О какой пользе для себя говорит мальчик
Есть темы, для которых трудно подбираются слова. Сегодня мы решили затронуть одну из них. Взросление мальчика, трансформации его тела, поллюции, мастурбация, интимная жизнь – все эти неудобные вопросы родителям можно и нужно обсуждать с сыном, чтобы помочь ему легче пройти путь адаптации к происходящим изменениям и предостеречь от возможных опасностей. Вопрос в том, как это делать правильно? Краткими советами делится психолог Дина Понятовская-Замышляева.
Дина Понятовская-Замышляева
семейный психолог, арт-терапевт, консультант социальных центров, психолог Института интегративной психодрамы
Реагируйте на «неприличные» вопросы открыто и спокойно
– Правда ли, что формирование интимных чувств ребенка начинается с раннего детства?
– Эрос и Танатос – две основные энергии, определяющие наше существование. Наши тела уже с рождения обладают эротизмом – силой или энергией к жизни, изначально заложенной реализацией человеческой природы посредством женского или мужского пола, то есть физиологии.
Наши реакции в детстве на собственное тело аутоэротичны. Дети ощупывают себя, прикасаются к себе, инстинктивно изучая тело и то, что приносит этому телу удовольствие. В детстве ребенок переживает аутоэротичные ощущения, «разлитые» по всему телу, пока не обнаружит, что на половом органе все ощущения сосредоточены с наибольшей силой. Но по сути эротично все тело целиком.
– Сексуальность – это одна из телесных, физиологических реализаций человека. Эротизм – категория, предвосхищающая эту реализацию, создающая ее базу.
Дети эротичны, но потребность сексуальной реализации наступает после пубертата.
– Как же родителям еще в раннем детстве отвечать на «неприличные вопросы»?
– Открыто, спокойно и ровно в той степени, сколько ребенок спрашивает. То есть далеко не всегда стоит нагружать его подробностями. Если малыша устроил краткий ответ, почему тело сестренки не похоже на его тело, не стоит углубляться в законы анатомии. Пока не стоит. Но отвечать обязательно нужно. Нет такого понятия: «Настанет время, узнаешь». Если ребенок спросил, значит, он нуждается в пояснении.
Детское любопытство буквально. Вы должны понимать, что в их вопросах пока нет подтекста. «Неприличные» темы интересуют малыша в той же степени, что и все другие. Не нужно пугаться или стесняться.
– Стоит отметить, что существенную роль играет не только фактический ответ, но и реакция родителя на вопрос. Именно по переданной эмоции взрослого малыш определяет, тема нормальная или это что-то, чего нужно стесняться.
По мере взросления ребенка надо транслировать ему ощущение, что иметь тело – прекрасно. Это начинается с хорошего питания, включает сферу гигиены, одежду и внешний вид в целом. То, как мама заботится о теле ребенка, а папа относится к своей телесности – естественно, без цинизма и обесценивания, без преувеличения, – создает здоровую базу для переживаний сексуального характера.
И дело не в том, как выглядит наше тело: оно может быть точеным, как у Аполлона, или – ассиметричным, например, без одной ноги или руки… Ведь случается и такое. Дело в том, способно ли оно чувствовать, вовремя ли была разбужена его чувствительность, не осуждалась ли она, не высмеивалась ли, не порицалась ли.
– Как реагировать, если мальчик начинает стесняться и просит родителей выйти из комнаты, когда он переодевается, или отстаивает право принимать ванну без помощи взрослых?
– Мальчишки начинают выдвигать подобные требования уже с возраста 5-6 лет. Надо отнестись к такой просьбе уважительно.
Ребенок имеет право на свои границы. И не стоит их нарушать. Мальчик потихоньку становится самостоятельным. Если вы сомневаетесь в идеальности гигиены своего сына, проведите для мальчика подробный инструктаж. Ведь вы когда-то тоже научились мыться самостоятельно, почему же считаете, что ваш малыш не справится сам?
А вот контроль за этой процедурой, который вызывает чувство стыда и смущения у подрастающего мальчика, может остаться в памяти как неуважительное вторжение в зону его личного пространства, вызвать смущение и стыд. Если этот сверхконтроль к тому же окрашен страхом родителей перед мастурбацией и косвенно ребенку дается такой сигнал, то мальчик получает сообщение о том, что интимность – это стыдно.
Есть еще одна опасность. Если ребенку стыдно, что его моют взрослые, если он испытывает смущение и неприятные чувства, то, чтобы не испытывать данный стресс, психика просто отключает функцию чувствования: «Это как бы мое тело, но не мое. Я не хочу испытывать неприятные эмоции, поэтому лучше не буду испытывать вообще никаких». И тут уже ненароком можно положить начало развитию различных трудностей и проблем в интимной сфере в дальнейшем, ведь мальчик может привыкнуть к блокировке чувств в моменты прикосновения другого человека. То, о чем я сейчас говорю, конечно, редкость, но зачем провоцировать возможные неприятности? Думаю, оно того не стоит.
– С какого возраста следует начинать рассказывать мальчику, что такое поллюции?
– Замечательно, если данную миссию возьмет на себя папа или мужчина вашей семьи, которому мальчик доверяет. Но это не всегда возможно, и тогда роль информатора на себя придется брать мамам.
– Когда начинать? Заранее. Чтобы беседа произошла не по факту произошедшего, когда ребенок успел перепугаться, а до.
Не стоит повышать градус волнения мальчика и стартовать со слов: «Сынок, я хочу с тобой серьезно поговорить». Такие фразы вызывают лишь одно желание: бежать!
Жизнь каждый день предоставляет нам массу удобных случаев для начала обсуждения важных вопросов в непринужденной форме. Поводом может послужить вопрос ребенка на схожую тему, фильм, реклама, какие-то факты, которые мальчик узнал от друзей, да хоть школьный курс биологии при изучении особенного параграфа.
Как я говорила, важно, в какой эмоциональной атмосфере будет передана информация. Чем спокойнее и ровнее она будет, тем проще усвоится то, о чем вы стараетесь рассказать сыну. Помимо родителя, важно быть ребенку немножко другом.
И еще один нюанс. Говоря на такую важную тему, вы не сможете обойти вниманием вопрос отношения мужчин и женщин, и тут важно не просто сухо объяснить, как функционирует наше тело, но и затронуть тему души, донести, что секс – не просто некая потребность, а нечто большее. Что важно любить своего партнера, доверять ему, ценить, и, конечно, мальчикам неплохо было бы сообщить и об ответственности. Ведь от любви иногда появляются дети. А тут можно уже и о методах контрацепции побеседовать.
Мастурбация в детском возрасте – это в первую очередь снятие напряжения
– Вы говорите о спокойной реакции родителя на происходящее. Давайте смоделируем ситуацию. Семья смотрит кино, и тут дело дошло до постельной сцены. Что делать? Переключать канал или нет? Комментировать происходящее или не стоит?
– Думаю, подобная ситуация была в жизни очень многих людей (смеется). Это классика. Мой совет состоит в следующем: в любом деле хороша золотая середина.
Здорово, если на экране добрый фильм с красивой и деликатной интимной сценой. В этом случае действительно не стоит нервно нажимать на кнопки пульта и, в принципе, можно прокомментировать кадр. Хотя ребенок, скорее всего, предпочтет выйти из комнаты, чтобы «попить водички» (смеется). Ваша реакция будет подтверждением нормальности происходящего и того, что вы считаете мальчика взрослым.
Но есть оборотная сторона медали. Если эпизод слишком откровенный, натуралистичный, жесткий, если показана сцена насилия или принуждения, то совместный просмотр подобных сцен, и к тому же происходящий неоднократно, может приравниваться к сексуализирующему поведению взрослых, к намеренному или ненамеренному нанесению психологической травмы ребенку. Нередко родители думают, что, комментируя происходящее фразами: «Какая непристойность! Вот смотри, как это бывает!», – они заранее оберегают детей, упреждают их, чтобы неповадно было, чтобы обострить инстинкт самосохранения, чтобы ничего плохого в реальной жизни с ними не произошло. Но они ошибаются. Ничего хорошего, кроме семени ужаса, в душе ребенка подобный урок не посеет.
– Наверное, самый сложный вопрос: как реагировать родителям, которые случайно застали своего ребенка мастурбирующим?
– Самое важное при этом следить за своей мимикой и словами.
Первое, что должен сделать родитель, – спокойно, с ровными эмоциями на лице выйти из комнаты. Прекрасно, если вы останетесь незамеченным, но даже если вас тоже «засекли», просто закройте дверь и вернитесь к своим делам.
Да, потом придется пережить момент совместного смущения. Оставьте за ребенком право никак не обсуждать данную ситуацию. Позже продолжайте спокойно общаться, ведите себя естественно и привычно.
Если степень доверительных отношений с ребенком высока, и сын сам, опустив глаза, подходит к вам, чтобы как-то оправдаться, поговорить, спокойно обсудите ситуацию, пообщайтесь.
– Прежде всего, родителю нужно определиться, как он сам относится к мастурбации. Если он не считает это чем-то постыдным, как правило, эпизод переживается без излишнего драматизма и конфликтов.
Вернуться к обсуждению произошедшего при необходимости можно будет позже. Обычно это необходимо, если данное поведение становится навязчивым и мешает привычной жизни мальчика: у него нет друзей, увлечений, он не заводит новых знакомств, замыкается в себе, а накопившееся напряжение снимает лишь данным способом. А ведь мастурбация в детском возрасте – это, в первую очередь, снятие напряжения. Далеко не всегда разрядиться можно благодаря спорту, творчеству и чтению высокой литературы, хотя об этом так часто говорят. Так вот при навязчивой мастурбации мальчика нужно задуматься, возможно, у него уже сложилась неадекватная оценка себя, своей телесности, есть проблемы с социализацией, с самоидентификацией, много накопленных переживаний и так далее. Если вы стесняетесь поговорить с ребенком лично, обратитесь к психологу, который поможет вам.
Попытки самоубийств среди молодых геев встречаются в 7-10 раз чаще, чем у гетеросексуальных подростков
– Некоторые родители переживают, что мальчик, наоборот, слишком медленно взрослеет. Например, он уже отнюдь не маленький, но в то время, как его сверстники вовсю учатся флиртовать, его совсем не интересуют девушки. Куда интереснее, например, компьютерные игры. Часто такое поведение особенно тревожит пап. Есть ли почва для переживаний?
– В функции сексуальности реализуется следующая задача: телесная любовь между двумя людьми сообщает о том, что один человек принят другим, что близость возможна и что эта близость надежна. Это элементарные потребности человека, это основа доверительных отношений к миру и к себе, доказательство здоровой реализации себя как взрослого. И если в раннем возрасте ребенок при телесном контакте с папой и мамой (объятия, поглаживания, прикосновения) получил внутреннее подтверждение безопасности подобной формы общения, испытав приятные ощущения от таких контактов, то, как правило, с его сексуальной реализацией в дальнейшем все проходит хорошо. Нужно просто подождать, когда гормональный фон изменится в соответствии с генетической программой.
Если со здоровьем все в порядке, но мальчик большую часть времени проводит наедине с собой или с компьютером, вполне вероятны проблемы с социализацией. И неплохо было бы поговорить с сыном, что мешает ему контактировать с другими людьми.
Если же и с физическим развитием все в норме, и с социализацией нет сложностей, но заводить знакомство с девушкой парень не хочет, возможно, вопрос в другом? В определении собственной ориентации? Может быть, внутри себя он решает проблему несоответствия психологического самоопределения с биологической половой принадлежностью. То есть мальчик находится в невероятных сомнениях, кто он, кто ему нравится и что с этим делать. В подобных размышлениях можно так сильно заблудиться, что некоторые юноши просто надумывают себе мнимую нетрадиционную ориентацию.
Иногда подобное поведение связано с гомосексуальными фантазиями, которые пугают молодых ребят и заставляют их сомневаться в своей половой принадлежности. Эти пугающие фантазии выступают как результат сомнений в себе и в отношениях с другими. Гомосексуальные фантазии и примерять на себя роль гомосексуалиста поведение – такое свойственно парням, которые не смогли ассимилировать критерии маскулинности (мужественности) и утвердить себя в отношениях с отцом. Современный социум и определенные исторические этапы предлагают очень разные типы маскулинности, но молодые парни, склонны доверять доминирующим в обществе стереотипам, нежели исследовать культурные аспекты, исторические факты. Философ, неформальный музыкант, ремесленник, воин, бизнесмен, изобретатель представляют разные типы мужественности. В этом исследовании определения своей принадлежности может помочь психолог, психотерапевт.
В то время как все ребята учатся первым отношениям в паре, подростковый период мальчиков, избравших для себя другой путь сексуальной реализации, как бы ампутируется, ведь они боятся открыть свой секрет друзьям и родителям. Они находятся в одиночестве, и это одиночество ужасно пугает.
Я бы хотела заострить внимание родителей на том, что попытки самоубийств среди молодых геев встречаются в 7-10 раз чаще, чем у гетеросексуальных подростков. Это западная статистика. Но мне кажется, что и ее достаточно для того, чтобы задуматься. Ваша агрессивная реакция может привести к ужасным последствиям. Прежде чем осуждать своего сына, стоит задуматься о том, что данный факт не отменяет вашего счастья быть родителями. Возможно, ваш ребенок отличается от других, он гей или он пока просто думает, что гей, но он ваш сын, которого вы любите. Меняются только условия, но не причины для счастья родительской реализации.
Мы не знаем, какая судьба уготована нашим мальчишкам, но у нас есть возможность в трудную минуту поддержать их. Разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их чувствами и переживаниями, проводите больше времени вместе, при определенных трудностях не стесняйтесь обращаться к специалистам и не забывайте исследовать собственный внутренний мир, чтобы поведение ребенка не стало проекцией родительского состояния. Пусть у вас всегда найдется повод для радости при мысли о вашем сыне.
Читайте также:
Как научить ребенка избегать ситуаций сексуального насилия и принуждения? Инструкция от психолога
Психолог: «Ребенку нужна счастливая мама! Не сложилось с отцом малыша, попробуйте с другим мужчиной»
В чем принципиальные отличия между мальчиками и девочками? Как не потерять отцовский авторитет перед ребенком? Что делать, если сын растет без отца? Мы поговорили о воспитании настоящих мужчин с автором развивающих программ для мальчиков, руководителем центра «Друзья» Дмитрием Шукановым. Педагог по образованию, он уже более 20 лет окружен детьми. А последние годы целиком посвятил работе с мальчишками.
Почему такое особое внимание именно мальчикам, а не девочкам? Как это часто бывает, за необычными проектами стоит личная история. В свое время Дмитрий пережил потерю сына, многое в жизни с тех пор изменилось. Но это не стало поводом для деградации, а, наоборот, послужило своеобразной точкой роста, говорит он сегодня.
– После личной трагедии я стал больше внимания обращать на другие семьи. Я видел, как мамы растят сыновей одни, видел мальчишек, которые нуждаются в мужском общении и воспитании. Так я стал помогать друзьям советами, начал организовывать небольшие проекты и брать наставничество над мальчишками. Друзья меня поддержали, сказали, что это именно то, чем я должен заниматься.
Спустя время Дмитрий получил второе образование психолога и вот уже несколько лет занимается разработкой обучающих программ и проводит летние лагеря для мальчиков, где создает «атмосферу мужского братства и наставничества», помогает мальчикам взрослеть и становиться настоящими мужчинами.
Мальчики VS девочки: в чем отличия
Дмитрий приводит интересную аналогию: мальчик – это аккумулятор, девочка – это батарейка. Мужчина приходит в этот мир «пустышкой», и задача наставников, семьи – вложить в него знания, умения, то есть «зарядить» его «аккумулятор».
Девочки же приходят в этот мир наполненными знаниями, готовыми делиться. Девочек нужно обучать расходовать энергию, не расплескивать ее зря, иначе «батарейка» быстро разрядится. Вот почему во все времена девочек больше оберегали.
Что для мальчика стресс, для девочки – это стресс в 8-9 раз мощнее, потому что у нее больше энергии, и ее реакция всегда сильнее, чем у мальчиков, убежден Дмитрий Шуканов. Во время стресса девочки расходуют энергию. А для мальчиков это возможность «подзарядиться» – проявить себя, получить опыт и сделать скачок в развитии.
– А теперь представьте, как мыслит мама сына. Для нее стресс – это тяжесть. И она думает, что сын воспринимает эту ситуацию аналогично. Мама пытается уберечь мальчика от трудностей и сделать так, чтобы ребенок не получил стресс. Как пример: ребенок порвал куртку или промок, а мама бежит к нему и обнимает – все, он не получил урок самостоятельности.
Как мальчик становится мужчиной
У многих народов были различные обряды инициации, когда мальчик становился мужчиной. Правила были строгими: не прошел испытание – нельзя иметь мужское имя и носить мужскую одежду до конца жизни.
– Представляете, какая была мотивация пройти такой обряд? – говорит Дмитрий. – Сейчас, конечно, такого уже нет, но в какой-то момент (примерно с 3 лет) мальчик должен начинать знакомиться с мужским миром.
К 5-7 годам мальчишка должен быть приучен к определенным алгоритмам поведения, считает педагог. И привить это сыну можно только примером, а не словами.
– Аудиальный канал восприятия у мальчиков слабо развит: через 5-7 минут он уже не будет слышать нравоучения, которые ему читают. Поэтому, если хотите, чтобы мальчик услышал вас, кратко и четко излагайте мысли, а лучше показывайте пример: как надо или не надо делать.
Для взросления каждого мальчика важно присутствие в его жизни отца. Но роль папы – не развлекать, убежден Дмитрий.
– Мальчик с отцом должны вместе преодолевать трудности, решать житейские проблемы, и только после совместного решения каких-то задач можно и развлечься. Когда папа только развлекает или дает деньги на развлечения – это не совсем хорошо. Между отцом и сыном не возникает чувство мужской привязанности, которое так необходимо мальчику.
Роль мамы и папы в воспитании мальчика
Мама для сына – проводник в мир чувств, а папа – в мир интеллекта, мама учит понимать внутренний мир, а папа – внешний. Родители должны дополнять друг друга. И если сыну нужен совет по части отношений и чувств, то здесь основным учителем может быть мама. А если требуется здравый рассудок и трезвый подход к решению проблемы – это к папе.
Дмитрий обращает внимание на то, что в современном мире мама часто берет на себя мужские функции: планирование, контроль и наказание.
– Взять, к примеру, то, что мамы обычно контролируют, сделал ли сын уроки. Но женская психика не приспособлена для жестких контролирующих функций. Этот процесс истощает, поэтому лучше таким заниматься папе. Современные женщины зачастую настолько привыкают к мужской роли, что просто не могут жить по-другому. А потом начинают жаловаться: «Я хочу, чтобы сын любил меня, относился ко мне как к женщине, помогал». А как он может это делать? Ведь тот человек, который должен был научить его чувствовать и любить, исполнял мужские функции.
Мама не должна наказывать сына
Если мама наказывает сына – для него это унижение, считает педагог. А если наказывает отец – это для сына наказ, наставление, поскольку от мужчины это будет восприниматься иначе.
– То, что может сделать мама – это сознательное молчание или искренние слезы. Но с этим важно не переборщить. Молчание – это не полный бойкот: необходимо соблюдать этикет и поддерживать минимум общения (спокойно, без эмоций и по существу). Первая реакция мальчика – «вау», но потом он начнет стараться наладить контакт с мамой, поскольку будет лишен эмоциональной связи с ней. И тогда возможен хороший, глубокий диалог.
С девочками все наоборот: их ни в коем случае нельзя оставлять наедине со своими чувствами, потому что они могут многое нафантазировать и расстроиться еще больше. А вот для мальчика – это полезно, хорошая возможность заглянуть в себя и сделать нужные выводы, считает Дмитрий.
– Ну, а слезы – ни один мужчина или мальчик не может переносить женских слез. Здесь включаются глубинные механизмы мужской природы: «Женщине плохо. Беда. Как я могу помочь!?» Мужчины готовы на что угодно, лишь бы это прекратить.
Как же тогда наказывать мальчика?
Дмитрий советует выключить эмоции и вывести мальчика из зоны конфликта, как минимум, в другую комнату. Дать ему успокоиться, одну минуту умножая на годы жизни (10-летнему мальчику нужно минимум 10 минут).
– Потом вместе разберите ситуацию, никого не обвиняя. Не «ты плохой», а «ты совершил плохой поступок». Выясните и объясните причину произошедшего. Попросите его повторить, что он понял, потому что очень часто бывает (из-за слабого аудиального канала), что сын ничего не понял. Когда разберете ситуацию, спросите, что можно предпринять, чтобы ее исправить. Ведь мужчина не говорит «извините», мужчина делает «извините», и за словами должны стоять поступки. А после – обязательно проверьте, сделал ли он то, о чем вы договорились.
По мнению Дмитрия, применение силы в отношении мальчиков допустимо только в двух случаях: 1) если ситуация экстремальная и ребенку угрожает опасность; 2) если детей много, и ими сложно управлять.
– У меня был случай, когда мы с мальчиками учились метать ножи в лесу. Один из ребят полез к мишени, чтобы рассмотреть свой результат, именно в тот момент, когда другой уже начал бросать ножи за ним. Я резко оттолкнул его. Физическую силу пришлось применить, потому что ребенок мог получить травму. В таких случаях других вариантов нет. Когда на моих программах собирается три десятка мальчишек, приходится тоже иногда, мягко говоря, повышать голос. Для женщин это может выглядеть жестко, но для мужчин – это норма.
Некоторые родители недооценивают детей
По словам Дмитрия, он часто сталкивается с тем, что родители не знают своего ребенка.
– После выездного мероприятия с мальчиками я рассказываю маме о том, как ее сын себя проявил. А она спрашивает: вы о моем ребенке говорите? Или, наоборот, волнительная мама может наговорить мне, что сын не ест того-то, боится этого, а когда мы едем с ним в палаточный лагерь – ничего из того, что она сказала, не проявляется.
Педагог делает вывод, что мальчики долгое время находятся в зоне комфорта. Родители полностью обустраивают жизнь ребенка, все решают за него, куда пойти, что одеть. Сыну негде себя проявить, у него нет необходимости что-то решать или преодолевать посильные для возраста трудности.
Как растить сына без отца?
Если так случилось, что сын растет в неполной семье, маме важно и нужно найти наставника для мальчика. Это может быть тренер, учитель, старший родственник в семье. Причем важно, чтобы этот мужчина был готов и хотел делиться своими знаниями и опытом с мальчиком, учить его мужским принципам.
– Рано или поздно мама столкнется со сложностями в воспитании сына, с которыми справится только мужчина, – предупреждает Дмитрий. – Помните о том, что мальчики учатся и приобретают опыт, только видя реальный пример. Они впитывают модели поведения и копируют мужскую сущность.
В крайнем случае, если не удается найти подходящего наставника для сына, мама может показывать пример мужского поведения через книги и фильмы. Можно обсуждать вместе с мальчиком мужских героев, обращая внимание на их поступки и дела. Но лучше конечно, все-таки найти реального человека, с которым мальчик мог бы общаться.
Мальчики в школе: почему им сложнее на уроках, чем девочкам
У Дмитрия Шуканова есть свое объяснение, почему мальчишки часто бывают хулиганами и не успевающими в школе.
– У мальчиков позже развиваются доли мозга, отвечающие за речь, концентрацию и внимание. А тело развивается быстрее. Вот они и ерзают на уроках – им трудно сосредоточиться. А учителя в основном женщины. Они воспринимают такое поведение, как непослушание, сравнивают с успевающими и примерными девочками, которые в этом же возрасте развиты гораздо лучше и контролировать себя им легче. Вот и причисляют мальчиков в разряд хулиганов и непослушных.
Общая проблема сегодня как для мальчиков, так и для девочек – увлечение гаджетами. Педагог считает, что в этом зачастую виноваты сами родители.
– Часто наблюдаю: ребенок начинает плакать – ему сразу в руки дают телефон, чтобы он успокоился. Конечно, с возрастом это может превратиться в проблему и перерасти в зависимость.
Запреты в этом случае не работают, это путь к конфликту. Дмитрий рекомендует искать, что можно предложить ребенку взамен. Ничто не заменит роскоши человеческого общения, но к этому надо приучить ребенка. Потребуется немало терпения и времени, чтобы эту привычку изменить. Действует правило 1 к 5. Если ребенок на протяжении 5 лет зависает в гаджетах, то потребуется минимум 1 год, чтобы сформировать новые привычки.
Как не потерять авторитет у сына к подростковому возрасту?
То время, которое родители не уделили ребенку, будет потрачено на сопротивление.
– Не потратили мама и папа 20 часов за год на то, чтобы побыть с ребенком, узнать больше о его заботах и интересах, выслушать, помочь советом и делом – значит, эти 20 часов они потратят позже на конфликты с ним, – убежден Дмитрий.
Все, что вложено в ребенка, возвращается. Если родители до подросткового возраста демонстрировали жесткий контроль, то им вернется жесткий уход от контроля, когда ребенок станет постарше. Подростковый возраст – это экзамен для родителей.
При этом психолог подчеркивает, что не стоит бояться конфликтов с сыном. Это маркер того, что что-то идет не та, и сыну требуется внимание родителей.
Марта Разумовская