Намаз ишрак и о его пользе

Намаз ишрак и о его пользе thumbnail

Количество ракаатов: от 2 до 4.

Время выполнения: через 15-20 минут после восхода солнца.

Хадис:“Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за 1 хадж и 1 умру”. (передал Тирмизи)

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллаh станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.

Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца,

даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет намного меньше.

Великий шейх Султан Баhу (рахматуллаh ‘алейh) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение – в моменты распространения первых солнечных лучей духовность возрастает в тех, кто читает намаз-ишрак.

76. Аль-Баатыну (57:3)

Скрытый; Тот, Который знает как явное, так и скрытое обо всем; Тот, Чьи признаки явственны, а Сам на этом свете Невидим

Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаhа 33 раз ежедневно, тот скоро начнёт постигать сокровенное, и восхищенная любовь к Аллаhу заполнит его сердце, инша-Аллаh. Все желания будут исполнены у того, кто искренне произнесет: “hуа Аввалю валь-Aaхыру ваз-Заахиру валь-Баатыну ва hуа ‘аля кулли щайин къадир.”

77. Аль-Ваалии (13:11) (42:9)

Правящий,

Властвующий над всем сущим

Кто повторит это прекрасное Имя Аллаhа 99 раз, тот будет защищен от всех непредвиденных бед. А кто повторяет это имя и дует в дом, тот дом будет защищен от вреда, инша-Аллаh. Чтобы покорить врага (а под врагом надо подразумевать и свое эго), надо повторять это Имя 11 раз в любое время или непосредственно перед встречей с врагом.

78. Аль-Мута’аaли (13:9)

Высочайший

Благодаря постоянному повторению этого прекрасного Имени Аллаhа все проблемы читающего скоро будут решены, инша-Аллаh. Более того, даже будут восстановлены утерянные силы и достоинство.

79. Аль-Барру (52:28)

Благостный; Дающий тем, кто просит

проявляя Милость к ним и делая им добро

Кто станет повторять это прекрасное Имя Аллаhа по7раз ежедневно, тот, инша-Аллаh, будет защищен от совершения таких больших грехов, как употребление алкоголя или легкомысленных связей. Благодаря постоянному повторению этого Имени любовь к земному уйдёт, а если прочесть 7раз и дунуть на новорожденного, то он будет защищен от зла, инша-Аллаh.

80. Ат-Тавваабу

(2:37) (2:128) (4:64) (40:3) (49:12) (110:3)

Принимающий покаяние, Благоприятствующий в покаянии, Приводящий к покаянию

Планы будут осуществлены без осложнений, если повторять это прекрасное Имя Аллahа многократно.

Кто прочтет это Имя (про себя) 10 раз в присутствии притеснителя, тот будет защищен от любого зла со стороны этого притеснителя. А того, кто повторяет это Имя 360 раз ежедневно после чтения намаза-духа, Аллах поставит на путь искреннего раскаяния.

81. Аль-Мунтакъыму

(32:22) (43:41) (44:16)

Наказывающий нечестивцев, но только после оповещения и предупреждения, если не опомнились

Кто угнетен и не может противостоять этому, пусть повторяет это прекрасное Имя Аллаhа три пятницы, одна за другой, и справедливость восторжествует, инша-Аллаh.

82. Аль-‘Афувву

(4:99) (4:149) (22:60)

Прощающий грешников

Аллаh простит того, кто повторяет это прекрасное Имя Аллаhа многократно. Очень рекомендуется читать после

повторения этого прекрасного Имени следующее дуа: “Аллаhумма иннакя ‘афуввун, тухыббуль-‘афва, фа‘фу ‘аннии.” Перевод: “О Аллах. Ты – Прощающий. Ты любишь прощать. Так прости меня.”

83. Ар-Раyуфу

(2:143) (2:207) (3:30) (9:117) (24:20) (57:9) (59:10)

Снисходительный,

Принимающий покаяния грешников

Чтобы побороть свою злость, надо прочесть салават-дуруд (т.е. салатуль-ибрахимия или последняя часть тахията – то, что читается во всех намазах после тахията в последнем ракаате, а именно):

Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав

Властитель всего сущего, Владыка Дня Суда. Аллаh абсолютно не нуждается ни в одном из Своих творений, в то время как все они нуждаются в Нём и находятся в Его власти | Тот, Который посылает испытания | искреннего чтения Аятуль-Курси | Adam Thorpe | COMPLEMENTARY INFORMATION |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.011 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

9 суннат намазов и время их совершения

9 суннат намазов и время их совершения

Вопрос от Азамата:

Расскажите, пожалуйста, о названиях дополнительных намазов и времени их совершения.

Ответ:

К категории дополнительных намазов относятся следующие сунна-намазы, не связанные с фард-намазами:

1) Тахаджуд-намаз: Намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, до наступления рассвета. Минимально количество составляет 2 ракаата, а максимальное количество составляет 8 ракаатов. Тахаджуд-намаз выполняется по два ракаата.

Вознаграждение: Самый достойный из сунна-намазов. Совершающий его будет записан в числе тех, кто премного поминает Аллаха.

2) Ишрак-намаз: Совершается после утреннего намаза, через 45 минут после восхода солнца. В течение этого времени следует избегать разговоров о мирском, будучи занятым чтением Куръана и зикрами.

3) Духа-намаз: Время этого намаза наступает через 45 минут после восхода солнца и продолжается до того момента, когда до полудня останется так же 45 минут. Состоит из двух или восьми ракаатов (лучше всего совершать этот намаз ближе к полудню).

Вознаграждение: Будут открыты небесные врата для принятия дуа. Человек, совершающий этот намаз, будет защищен от огня и ему будут прощены его грехи.

4) Намаз-аввабин: Совершается сразу же после вечернего намаза. Состоит из шести ракаатов, совершается по два ракаата (сунна вечернего намаза может быть отнесена сюда же).

Вознаграждение: Как за 10 или 12 лет поклонения.

5) Намаз тахийатуль-масджид: Намаз, состоящий из двух ракаатов, совершаемый при входе в мечеть.

6) Намаз, совершаемый после малого или большого омовения: После совершения малого или большого омовения, является мандубом совершение двух ракаатного намаза, по возможности до того, как высохнет влага на теле. Это является своеобразным выражением благодарности, за милость омовения. Для того, чтобы обрести очищение этим образом, необходимо обладать чистым вероубеждением, иметь чистую воду и быть лишенным недугов, препятствующих использованию воды. Разве это не прекрасно, когда человек, отвечающий всем этим условиям, совершает два ракаата намаза, в знак благодарности своему Господу? Наряду с этим, если после совершения малого или большого омовения будет выполнен какой-либо фард-намаз или сунна-намаз, то тем самым будет выражена эта благодарность.

7) Тауба-намаз: Если мусульманин совершит какой-либо грех, то должен немедленно раскаяться в этом. Для человека, который раскаивается в совершенном грехе, является мандубом совершение намаза в два ракаата с последующим обращением к Аллаху Всевышнему с просьбой о прощении. В хадисах сообщается о том, что если человек искренне раскаялся в совершенном грехе, и принял твердое решение никогда больше не совершать ничего подобного, и попросил у Аллаха прощения, то Он простит его.

Читайте также:  Мясо на костре вред и польза и вред

8) Намаз-Хаджат: Если у человека есть какое-либо желание, связанное с этой жизнью или с жизнью вечной, то ему нужно как следует выполнить малое омовение, а затем, после ночного намаза совершить нафиль-намаз, состоящий из двух, четырех, а в соответствии с другим мнением двенадцати ракаатов. После этого намаза человек читает специальное дуа, прося Аллаха Всевышнего исполнить его просьбу.

9) Истихара-намаз: Человеку, который испытывает сомнения по поводу того, является ли то, или иное дело благом для него, следует совершить два ракаата намаза, перед тем как лечь спать. В первом ракаате этого намаза после суры аль-Фатиха читается сура аль-Кяфирун, а во втором ракаате после аль-Фатихи читается сура аль-Ихлас. После завершения этого намаза, читается дуа-истихара. После этого человеку следует лечь спать в состоянии омовения, и по возможности повернувшись в сторону киблы. В одном из хадисов сообщатся, что таким образом истихара-намаз следует делать на протяжении семи ночей, обращая внимание на те чувства и ощущения, которые возникают в сердце. 

(Намазы, не относящиеся к фард-намазам и ваджиб-намазам, называются нафиль-намазами)

Islam-Today

Автор: Сабир Грижак

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Салят ад-Духа (араб. صَلَاةُ الضُّحَى) состоит из двух слов صَلاةٌ (молитва, намаз) и ضُحًى (утро (после восхода солнца)) и означает – молитва после восхода солнца, духа намаз.

Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».

Вопрос: какие достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?

Ответ: хвала Аллаху.
Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».
К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.
Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».

Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:
1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
يصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ ، فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ ، وَنَهْيٌ عَنْ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ ، وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنْ الضُّحَى
«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله — садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله — садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому — садака, и удержание от порицаемого — садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).

Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» — «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» — от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» — «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:
لَا تَجْزِي نَفْس
«…ни один человек не принесет пользы другому…». В хадисе говорится:
لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك
«Не принесет никому пользы после тебя…».

В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).

2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».
Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр»
(Муслим, 1183).

Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).

3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:
ابْنَ آدَمَ ارْكَعْ لِي مِنْ أَوَّلِ النَّهَارِ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ ، أَكْفِكَ آخِرَهُ
«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.
Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», — говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».

«Я избавлю тебя», — т.е. от твоих забот, «в его конце», — т.е. в конце дня.

Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2478).

4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
لا يحافظ على صلاة الضحى إلا أواب، وهي صلاة الأوابين
«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся!». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1164).
5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».
Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».

Читайте также:  Польза и вред вирусов в природе

Вопрос: какое время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?

Ответ: намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.
Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени»(«Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 11401).
Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза

Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут(«аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4122).
Все это время – время духа-намаза.
Лучше всего молиться духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка
صلى الله عليه وسلم:
صلاة الأوابين حين ترمض الفصال
«Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748).
И «фисаль» — это детеныши верблюдов, а «нагреваются» — значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11395).
Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 436, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27224).

Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?

Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14305).Передают со слов Абу Зарра, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «На каждый ваш сустав налагается садака (милостыня). Каждое произнесение слов: “аль-хамду ли-Ллах!” — это садака, каждое произнесение слов: “ля иляха илля Ллах!” — это садака, повеление одобряемого – это садака, воспрещение порицаемого – это садака, но достаточным вместо всего этого будет совершение двух рак’атов из молитвы духа» (Муслим).

Передают со слов Абу ад-Дарды, – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Любимый мне человек (то есть, Пророк, мир ему и благословение Аллаха) завещал мне три вещи, которые я не оставляю пока живу: три дня поста в каждом месяце, молитву-духа и чтобы я не ложился спать, пока не совершу молитву-витр» (Муслим).

Абу Хурайра – да будет доволен им Аллах! – также сказал: «Любимый мне человек завещал мне три вещи: три дня поста в каждом месяце, два рак’ата молитвы-духа и чтобы я совершал молитву-витр прежде чем лягу спать» (аль-Бухари и Муслим).

Некоторые ханбалиты сказали, что не является желательным совершать эту молитву постоянно, чтобы она не уподобилась обязательным молитвам, и что Ибн Мас’уд и некоторые другие не проявляли устойчивости в её совершении.

Правовое положение молитвы-духа в отношении Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Среди ученых возникло разногласие, была ли молитва-духа обязательной для Посланника Аллаха. Однако в том, что она не обязательна для остальных мусульман, ученые единогласны.

Большинство говорит, что молитва-духа не была обязательной для Посланника Аллаха, мир ему и благословение. Шафииты, некоторые маликиты и некоторые ханбалиты, сказали, что она относится к таким предписаниям, обязательность исполнения которых распространялась только на Посланника Аллаха, и минимум, что он должен был совершать из неё – это два рак’ата.

Постоянство в совершении молитвы-духа

Среди ученых также имеется разногласие в том, что лучше: совершать молитву-духа постоянно или же совершать её время от времени. Большинство утверждает, что желательно её совершать постоянно, в соответствии с общим правилом, вытекающим из достоверных хадисов, таких как слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Наиболее любимым делом для Всевышнего Аллаха является то, которое совершается постоянно, пусть даже оно незначительное» (Муслим), — и т.п.

Ат-Табарани передал в «аль-аусате» со слов Абу Хурейры, – да будет доволен им Аллах! – что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Воистину, в Раю есть врата, которые называются “ад-Духа”. В День Воскресения глашатай провозгласит: “Где те, кто постоянствовали в совершении молитвы-духа? Это ваши врата. Войдите в них по милости Аллаха!”».

Также с его слов Ибн Хузейма передаёт в своём «сахихе», что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Хранят молитву-духа только кающиеся [пред Аллахом], и она – молитва кающихся».

Согласно утверждению, которое в ханбалитском мазхабе признано как достоверное и которое автор «аль-икмаля» передаёт от джама’а ханбалитов, нет желательности в том, чтобы постоянствовать в совершении молитвы-духа, а наоборот, желательно совершать её иногда, в соответствии со словами ‘Аишы – да будет доволен ею Аллах! – «Я никогда не видела, чтобы Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – совершал молитву-духа» (аль-Бухари и Муслим).

Передают также со слов Абу Са’ида аль-Худри: «Иногда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – совершал молитву-духа [столь регулярно], что мы начинали говорить, что он её вообще не оставляет, а [иногда] он оставлял её совершение, и мы начинали говорить, что он её не совершает» (ат-Тирмизи).

К тому же, постоянство в её совершении, по их утверждению, уподобляет её обязательным молитвам.

Абу аль-Хаттаб сказал: «Желательно совершать её постоянно, поскольку Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – завещал своим сподвижникам совершать её и сказал: «Кто будет постоянствовать в совершении двух рак’атов молитвы-духа, тому простятся его грехи, даже если они будут подобны морской пене» (ат-Тирмизи).

Читайте также:  Предисловие о пользе книг ломоносов

Время совершения молитвы-духа

Среди ученых фикха нет разногласий в том, что молитву-духа лучше всего совершать тогда, когда поднимется солнце и усилится солнечный зной, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Молитва кающихся (аль-аввабин) совершается в то время, когда верблюжата начинают обжигаться об нагретый песок» (Муслим).

Ат-Тахави сказал: «Предпочтительное время для её совершения наступает по истечении четвертой части дневного времени».

В «мавахиб уль-Джалиль» написано: «Аль-Джузулий сказал: “Начало её времени – когда поднимется солнце, усилится его сияние и исчезнет световая окраска зари, а конец её времени – заваль”. По словам аль-Хаттаба, шейх Заррук говорил: “Лучшее время для её совершения – когда со стороны востока солнце будет на такой же высоте, на какой оно бывает в западной стороне во время послеполуденной молитвы (‘аср)”».

Аль-Маварди сказал: «Предпочтительное время для её совершения наступает по истечении четвертой части дневного времени».

Аль-Бахути сказал: «Лучше всего совершать её когда усилится жара».

Ученые расходятся в разграничении рамок допустимого для совершения молитвы-духа времени. Большинство говорит, что время молитвы-духа наступает когда поднимется солнце и завершается незадолго до заваля, когда наступает время, в котором не разрешается совершать молитву.

Ан-Навави пишет в «ар-рауда»: «Наши товарищи (шафииты) говорят, что время молитвы-духа наступает с момента восхода солнца, но желательно отложить её совершение пока солнце не поднимется выше».

Это утверждение подкрепляется хадисом, который передаёт Ахмад со слов Абу Мурры ат-Таифи, сказавшего: «Я слышал, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: “Аллах говорит: «О сын Адама, не будь бессильным в том, чтобы совершать для Меня четыре рак’ата в начале твоего дня, которых станет достаточно для тебя на весь день»”».

Однако аль-Ауза’и сказал: «Что касается сообщений об этом от сподвижников, то по этому поводу имеется неоднозначность. Общеизвестным же с их слов является первое утверждение (то есть, мнение большинства ученых)».

Ар-Рамали старший в своих примечаниях к комментариям «ар-рауды», после того как упоминает вышеприведённое высказывание ан-Навави, пишет: «Я не знаю того, кто бы утверждал то же самое. Это либо какое-то редкое мнение, либо вставка переписчиков».

Количество рак’атов в молитве Духа

Среди ученых фикха нет разногласий в том, что желательно совершить молитву-духа как минимум в два рак’ата.

Передаю со слов Абу Зарра, – да будет доволен им Аллах! – что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «На каждый ваш сустав налагается садака (милостыня). Каждое произнесение слов: “субхана-Ллах!”, — это садака, каждое произнесение слов: “аль-хамду ли-Ллах!” — это садака, каждое произнесение слов: “ля иляха илля Ллах!” — это садака, каждое произнесение слов: “Аллаху Акбар!”, — это садака, повеление одобряемого – это садака, воспрещение порицаемого – это садака, но достаточным вместо всего этого будет совершение двух рак’атов из молитвы-духа» (Муслим).

Из этого хадиса следует, что минимум из чего должна состоять молитва-духа – это два рак’ата.

Мнения ученых разошлись относительно максимального количества рак’атов. Ханбалиты (по основному мнению их мазхаба) и маликиты говорят, что молитва-духа совершается максимум из восьми рак’атов, в соответствии с хадисом, передаваемым от Умм Хани’и, о том, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – в день покорения Мекки вошел в её дом и совершил восемь рак’атов. Умм Хани’и сказала: «И я никогда не видела, чтобы он когда-либо совершал молитву короче, чем эту, при том, что в ней он полноценно совершал поясные и земные поклоны» (аль-Бухари и Муслим).

Маликиты сказали, что порицаемо превышение восьми рак’атов, если добавленные рак’аты совершаются с намерением на молитву-духа, а не просто как отдельная дополнительная молитва (нафль мутляк). Как они говорят, средний размер молитвы-духа – это шесть рак’атов.

Ханафиты, некоторые шафииты (не основное мнение в их мазхабе), а также Ахмад (по одной из версий его высказываний по этому поводу) говорили, что максимальное количество рак’атов молитвы-духа – двенадцать, опираясь на хадис, который передают ат-Тирмизи и ан-Наса’и через слабую цепь передатчиков, в котором говорится, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто совершит молитву-духа в двенадцать рак’атов, тому Аллах построит дворец из золота в Раю».

Ибн ‘Абидин ссылаясь на «шарху-ль-муньйа» пишет: «Принято, что разрешается поступать в соответствии со слабым хадисом, в котором говорится о достоинствах дел».

Ханафитский ученый аль-Хаскафи ссылаясь на «аз-захаиру-ль-ашрафийа» пишет: «Средний и наилучший размер молитвы-духа – это восемь рак’атов, так как это достоверно установлено из поступков и слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Что касается большего количества рак’атов, то это установлено только из его слов. Но это касается того случая, когда молитва-духа, состоящая более чем из восьми рак’атов, совершается с одним саламом. Если же рак’аты разделять саламами, то сколько не прибавляй рак’атов, будет только лучше».

Высказывания шафиитов о наибольшем количестве рак’атов молитвы-духа различаются. В «аль-минхадже» ан-Навави говорит, что наибольшее их количество – это двенадцать, а в комментариях к «аль-мухаззабу» он утверждает другое и ссылается на большинство ученых, которые говорят, что наибольшее количество – это восемь. В «раудату-т-талибин» он пишет, что лучше совершать восемь рак’атов, а максимальное количество – двенадцать, и что надо произносить салам между каждыми двумя рак’атами.

Суры, которые читают в молитве Духа

Ибн ‘Абидин сказал: «В ней читают суры «аш-Шамс» («Солнце») и «ад-Духа» («Утро»)». Также в его словах имеется указание на то, что следует ограничиться только этими сурами, даже если совершается больше двух рак’атов.

Передаётся со слов ‘Укбы б. ‘Амира, – да будет доволен им Аллах! – сказавшего: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – велел мне, чтобы я совершал молитву-духа и читал в ней суры “аш-Шамс” и “ад-Духа”» (Ибн Хаджар).

В «нихайату-ль-мухтадж» написано: «Желательно читать в них – то есть, в двух рак’атах молитвы-духа – суры “аль-Кафирун” (“Неверующие”) и “аль-Ихлас” (“Очищение веры”). Это лучше, чем чтение сур “аш-Шамс” и “ад-Духа”, хоть относительно них тоже есть хадисы, потому что “аль-Ихлас” приравнивается к трети Корана, а “аль-Кафирун” – к четверти».

Аш-Шубрамалси сказал: «Их (“аль-Кафирун” и “аль-Ихлас”) читают также в тех рак’атах, которые совершаются после двух первых рак’атов, но только в том случае, если четыре или шесть рак’атов не совершаются в виде одной молитвы, так как нет желательности в том, чтобы читать суры из Корана после первого ташаххуда. Также в любой другой дополнительной молитве, в которой имеются два ташаххуда, не читают суры из Корана после первого ташаххуда».

Источник