Ницше о пользе и вреде истории для жизни рецензия

Р. И. Фаезова, Г. Б. Сайфутдинова Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Summary. A work of Friedrich Nietzsche, “On the Use and Abuse of History for Life” was written in October – November 1873 and published in February 1874.

In this paper contains a critical analysis of the overall situation in historical scholarship in the second half of XIX century, examines the influence of history on the formation of the world people as well as present their own view of history of Friedrich Nietzsche.

Key words: critical analysis of the general situation in a historical science; the concept of the history of Friedrich Nietzsche.

В cвоей работе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше выступает с позиций идеализма против отношения к истории как к науке. Он противопоставляет этому взгляду собственную концеп­цию, основанную на интуитивном понимании истории и философии жизни. Также характеризуются и критически оцениваются попу­лярные во времена Ницше концепции истории Гегеля и Эдуарда фон Гартмана.

Работа Ницше интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и тем, что некоторые её положе­ния актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методоло­гии истории [1]. Служить жизни – основное требование Ницше к ис­тории. Он связывает появление истории с психологической способ­ностью человека помнить то, что уже произошло. В результате, он считает, что история зависит от психологических особенностей лю­дей и должна соответствовать их определённым психологическим запросам. На основе этого деления людей на психологические типы он выделяет три «рода» истории: монументальный, антикварный и критический. Монументальная история нужна деятельному челове­ку, который ведёт борьбу и нуждается в образцах для подражания, учителях, которых не может найти среди современников. Польза этого рода истории заключается в том, что человек учится пони­мать, «что-то великое, что некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно», и это даёт ему силы пройти свой путь с большим мужеством [2]. Антикварная история необходима для вос­питания уважения к прошлому своего народа, с детства прививает человеку любовь к Родине, предкам, чувство общности судьбы со своим народом. Благодаря этому виду истории люди хранят и бере­гут свидетельства истории, памятники прошлых лет. Ницше так ха­рактеризует критическую историю: «человек должен обладать и от времени до времени пользоваться силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше; этой цели дости­гает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает по­следнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему при-говор.»[2]. Некоторые положения работы Ницше признаются и со­временными учёными как актуальные.

Библиографический список

1. Коломийцев В. Ф., Блок М., Поппер К., Медушевский О. М., Тош Д. Филосо­фия и методология истории. – М., 2002.

2. Ницше Ф. «О пользе и вреде истории для жизни» // Сочинения. – В 2 т. -М., 1990. – Т. 1. – С. 159.

  1. КРАТКИЙ анализ работы м. вебера
  2. 1 Понятие жизни в философии Ф. Ницше. “Воля к власти”
  3. Ситуация для анализа «Любите ли вы свою работу?»[1]
  4. В наши задачи в рамках настоящей работы не входит подробный позитивный экономический анализ истории права.
  5. ГЛАВА 7 ПОЛЬЗА ДУШЕВНОГО ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
  6. 2. Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, длительных и интенсивныхфизических нагрузок, острых эмоциональных воздействий:
  7. «Активное воображение» — это метод, который ис­пользуется в работе с бессознательными содержаниями.
  8. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  9. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  10. КРАТКИЙ СПИСОК КНИГ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛИЗМА-
  11. 3.2.2. Краткий анализ исследований психогенных расстройств в экстремальных ситуациях
  12. И. Г. Гердер МЫ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (1800 г.)
  13. Краткая история библейского кода
  14. Краткая история английской контактерши
  15. Краткая история китайского самородка

Источник

Автор: И.Н. Сидоренко

Дата первой публикации:

Первоисточник:

«Vom Nutzen und Vorteil der Historie fur das Leben», 1874 — сочинение Ницше, входящее в серию культуркритических эссе, объединенных общим названием «Несвоевременные размышления». Первоначально Ницше планировал написать около двадцати эссе на единую культуркритическую тему, но ему удалось осуществить лишь четыре очерка, одним из которых и является «О пользе и вреде истории для жизни». Побудило Ницше к созданию такой серии тяжелое переживание им безучастного отношения современников к творчеству Р.Вагнера, а также его предощущение краха не только музыки, но и всей культуры.

Это небольшое сочинение раскрывает становление ницшевской мысли, здесь еще ощущается желание опереться на авторитет, в роли которого выступает Гёте. Но это не повтор и пересказывание гётевских размышлений об истории, а диалог, предугадывание возможных суждений Гёте на эту тему, а также критика современности, облекаемая уже не в «гётевские одежды», а в свои, ницшеанские, отсюда и превращение критики в священную ярость. Свое сочинение Ницше начинает словами Гёте: «Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности». Тем самым, Ницше пытается воскресить идеи самого Гёте: ровно столько прошлого, сколько необходимо для свершения настоящего. Человеку нужна история, но для жизни и деятельности, а не для уклонения от нее. Но в то же время история может обернуться и против самой жизни, явиться причиной ее угасания и гибели. Целью сочинения «О П.иВ.И.дляЖ.» как раз и является рассмотрение того, как и почему история может нести вред всему живому и как обезопасить себя от ее вредоносной силы, а также что есть история в ее истинном понимании. Отсюда и название этого размышления как «несвоевременного», ибо Ницше ставит перед собой задачу объяснить то, чем настоящее время гордится, а именно, историческим образованием. Такой «эксперимент» был проделан философом над самим собой, и право на это ему дала его специальность классического филолога, так как, по словам Ницше, смысл классической филологии заключается в том, чтобы действовать несвоевременно и благодаря этому влиять на настоящее.

Читайте также:  Польза дубовой коры для волос

Главное положение Ницше — это отрицание истории как абсурда: нет прошлого как застывшего, ставшего, превратившегося в историю, как простого перечисления событий во времени. Для такого понимания, по Ницше, — истинного понимания истории, необходимо, во-первых, чувствовать неисторически. Неисторически живет животное, оно полностью растворяется в настоящем. Играм ребенка свойственно также неисторическое чувство как способность к забвению — попытка сотворить новое не зная и не смотря на авторитеты прошлого. По мысли философа, для счастья существует только одно условие, которое делает счастье счастьем: способность забвения, или «способность в течение того времени, пока длится это счастье, чувствовать неисторически». Полностью лишенный такой способности забывать человек теряет веру в свое собственное бытие, в себя самого. Отсюда Ницше делает вывод, что жить почти без воспоминаний возможно, но совершенно немыслимо жить без возможности забвения вообще, иначе гипертрофированная степень развития исторического чувства приведет к ущербу для всего живого и к его гибели. Для нахождения степени, при которой история не превращается в могильщика настоящего, необходимо знать, как велика «пластическая сила» человека. Под такой силой Ницше разумеет способность расти из себя самого, претворять прошедшее и чужое, делать его своим, восстанавливая из себя самого его разбитые формы. Только так человек может творить свой собственный горизонт, где историческое не оказывало бы пагубного влияния, а то, что человек не смог подчинить себе, он смог бы забыть, т.е. это выходило бы за пределы его горизонта. Такое познание прошлого будет соответствовать закону: все живое может стать здоровым только внутри известного горизонта. Необходимо отметить, что под здоровьем Ницше понимал силу и способность создавать. Таким образом, «историческое и неисторическое одинаково необходимы для здоровья отдельного человека, народа и культуры». Человек только тогда делается человеком, когда он способен использовать прошедшее для жизни и потом вновь превращать его в историю. Ницше различает человека исторического и над-исторического.

У первого обращение к прошлому вызывает в нем стремление к будущему, и он верит, что смысл существования раскроется в течение процесса существования (по Ницше, такой человек живет именно неисторически, и его занятия историей служат не познанию, но жизни). Второй же не видит спасения в процессе, для него прошлое и настоящее — это одно и то же, и его мудрость неразрывно связана с отвращением к жизни. Для Ницше изучение истории имеет значение только для целей жизни. Философ выставляет три тезиса, раскрывающих противоречие между жизнью и мудростью: 1) в избытке истории человек перестает быть человеком, т.е. историческая сила бессильна для него, как для познающего, но, как надеется Ницше, еще не сделалась таковой для него, как живущего; 2) история, понятая как чистая наука, разрушает жизнь; отсюда ущербность исторического образования, если оно не сопровождается нарождающейся культурой; 3) основой истории является сама жизнь, но и жизнь нуждается в истории. По Ницше, истинная история и жизнь взаимозависимы, они выступают как одно целое, поэтому история никак не может стать чистой наукой вроде, например, математики. История, по Ницше, принадлежит человеку в трояком отношении: как существу деятельному, как существу охраняющему и как существу нуждающемуся в освобождении. На основе этих трех отношений Ницше выделяет и три рода истории: монументальный, антикварный и критический. Каждый из этих трех родов истории может полноценно развиваться лишь на своей почве. Преобладание одного из них приводит, прежде всего, к извращению жизни, а т.к. жизнь является основой истории, то в конечном итоге погибает и сама история. Монументальное воззрение на историю представляет собой выделение в ней ярких моментов, выдающихся людей. Польза монументальной истории для современного человека заключается в том, что он учится понимать, что великое, которое некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно, и поэтому оно может быть возможно еще когда-нибудь. Отсюда, такая история необходима для деятельного человека, кто в своей борьбе нуждается в образцах.

Но преобладание именно этого рода истории ведет к искажению самого прошлого: все, кроме ярких фактов, или, по определению Ницше, «эффектов в себе», предается забвению. Монументальная история вводит в заблуждение при помощи аналогий: воодушевление на подвиг может превратиться в фанатизм, а там недалеко и до войны, если тем более представить себе под покровительством монументальной истории слабого и закомплексованного человека. Антикварная история помогает человеку охранять и почитать прошлое, создавать историю своего народа, творить «Мы». Но преобладание антикварного рода опять-таки приводит, по мысли Ницше, к искажению прошлого: антикварное чувство отдельного человека, общины, целого народа представляет собой очень маленький мир, за границами которого ничего не видно, да и то, что входит в круг их зрения, они видят слишком близко, а значит, и расплывчато. Другая опасность, которую хранит в себе антикварная история, заключается в том, что этот род истории способен только сохранять жизнь, а не порождать ее, отсюда настороженность или полное неприятие чего-то нового. Поэтому человеку необходим наряду с монументальным и антикварным способами изучения прошлого также третий способ — критический, но и здесь только в целях служения жизни. Человек должен обладать силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше, — ибо «всякое прошлое достойно того, чтобы быть осужденным». Таким образом, человек может создать себе такое прошлое, от которого он желал бы происходить. Как отмечает Ницше, такая попытка всегда опасна, т.к. нелегко найти границу в отрицании прошлого; часто дело ограничивается одним пониманием того, что хорошо, но для первого шага и этого достаточно. В этом и заключается услуга, которую может оказать жизни история. Нападки Ницше на современное общество имеют в своей основе попытку сделать историю наукой. Противоречие современной культуры основывается на противоречивости современного человека — противоречие между внутренней сущностью, которой не соответствует ничто внешнее, и внешностью, которой не соответствует никакая внутренняя сущность.

Причину этого Ницше видит в том, что «мы все испорчены историей». Избыток истории приводит и к заблуждению, что настоящая эпоха лучше и справедливее других эпох; этим избытком нарушаются инстинкты народа, «задерживается созревание как отдельных личностей, так и целого»; вырастает на основе этого избытка и вера в старость человечества; благодаря избытку истории эпоха усваивает себе опасное настроение иронии к самой себе, что ведет к цинизму, который, в свою очередь, способствует развитию «расчетливой эгоистической практики», парализующей жизненные силы. Отсюда Ницше приходит к заключению, что «современный человек страдает ослаблением личности». Подавление инстинктов историей превратило людей в тени, которые боятся проявить свою личность. На самом же деле история, по Ницше, должна была бы, прежде всего, сообщать людям мужество быть честными, хотя бы даже «честными глупцами». Таково всегда было ее влияние, но не теперь. Современность видит свою задачу в охране истории, делает из нее множество разных историй, а не действительные события, что лишает возможности для личности сделаться с помощью истории свободной, т.е., по Ницше, правдивой в отношении себя самой. Такая опасность для истории и жизни заключается в историческом образовании. Ницше высказывает следующее положение: «историю могут вынести только сильные личности, слабых же она совершенно подавляет». Если чувства и ощущения человека слабы для того, чтобы помериться с прошлым, тогда история сбивает их с толку. Чаще всего призванным к изображению какого-то момента прошлого считается тот, кого этот момент нисколько не затрагивает. Такое отношение к истории приводит к разрыву прошлого и настоящего. По мысли Ницше, в объяснении прошлого человек должен исходить из того, что «составляет высшую силу современности», только через напряжение всех своих чувств он сумеет угадать в прошлом то, что есть в нем великого и ценного. Напряжение чувств свидетельствует о том, что главное для человека — это построить свое будущее, поэтому только такой индивид имеет право быть судьей прошлого.

Читайте также:  Чай его вред и польза и вред

Но если историческое чувство властвует над всем, то оно подрывает будущее, разрушает иллюзию, которая и есть атмосферой творчества, т.к. «только в любви, только осененный иллюзией любви может творить человек, т.е. только в безусловной вере в совершенство и правду». Исторический инстинкт должен соединяться с инстинктом разрушения, но они не должны действовать отдельно друг от друга. Современное Ницше историческое образование разрушает иллюзию, подвергает жизнь опыту исторического анатомирования, а также является самым лучшим средством ослепления юности: молодой человек «прогоняется» сквозь строй столетий, постепенно утрачивая чувство различия и новизны, ничему более не удивляясь. Рука об руку с историческим образованием идет отвращение. Юноша чувствует себя лишенным почвы, и по сравнению с прошедшими времена, в которых все было иначе, ему совершенно не важно, каков он сам. Историческое образование прививает человеку и ироническое самосознание. Молодой человек приходит к вере в старость человечества: раз скоро будет конец истории, «мирового процесса», то к чему тогда волнение о будущем. Таким образом, по Ницше, историческое чувство делает его обладателей пассивными и не способными к творчеству. Так человек привыкает с юности гнуть спину перед «властью истории», поэтому он легко будет механически поддакивать всякой власти. Но к счастью, как замечает Ницше, история сохраняет и память о великих борцах против истории, т.е. против «слепой власти действительности». Человек должен не хоронить свое собственное поколение, но создавать новое, и если даже сам он родился «последышем», будущее будет знать его только как первенца. Критика истории у Ницше сводится и к тому, что в настоящее время признается тот род истории, который видит в инстинктах масс важные законы и факторы истории, причем великие люди являются их отражением. Человек, по Ницше, должен восстать против сборища беззубых и ироничных стариков, против безграничной власти исторического чувства, против эгоизма масс и отстаивать права своей молодости, защищать будущее.

Главное требование Ницше заключается в том, чтобы человек, прежде всего, учился жить и чтобы, только научившись жить, пользовался историей — исключительно для целей жизни. Средствами против исторической болезни являются неисторическое, т.е. способность забывать и жить внутри своего горизонта, и надисторическое, т.е. те силы, которые сосредоточивают наше внимание на том, что сообщает бытию характер вечного и неизменного: на искусстве и религии. История как наука видит всюду совершившееся, но нигде не видит существующего, вечного. Итак, надо вначале научиться жить, оправиться от исторической болезни, и только потом снова заняться историей и использовать прошлое в трояком смысле: монументальном, антикварном и историческом; и не забывать, что история должна служить целям жизни.

Источник

Все уведомления

Рецензии

Цитаты

Великий немецкий философ Фридрих Ницше, автор знаменитых трудов “Так говорил Заратустра”, “Воля к власти”, “По ту сторону добра и зла”, “Генеалогия морали”, “Падение кумиров” и других, в настоящем издании предстает как мыслитель, предлагающий оригинальную концепцию исторической науки. Эссе “О пользе и вреде истории для жизни” входит в цикл критических работ под общим названием “Несвоевременные размышления” и содержит анализ общей ситуации в исторической науке во второй половине XIX века. В центре исследования – спор Ницше с позитивистами и проблема восприятия истории с позиций материализма и идеализма. Являясь одним из основоположников…

Развернуть

Лучшая рецензия на книгу

Фридрих Ницше

О пользе и вреде истории для жизни (сборник)
Фридрих Ницше

978-5-4453-0438-8

22 сентября 2018 г. 14:58

1K

4

Он Ницше!!!

Ницше – не кто иной, как последний немецкий…

Ницше – не кто иной, как последний немецкий романтик. Я также вижу в нём деланного аристократа и, разумеется, безумца. Последний компонент этой триады не только нимало не омрачает Ницше в моих глазах, но, напротив, придаёт его образу просто сказочный ореол правды-истинности, если говорить грубым слогом братьев и сестёр наших Вачовски! Фридрих всегда такой тонкий, такой наблюдательный! Ах, как он умеет подметить что-нибудь величественное, как-нибудь по-новому взглянуть на мир! И пусть его мир навсегда останется Германией XIX века, где шаришься как в тёмном подполе и откуда с таким облегчением выныриваешь в наш просвещенный XXI век… всё же это мой подпол. Мой фундамент. И мне уже не представить, какими глазами читала Ницше в оригинале верующая прабабушка… Вообще-то я ей завидую. Я считаю,…

Развернуть

Дополнительная информация об издании

ISBN: 978-5-4453-0438-8

Год издания: 2013

Язык:
Русский

Мягкая обложка. Вес 100 г. 192 стр.
Формат 75×100/32 (120×185 мм)
Тираж 2000 экз.

Я представляю интересы автора этой книги

Подробнее о книге

Фридрих Ницше

О пользе и вреде истории для жизни (сборник)
Фридрих Ницше

978-5-4453-0438-8

11 июня 2018 г. 22:57

705

0

“Философ”

Популярность трудов Фридриха Ницше скорее всего…

Популярность трудов Фридриха Ницше скорее всего обусловлена отсутствием у большинства читалей понятия того, что есть философия, более того притягательность философских творений сего творца связана с тем, что в силу своего незнания в области философии, люди клюют на внешне красивую, привлекательную оболочку его писанины, увы нисколько не задумываясь о ценности содержания, которого к слову нет.Единственная ценность состоит в наличии большого количества умных словечек, которые всё время Фридрих вставлял куда надо и куда не надо совсем, что в моей голове рождало предположение того, что этот человек скорее всего сумашедший,ибо будучи здоровым такую истину последней инстанции написать будет довольно таки сложно…

Бросил познавать сей труд, прочитав чуть меньше половины.Возможно я когда нибудь…

Развернуть

Фридрих Ницше

Утренняя заря
Фридрих Ницше

978-5-389-08403-2

3 апреля 2017 г. 16:40

2K

5

Познай или погибни

«Если жизнь обладает безусловной ценностью, то…

«Если жизнь обладает безусловной ценностью, то наиболее достойны ее сильные люди, в которых лучше реализуется воля к власти» Ф.Ницше
С этого афоризма хотелось начать, поделится тем бурлящим потоком мысли, способным разрушить и превратить в пар, все нажитые честным непосильным трудом предрассудки суждений, который изливается из кипящего котла данного произведения. Сразу скажу, эта книга не для слабых, это бунт против древних предрассудков и обычаев, которые так усердно, бусенка за бусенкой нанизывает нам цивилизация на нити разума. Мир в котором мы существуем – это мир вещей, которые нас окружают и наши суждения, мнения о них и составляют культуру бытия. Так вот первоначальным материалом нашего суждения о мире вещей, служат чужие мнения, то чего хотят от нас. За нарушение…

Развернуть

Фридрих Ницше

Утренняя заря
Фридрих Ницше

978-5-389-08403-2

18 августа 2016 г. 18:02

908

2.5

Мне, как человеку не интересовавшемся ранее…

Мне, как человеку не интересовавшемся ранее философскими трудами, данная книга далась с трудом, и моя оценка скорее субъективна, так как основывается исключительно на моих ощущениях при чтении. Не зная множества культурных деятелей 14-19 веков и древнегреческих философов, я думаю процентов 70% информации я смог адекватно принять и “переварить”. Но думаю всё же прочту его “Так говорил Заратустра”, только после небольшого перерыва.

Фридрих Ницше

Утренняя заря
Фридрих Ницше

978-5-389-08403-2

3

одобрять — вредительно: выйдет жуткая…

одобрять — вредительно: выйдет жуткая безвкусица, потому что ни в чьём согласии это не нуждается.

Тогда предпринял я нечто такое, чего не каждый мог сделать: я спустился в глубину, я начал рыть почву, исследуя ту старую веру, на которой мы, философы, возводили здания уже несколько тысячелетий, возводили всё снова и снова, несмотря на то, что все эти здания рушились — я начал исследовать нашу веру в мораль. Вы не понимаете меня.

и всё, конец главки. “Вы не понимаете меня”. изумительно.

пусть лучше так: все, кто его читали, все, кто полагали, что находили себя в его произведениях, все, кто его бездумно цитировал, все, кто воспринимал его идеи косвенно, все, кто яростно черкал поля его книг, все, кто называли себя его последователями, все, кто отрицал его влияние, все, кто спорил с ним, ругал…

Развернуть

Фридрих Ницше

Утренняя заря
Фридрих Ницше

978-5-91181-940-8

1

К сожалению, я не смогла дочитать это небольшое…

К сожалению, я не смогла дочитать это небольшое произведение, как бы мне ни хотелось. Очень заумно, запутано, даже алогично. И неожиданно, потому что труд Ницше “Так говорил Заратустра” мне очень понравился.

В рамках “Игры в классики”.

Фридрих Ницше

Утренняя заря
Фридрих Ницше

978-5-91181-940-8

31 марта 2014 г. 00:32

628

4

Там страдание было добродетелью, добродетелью…

Там страдание было добродетелью, добродетелью была жестокость, добродетелью было притворство, добродетелью была месть, добродетелью было скрывание ума; там счастье было опасно, опасна была жажда знаний, опасен был мир, опасно было сострадание; сделаться предметом сострадания там было позором, и позором был труд; безумие там считалось нисходящим от богов! Изменилось-ли это, и изменило ли человечество свой характер?

Конечно, уважаемый господин Ницше! С момента выхода в свет Вашего произведения в 1881 году прошло уже целых 133 года. У нас сейчас абсолютно все иначе: мы отвергаем жестокость, ненавидим притворство, не приемлем мести, стремимся к знаниям,- и господствует мир во всем мире.

Жестокость принадлежит к древнейшим праздникам человечества.

Не в наше время. Говорю же у нас все…

Развернуть

Фридрих Ницше

Утренняя заря
Фридрих Ницше

978-5-91181-940-8

26 марта 2010 г. 14:26

508

5

В принципе, книга не сильно отличается от…

В принципе, книга не сильно отличается от “Весёлой науки”. Очень мало пафосных маразмов про “Бог мёртв”, зато много оригиналных мыслей и высокоинтеллектуального стёба.

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Источник