О пользе бассейна для детей инвалидов

О пользе бассейна для детей инвалидов thumbnail

Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.

Плавание как лечебногреабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокине-зотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода», «движение», «лечить» наиболее полно отражает сущность данного метода. В его основе лежит применение с лечебной целью физических упражнении в воде в сочетании с подводным массажем и используемыми в водной среде средствами ортопедического характера.

Подводный массаж и ортопедические средства применяются в специальных лечебных учреждениях, а вот лечебным плаванием и лечебной физкультурой вы сможете заниматься самостоятельно, «ели хорошо усвоите инструкции и принципы выполнения упражнений.

Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.

Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Немаловажным является тот факт, что обучение плаванию ребенка с ОВЗ проходит в группе с другими детьми и взрослыми. Это организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:

  1. формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. Родители и педагог способствуют развитию эмоционального отклика у ребенка на присутствие взрослого, действий, направленных на него, эмоционального общения;
  2. формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»);
  3. формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности);
  4. формирование навыков социального поведения. Ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого.

Одной из целей совместных занятий в бассейне является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне инструктор по плаванию создает ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности.

Что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. В воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.

Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.

Источник

Леся Струкова
Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ

МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида»

Г. Кемерово 2020г.

Тема: «Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ»

Подготовили: инструктор по плаванию Струкова Леся Ивановна

Зачем ребенку нужен бассейн?

Родители часто выбирают для детей занятия плаванием: одни в качестве дополнительного времяпрепровождения, другие ради спортивных достижений, кто-то по рекомендации врачей. Через некоторое время все замечают положительный результат. Во-первых, ребёнок испытывает радость, во-вторых, он тренирует силу и выносливость, в-третьих, он обучается плавать и нырять, и у родителей появляется возможность не бояться за своего ребёнка на воде. А самое главное – это здоровье.

Читайте также:  Польза топленого масла для женщин

Плавание способствует:

• закаливанию и укреплению иммунитета

• формированию правильной осанки

• укреплению нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем профилактике плоскостопия

• повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации

• улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций

Что даёт ранее плавание детям?

Если ребенок попал в водную среду в раннем детстве, он освобождается от гравитации, которая сковывает его движения и начинает активно двигаться и резвиться.

Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша.

Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объём лёгких, способствует увеличению их жизненной ёмкости, улучшению обогащения крови кислородом. Всё это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.

Помимо этого, при плавании кожа ребёнка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем, улучшается кровообращение и укрепляется нервная система. И самое главное – детское плавание способствует появлению положительных эмоций.

Кому из ребятишек показано плавание?

Врачи рекомендуют занятия оздоровительным плаванием всем детям, у которых нет медицинских противопоказаний.

Как влияет плавание на умственное развитие?

Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела.

Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг.

Инструктор по плаванию и автор научных статей Дуглас Доман утверждает, что когда ребенок понимает, как задерживать свое дыхание, находясь под водой, он учится координировать свои конечности, чтобы намеренно направлять их туда куда он идет. Перемещая руки и ноги одновременно, ум ребенка развивает новые синапсы.

Многочисленные исследования доказали, что положительный эффект купания справедливо не только для здоровых малышей, но и для тех, у кого есть проблемы со здоровьем (неврологические проблемы или травмы головного мозга; синдром СДВГ, дети с аутизмом (сенсорная перегрузка); дети с нарушениями ОДА, синдромом Дауна и др.).

Здоровье таких детей значительно улучшается во время обучения плаванию.

В то время как дети, плавая улучшают свою физическую подготовку, приобретают терпение и целеустремленность, обучение плаванию также способствует повышению когнитивных способностей.

Чем полезно плавание для детей с нарушением ОДА?

Занятия плаванием детейс нарушением ОДА способствуют:

• преодолению слабости отдельных мышечных групп;

• улучшение подвижности в суставах;

• профилактика или разработка контрактур;

• нормализация тонуса мышц;

• улучшение мышечно-суставного чувства;

• формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп;

• улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

• развитие предметно-манипуляционной деятельности рук;

• развитие зрительно-моторной координации;

• формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве;

• формирование различных опорных реакций рук и ног;

• общая релаксация тела и отдельных конечностей.

Чем полезно плавание для детей с нарушением речи?

• Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.

• Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.

• Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается.

• Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство.

Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.

Читайте также:  Козье молоко польза и вред для людей

Список литературы

1. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008.

2. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М., 2002.

3. Дудальский В. В., Маряничева Е. Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. Учебное пособие для студентов ИФК. – Краснодар, 1990. – 111с.

4. Козлов А. В. Плавание доступно всем. – Л.: Лениздат, 1986.

5. Никитский Б. Н.Плавание: Учебник для студентов физического воспитания. – М.: Просвещение, 1981. – 304с.

6. Протченко Т. А., Ю. А.Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М., 2003.

7. Фетисов А. М., Сайкин С. В. Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, №12, 2014.

Источник

Возникновение плавания относится к древнейшим временам и связано с необходимостью освоения человеком водной среды, чтобы не погибнуть в борьбе за существование.

Древние греки высоко ценили этот жизненно необходимый навык, приравнивая его к умению читать и писать. Плавание доставляет людям много радости, удовольствия, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет здоровье, способствует закаливанию. Оно помогает стать человеку сильным, ловким, выносливым, смелым, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.

Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.

Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времен. Никакой другой вид физической деятельности не сравнится с занятиями в воде, из которой мы состоим более чем на 60%. Относительная невесомость тела в водной среде, горизонтальное (без опорное) его положение, позволяют разгрузить позвоночник. Постоянно двигаясь в таком положении, позвоночный столб испытывает совершенно другие (по сравнению с вертикальным положением тела, в котором человек проводит более 2/3 жизни) нагрузки и перемещения отдельных позвонков, соответственно разгружая нервные окончания, которые они как бы сжимают.

Помимо этого, регулярные заня­тия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Плавные и ритмичные движения пловца в воде улучшают крово­обращение и обмен веществ, укрепляют сердечнососудистую систему. Кожа человека промывается и очищается от пота и грязи, что облегчает кожное дыхание.

Но как быть, если ребенок инвалид по зрению? Полная или частичная утрата зрения: слепота или слабовидение; приводящих к социальному дефекту, к социальной недостаточности, является одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья. Слепота является трагическим финалом тяжелых заболеваний глаз и создает значительные трудности в приспособлении к жизни и окружающей среде, так как 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор и нарушение его функций приобретает первостепенное значение для жизнедеятельности, ограничивая столь необходимые категории жизнедеятельности, как способность к передвижению, ориентации, обучению, самообслуживанию.

Реабилитация инвалидов в нашей стране – это процесс и координированная система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Главная задача реабилитации, направленная на восстановление, замещение или компенсацию нарушенных функций, – максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, предотвращение формирования психологического комплекса неполноценности, подготовка к социальной интеграции гражданина.

Основные принципы реабилитации:

– единство и взаимодействие различных форм реабилитации;

– дифференциация реабилитационных мер, индивидуально личностный подход, определяемый факторами, обуславливающими инвалидность и уровень реабилитационного потенциала инвалида.

Возможность проведения реабилитационных мероприятий тесно связана с наличием определенного реабилитационного потенциала – комплекса биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Врачебные и педагогические наблюдения говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность – вялым, как правило, страдающим каким либо недугом. Слепой ребенок, ребенок с остаточным зрением в этом смысле не является исключением. Отсутствие зрения как бы является предусловием малоподвижного образа жизни. Это в корне не правильно. «Функция творит орган» – вот властный биологический закон, который  должны знать все: родители, воспитатели, учителя, тренеры. Чаще всего дети, имеющие остаток зрения, занимают лидирующее положение в различных сферах не только в повседневной деятельности, но и в спортивной.

Читайте также:  Польза молочной сыворотки для человека

Различные физические упражнения, игры, занятия спортом, которыми так увлекаются дети любого возраста, благотворно воздействуют на деятельность всех систем организма, создают бодрое, жизнерадостное настроение. Под влиянием занятий формируются положительные черты характера, совершенствуется эмоциональная  сфера.

В нашей школе учатся дети с разной степенью потери зрения. В одном классе есть дети слепые и имеющие хороший остаток зрения, и конечно дети с остатком зрения – это лидеры.  Но работая с детьми не первый год, мною было замечено, что дети, которые стали заниматься плаванием, как одним  из аспектов вида  реабилитации ребенка инвалида по зрению, – спортивные занятия вызывают положительные сдвиги на физическом уровне.

Значительный процент лиц, имеющих сколиоз, плоскостопие, дефекты осанки. Такая патология осанки, как сутулость, влияет на активное (работающие мышцы) положение позвоночного столба. Типичными признаками этого являются изменяющееся положение покоя и подчеркнуто выработанное, но кратковременное выпрямление осанки. Ослабление выправки угрожает сутулостью, которая не компенсируется позвоночным столбом, и такие виды патологии, как круглая, уплощенная спина, выраженный лордоз, у слабовидящих сочетаются с поражением ног. Не только слепые, но и слабовидящие отстают от нормы по показателям подвижности суставах, мышечной работоспособности, координации, ритму, точности движения. Ослабление осанки может быть улучшено с помощью плавания и целенаправленных мышечных упражнений, причем мускулатура живота так же важна,  как и мускулатура спины. Наибольшее отставание у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Отмечено значительное положительное воздействие циклических физических упражнений, а плавание относят именно к таким видам спора, на состояние двигательной системы, что приводит к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости.

Развитие моторики с помощью спортивных занятий по плаванию, представляет собой важнейшее условие функционирования организма слепых и слабовидящих. В то время как для нормально видящих на первом  месте стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у слабовидящих преобладающее значение занимают координация (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость), а затем выносливость. Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения (оттачивание стилей плавания). При этом из сознательного направленного в кору головного мозга  посыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и приводит к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно–динамический стереотип. Наряду с моторикой, плавание слабовидящих детей улучшает сенсорную чувствительность. При полном или выпадении светочувствительности спорт мобилизует другие виды чувствительности  и этим улучшает представление об окружающем мире. Причем занятие плаванием является не, только средством улучшения общесоматического состояния, но и важнейшим социально-психологическим фактором, так как возникает возможность показать, каких выдающихся  результатов можно добиться даже в условиях значительного снижения или отсутствия функции различных органов. Этот последний аспект чрезвычайно важен как для осознания собственных возможностей, так и в качестве примера для других.

Практика доказала возможность широкого участия слепых и слабовидящих в спортивном  движении на международном уровне; многие виды спорта при определенных условиях проведения тренировок и соревнований становятся доступными для лиц с глубоким слабовидением  вплоть до практической и абсолютной  слепоты.

 Занимаясь развитием спортивной и физической деятельностью на уровне отдыха, школы,  соревнований, спортивной школы олимпийского резерва №80, с которой завязалось тесное сотрудничество, совместно с администрацией школы,  медицинским персоналом школы и спортивных диспансеров, я рассматриваю плавание, как важнейшее средство развития инвалидов по зрению, так как этот спорт формирует личность, дает самоуважение. Систематические занятия плаванием учат детей владеть своим телом. Влияние занятий сказывается не только на уровне развития двигательных способностей, физических качеств, но и на улучшении телосложения, на выработке правильной осанки, что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее, ребенок становиться атлетически правильно сложенным, более уверенным в своей жизни.

Источник