Мультики для детей до года польза или вред

Мультики для детей до года польза или вред thumbnail

На сегодняшний день существует большой выбор самых разнообразных развивающих мультфильмов для детей раннего возраста (одного-трех лет). Некоторые родители считают, что такие мультфильмы полезны для развития ребенка, другие же выступают ярыми противниками любых мультиков. Кто же из них на самом деле прав?

Вред мультфильмов для здоровья

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к мнению специалистов. Например, врачи-офтальмологи считают, что мультфильмы детям до трёх лет строго противопоказаны. Глаза детей в этом возрасте ещё не приспособлены к частой смене картинок, поэтому предпочтительнее показывать малышам диафильмы, а мультики оставить на потом.

Логопеды также считают, что частый просмотр мультфильмов в раннем возрасте тормозит формирование речи. Ведь для того чтобы начать говорить, ребенок должен пытаться составлять диалог с взрослым. Артикуляция, мимика и ответная реакция взрослого – то, что действительно необходимо малышу для развития речи. В то же время слишком быстрый темп разговора в мультфильмах не даёт детям возможности понять отдельные слова. Ведь когда мы разговариваем с ребенком, мы намеренно растягиваем слова, а также наклоняемся ближе к ребенку, чтобы он лучше нас расслышал и понял.

 С точки зрения педагогов, постоянный просмотр мультфильмов лишает ребенка сенсорного восприятия этого мира.

Дети познают мир именно через свои ощущения, трогая предметы руками, пробуя на вкус, чувствуя запах. Развивающие мультфильмы не могут дать этого детям. Кроме того, польза развивающих моментов в мультфильме тоже весьма сомнительна. Ведь при простом просмотре ребенок не развивает ни память, ни внимание, так как он ещё не способен самостоятельно анализировать увиденное.

Но все же нельзя сказать, что такие мультфильмы однозначно вредны. Вред может причинить лишь бездумный и бесконтрольный просмотр всех мультфильмов подряд. В то же время грамотно выстроенный просмотр, несомненно, может быть полезен.

Сокращаем негативное влияние

Все специалисты сходятся на том, что до двух лет всё же лучше обходиться совсем без мультиков, ограничиваясь показом диафильмов. Если у вас уже второй ребенок, то он будет, так или иначе, подсматривать за тем, что смотрит первый. Несколько простых правил позволят вам минимизировать негативное влияние мультфильмов в столь раннем возрасте:

  • Прежде чем показать мультфильм ребенку, обязательно просмотрите его сами. Так вы сможете отфильтровать те мультфильмы, которые, по вашему мнению, могут навредить малышу.
  • Мультфильм обязательно должен быть хорошего качества и с хорошим звуком.
  • Старайтесь выбирать те мультфильмы, где нет насилия и агрессии
  • Мультфильмы для детей младше трёх лет обязательно должны быть короткими, не длиннее 5-7 минут. Такие короткие сюжетные истории не будут перегружать психику вашего малыша.
  • Для того чтобы мультфильм стал действительно развивающим, необходимо в конце просмотра обсудить увиденное, вместе вспомнить сюжет, поступки главных героев.
  • Постарайтесь показывать мультфильмы только в первой половине дня. Просмотр в вечернее время перевозбуждает нервную систему и плохо влияет на сон.
  • Очень важно посадить ребенка на безопасное для глаз расстояние. Ни в коем случае не показывайте мультфильмы на телефоне или планшете. Кроме того, что это чрезвычайно вредит зрению, это портит осанку малыша.
  • Контролируйте время просмотра мультфильма. Постарайтесь ограничить время 10-15 минутами. Но начать показ мультфильмов лучше с пятиминутных сюжетов, постепенно увеличивая время просмотра.
  • Лучше всего включать мультики на компьютере, так как там вы можете сами контролировать процесс и исключить просмотр рекламы. Кроме того, на компьютере сложнее переключить мультфильм на что-то другое, тогда как пульт от телевизора позволяет многое. В любом случае постарайтесь не оставлять ребенка одного во время просмотра. Полностью исключите просмотр телевизора фоном.
     

Извлекаем пользу из просмотра мультиков

Развивающий мультфильм будет действительно полезным, если вы выстроите на его основе целую игру. Постарайтесь в течение дня после просмотра определенного сюжета вспоминать, о чем был мультфильм, кто главные герои. Попробуйте изобразить их красками на бумаге, слепить из пластилина, вырезать из цветного картона, сделать аппликацию на тему мультика. Полезно будет также самостоятельно придумать продолжение знакомой истории. Здорово будет найти книги с героями мультфильмов, тогда у малыша будет сохраняться интерес к чтению.

Ещё один хороший совет для родителей – попробовать вспомнить собственные любимые мультфильмы и книги из детства. Самым большим толчком к развитию для ребенка является общение со значимым взрослым. Если вы поделитесь со своим малышом собственными эмоциями и воспоминаниями при просмотре мультфильма, это пойдет на пользу вашему ребенку и вашим отношениям с ним.

Всего в нашей жизни должно быть в меру. Совсем обойтись без мультфильмов в наше время вам вряд ли удастся, но всё же родители должны брать на себя ответственность за то, что видит на экране их ребенок. Не стоит бездумно полагаться на создателей мультфильмов, думая, что если мультфильм развивающий, то он сделает всю работу за вас.

Прежде всего развитие происходит внутри семьи, в общении между ребенком и родителями. Мультфильм может быть лишь приятным подспорьем и неплохим времяпровождением.

Безусловно, уставшая мама, которая не может выделить время для себя, а потому вся на нервах и постоянно на взводе, намного вреднее, чем ограниченный просмотр заранее выбранного хорошего и доброго мультфильма. Относитесь ко всему философски и без фанатизма И помните: главное, чтобы в семье всегда царили мир, покой и согласие, а мультфильмы, при грамотном подходе, этому вовсе не помеха.

Фото: Depositphotos, Рixabay

Источник

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема – иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

Читайте также:  Объясните смысл пословиц не на пользу читать коли только вершки хватать

мультфильмы для детей 3 лет

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.

чем вредны мульфильмы

Что рекомендуют специалисты?

Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», – восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», – рассуждает папа.

вредно ли смотреть мультфильмы

Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм – ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема – мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Читайте также:  Польза и противопоказания кислородного коктейля

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них – необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран – это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс – это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

мультфильмы для детей 5 лет

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

полезные мультфильмы

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

В наш век интернета и телевидения гаджеты начинают становиться частью досуга все более и более маленьких детей. Рассмотрим, насколько допустимо или вредно влияние мультфильмов для малышей от 0 до 3-х лет.

Действительно ли вредны мультфильмы детям до трёх лет

Когда известного учёного Елену Смирнову, доктора психологических наук, профессора, специалиста в области детской психологии и психологии развития, на сегодняшний день научного руководителя Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета,
спросили, какие мультфильмы подойдут для детей до трёх лет, она ответила просто: никакие. По мнению Елены Олеговны, мультфильмы детям до трёх лет категорически противопоказаны по следующим причинам:

Мультфильмы способны блокировать развитие мозга. До трёх лет ребёнок не способен проследить сюжет и воспринимает показанное на экране как череду мелькающих ярких образов. И когда эти картинки отделены от реальной жизни (даже если ребёнок узнает на экране мяч, он не может взять его в руки), происходит блокировка развития корковых отделов мозга, нейронные связи не создаются в количестве, необходимом для полноценного развития.

Мелькание образов на экране блокирует развитие нейронных связей головного мозга у малыша

Мультфильмы способствуют отставанию в развитии речи ребёнка. Американский психолог Контон доказал, что ответную реакцию, а, следовательно, и возможность воспроизводить, вызывает исключительно живая речь: в процессе исследования как только младенец слышал слова, сказанные вживую, его тело плавно и активно настраивалось на говорящего, малыш откликался, пытался ответить. При воспроизведении записи различного формата и содержания этого отклика не происходило совсем. Таким образом, замещая живое общение электронным, мы помещаем ребёнка в своеобразный вакуум, где нет возможностей для развития речи.

Мультфильмы приводят к замедлению развития речи

Мультфильмы вызывают плохую усвояемость речи на слух и трудности с чтением. Данный пункт вытекает из предыдущего: отставание в речи приводит к недоразвитию внутренней речи, которая является механизмом запоминания и осознания входящей информации. Такие дети «теряют» из памяти даже предыдущую фразу, им сложно выстраивать предложения в логическую цепочку. Услышанное не приводит к созданию образа и четкого впечатления. Отсюда же проблемы с чтением: зная смысл слов и недлинных предложений, эти дети не в состоянии их связать и получить логическую картину.

Ребёнок может перепутать реальность. До трёх лет дети изучают реальность предметно: кубики, конусы, мячи — это то, что малыш в состоянии познать через тактильные ощущения. До тех пор, пока ребёнок осваивает физический мир, его нельзя вводить в виртуальный. Елена Олеговна отмечает случаи, когда дети переносили виртуальную реальность в обычный мир: мальчик разводит пальцы на оконном стекле, на полной серьезности стараясь увеличить увиденное на улице. Или девочка, которая на ругающуюся маму говорит «Delete» (удалить).

Если раньше на оконном стекле рисовали, то сегодняшние дети его используют как сенсорный экран

Мультфильмы снижают фантазию и творческую активность. Если с младенчества показывать придуманные сюжеты, малыш вырастает неактивным. Такой ребёнок не тратит усилий для придумывания игр, ему неинтересно рисовать, лепить и т. д. Такого малыша ничего не увлекает.

Мультфильмы способны снизить интерес ребёнка к творчеству и вызвать скуку и апатию

Мульфильмы не смогут донести свою цель до малышей. Даже качественные, эстетические мультфильмы (те же Диснеевские) не выполнят свою обучающую роль и функцию привития художественного вкуса, если их начать показывать детям до трёх лет. Малыш в этом возрасте просто не отследит причинно-следственные связи, не поймёт сюжет. А когда возраст будет соответствующим, ребёнок просто не захочет смотреть то, что он уже видел.

Даже качественные мультфильмы не смогут привить ребёнку чувство прекрасного при слишком раннем показе

Мультфильмы способны привести к ранней половой самоидентификации ребёнка. Этот пункт — о современных мультфильмах. Сегодня есть тенденция полового разделения: мультфильмы отдельно для мальчишек и отдельно для девчонок. Для ребёнка до 3-х лет половая самоидентификация не должна являться первостепенной. Сначала он должен воспринять себя как человек и как часть мира, и только потом осознать половое разделение.

Гендерное разделение мультфильмов вызывает слишком раннюю половую самоидентификацию у малышей до трёх лет

Мультфильмы приводят к дефициту общения и снижения общения между сверстниками. Многие мамы оправдывают показ мультиков тем, что ребёнок «не будет в детском саду белой вороной и сможет на равных обсуждать мультфильмы». Но всё как раз наоборот: просмотр развлекательного контента приводит к снижению общения: дети перестают обсуждать, спорить, им легче нажать на кнопку и получить готовые впечатления.

Мультфильмы ухудшают общение малышей друг с другом

Мультфильмы приводят к гастриту и ожирению. Отдельная опасность заключается в показе мультфильмов во время еды. Мозг, «отвлечённый» мультиком, не даёт команду органам ЖКТ, а значит, не выделяется слюна и желудочный сок. В будущем это чревато для малыша гастритом и другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Помимо этого, из-за просмотра теряется контроль за количеством съеденного, что может привести к ожирению в более взрослом возрасте.

Привычка есть перед телевизором увеличивает риск ожирения во взрослом возрасте

В распространении синдрома дефицита внимания, гиперактивности и других отклонения у малышей Елена также подчеркивает влияние телевизора:

Елена Смирнова также обозначила невозможность изучения мультиков на предмет качества для малышей до трёх лет:

Более подробно о пагубном влиянии мультиков на детей 0–3 лет, с описанием физиологии и проведённых исследованиях и экспериментах, на которые ссылается Елена Олеговна, можно найти в электронной версии журнала «Дошкольное образование».

Иной точки зрения придерживается детский и семейный психолог Наталья Удовенко. Наталья утверждает, что мультфильмы становятся менее опасными, если около малыша будет находиться взрослый, объясняющий происходящее на экране. Аи вот если кроха сутками смотрит всё подряд без объяснения, это страшно.

По мнению Удовенко, показывать мультфильмы можно детям с двух лет, только от начала до конца, не допускается переключение с одного мультика на другой, «клацание».

Также Наталья Удовенко делает условное разделение на опасные и безопасные мультфильмы:

Придуманный обществом герой человек-паук непонятен для детей, поэтому опасен

Вера Абраменкова рассказала о проведённом несколько лет назад в России исследовании.

Изучалось влияние на малышей мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов». Выяснили, что в обоих мультфильмах есть скрытая агрессия. Также в ходе исследования был отмечен интересный факт: дети часто сочувствовали волку больше, чем зайцу, поскольку, по мнению маленьких респондентов, заяц обижал волка.

Таким образом, даже качественный мультипликационный продукт представляет реальную угрозу для неокрепшей психики малышей.

Наталья Матушкина устанавливает минимальный возраст первых мультфильмов — 3 года и указывает на законодательные меры:

Закончить статью хочу словами Елены Смирновой:

Главное право ребёнка — это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка.

Видео: Елена Смирнова о мультфильмах для детей

Давайте же помнить, что мы для ребёнка — целый мир, и не менять его на гаджеты. Ведь дарить своё время, внимание — это и значит любить.

Источник