Налог в пользу церкви называли

В России религиозные организации живут за счет пожертвований и религиозного бизнеса: продажа утвари, книжек, свечек и различных религиозных услуг. Но есть ряд причин, по которым лучше ввести церковный налог.

Что такое церковный налог?

Церковный налог – это налог, взимаемый государством с членов религиозных организаций для оказания финансовой поддержки приходам, храмам и священнослужителям.

Мне нравится пример с Германией, где церковный налог введен с середины 20 века. Каждый человек выбирает, платить ему налог или нет. И платит он налог в конкретную религиозную организацию. Разумеется, что религиозные общины могут получать при этом пожертвования.

Но для чего нужен церковный налог?

Мне удобнее всего разбирать пример с Русской православной церковью, потому что это самая крупная религиозная организация в России.

Во-первых, РПЦ претендует на звание духовного стержня России. Вот мы и увидим, какой процент людей будет поддерживать этот стержень материально. У нас ведь РПЦ говорит, что в России большинство верят в Бога, значит нужно поддерживать Церковь.

Церковный налог – отличный вариант такой поддержки со стороны верующих в Бога. Тем более, верующий может в любой момент отказаться от налога.

Во-вторых, государство выделяет огромные деньги на реставрацию церковного имущества, которые записывают в список “культурных объектов России”. Плюсом государство отдает Церкви огромное количество храмов на безвозмездной основе, хотя это большой вопрос, принадлежат ли эти храмы Церкви?

РПЦ несколько раз пыталась присвоить себе Исаакиевский собор

Все эти деньги государство выделяет из бюджета, который формируется за счет всех налогоплательщиков страны: атеистов, буддистов, христиан, агностиков и т.д. Неверующих в России больше 30%. Почему их налог должен уходить на реставрацию церковного имущества? Непонятно. Поэтому нужен церковный налог, который будет обеспечивать поддержку храмов и церковного имущества.

В-третьих, РПЦ имеет теневой доход от продажи книжек, свечек и прочей утвари. Этот доход не облагается налогом. Почему? Из-за того, что приходы Церкви регистрируются как некоммерческие организации, то для них действуют особые налоговые льготы.

Для РПЦ (и других религиозных организаций) отменен налог за землю, на религиозное имущество и на прибыль от доходов.

Если РПЦ не хочет платить налог, то пусть она получает деньги из бюджета страны на все свои нужды. Разумеется, что этот бюджет должен формироваться исключительно за счет церковного налога. Тогда все вопросы о теневом бизнесе церкви отпадут.

Бизнес внутри Казанского собора

Интересно, что в Германии из 71% христиан налог платят только 24%. Так в каждой стране, где существует церковный налог. Я думаю, что в России из “80%” православных, налог будут платить 2-5% реально православных. Тогда всё встанет на свои места: и амбиции РПЦ, и проблема с принадлежностью храмов, которые можно использовать не только в религиозных целях.

Будет круто, если часть храмов передадут научным институтам на “безвозмездной основе”. Или обычным гражданам, которым нравится проводить время в храме без всяких богослужений. Там красиво, интересно смотреть фрески, иконы. Можно устраивать интеллектуальные вечера. Почему нет?

Я напомню, что в Российской Империи огромное число храмов принадлежали людям, а не Синоду. Священники были как наемники, которые приходили служить в приходской храм.

Источник

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Читайте также:  О пользе чечевицы на организм

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Читайте также:  Польза подвижных игр для подростков

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Читайте также:

История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи

История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник

  1. Подбор слов
  2. Решение кроссвордов
  3. Налог на содержание церкви

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос “Налог на содержание церкви “, 8 букв:
десятина

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова десятина

Единица измерения площади

Старорусская мера площади

Налог на Руси

Древнерусская земельная мера, равная 2400 кв. саженям

Определение слова десятина в словарях

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Десятина — старая русская единица земельной площади . Применялось несколько разных размеров десятины , в том числе «казённая» , равная 2 400 квадратным саженям (109,25 соток ; 1,09 га ) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.

основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т.н. казенная). В 18 – нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

Большая Советская Энциклопедия

Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия

(лат. decima), десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская…

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

десятины, ж. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 кв. саж., или 1,092 гектара. В католических странах – налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (Первонач. одна десятая часть чего-н.)…

Примеры употребления слова десятина в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов – таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

В действительности же альбигойцы были обычными людьми, которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и освобождение от тягостной церковной десятины, покаяний, налогов на крещение, погребение и др.

Читайте также:  Польза и вред хвои сосны

Но зато возле озера, в зарослях, я нашел болотинку десятины в две, и Кэт сковырнула тут двух старых бекасов.

Вниз по извилистой дороге, за несколько сот саженей от поселка, на участке земли в десятину с четвертью, стояла вилла Буонарроти, – теперь она была сдана на долгий срок в аренду чужим людям.

На пространстве свыше двадцати десятин оказалась лишь маленькая группа людей у возовых весов, где торговали сеном.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил 21 марта в интервью «Интерфаксу», что выступает за то, чтобы часть подоходного налога каждого россиянина перечислялась религиозным организациям. По мнению митрополита, «каждый конкретный налогоплательщик будет делать заявку в налоговый орган, в адрес какой религиозной организации он бы хотел, чтобы отчислялась часть налога». Он также отметил, что социальные программы Церкви в некоторых европейских странах, таких, как Италия (89% итальянцев платят церковный налог), Германия, Польша, возможны именно благодаря таким отчислениям. «Общество многого ждет от религиозных организаций, но оно должно дать согласие на финансирование социальной деятельности, — считает митрополит. — Если же человек не желает направлять средства в бюджет религиозных организаций, то эта часть подоходного налога уйдет государству».

Это предложение было высказано в 2001 году, прошло 18 лет но мы так и не готовы платить налог на церковь. Давайте попробуем разобраться, правильно ли платить налог на церковь или нет.

Мы постоянно обвиняем РПЦ в том, что она становится «ларьком по продаже свечей», открывает разнообразный бизнес, не платит налоги государству почти со всего своего бизнеса, нанимает работников без оплаты, типо на «служение богу» и т.д. Но, но не надо забывать, что в России церковь отделена от Государства и значит, сама должна искать средства на содержание храмов, выплату зарплат (батюшка же тоже человек и не молитвой единой), содержание монастырей и другие нужды. И так как добровольные пожертвования прихожан единица не постоянная, РПЦ приходится переходить на коммерческую основу, не смотря на то что этим она нарушает все «завет» и свои же догмы.

Тогда же в интервью радио «Эхо Москвы» митрополит Кирилл добавил, что способ финансирования является вопросом для дискуссии, «общество само должно выбрать то, что считает приемлемым», однако «важно, чтобы какая-то форма финансирования избрана была, иначе Церковь не справится с теми задачами, которые перед ней ставит общество».

Дискуссии так и не возникло за эти долгие годы. С финансированием церкви ничего не решалось, хотя нельзя отрицать, что негласно, без всяких обсуждений церковь получает финансирование. Это и различные гранты и деньги на реставрацию и ремонт храмов и безвозмездная передача земель и объектов в ведение РПЦ и возможность не платить налоги на многие виды деятельности. Но, является ли такое финансирование правильным?

В большинстве европейских стран (в Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Швеции, Дании, Норвегии и других) существует официальный церковный налог (из сборов которого государство платит зарплату священникам), при этом этот налог колеблется от 1% (Австрия) до 10% (Италия) доходов гражданина.

Возможно введение налогов на церковные нужды сделало бы более прозрачной систему доходов РПЦ.

«Проблема не в открытости, а в точном определении финансовых взаимоотношений гражданина, религиозной организации и государства, когда каждый знает свои права и обязанности, — считает архимандрит Филипп. — Иначе у всех возникают вопросы и подозрения: Церковь сокрушается по поводу недостатка средств; государство в лице налоговых органов — и не только в России — «гордым оком и несытым сердцем» косится в сторону религиозных организаций, подозревая их в сокрытии доходов; а граждане недоумевают по поводу «роскоши» служителей, резюмируя нецелевое использование средств».

Мне кажется, на фоне той роскоши, которую постоянно демонстрируют главенствующие представители РПЦ, большинство граждан не замечает той нищеты которая царит в малых приходах, и непонятно как так получается что мелкие церкви, расположенные в каких-нибудь деревнях тихонько загибаются, в то время как для патриарха Кирилла строится очередная резиденция более чем за 2,8 миллиарда? И тут возникает вопрос, если налог все таки введут на что он пойдет, на очередную дачу патриарху или все таки на содержание удаленных и не перспективных церквей в том числе? И если все таки РПЦ будет взято на содержание, не стоит ли запретить занятие коммерческой деятельностью? Что бы больше думали о боге, а не о деньгах?

А депутат Госдумы Сергей Гаврилов напоминает, что такой налог противоречит принципам светского государства. «Согласно конституции, церковь в России отделена от государства, поэтому бюджетного финансирования нет. По этой же причине предложения о введении церковного налога в нашей стране не могут быть приняты», — подытоживает парламентарий.

А вы как думаете стоит ли ввести такой налог?

Возможно вам так же будет интересно:

Источник