О пользе бассейна в детском саду консультация для родителей
Консультация для родителей “Польза бассейна”
«Польза бассейна неоспорима»
Он манит и пугает одновременно. Одни родители уверены, что только там можно сделать иммунитет ребенка устойчивым ко всем заразам мира, другие – что «общий лягушатник» снабдит дитя новыми болячками. Так в чем же правда?
Он манит и пугает одновременно. Одни родители уверены, что только там можно сделать иммунитет ребенка устойчивым ко всем заразам мира, другие – что «общий лягушатник» снабдит дитя новыми болячками. Так в чем же правда? Стоит ли «бросать» родное существо в пучину воды и эмоций?..
Польза бассейна неоспорима: активно плавающие дети не умеют болеть простудой.
Плавание полезно для обмена веществ, нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Именно бассейн предотвратит сколиоз, который сейчас превратился в один из «бичей цивилизации», сформирует хорошую осанку, улучшит координацию движений. Ребенок становится сильнее и выносливее. Кроме того, после бассейна ребенок ест за двоих и крепко спит. Плавание незаменимо для деток с синдромом повышенной возбудимости, гипертонусом мышц, гипотонусом мышц, ДЦП.
Ну и наконец, ребенок научится плавать, а это значит, что отправляя его на море, к бабушке на дачу, в летний лагерь и т. д., вы можете практически не волноваться об играх на воде.
Опасения родителей, считающих, что от бассейна больше вреда чем пользы, – тоже можно понять. Холодная вода, толпы водоплавающих граждан, неизменный запах хлорки и перспективы сделать ребенку фигуру буквой «Т» (особенно не хотелось бы этого для дочки) способны безоговорочно перевесить мечты ребенка покорять кафельные глубины. При желании всех этих неприятностей можно избежать. Как написано в одной очень старой книге: ищите – и дано вам будет! Понюхайте водичку!
Старый, добрый запах хлорки убил желание плескаться в воде уже не у одного поколения потенциальных пловцов. Так можно ли найти бассейны без хлорированной воды? Ответ – нет. Все дело в том, что существуют нормы Санэпиднадзора, которые требуют наличия в воде любого бассейна хлорки в количествах 0,4-0,6 мг/л. Это означает, что в любом бассейне хлорка есть, даже если его сотрудники говорят вам иное. Тем не менее ее количество может существенно различаться в зависимости от применяемых систем очистки. Например, очистка с использованием ионизации позволяет в теории снизить содержание гипохлорита в 2-3 раза.
Дело в том, что характерный запах дает не сам хлор, а хлоамины – соединения, образующиеся при связывании хлора с загрязнениями. Так что попробуйте выбирать не среди мифических бассейнов без хлорки, а среди бассейнов с более совершенной системой очистки. Чем совершеннее система, тем меньше загрязнений, следовательно, слабее едкий запах.
Другой вопрос, который часто мучает родителей будущего пловца, – насколько велик риск подхватить в бассейне инфекции? Ответ – риск есть, но его можно существенно снизить. Заразиться в воде практически невозможно, поскольку вода дезинфицируется и, как сказано выше, хлорируется. Заражение обычно происходит при соприкосновении с бортиками, стенами, лавочками и тому подобным. Ограничьте контакт с этими элементами, и все будет хорошо. Фигура пловца
Еще один важный момент. Перед началом тренировок неплохо было бы определиться – кого вы хотите получить на выходе – пловца-культуриста или просто здорового, довольного жизнью ребенка. В первом случае – приготовьтесь к тому, что через несколько лет фигура вашего ребенка будет выдавать в нем пловца, что называется, за версту – мускулистая шея, очень широкие плечи, мощные руки, широкая спина, резко и бескомпромиссно сужающая внизу (см. чемпионаты мира по плаванию). Особенно испугать это может мам девочек. Если вы просто хотите дать ребенку вдоволь поплескаться в воде, то есть шанс избежать такой участи. Все дело – в чувстве меры и интенсивности нагрузок. Чем меньше упорядоченных телодвижений в воде – тем больше вероятность, что тело вашего ребенка будет иметь более привычные простым смертным очертания.Когда начинать?2-3 года
Казалось бы, идеальный возраст для начала обучения плаванию. Занятия в воде формируют осанку, укрепляют скелет и даже улучшают психологическое состояние крохи. Однако, если родители рассчитывают на спортивную карьеру для ребенка, с бассейном лучше повременить до 5-7 лет. Дело все в том же закреплении неправильных навыков, да и просто психологической неготовности малыша к серьезным спортивным занятиям. В этом возрасте бассейн должен оставаться для него развлечением.5-7 лет
С этого возраста детей уже принимают серьезные спортивные секции: ребенок достаточно развит для серьезных нагрузок и в состоянии понимать и выполнять указания тренера. Как искать бассейн?
Занятия с детьми, которые вообще не умеют плавать или умеют плохо, должны проходить в бассейне с глубиной, на которой ребенок может уверенно стоять. Оптимальной глубиной считается «по грудь». Длина бассейна должна быть не меньше 5-7 метров, чтобы у детей была возможность отрабатывать такие упражнения, как «стрелочка» (скольжение).
На форумах, посвященных детскому плаванию, иногда можно встретить такие замечания родителей: «Ходим в бассейн уже 2 года, занятия проводятся в нарукавниках и жилетах, плавать ребенок толком не научился». Запомните: «аксессуарами» для обучения могут быть только плавательная доска и шапочка. В идеале плавательный головной убор должен надежно защищать уши (так вы спасете малыша от отитов), но при этом не сдавливать кожу головы.
Нарукавники, ласты, круги, жилеты и т. д. превратят обучение плаванию в «веселые купания», то есть помешают полноценным занятиям.
Группа, куда будет ходить ваш ребенок, должна состоять из детей одинакового с ним возраста и уровня подготовки. Разумеется, чем меньше группа, тем лучше. Если в группе больше 12-15 детей, да еще разных по возрасту и по году обучения, даже супер опытному тренеру будет тяжело научить их чему-то полезному.
Очень важно найти хорошего тренера. Поинтересуйтесь его дипломами, опытом работы, собственными спортивными достижениями, поговорите с родителями детей, которые у него занимаются, посетите открытый урок и только после этого принимайте решение.
3
Источник
Анна Фёдорова
Консультация для родителей «Польза плавания для детей»
Польза плавания для детей в период формирования организма и опорно-двигательного аппарата весьма велика, так как заложенная в этом возрасте «база» (общая физическая подготовка) позволит без проблем заниматься любым другим видом спорта, каким захочется. Ведь плавание, как никакой другой вид спорта, развивает абсолютно все мышцы и, как писалось выше, увеличивает возможности дыхательной системы. А ведь это наиболее важные качества в большинстве видов спорта.
Чем полезно плавание — известно каждому, кто сталкивался с искривлением позвоночника, потому что в большинстве случаев доктора, помимо основного лечения, рекомендуют ходить в бассейн. Ведь, когда вы находитесь в воде, сила тяжести не действует на позвоночник так сильно, как в воздухе, что позволяет ему отдохнуть. А равномерные нагрузки спинных мышц помогают выравнивать его. Польза плавания в бассейне заключается так же в том, что позволяет продолжать тренировки круглый год, даже когда на улице лютая стужа.
Вода – колыбель жизни на земле. Нет такого другого вещества, чье значение для человека было бы так велико и необходимо бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. В нашем детском саду имеется бассейн. Два раза в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введенных в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.
Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаваниемположительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Дыхательная система. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание – мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.
Система кровообращения. Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.
Опорно-двигательный аппарат. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «Гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Выделительная система. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Закаливание, терморегуляция. Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.
Центральная нервная система. При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.
Стрессовые состояния ребенка. Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом. Плавание заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.
Формирование личности. Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая подсознательное чувство опасности глубокой воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность.
Лето –прекрасное время для того, чтобы начать обучение плаванию, подарить своему ребёнку не только здоровье, но и море положительных эмоций.
–
Источник
Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22—24% массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.
Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.
Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений. При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению хела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.
Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях. У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000–7300 см3 и более. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 см3.
Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40—50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей — тазового пояса. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает – предупредить заболевание плоскостопием.
В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.
Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2—2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений. До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение. В 5—6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.
Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания — воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать – по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры — при обтирании, обливании, купании.
Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.
Источник