Несли повинность в пользу князя

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 1.

Часть А.

1. 988 год – это год:
1) призвание варягов на Русь, 
2) крещение Руси, 
3) объединения Киева и Новгорода,
4) начало княжения Святослава.

2. Любечский съезд князей, принявший решение: “Каждый да держит отчину свою”-состоялся в:

1) 945. 
2) 1019. 
3) 1097. 
4) 1113.

3. Укажите годы правления князя Игоря.

1) 879–912.
2) 912–945. 
3) 962–972. 
4) 980–1015.

4. Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.

1) Рюрик. 
2) Святослав. 
3) Игорь. 
4) Олег.

5. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:

1) Святославу. 
2) Олегу. 
3) Владимиру Мономаху. 
4) Игорю.

6. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1) смердами, 
2) рекрутами, 
3) посадниками, 
4) волхвами.

7. Объясните значение слово вотчина:

1) форма взимания дани, введённая Ольгой; 
2) погодная запись событий;
3) крупная земельная собственность, передаваемая по наследству;
4) налог в пользу христианской церкви.

8. Походы князя Владимира Мономаха привели:

1) к разгрому половцев, 
2) к разгрому печенегов, 
3) к победе над шведами,
4) к присоединению вятичей.

9. Храм Святой Софии был возведён в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1) хазар, 
2) шведов, 
3) печенегов. 
4) немцев.

10. Князь Владимир Мономах написал:

1) “Слово о полку Игореве”. 
2) “Поучение детям”. 
3) “Правда Ярославичей”.
4) “ Житие Бориса и Глеба”.

Часть В.

1. Соотнеси имена князей и время их правления.

1) Игорь. 
2) Владимир Мономах. 
3) Рюрик. 
4) Святослав.

А) 862–879. 
Б) 912–945. 
В) 1054–1068. 
Г) 962–972. 
Д) 1113–1125.

2. Назови авторов произведений Древней Руси.

1) “Поучение детям”. 
2) “Повесть временных лет”. 
3) “Слово о законе и Благодати”.
4) “Слово о полку Игореве”.

3. К восточным славянам относятся:

А) поляки, 
Б) болгары, 
В) русские, 
Г) украинцы, 
Д) словаки, 
Е) белорусы.

Выбери правильный ответ: 
1) АБВ. 
2) БВГ. 
3) АГД. 
4) ВГЕ.

4. Щит на ворота Царьграда прибил князь_______________

5. Сбор дани с подвластного населения назывался___________

Часть С.

Изучите документ и ответьте на вопросы:

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшие в земле хазарской или в Тавриде, присылали в КИЕВ мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение.

Первые послы были из волжских или камских болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских: не может быть без него – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их Отечество. “В Иерусалиме,– ответствовали проповедники:– но бог во гневе расточил нас по землям чуждым” И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества.– Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: Благо добродетельным и горе злым! Крепися, ответствовал философ – И будешь в раю с первыми.

Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честию, собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. “Государь! – сказали бояре и старцы:– всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству” – и великий князь отправил 10 благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моления унылые, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты: наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! Сказал император и зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинными отвлечениями, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершил литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключая словами: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной!”. Владимир желал слышать мнение бояр и старцев. “Когда был закон греческий,– сказали они,– не был бы лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решился быть христианином.

(Карамзин Н.М. “История государства Российского” Т1.Гл.9)

Вопросы.

1–3. Почему Владимир отверг ислам, католическую религию, иудаизм?
4. Что поразило Владимира в рассказе византийского философа?
5. Почему великий князь остановил свой выбор на вере греков

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 2.

Часть А.

1. 882 г. – это год:

1) призвание на Русь варягов, 
2) начала княжения Игоря, 
3) съезда князей в Любече,
4) объединения Новгорода и Киева.

2. Укажите дату восстания древлян:

1) 912. 
2) 945. 
3) 962. 
4) 980.

3. Укажите годы правления Владимира Мономаха:

1) 962–972. 
2) 980–1115. 
3) 1019–1054. 
4) 1113–1125.

4. Принятие христианства на Руси связано с именем князя:

1) Владимира Святославича. 
2) Ярослава Мудрого. 
3) Владимира Мономаха.
4) Святослава Игоревича.

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси – “Русской правды” – связано с именем князя:

1) Юрия Долгорукого. 
2) Владимира Мономаха. 
3) Ярослава Мудрого. 
4) Олега Вещего.

6. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1) холопами, 
2) смердами, 
3) рядовичами, 
4) закупами.

7. Полюдьем в Древней Руси называли:

1) походы в Византию, 
2) походы против степняков – кочевников, 
3) сход общинников в Древней Руси, 
4) форму взимания дани с подвластного населения.

8. Что было следствием принятия “Русской правды” Ярослава Мудрого?

1) Кровную месть заменили штрафом – вирой. 
2) Были введены “заповедные лета”.
3) Были введены “урочные лета”. 
4) Полюдье было заменено повозом.

9. К памятникам зодчества Древней Руси IX–XII вв. относится:

1) Десятинная церковь в Киеве; 
2) Троице– Сергиев монастырь; 
3) храм Василия Блаженного; 
4) церковь Вознесения в Коломенском.

10.”Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить” – Этими словами начиналась (лось):

1) “Задонщина”. 
2) “Повесть временных лет”. 
3) “Поучение детям. 
4) “Слово о полку Игореве”.

Часть В.

1. Соотнесите имена князей и время их правления:

1) Олег. 
2) Владимир Красное Солнышко. 
3) Ярослав Мудрый. 
4) Ольга.

А) 1019–1054. 
Б) 945–962. 
В) 1125–1132. 
Г) 879–912. 
Д) 980–1015.

2. Правильно назови первое строение каменного зодчества Киевской Руси.

1) Первая каменная церковь в Киеве. 
2) Собор, заложенный в честь победы Ярослава над печенегами. 
3) Первый крупный монастырь на Руси. 
4) Красивейшие ворота при въезде в Киев.

3. Во времена КИЕВСКОЙ Руси шла борьба с кочевыми племенами:

Читайте также:  Настойка из старых сосновых шишек польза и противопоказания

А) половцами, 
Б) Тиверцами, 
В) кривичами, 
Г) печенегами, 
Д) хазарами, 
Е) древлянами.

Найди правильный ответ: 
1) АБВ. 
2) ГДЕ. 
3) БГЕ. 
4) АГД.

4. “Иду на вы” – предупреждал врагов о начале войны князь____________________

5. Собрание на Руси, в котором участвовало всё мужское население________________

Часть С.

Прочитай отрывок из рукописи на персидском языке, относящейся к первой половине IX в

“Эта страна обширна, её жители непокорны, держаться вызывающе, воинственна одна часть их (руссов) – рыцарство.

Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба(Киев) – место пребывания царя. Там в(Киеве ) выделываются разнообразные меха и ценные мечи”.

Назовите факты, указывающие на наличие государственности Руси.

Какие факты опровергают норманнскую теорию?

Почему многие историки называют Киевскую Русь раннефеодальным государством?

Когда возникло государство Киевская Русь?

Источник

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

Ассоциация со словом «крестьянин»,
твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и
его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.

В этом утверждении есть только доля
правды
, ведь категорий крестьян существовало много.

Само слово «крестьянин»
переводится с греческого, как человек.
Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения
«высекать огонь»: чтобы расчистить
пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской
местности, занимающиеся сельским
хозяйством
. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались
растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли
рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая
в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и
натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий
хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и
посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу
государства).

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и
другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный
налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и
зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году
(Соборное уложение).  

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали
государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.

Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.

Ревизская сказка Соликамского уезда 1748 год Черносошные крестьяне и дворовые люди. Источник ф.350, оп.2, д.3307

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764
году церковные крестьяне перешли в разряд экономических,
подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.

После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.

«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Читайте также:  Польза мертвого моря для организма человека

Промышленные

Заводские крестьяне — вид
крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи
с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне,
которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и
использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Вам могут понравится другие статьи по генеалогии:

Как раскрасить старое черно-белое фото

История колхоза в России

Как выбрать имя ребенку

Что такое генеалогическое древо?

Источник

Закупы как категория древнерусского населения

Б. Д. Греков назвал вопрос о закупах одним из самых беспокойных в историографии Древней Руси. Ведь письменные памятники, которые содержат слово «закуп» довольно малочисленны. Например, он совсем не встречается в летописях. О закупах нам приходится судить только по тем материалам, которые имеются в Пространной Правде – основном и главном источнике в изучении так называемого закупшичества.

Само наличие определённого законодательства о закупах, которое было объединено в «Уставе о закупах» склоняет нас к выводу о значительном распространении в данный период закупничества, а также о его существенной ведущей роли в образе жизни барского подворья в двенадцатом веке.

Закуп свода законов «Русская правда» выступает с определёнными социальными и экономическими признаками. Однако, прежде чем разбираться в их существе необходимо уяснить, что закупом называли там недавнего смерда, то есть свободного крестьянина-общинника, лишённого из-за разорения средств производства, вынужденный экономической необходимостью искать покровительства и защиты у господина. Однако и данное утверждение нельзя признать удовлетворительным в полной мере, так как оно не вносит ясности и прозрачности в предзакупное положение бывшего раннее общинника. На самом же деле, в какой именно мере был разорён крестьянин – настолько ли, что он в данном пошатнувшемся состоянии сохранил крестьянский социально-экономический статус самостоятельного производителя? Данный вопрос имеет принципиальное значение и так называемый «Устав о закупах» может помочь нам в его разрешении.

Также не менее интересно и то обстоятельство, что в Русской правде закуп запечатлён утратившим всякую связь с существующей крестьянской общиной, членом которой он когда то был. Во всём Уложении не встречается ни одного намёка на любой контакт закупа с сельской общиной. Здесь он фигурирует в качестве человека, который подчиняется только одному господину.

Следовательно, до того как закуп стал таковым он полностью потерял общину, выпав из неё по каким-либо причинам. Какое было его имущество в тот самый момент? Чтобы получить ответ, давайте обратимся к Пространной Правде. Итак, в пятьдесят седьмой статье говорится, что закупа снабжает инвентарём хозяин.

Таким образом, можно предположить, что на момент становления закупом человек не имел ничего.

История Киевской Руси интересна и уникальна. В частности, слои населения в ней были не похожи на европейские. В статье мы ответим на вопрос: «Закуп — это кто?» Итак, все население Древней Руси делилось на две большие категории: свободные и зависимые люди. Первая категория включала в себя аристократическую верхушку общества (князья, бояре), служилую (дружинники) и торговую (купечество). Вторая категория была более сложной по своей структуре, и в ней можно выделить две основные социальные группы: личнозависимые или рабы. К ним относились холопы, которые, в отличие от античности, были не классическими, а патриархальными рабами, и люди, экономически зависимые, — это закупы и рядовичи, а также смерды.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 3048
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Хлебопашец вольный

Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и следующих за ней законодательных актов. Выдающиеся историки (М.Н.Тихомиров, Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков) пытались установить место этой группы в древнерусской общественной структуре, и в основном им это удалось.

Согласно общепринятому мнению, смерд – дееспособный крестьянин-землевладелец. Историки полагают, что изначально так именовали полноправного члена сельской крестьянской общины, а по мере развития феодальных отношений понятие было перенесено на крестьянина, чьим сюзереном выступало непосредственно государство (в лице князя или боярской республики, как в Новгороде). Он был подсуден князю, нес в его пользу повинности и платежи. Смерд был собственником своего имущества и передавал его по наследству, но исключительно сыновьям. При отсутствии таковых наследником становился князь, обязанный из наследства выдать содержание незамужним дочерям покойного. Но подобная практика в эпоху феодализма существовала и для высших сословий – там тоже наследником мог стать сеньор.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1049
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Свод законов «Русская Правда»

Об этих двух категориях экономически зависимого населения повествует один, но очень важный исторический источник — «Русская Правда». Он представляет собой комплекс древних норм письменного права, который оформлялся в течение нескольких столетий, начиная с XI века. В нем же есть ответ на вопрос: «Закуп — это кто?» Первым эти законы записал в бытность новгородским князем. Потом дополнил после занятия великокняжеского стола в Киеве. Затем его дети, князья Ярославичи, и внук, Владимир Мономах, внесли свою лепту в «Русскую Правду».

Наиболее детально свод законов регламентирует положение закупов, в значительно меньшей степени — рядовичей. Он же определяет, что закуп — это зависимая категория населения. В тех и других есть как общие черты, так и отличия.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 785
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Особенности уголовной ответственности

Однако можно слышать и утверждение, что смерд – зависимый человек, равный холопу (лично зависимому слуге). Сторонники этой точки зрения апеллируют к словосочетанию «смердии холопы», имеющемуся в «Правде Ярославичей». В соответствующей статье за убийство просто холопа и «смердеевого холопа» назначается одинаковая вира в 5 гривень.

Однако большинство историков не согласны с таким толкованием. Ими предложено две альтернативные версии. Первая гласит, что данная статья указывает на то, что смерды тоже могли (наравне с феодалами) владеть холопами, и компенсацию ущерба получали наравне со знатью. Вторая же утверждает, что термин указывает на род работ, выполняемых холопом для хозяина. Обычно холоп был дворовым слугой, но некоторые занимались и сельским хозяйством. Таких и могли называть «смердии холопы», то есть те, что по занятию ближе к смердам.

Факт, что ответственность за нанесение ущерба смерду или его убийства в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным незнатным личностям. Но труд земледельца тогда вообще ценился невысоко.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1133
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Читайте также:  Семя льна польза и вред при сахарном диабете

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы  — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1521
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm

Временно обязаны

Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 922
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Свободные и несвободные

Свободное население

Несвободное население

Дружинники

Рядовичи

Князья

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)

Бояре

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

 

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 381
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1516
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Защита прав закупа

Если какое-либо из прав нарушалось, он мог прибежать на княжеский двор и заявить о несоблюдении закона. Данная привилегия защиты в княжеском суде подчеркивала, что закуп — это бывший свободный человек, который, отработав купу, имел возможность вернуть свой прежний социальный статус. Ему также давалось право свидетельствовать в суде по так называемому малому иску, т. е. не очень серьезным делам. Никакая другая категория зависимого населения этого делать не могла.

Свободные смерды , заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами , которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской Правде » хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом , однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1423
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1124
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Группы населения в Киевской Руси

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде».

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развити?