На выставке в пользу раненых

На выставке в пользу раненых thumbnail

9 ноября 1914 г. в Радищевском музее открылась «Выставка картинъ въ пользу раненых воиновъ», на ней было представлено около 240 работ – последняя, большая выставка дореволюционного периода саратовских и иногородних художников. Выставка организована исключительно с благотворительной целью. Некоторые работы художников выставлялись на продажу. В основу экспозиции выставки вошли работы преподавателей Боголюбовского рисовального училища (БРУ) и иногородних художников. Об этом исключительном событии существует немало сведений, включая издания Радищевского музея.

С первых дней первой мировой войны Саратов становится окружным пунктом распределения раненых и запасных призывников. Их размещали в зданиях школ, училищ и гимназий, в том числе и духовного ведомства. Было образовано 30 лазаретов, располагавшихся в учебных заведениях, различных городских зданиях, в помещениях, арендованных у частных лиц. Например, в консерватории в 1914 г. было расквартировано 800 мобилизованных, а Попечитель Радищевского музея Славин Иван Яковлевич предоставил часть своего дома под лазарет. Тем не менее, художественная жизнь в городе не замерла. Патриотический подъем первых месяцев войны захватил все слои населения России, в том числе и художественную интеллигенцию Саратова. Многие художники отказались от преимуществ по призыву и ушли в действующую армию.

В архиве Радищевского музея хранится небольшого формата «Каталогъ выставки картинъ въ пользу раненах воиновъ». Саратовъ. Боголюбовское рисовальное училище. 1914, который содержит сведения об именах художников, их работах, представленных в экспозиции. Каталог был отпечатан в «Типо-Лит» П.С. Феокритова, Никольская ул. Соб. дом. 1914». Отчеты и учетные документы, письма с обращением «директора господина Боева П.Н. Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея состоящих под Августейшим Великаго князя Георгия Михайловича Покровительством г. Саратов» отражают тревожное время начала первой мировой войны.

К примеру,

– письмо № 287 от 28 сентября 1914 г., в котором директор Боев Петр Николаевич обращается к потенциальным участникам: «Боголюбовское рисовальное училище и Радищевский музей в средних числах октября устраивает выставку картин, чистый доход с которой и 15% с проданных картин поступит в пользу раненных воинов. Комитет по устройству выставки обращается к Вам с покорнейшей просьбой принять участие в этой выставке Вашими произведениями. Привоз в Саратов и обратно за счет выставки. Надеюсь на Ваше сочувствие к этой цели, которую преследует выставка, прошу принять уверение в моем искреннем к Вам уважении…»

– на бланке письма «М.В.Д. Главнодействующий и Д. Саратовскаго Губернатора по канцелярии Камергер Высочайшего Двора 28 октября 1914 № 8077» дан разрешительный ответ: «В следствие предоставления от 23 сего октября, за № 328, уведомляю Вас Милостивый государь, что устройство Вами в помещении Радищевского музея, в период времени с 9 наступающего ноября по 7 января 1915 года, выставки картин, сбор с которой предназначен в пользу раненных воинов, мною разрешается» (1,2)

Но, начавшаяся война внесла коррективы. Архивные документы Радищевского музея 1914-1915 года несут сведения об активной переписке директора Радищевского музея Петра Николаевича Боева с иногородними художниками, многие из которых ссылались на затруднения в пересылке произведений к объявленной выставке. Например, несколько писем было направлено в адрес «Товарищества Д.Г. Бурылина» в городе Иваново-Вознесенское Владимирской губернии.

На письмо из Саратова от 18 ноября 1914 пришел ответ от «Кружка любителей художеств» 11 декабря 1914, № 84, в котором сообщается только о возможности предоставления рисунков. В письме от 16 декабря 1914 года сообщено об отказе в участии «в пользу приюта для увечных воинов» по причине сложности пересылки экспонатов за подписью Председателя Кружка Н. Кривобокова, секр. С.Молчанова.

Вызывает интерес телеграмма Бенуа из Петрограда 1914 г. Его работы, по непонятным причинам, не вошли в изданный Каталог «Выставка картинЪ вЪ пользу раненых воиновЪ» 1914 года: «Благоволите для большой акварели сделать черное паспарту как на белых и все три вставить в черныя простыя багетныя рамы без золота под стекло Шлю привет= Бенуа».

Об Александре Николаевиче Бенуа – создателе и идеологе «Мир искусства» известно, что узы дружбы и творческой общности много лет связывали его с Серовым, Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем, Сомовым, Бакстом, Лансере, Добружинским, Серебряковой, Билибиным, Яремичем и другими.

Итак, согласно списка, (по алфавиту), в каталоге «Выставка картинЪ вЪ пользу раненых воиновЪ» 1914 года указано 45 имен художников с перечнем их произведений: «АрхиповЪ А.Е., БакулинЪ В.А., БассанЪ Ф., БеггровЪ А., ДудинЪ С.М., ЖелярдЪ, Журавлев Ф.С., Игнатьев М.И., КовригинЪ Б., Коккель А.А., Корнеев Ф.М., Крамской И.И., Крыжицкий К.Я, Куинджи А.И., Куликов И.С., Лебедев К.В., ЛопухинЪ П.Н., Лукомский Т.Г., Максимов А.О., МалютинЪ С.В., МасютинЪ В.Н., Мясоедов Г.Г., НикулинЪ А.О., Ноаковский С.В., Переплетчиков В.В., Пекуль, Пирогов Н.В., Позднеев В.И., Поленов В.Д., Протопопов Н.А., Радищев Л.А., Рыженков И., Репин И.Е., Саватеев С.М., Савицкий К.А., Сальватор – Роза, Смирнов В.В., Софьин П.К., Туржанский Л.В., Уткин П.С., Федорова М.А., Федоров М.С., Шалон, Шеров И., Федосеев А.А.»

В этом перечне, прежде всего, обращает на себя внимание имя преподавателя БРУ художника Никулина Андрея Осиповича. (1878–1945). Им представлены картины, заграничные этюды и этюды любимых мест художника на Алтае и Волге, общим числом – 100 штук.

Еще находясь за границей, А.О. Никулин получил приглашение из Боголюбовского рисовального училища города Саратова работать в качестве педагога. Здесь 25-летний выпускник ЦУТР (Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица) Никулин был преподавателем рисования гипсового орнамента и живой натуры (птиц и животных) и декоративной живописи. Он близко сходится с художником Александром Ивановичем Савиновым, окончившим Академию художеств, в доме матери которого он жил. Сын А. И. Савинова вспоминал впоследствии: “Вместе с отцом они работали, а вечерами вели разговоры об искусстве, о жизни, обо всем на свете, играли в шахматы“. Не только в Сибири, но и в Саратове А.О. Никулин быстро и органично входит в творческую среду. Он работает над декорациями и костюмами для местного театра. В журнале “Многоугольник” публикуются его рассказы с авторскими иллюстрациями, его избирают в комиссию членов-учредителей Общества пластических искусств. Помимо сибирских и саратовских выставок А.О. Никулин в эти годы участвует в столичных и зарубежных. В 1913 году он в числе представителей от Русской школы получает приглашение на участие в Мюнхенской международной выставке. Известный критик того времени С. Глаголь писал: «На выставке “Свободного творчества” интересен только Никулин, влюбленный в голубые просторы Алтая». Согласно упомянутого выше Каталога выставки 1914 года, художником А.О. Никулиным были представлены картины: «В теснинах Алтая», «На привале», «Хоромы царя Берендея», «Праздник на Волге», «Портрет Ф.М. Корнеева» и др. Этюды: «Равенна», «О. Капри farelioni», «О. Исания. Кастелло», «О.Лидо.Море», «О. Сицилия. Палермо», «Рим. Колизей», «Венеция. Набережная Riva Schiavoni», «Швейцария.Люцерн», «Париж. Булонский лес» и др. Среди этюдов Алтая: «Водопад на реке Арасинь», «Водопад на реке Кумир», «Пороги на реке Каргон», «Водопад на р. Белокуриха», «Белокурихинские целебные источники», «Гора Белуха», «Лог близ Белокурихи», «Рахмановское озеро с горы», «Кедр на Рахмановских ключах», барнаульский «Сосновый лес» и др. Из волжских этюдов на выставке представлены: «Тарханка», «Серый день на Волге», «Ветлы на берегу Волги», «Сумерки над Волгой», «Сирень над столом» и др.

Читайте также:  Польза от персиков при беременности

Творчество Никулина А.О. связано с Алтаем и Волгой и уже много лет как вписано в историю искусства этих российских регионов. Он признан как первый профессиональный художник Барнаула XX века, как первый алтайский импрессионист («Голубой Алтай», «Кедровый лес», «Пороги на реке Кумир»). Известно, что в 1930-е годы в Москве состоялись две его персональные выставки, экскурсоводом на них был сам автор. Посетителям запомнились огромных размеров акварели с видами Барнаула, Алтая и Крыма. Он участвовал в оформлении всех картин на фабрике «Совкино» («Мосфильм»): «Теплая компания» (1924), «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Руслан и Людмила» (1940).

* * *

Корнеев Федор Максимович (1864-конец 40-х)– академик живописи, 14 лет являлся преподавателем Боголюбовского рисовального училища, владелец художественной студии (1906) и единственного в городе салона – магазина (1909). Он занимался в частной студии Ф. Коларосси в Париже, помимо преподавания в классе живописи, читал историю искусств. Его творчество на выставке 1914 года было представлено следующими работами: «Улица в Берлине», «Портрет г-жи Евреиновой Е.К», «Портрет баронессы Штайнгейм», «Портрет г-жи Юматовой Н.В.», «Портрет балерины Императорского Московского балета г-жи Адамович».

Имя Корнеева Ф.М. постоянно встречается на страницах книг, посвященных художественной жизни Саратова конца XIX- начала XX столетия, и в периодической печати того времени. Д.Б. Даран отмечал: “Как же не вспомнить артистичного Федоpa Корнеева… который кроме занятий в Боголюбовке имел свой магазин художественных принадлежностей, где мы изредка с Володей Милашевским покупали открытки Парижского салона, все это Корнеев сам привозил из Парижа.” (3) В.А. Милашевский: “… на столе лежали художественные репродукции знаменитого немецкого издателя Зеемана, открытки Общины Святой Евгении. Можно было купить за 5 копеек открытку, а пересмотреть все”(4). Дружеские отношения связывали Корнеева с В.Э. Борисовым-Мусатовым, известным меценатом и общественным деятелем графом А.Д. Нессельроде. Художник получил приглашение от графа Анатолия Дмитриевича Нессельроде приехать к нему в родовую усадьбу, расположенную в селе Царевщина Вольского уезда Саратовской губернии (ныне это село включено в состав Балтайского района). В лице Анатолия Дмитриевича художник Федор Максимович имел друга и покровителя, поддержавшего обучение Корнеева за границей. В 1901 году Корнеев написал портрет своего друга и покровителя А.Д. Нессельроде, который в настоящее время находится в Вольском краеведческом музее. Следует упомянуть, что Корнеев Ф.М. был прекрасным копиистом. Свидетельством этому служит, находящийся в фонде Радищевского музея, «Портрет Столыпина», 1910.

Судьба художника Корнеева Ф.М. трагична. Он был репрессирован в 1929 году. Его творческое наследие продолжают изучать. Отметим, что в 2009 году заведующая научно-историческим архивом Радищевского музея Ирина Жукова идентифицировала подпись Ф.М. Корнеева на «Женском портрете», исполненном в технике пастели, который неоднократно публиковался в журнале «Антиквариат» как работа неизвестного художника. Этот портрет поступил в качестве дара в фонд Радищевского музея в 2010 году в канун 125-летия музея.

Фирс Сергеевич Журавлев (1836–1901) – уроженец Саратова, академик, талантливый живописец бытового жанра. Его персональная выставка в Радищевском музее была два месяца спустя, после торжественного открытия музея в 1885 году. От художника в дар музею была передана картина «Мачеха». В 1901 году вдова художника, Анастасия Федоровна, передала в дар музею еще три живописные работы художника. В 1914 году, по завещанию Анастасии Федоровны, в рамках устроенной выставки, было передано в дар музею произведение Ф. Журавлева «Крестьянская сходка». В настоящее время картина находится в Вольском краеведческом музее Саратовской области. 

Куинджи Архип Иванович (1841-1910) Известно, что незадолго до начала войны в июне 1914 года при поддержке Общества имени Куинджи в Москве на могиле художника было установлено надгробие (по проекту архитектора Щусева А.В.). Гранитный портал с резьбой в стиле древних викингов, обрамивший мозаичное панно с изображением мифического Древа жизни, на ветвях которого свивает гнездо змея. Бронзовый бюст художника – отливка с прижизненного портрета (скульптура В.А. Беклемишев). На выставке 1914 года в Саратове Обществом имени Куинджи выставлялись три работы Архипа Ивановича Куинджи: «Дубок», «Прозрачная вода», «В Крыму». По окончанию выставки в 1915 году все они были переданы в дар Радищевскому музею. Репин писал об Архипе Ивановиче: “Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи”. В Радищевском музее шедевр Куинджи А.И. «В Крыму» (1900-1905 гг.) находится в постоянной экспозиции.

Из истории Общества: Шестого ноября 1908 года на квартире у Куинджи собрались учредители, было решено в знак заслуг Куинджи присвоить обществу его имя. Архип Иванович внес в его основание миллионный капитал. К 1910 году, году смерти Куинджи, общество насчитывало 101 человека.

Читайте также:  Польза и вред черного мыла

Савицкий Константин Аполлонович (1844 -1905) художник, академик, преподаватель Центрального училища технического рисования А.Л. Штиглица, Московского училища живописи ваяния и зодчества, участник Товарищества передвижных художественных выставок с 1872 года. Его именем названа художественная галерея в Пензе. «Выставка картинЪ вЪ пользу раненых воиновЪ». 1914 представила посетителям 16 рисунков карандашом к картине «Проводы на войну» художника Савицкого К.А. Рисунки – как предчувствие надвигающейся беды…

Огромное по размерам полотно «На войну», 1888. Холст, масло. 207,5х303, находится в Русском музее. Замысел картины был навеян впечатлениями, связанными с русско-турецкой войной 1877—1878 годов. Типичные для военных лет сцены проводов на войну трактованы как народное горе. Художник, прежде всего, стремился передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их близких в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона…

Две работы художника Савицкого Константина Апполоновича. поступили в фонд Радищевского музея по завещанию его основателя Алексея Петровича Боголюбова: «Крестьянский дворик» и «Осень в лесу. Досада мужика», 1878. Позднее, в разные годы, поступили еще работы: «Темные люди», 1874, поступила в 1927. Это – первоначальный вариант одноименной картины, находящейся в Русском музее; «На бахче». 1892, поступила в 1940.

P.S. Исследование архивов Радищевского музея продолжается. Обращает на себя внимание письмо от 24 июля 1915 года за №15 300. г.Казань. Это – Обращение Министерства Народного просвещения, Попечителя Округа И. Баранова (к директору г. П.Н. Боеву): «принять участие в устройстве города Саратов профессиональных классов для уволенных в отставку нижних чинов армии, которые сохранили еще часть трудоспособности, позволяющей заниматься ремеслами…Организовать специальные классы, где не требуется большая подвижность». Указанный документ послужил основой для организации ремесленных классов в Саратове.

Литература:

1. Архив «Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева». Опись 191, стр. 26

2. Альбом «САРАТОВСКИЙ РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ». ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. (1885-2010), стр. 68

3. Даран Д.Б. “Нас учил воздух эпохи”. Публикация Е. Савельевой // Волга. 1995. № 5-6. С. 71.(В.А. Апостоли, приехавший в Саратов к родителям, помощником Д.Б. Райхман, позднее известный под творческим псевдонимом – Даран).

4. Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. С. 30. 54ГАСО. Ф. 494. Оп. 1. Ед. хр.32.Л. 26.

Источник

На выставке в пользу раненых

ВСЕРОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРНАЯ ВЫСТАВКА 1870 ГОДА

Часть 6

Общество попечения о раненых и больных воинах

Трудно было бы поверить, какая резкая перемена произошла в участи раненых воинов в последние 10—15 лет, если бы только все это не случилось на наших глазах. Благодетельная перемена эта, совершившаяся не у нас только в России, но и во всех образованных государствах Европы и Америки, появлением своим обязана женевской международной конвенции 1863 года, а главное—составлению частных «обществ попечения о раненых и больных воинах».

По конвенции женевской 1863 и парижской 1867—раненые и люди, необходимые для ухода за ними, считаются нейтральными; международный знак (красный крест на белом фоне) делает раненых и санитара совершенно свободными, хотя бы они находились на местности, захваченной неприятелем. Вышеприведенный факт является впервые не в наш век, а, как показывает история, существовал уже пять-шесть веков тому назад. Развитие же частных обществ принадлежит недалекому прошлому, и основание первому из них положила мисс Нейтингам во время крымской войны.

В России до 67 года существовало Крестовоздвиженское общество сестер милосердия, возникшее тоже в крымскую войну, под покровительством вел. кн. Елены Павловны. До сих пор каждый из героев Севастополя помнит, какую благодетельную пользу и с каким самоотвержением оказывали помощь раненым 200 сестер милосердия крестовоздвиженской общины.

В 67 году образовалось «общество попечения о раненых и больных воинах», состоящее под Высочайшим покровительством Е. И. В. Государыни Императрицы.

И вот не много более двух лет, как общество основано и уже в состав его входит более 70 местных управлений, разбросанных по всей России, оно владеет капиталом, превышающим 250 т. р. и, что важнее всего, имеет в запасе, на случай войны, большие склады всего необходимого для раненого, начиная с поднятия его с поля сражения и кончая постоянным госпиталем.

Никогда не была так кстати помощь общества, как при настоящем вооружении войск, когда в несколько минут уничтожаются целые армии, и, следовательно, является громадное количество раненых; в этих случаях, как бы ни было хорошо снабжено войско перевязочными и другими медицинскими вещами, оно не будет в состоянии удовлетворить всем нуждам раненых, что достигается при помощи обществ.

На выставке в пользу раненых

Общество попечения о раненых и больных воинах
Общий вид на киоск, литьеры, носилки и пр.

В отделе «общества попечения о раненых и больных воинах» выставлено довольно большое количество снарядов для транспортировки раненых; сюда входят разного рода тачки, повозки и носилки. Экспонентами этих снарядов являются:

1) самое общество,
2) Музей медико-хирургической академии,
3) интендантское ведомство и
4) единственный частный экспонент на всю Россию—Аппелиус из Риги.

Внимание публики более всего сосредоточивается на вьючные койки (литьеры) и вьючные кресла (каколе); хорошая работа лошадей, которые оседланы этими носилками, и видное место, на котором они поставлены, действительно заставляют их прежде всего броситься в глаза входящему в отделение общества.

Употребление носилок этого рода весьма ограниченно; так, литьеры употреблялись исключительно только в Алжире, во французских войсках; также их пробовали ввести в английских и итальянских войсках. Как в Алжире, так и в Италии оба вида носилок употреблялись не на лошадях, а на мулах—да и понятно, почему, в данном случае, мулы предпочитались лошадям; первые гораздо сильнее, сносливее и походка их гораздо покойнее лошадей.

Литьеры, как видно на прилагаемом рисунке, состоят из железной, обтянутой холстом рамы, шириной фута полтора, длиною в средний рост человека. При помощи крючьев и ремней, рамы прикрепляются к обыкновенному вьючному седлу, раненый лежит на изготовленной подобного рода койке горизонтально, складной же холщевой навес защищает от солнца и дождя. Так как наши литьеры состоят из трех подвижных частей, то больной может принимать полусидячее положение; — пара литьер стоит 120 фр.

Читайте также:  В чем польза свежих дыни

Устройство каколе весьма просто — два обыкновенных кресла, при помощи крючьев, привешиваются по бокам к тому же вьючному седлу, и раненый (только не в ногу) помещается как в обыкновенные кресла, упираясь ногами в доску, висящую на ремнях. Пара каколе весит около одного пуда и стоит 90 франков.

Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 5-6, приложение к № 77.

Всемирная иллюстрация.

Общество попечения о больных и раненых воинах

II. Вагон.

В первый раз железная дорога была применена для перевозки раненых в Америке; там же этот способ перевозки оценен и доведен до той громадной пользы, которую приносит в настоящее время. Понятно, что обыкновенные пассажирские вагоны, в обыкновенном своем виде, годны для перевозки только легко раненых, в других же случаях, где больные должны быть перевозимы лежа, необходимо некоторое изменение, как в пассажирских, так и товарных вагонах, назначенных для этой цели.

Много способов было предложено для укрепления носилок и кроватей внутри вагонов; предлагали ремни, различного рода качалки, но всем этим не могли устранить тех коротких толчков, которые получались и весьма трудно переносились больными во время езды; не помогли также, предложенные для этой цели, в Шлезвигскую войну, разного рода матрацы. В последнюю американскую войну было предложено привешивание носилок на каучуковых кольцах; не говоря даже о дешевизне этого рода привешивания носилок, для чего нужны только 4 железных крюка, которые, будучи вбиты в стену обыкновенного товарного вагона, но они дают в 10—15 минут настолько удобный и дешевый способ перевозки раненых, что после перевозки таким образом 75,000 человек, доктор Мерен сказал:

«Вагоны эти сделали для спасения жизни и успокоения больных больше, чем сколько могла бы сделать половина моих хирургов».

Североамериканцы не остановились на одних применениях и приспособлениях, но устроили особенные железнодорожные лазаретные поезды, назначение которых было свозить раненых со всех отдаленных мест сражений, в постоянный госпиталь. Каждый вагон подобного лазарета, устроенный по рисункам Э. Герриса, разделен на три части: среднюю большую, а по краям 2 меньших, две кухни с одного конца и аптека с другого. Каждый вагон вмещает в себе 30 носилок для трудно больных.

На выставке в пользу раненых

Наружный вид вагона

На настоящей мануфактурной выставке мы видим вагоны, назначенные для перевозки раненых; они принадлежат «обществу попечения о больных и раненых воинах».

Один из них, обыкновенный товарный, с привешенными в нем 12 носилками на каучуковых кольцах; другой же представляет нам подвижной лазарет, изображенный на рисунке. Вагон этот снаружи походит на так называемые спальные вагоны (двухэтажный), но ниже их; по краям вагона нарисованы знаки общества, а боковые стороны украшены золотым русским гербом.

На выставке в пользу раненых

На выставке в пользу раненых

Внутренность перевозочного вагона

Внутренность вагона разделена на две части: одна предназначена для раненых, а в другой находится все необходимое для подачи помощи на большое количество раненых; тут есть и операционный стол, и все хирургические инструменты, и аптека, и лаборатория, и кухня, одним словом, в случае надобности, врач находится в возможности, не выходя из вагона, сделать всякую операцию и не стесняться в лечении.

Другая половина для раненых отделена от первой занавеской; она вмещает 4 носилок, укрепленных на каучуковых кольцах и ремнях, от чего движения их эластичны и плавны. Вентиляция и отопление вагона (паровое) устроены по системе барона Дершау, для чего, рядом с лабораторией, находится отделенный перегородкой паровик; регулирование температуры в вагонах производится при помощи электрических звонков.

В верхнем этаже, в 3 раза меньшем нижнего, находится помещение для фельдшера, склад аптечной посуды и резервуар для воды и льда. Вагон этот построен учениками московской технической Комисаровской школы, и, как нам говорили, в один месяц. Он куплен известным русским строителем железных дорог Губониным, и пожертвован в склад Е. И. В. Государыни Императрицы. Ценность вагона 10,000 р.

Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 7-8,

Всемирная иллюстрация.

III. Палатка

В хорошо устроенных армиях достает и хирургов, и перевязочных средств для всех раненых; но никогда раненые не пользовались желанным помещением и продовольствием—первыми условиями для хорошего исхода болезни. Общества обратили на это внимание и в настоящее время имеют в запасе своем палатки и даже бараки. На рисунке представлен образец палаток, какими владеет общество в значительном количестве.

На выставке в пользу раненых

Палатка построена по образцу американских: занимает место в 16 метров, совершенно достаточное для 5 кроватей, с принадлежащими к ним столиками и госпитальной посудой; главное достоинство палаток то, что они не пропускают ни дождя, ни ветра; первое достигается двойной крышей, второе стенками из толстого солдатского сукна. Подобную палатку 2 — 3 человека могут разбить в несколько минут. Кровати, находящиеся в палатке, представляют образцы из складов 5 дамских обществ, находящихся в Петербурге; все они складные и приспособлены для перевозки. Особенно выдается из 4 других железных кроватей, деревянная кровать из склада Императрицы; кровать эта вятской работы, крепка, сложенная занимает весьма мало места и в тоже время дешева—около 4 р. сер.

Что касается до госпитального белья и платья, то везде видна даже роскошь, относительно того белья и платья, которое мы привыкли видеть в госпиталях — в солдатских отделениях. У каждой кровати стол, на нем посуда, в количестве большем против обыкновенных госпиталей; жаль только, что из всех столов только один складной, из склада Наследницы Цесаревны, приспособлен для перевозки. Он устроен по образцу обыкновенных рыночных лотков на козлах, сложенный, занимает мало места и в то же время весьма прост и дешев. Перед палаткой поставлен, украшенный цветами, бюст высокой покровительницы общества.

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 11-12,

Всемирная иллюстрация.

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 5

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 7

Источник