О пользе чтения в семье
ПОЛЬЗА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Дети. Как быстро они все усваивают! Исследователи установили, что развитие мозга у детей происходит особенно быстро в возрасте до трех лет. Для здорового развития ребенка важно, чтобы родители изо дня в день уделяли ему внимание: читали, пели, говорили ласковые слова. Но, по результатам исследований, только половина родителей, у которых есть дети в возрасте от 2 до 8 лет, читают с детьми ежедневно. Вы можете спросить: «Так уж ли полезно для детей, когда им читают?».
Специалисты заверяют,что это так.Чтобы ребенок смог развить умения и навыки,необходимые для грамотного чтения,крайне необходимо читать ему книги.Особенно это касается детей дошкольного возраста.Когда вы читаете детям,они с юных лет узнают,что буквы в книжках соответствуют словам,которыми мы пользуемся в речи.Также они знакомятся с литературной речью. «Каждый раз,когда вы читаете своему ребенку,вы посылаете ему в мозг сигнал**УДОВОЛЬСТВИЯ**.Можно даже назвать это рекламой,заставляющей мозг ребенка реагировать на книги и журналы как на УДОВОЛЬСТВИЕ»,-говорится в руководстве по чтению вслух.Родители,которые разделяют такое отношение к книгам,привьют своим детям любовь к чтению на всю жизнь.
К сожалению,семей,в которых существует культ книги,остается все меньше.Напротив,наблюдается тенденция отторжения от чтения.
А.С.Пушкин говорил:**ЧТЕНИЕ-ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ**.Приохотить детей к чтению,с детства вызвать и развить глубокий интерес к книге,добиться того,чтобы человек уже с подросткового возраста считал неполноценным тот день,в который он не прочитал хотябы несколько страниц книги,-не есть ли это важнейшая задача семейного и школьного воспитания? Начало этому,несомненно,должно быть положено в семье.Интерес к книге у детей возникает еще задолго до школы и развивается очень легко.В книге для них заключено много прекрасного,героического,таинственного,поэтому им страстно хочется научиться читать,а пока не научились-слушать чтение старших.
Родители нередко,стремясь доставить детям различные удовольствия,сделать их жизнь возможно более радостной,забывают о том,что самое доступное,самое приятное и,несомненно,самое полезное из всех удовольствий для ребенка-это когда ему вслух читают интересные книги.Радость от этого удовольствия усиливается тем,что в семье создается атмосфера большей близости,сплоченности,дружбы,теплоты.Ничто не сближает так родителей и детей,не содействует возникновению общих духовных интересов,как СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги.Слушая,ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова,которое позволяет передать торжество,радость,печаль,шутку.
МАМЫ,ПАПЫ,БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПОМНИТЕ,ЧТО ЛУЧШИМ СОВЕТЧИКОМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КНИГА.ВЛАСТЬ ЕЕ ОГРОМНА.
КНИГА-это знания,хорошие мысли,помощь в труде и учебе,отдых.
Исследования подтверждают,что чтение детям вслух:
-помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
-стимулирует у малышей умственное развитие;
-способствует познанию мира и себя самих;
-обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
-обогащает словарный запас,развивает память и воображение;
-учит думать,концентрирует внимание;
-способствует развитию самоуважения;
-расширяет знания;
-облегчает в будущем процесс учёбы,улучшает успеваемость в школе;
-помогает воспитанию моральных ценностей;
-отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
-нейтрализует негативное влияние массовой культуры;
-нацеливает на получение новых знаний;
-помогает справиться с проблемами подросткового периода.
Помните,что пользу приносит только разумное,хорошо организованное семейное чтение.
Источник
Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная ВАМИ.
Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Для решения этой проблемы в Европе создаются Фонды общественных инициатив «Германия читает вслух», «Польша читает вслух», в России эту роль взяли на себя библиотеки.
Мнение о семейном чтении и чтении вслух высказывает в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».
Семейное чтение — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться — зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?
Один из напрашивающихся ответов — дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.
Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь — возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора несопоставимы.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.
Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.
Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.
Поэтому, безусловно, стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое.
Чтение вслух — это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение».
Полную версию статьи читайте в Интернет, адрес:
https://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293
Уважаемые родители, сам ребенок не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь.
Именно родители решают, что, как и сколько они будут читатьсвоим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова,Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» – будет так, дадут«Черепашек ниндзя» и рисованного Диснея – будет иначе, простопосадят перед «видиком» и научат менять кассеты — получится что-тоеще.
Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказныйрецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку,- любовь к чтению.
Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!
Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих книжек. Постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге
Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишкомтрудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.
Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.
Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги.
Пробудите у ребенка интерес к чтению.
С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса – час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.
Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Дляэтого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.
Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.
С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что – нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.
Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.
Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.
Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное — хотя бы на короткое время, удержать его внимание.
Станьте для ребенка примером.
Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него – вы сами.
Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение.
1.Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу.
2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
3. Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» – ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.
Не давите на ребенка.
Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию.
Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу.
Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух — по данным психологов,непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.
Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи! Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.
Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то лучше, чем ничего.
Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.
Информация взята с сайта Центральной детской библиотеки г. Бердска
Коллекция ссылок:
Источник
https://sn.ria.ru/20200427/1570504187.html
Необычная книга. Эксперт рассказала о пользе семейного чтения
Необычная книга. Эксперт рассказала о пользе семейного чтения
В мире личных гаджетов, компьютеров и социальных сетей посторонние люди становятся ближе друг другу, но зачастую это происходит в ущерб внутрисемейным связям… РИА Новости, 27.04.2020
2020-04-27T09:00
2020-04-27T09:00
2020-04-27T18:14
детские вопросы
социальный навигатор
московский педагогический государственный университет
общество
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn25.img.ria.ru/images/137489/34/1374893432_0:105:2000:1230_1400x0_80_0_0_f2d7182881e056aa54546091d8e4a875.jpg
В мире личных гаджетов, компьютеров и социальных сетей посторонние люди становятся ближе друг другу, но зачастую это происходит в ущерб внутрисемейным связям. Почему именно сейчас стоит оторваться от экранов устройств и провести время с близкими за чтением хорошей книги, рассказала профессор Московского педагогического государственного университета Ирина Арзамасцева.Читать вслух вместе не странноСемейное чтение по вечерам сближает, помогает рассеять недопонимание и сгладить конфликты, неизбежные почти во всякой семье, считает Ирина Арзамасцева.По словам профессора, в эту традицию входит и чтение вслух перед сном. Голос близкого человека сам по себе оказывает психотерапевтическое влияние.”Литература устроена так, что лучше, полнее раскрывается в живом звучании, она словно стремится стать нашей речью. Как хорошо не просто разговаривать, а перекликаться стихами, цитатами из общих любимых книг. Одна из функций литературы – почти медицинская, целебная. Литература накладывает на повреждения нашего духовного мира, если можно так выразиться, лечебные пластыри”, – прокомментировала Ирина Арзамасцева.Остается только подобрать такое произведение для текущего момента или периода в жизни семьи, считает специалист.Как книги решают проблемыС помощью семейного чтения, по мнению эксперта, родители могут помочь ребенку избавиться от страхов и объяснить очень сложные вещи. Например, у маленьких детей иногда возникает неосознанный страх смерти, который они даже не могут выразить, не знают ни нужных слов, ни подходящих героев. Некоторые книги помогут справиться с проблемой.Многие дети, запертые в четырех стенах, избытком своей энергии могут весьма осложнить положение взрослых в доме. Чтобы отвлечь ребят, можно почитать им книжки о невероятных приключениях, где главный герой только и делает, что путешествует и совершает разнообразные подвиги.По словам Ирины Арзамасцевой, если ребенок интроверт и у него мало друзей, узок круг общения, следует подобрать литературу про дружбу, командную работу, где друзья заняты одним делом. Например, “Тимур и его команда” Аркадия Гайдара.”Одна из причин неувядаемой славы Незнайки или Чебурашки – картины дружбы, социального единства, полноты каждого дня в Солнечном городе. Ребенок будет искать друзей, его социализация пройдет легче”, – заявила Ирина Арзамасцева.Она отметила, что все дети – они ведь разные. Девочка или мальчик? У ребенка есть какие-то социальные или телесные проблемы? Или он живет себе припеваючи, без развитой способности к эмпатии?”А если ребенок гиперактивный? Это точно выразил Достоевский в повести “Неточка Незванова”: если у тебя, детка, много сил, то направь их на добрые дела, помоги слабому”, – рассказала профессор.Сколько детей, столько и должно быть траекторий чтения, в идеале. Трудность таится в точном подборе, считает эксперт.Как найти “ту самую” книгуПо словам Ирины Арзамасцевой, семейное чтение более органично для духовного, нравственного развития детей и подростков, чем чтение по программе, единой для всех. Учебные программы, рекомендательные списки постоянно переделывают, а над обязательным списком чтения идут жаркие споры. Но сама по себе детская книга – это вещь индивидуального пользования, а чтение – всегда очень личная история.Эксперт отметила, что строго следовать возрастным ограничениям книг, указанным на маркировке, не обязательно, они очень приблизительные. Если семилетнему ребенку интересна книга 10+, 14+, не отбирайте, ничего страшного с ним не случится. Он сам ее отложит, если она пока ему не подойдет.”Но если не отложит, то радуйтесь, его развитие позволяет ему схватывать определенные сюжетные линии, воспринимать мощные образы. Замечательно, если ребенок “застрял” в каком-то произведении, перечитывает много раз”, – считает специалист.По ее мнению, взрослым трудно проследить за всеми нюансами, которыми наслаждаются дети, когда знакомый текст вдруг сверкает для них новыми искрами. Только кажется, что они читают один и тот же текст, на самом деле, дети всякий раз создают целый мир – вместе с автором. И вместе с родителями, если они подключаются к чтению.”Чтобы выбрать подходящую литературу для индивидуальной траектории чтения, родителям можно посоветоваться с учителем, библиотекарем или психологом, то есть со специалистом, который профессионально разбирается в книгах и их воздействующем потенциале. Кроме того, можно заглядывать в профильные журналы, например, “Литература в школе”, “Детские чтения” и другие”, – рекомендовала спикер.Эксперт отметила, что в режиме самоизоляции подходящую литературу можно найти в интернете.Где искать книги, пока все закрытоЕще до пандемии многие библиотеки систематически оцифровали книги из их фондов. Прежде всего, это Национальная электронная детская библиотека. В открытом доступе, по словам Арзамасцевой, там выложены журналы и книги дореволюционного и советского периода.”Там можно найти очаровательные книжки и потрясающие журналы, от “Детского чтения для сердца и разума” (первый в России детский журнал) до “Мурзилки”, который попал в книгу рекордов Гиннесса как самый долгий детский журнал в мире, а значит, одно из лучших в мире изданий такого рода. Устройте всей семьей “археологические раскопки”, и вы обязательно найдете сокровища. И будете читать вслух, как когда-то читали эти номера”, – посоветовала профессор.Ирина Арзамасцева также отметила Московскую городскую детскую библиотеку имени Гайдара, которая выкладывает произведения современных детских писателей на своем сайте.”Очень хороший подбор текстов. Можно найти писателя близкого по духу вашей семье и дальше уже отслеживать его творчество. Например, книги Стаса Востокова, если интересует тема животных. Или Валерия Роньшина, если нужен крепкий детский детектив. Или стихи поэтов, наших современников, там есть прекрасные стихи”, – прокомментировала эксперт.Между классикой и современностьюПо мнению Ирины Арзамасцевой, важно читать и классику, и современную литературу.”Классика – это наш общий литературный язык, код культуры, с помощью которого мы мы осознаем границы нашего общего дома – страны. “Колобок”, “Капитанская дочка”, “Стальное колечко”. Можно назвать еще много произведений, которые нужно прочитать всем”, – заявила профессор.Современные книги, в свою очередь, лучше описывают то, как устроен мир, в котором мы сейчас живем, в том числе новые реалии, социальные отношения и способы мышления, адекватные развитию науки и технологий, считает эксперт. Язык современных книг нам нужен не меньше пушкинской глагольной речи.Если, например, ребенку понравилась современная книжка или мультик про пластилиновую ворону, можно поискать этот образ в сказках разных народов, собрать целый птичник литературных и фольклорных ворон, советует эксперт.”А сколько собак в детской литературе! Какие бывают кошки у писателей!”, – рассказала профессор.С подростками, пока на улице весна, можно почитать “Ромео и Джульетту” или “Дубравку” Радия Погодина. По словам эксперта, семейное чтение – это прекрасное поле творчества и даже искусства.
https://sn.ria.ru/20200421/1570316957.html
https://ria.ru/20200321/1568936200.html
https://sn.ria.ru/20200415/1570036379.html
https://sn.ria.ru/20190321/1551970470.html
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/137489/34/1374893432_112:0:1889:1333_1400x0_80_0_0_3f755477a0946844761cce8e3ea6af19.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
детские вопросы, социальный навигатор, московский педагогический государственный университет, общество
В мире личных гаджетов, компьютеров и социальных сетей посторонние люди становятся ближе друг другу, но зачастую это происходит в ущерб внутрисемейным связям. Почему именно сейчас стоит оторваться от экранов устройств и провести время с близкими за чтением хорошей книги, рассказала профессор Московского педагогического государственного университета Ирина Арзамасцева.
Читать вслух вместе не странно
Семейное чтение по вечерам сближает, помогает рассеять недопонимание и сгладить конфликты, неизбежные почти во всякой семье, считает Ирина Арзамасцева.
“Посмотрите на книги, которые есть у вас дома, и подумайте: а зачем вы хранили их столько лет, дожидаясь, пока подрастут ваши дети? Не затем ли, чтобы передать им то, что вам нравилось когда-то самим и остается вашей ценностью? А передать любимые произведения лучше с собственной интонацией. Это сущность семейного чтения, лежащая в основе традиции”, – рассказала она РИА Новости.
По словам профессора, в эту традицию входит и чтение вслух перед сном. Голос близкого человека сам по себе оказывает психотерапевтическое влияние.
“Литература устроена так, что лучше, полнее раскрывается в живом звучании, она словно стремится стать нашей речью. Как хорошо не просто разговаривать, а перекликаться стихами, цитатами из общих любимых книг. Одна из функций литературы – почти медицинская, целебная. Литература накладывает на повреждения нашего духовного мира, если можно так выразиться, лечебные пластыри”, – прокомментировала Ирина Арзамасцева.
Остается только подобрать такое произведение для текущего момента или периода в жизни семьи, считает специалист.
Как книги решают проблемы
С помощью семейного чтения, по мнению эксперта, родители могут помочь ребенку избавиться от страхов и объяснить очень сложные вещи. Например, у маленьких детей иногда возникает неосознанный страх смерти, который они даже не могут выразить, не знают ни нужных слов, ни подходящих героев. Некоторые книги помогут справиться с проблемой.
Многие дети, запертые в четырех стенах, избытком своей энергии могут весьма осложнить положение взрослых в доме. Чтобы отвлечь ребят, можно почитать им книжки о невероятных приключениях, где главный герой только и делает, что путешествует и совершает разнообразные подвиги.
“Во время самоизоляции у взрослых появилась отличная возможность вдумчиво и точно подобрать книжки для своих детей. Никто лучше родителей не знает своего ребенка. Подумайте, что ему нужно именно сейчас. Утешающие сказки про добрых фей и кротких девочек или, наоборот, веселые книги про озорников?”, – посоветовала Арзамасцева.
По словам Ирины Арзамасцевой, если ребенок интроверт и у него мало друзей, узок круг общения, следует подобрать литературу про дружбу, командную работу, где друзья заняты одним делом. Например, “Тимур и его команда” Аркадия Гайдара.
“Одна из причин неувядаемой славы Незнайки или Чебурашки – картины дружбы, социального единства, полноты каждого дня в Солнечном городе. Ребенок будет искать друзей, его социализация пройдет легче”, – заявила Ирина Арзамасцева.
Она отметила, что все дети – они ведь разные. Девочка или мальчик? У ребенка есть какие-то социальные или телесные проблемы? Или он живет себе припеваючи, без развитой способности к эмпатии?
“А если ребенок гиперактивный? Это точно выразил Достоевский в повести “Неточка Незванова”: если у тебя, детка, много сил, то направь их на добрые дела, помоги слабому”, – рассказала профессор.
Сколько детей, столько и должно быть траекторий чтения, в идеале. Трудность таится в точном подборе, считает эксперт.
Как найти “ту самую” книгу
По словам Ирины Арзамасцевой, семейное чтение более органично для духовного, нравственного развития детей и подростков, чем чтение по программе, единой для всех. Учебные программы, рекомендательные списки постоянно переделывают, а над обязательным списком чтения идут жаркие споры. Но сама по себе детская книга – это вещь индивидуального пользования, а чтение – всегда очень личная история.
Эксперт отметила, что строго следовать возрастным ограничениям книг, указанным на маркировке, не обязательно, они очень приблизительные. Если семилетнему ребенку интересна книга 10+, 14+, не отбирайте, ничего страшного с ним не случится. Он сам ее отложит, если она пока ему не подойдет.
“Но если не отложит, то радуйтесь, его развитие позволяет ему схватывать определенные сюжетные линии, воспринимать мощные образы. Замечательно, если ребенок “застрял” в каком-то произведении, перечитывает много раз”, – считает специалист.
По ее мнению, взрослым трудно проследить за всеми нюансами, которыми наслаждаются дети, когда знакомый текст вдруг сверкает для них новыми искрами. Только кажется, что они читают один и тот же текст, на самом деле, дети всякий раз создают целый мир – вместе с автором. И вместе с родителями, если они подключаются к чтению.
“Чтобы выбрать подходящую литературу для индивидуальной траектории чтения, родителям можно посоветоваться с учителем, библиотекарем или психологом, то есть со специалистом, который профессионально разбирается в книгах и их воздействующем потенциале. Кроме того, можно заглядывать в профильные журналы, например, “Литература в школе”, “Детские чтения” и другие”, – рекомендовала спикер.
Эксперт отметила, что в режиме самоизоляции подходящую литературу можно найти в интернете.
Где искать книги, пока все закрыто
Еще до пандемии многие библиотеки систематически оцифровали книги из их фондов. Прежде всего, это Национальная электронная детская библиотека. В открытом доступе, по словам Арзамасцевой, там выложены журналы и книги дореволюционного и советского периода.
“Там можно найти очаровательные книжки и потрясающие журналы, от “Детского чтения для сердца и разума” (первый в России детский журнал) до “Мурзилки”, который попал в книгу рекордов Гиннесса как самый долгий детский журнал в мире, а значит, одно из лучших в мире изданий такого рода. Устройте всей семьей “археологические раскопки”, и вы обязательно найдете сокровища. И будете читать вслух, как когда-то читали эти номера”, – посоветовала профессор.
Ирина Арзамасцева также отметила Московскую городскую детскую библиотеку имени Гайдара, которая выкладывает произведения современных детских писателей на своем сайте.
“Очень хороший подбор текстов. Можно найти писателя близкого по духу вашей семье и дальше уже отслеживать его творчество. Например, книги Стаса Востокова, если интересует тема животных. Или Валерия Роньшина, если нужен крепкий детский детектив. Или стихи поэтов, наших современников, там есть прекрасные стихи”, – прокомментировала эксперт.
Между классикой и современностью
По мнению Ирины Арзамасцевой, важно читать и классику, и современную литературу.
“Классика – это наш общий литературный язык, код культуры, с помощью которого мы мы осознаем границы нашего общего дома – страны. “Колобок”, “Капитанская дочка”, “Стальное колечко”. Можно назвать еще много произведений, которые нужно прочитать всем”, – заявила профессор.
Современные книги, в свою очередь, лучше описывают то, как устроен мир, в котором мы сейчас живем, в том числе новые реалии, социальные отношения и способы мышления, адекватные развитию науки и технологий, считает эксперт. Язык современных книг нам нужен не меньше пушкинской глагольной речи.
“Соотношение классики и современной литературы в чтении должно быть индивидуальным. Ориентируйтесь по ситуации. Например, можно чередовать книги разных эпох с одним вечным сюжетом. Какой была самая первая Красная Шапочка, и в каких книгах можно найти ее образ сегодня? Какими были богатыри и другие герои древности, и как их описывают сейчас?”, – порекомендовала специалист.
Если, например, ребенку понравилась современная книжка или мультик про пластилиновую ворону, можно поискать этот образ в сказках разных народов, собрать целый птичник литературных и фольклорных ворон, советует эксперт.
“А сколько собак в детской литературе! Какие бывают кошки у писателей!”, – рассказала профессор.
С подростками, пока на улице весна, можно почитать “Ромео и Джульетту” или “Дубравку” Радия Погодина. По словам эксперта, семейное чтение – это прекрасное поле творчества и даже искусства.
Источник