смерти очень привлекает младших подростков, чьи тетради традиционно разрисованы привидениями, могилами, скелетами и черепами. Игрушки из «Школы монстров» делают эту тему открытой, свободной – и значит, менее напряженной. В Monster High она подается с иронией, а, как говорится, «если ты над чем-то смеешься, то уже не боишься». Предположение о том, что такие игрушки повышают риск суицида, скорее всего несостоятельно. Ведь ради чистоты эксперимента нужно будет выключить телевизор, а вместе с ним новости, пугающие шоу и жестокие фильмы.

ИТОГ

Почему-то, когда я прохожу мимо полок в магазинах игрушек, всплывает выражение «пипл хавает». Куклы-монстры очень популярны и хорошо раскупаются. Производитель даже заложил в них «культурную нагрузку» – все эти герои являются детьми известных родителей-монстров: Дракулы, Франкенштейна, Медузы Горгоны, Снежного Человека, Мумии, Оборотня (но почему-то еще и Эроса)… Но даже в этом случае нет возможности говорить о приобщении ребенка к культурному общемировому пространству. Все это больше похоже на популизм, который процветает уже многие годы, когда дети уверены, что Бетховен – это собака, а Леонардо – одна из Черепашек Ниндзя. Упоминание о чем-то значимом в столь упрощенном варианте не дает стимула для познания.

Как и большинство серийных игрушек, куклы-монстры ориентированы на безудержное потребление. Количество аксессуаров к ним просто зашкаливает, и снова с сомнительным смыслом – черепа и гробы сыплются как из рога изобилия.

И все же идея законодательно запретить какие-либо игрушки крайне непроста. Как минимум процедура, которая позволяла бы доказать вред той или иной игрушки, должна быть гораздо более сложной. Иначе говоря, «нанесение пользы» доказать легче.

Скорее всего, родителям просто нужно не идти на поводу у детей, которых так легко привлечь яркой рекламой, и перед покупкой изучить, для какого возраста и для каких целей подходит та или иная игрушка. Если вы решите, что предполагаемая польза больше вероятного вреда, – покупайте!

Что касается именно Monster High, то они совершенно не подходят дошкольникам, и я бы не рекомендовала ни игрушки, ни мультфильм детям до десяти лет. А вот детям постарше сериал и куклы вреда, скорее всего, не нанесут.

ЦИТАТА


Американские психологи – а вслед за ними и родители – ополчились на оборотня Clawdeen Wolf, которая открыто говорит о том, что любит флиртовать с мальчиками и тщательно следит за собой любимой, но ее сложная наследственность приводит к избыточному росту волос на ногах. Избавляться от них неприятно и утомительно, но красота требует жертв. «Эти куклы учат девочек стыдиться своего тела и развивают раннюю сексуальность у дошкольников… Они учат девочек одеваться как стриптизерши и верить, что они должны казаться сексуальными всем вокруг», – утверждает Патрик Уэйнис. Ему вторит психолог Сари Шепфирд: «Девочкам не нужны куклы, которые будут указывать им на их физические недостатки или заставлять их уделять излишнее внимание своему телу в младшем школьном возрасте. Куклы всегда были синонимом детской невинности, но некоторые современные куклы – противоположность невинности».
barbieplanet.ru

Источник

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература

Павлова А.В.

1

1 г. Рудный, КГУ «Средняя школа № 11» акимата города Рудного, 10 «А» класс

Читайте также:  Дышим животом в чем польза

Щекотова И.В. (г. Рудный, КГУ «Средняя школа № 11» акимата города Рудного)

1. Бренд (brand). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://marketopedia.ru/239-brand.html.

2. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/

3. Отзыв: Мультфильм «Школа монстров» (2010) – Мистический триллер для детей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://otzovik.com/ review_ 1047833.html.

4. Отзыв: Мультфильм «Школа монстров» (2010) – На злобу дня! – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://otzovik.com/review_ 594857.html.

5. Кара – Мурза С. Манипуляция сознанием – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.

6. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. – 1997 – № 5. – С. 28-33.

7. Как зовут персонажей Монстр Хай?- [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://elhow.ru/razvlechenija/kino/personazhi-1/kak-zovut-personazhej-v-monstr-haj.

8. Магазин кукол Монстр Хай. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.monstr-high.com/products/klodin-vulf-muzykalnyj-festival.

9. Сергеев О.М. «Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://charming-face.ru/blog/43883435777/

10. Википедия: толкование слова «Персей» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: – https://ru.wikipedia.org/wiki

11. Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.ronl.ru/referaty/pedagogika

12. Воспитание детей в игре./Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.:Просвещение,1979. – 175 с., – С. 5-11.

13. Монстр Хай игры – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://stepanida.ru/Monster-High.htm.

14. Игра «Лечим зубы Дракулауре». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://m-high.com/brodilki/2210-lechim-zuby-u-sumasshedshego-dantista.html).

15. Ярмарка совместных покупок – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.repka.com/tovar/chernyi-komplekt-be-monster.

16. Школа монстров смотреть онлайн. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:https://onlinemultfilmy.ru/shkola-monstrov/

В настоящее время родители и общественность озабочены появлением в жизни ребенка нового увлечения – куклы Монстр Хай, которые не способствуют развитию положительных качеств личности и формируют у ребенка искаженное представление о мире и нравственных ценностях. Дети, в силу своего возрастного развития, не всегда могут игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись; все, что связано с этими игрушками, воспринимается ими как пример для подражания.

Однако продуктами бренда [1] Монстр Хай являются не только куклы [8], но и мультипликационные фильмы [16], компьютерные игры [13], [14], футболки [15] и т.д. Логотип бренда Монстр Хай: череп с бантиком на гербе школы. Слоган: «Будь уникален, будь собой, будь монстром».

Рассмотрим все по порядку.

Дети очень любят смотреть мультфильмы. Яркие, красочные, они напоминают сказку. Персонажи мультипликационных фильмов учат ребёнка взаимодействовать с окружающим миром, формируют первичные представления о добре и зле. Сравнивая себя с любимыми героями, ребёнок начинает позитивно воспринимать себя, учится справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [2].

Среди части родителей и детей распространено мнение, что мультсериал о Школе монстров безопасен для нравственного и психического здоровья детей, что герои этого сериала добрые, хотя и не такие, как все, и совершают добрые поступки [3], что за страшной оболочкой может скрываться добрый и ранимый человек [4]. Возможно, здесь срабарывают стереотипы мышления: мы помним чудовище из «Аленького цветочка» или персонажей мультфильма «Красавица и чудовище». Известный исследователь С. Кара-Мурза считает, что природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия [5]. Поэтому-то некоторые люди трактуют «Будь уникален, будь собой, будь монстром» как призыв оставаться самим собой, в то время как в памяти закладывается словесный образ «будь монстром». Герои мультсериала ничем особенным не занимаются: посещают уроки, имеют свои увлечения, учатся общаться, занимаются спортом и т.д. В памяти закладывается образ положительных героев. Однако персонажи «Школы монстров» не столь безобидны.

Рассмотрим один из сюжетов мультсериала. В руки девочек попадает ключ от запретной комнаты, которой оказывается лаборатория. Нарушив запрет, они открывают дверь и обнаруживают в клетке котенка – монстра. Дверца клетки по случайности была открыта, и кровожадный монстр набрасывается на беззащитного мальчика-куклу, пришедшего вместе с подружками. Монстр мертвой хваткой вцепился в ногу и вгрызается в плоть. На что кукла доброжелательно реагирует: «Ну, хватит, хватит, милая зверушка», – ведь куклу нельзя убить, она и так неживая.

Читайте также:  О пользе моркови в стихах

Как и в волшебной сказке, здесь присутствует элемент «запрет и его нарушение». Но если в сказке запрет (старших) нарушался, то происходило что-то плохое, герою приходилось отвечать за последствия и ценой героических усилий восстанавливать равновесие, справедливость. Таким образом, поддерживался авторитет старших. В данном случае, нарушение запрета не приводит к каким-либо значительным переменам. Следовательно, запреты можно нарушать? Получается, взрослых можно не слушаться?

Немного слов о сцене жестокости. В памяти ребенка откладывается образ – информация: если кто-либо пытается причинить другому существу вред или боль, не обязательно (не всегда) именно так может произойти. Допускается возможность причинения вреда, и за это ничего не будет. ( Ведь это же смешно!)

Это только один из примеров. При желании любой заинтересованный зритель сможет найти еще множество подобных сцен.

Мультфильм «13 желаний» [16] закрепляет положительный имидж – они (монстры) не просто хорошие, они супергерои. Следовательно, все, что бы ни делали теперь девочки-монстры, не подлежит сомнению, делается правильно: «положительный герой всегда делает хорошие поступки». Таким образом, смещаются значения «хорошо» и «плохо». Это становится причиной ценностной дезориентации, происходящей в детском сознании.

Теперь о куклах. Куклы Монстр Хай заменили собой функции «прекрасной» куклы [6], которые до сих пор выполняла кукла Барби. Кроме того, они являются характерными куклами. Доказано, что большую часть информации о человеке (около 80 %) мы получаем именно из невербальных источников, т.е. при помощи жестов, мимики, позы, взгляда, внешнего вида, украшений [9]. Рассмотрим фотографию одной из кукол.

Клодина Вульф (рисунок) – один из самых популярных персонажей Монстр Хай [7], [8]. Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению.

Кукла Клодина Вульф [8]

Аксессуары: широкий пояс на бедрах с бляхами подчеркивает силу, жестокость, обычно является предметом мужской одежды Дамская сумочка, короткая юбка, каблуки, меховой воротник и подвеска на «золотой» цепочке говорят об эксцентричности и создают имидж «доступной» девушки….

Другие куклы (Драколаура, Клео де Нил, Френки Штейн и прочие [8]) тоже несут в себе свою скрытую информацию.

Приведем пример, как работают детали.

У Дьюса Горгона есть питомец – крысенок по кличке Персей, которого Дьюс носит с собой в клетке. В древнегреческой мифологии Персей – герой, победитель [10] чудовища горгоны Медузы и морского чудовища. Таким образом, в сообщении «крысенок Персей в клетке» содержится скрытая угроза для тех, кто осмелится противостоять монстрам (= «Персей – крыса, и место ему в клетке»)

У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. В младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление, то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. В старшем возрасте «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца [11]. Идентифицируя себя с куклами-монстрами или неосознанно подражая, ребенок «примеряет» на себя качества этих кукол, такие как жестокость, безжалостность, агрессия или полное равнодушие, и проявляет их в реальной жизни; может подражать внешнему имиджу, и тогда есть опасения, не появятся ли у детей настоящие раны и шрамы. Также вызывает беспокойство содержание сюжетно-ролевых игр, на которые они вдохновляют детей [12].

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

Мультфильм ломает защиту (разрушение традиционной морали и «сексуальная революция» – важнейшее условие устранения психологических защит против манипуляция сознанием, считает С. Кара-Мурза) [5]

Куклы используются в качестве вредоносной программы.

Программа запускается с помощью рисунка определенной тематики, символа, эмблемы и т.д. – то, что можно увидеть на футболках, купальниках, кроссовках а также в компьютерных играх, в социальных сетях, т.е тем, что является напоминанием о программе, которая срабатывает в определенных жизненных ситуациях.

Изучая продукты бренда Монстр Хай, мы пришли к выводу о том, что, прежде чем внедрять в массовое производство какую-либо продукцию, необходимо подробнейшим образом определить её опасность/безопасность в целом, а не ограничиваться изучением отдельно взятых компонентов.

Итак, мы имеем дело с деструктивными манипуляциями сознанием. И вести речь о пользе продуктов бренда Монстр Хай будет нецелесообразно.

Библиографическая ссылка

Павлова А.В. ПРОДУКТЫ БРЕНДА МОНСТР ХАЙ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД? // Старт в науке. – 2017. – № 4-1. – С. 78-80;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=681 (дата обращения: 22.01.2021).

Источник