О пользе чтения вслух детям

О пользе чтения вслух детям thumbnail

До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных. Что это – способ развлечь ребёнка, привить ему любовь к книгам или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.

Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ

Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение. Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета. Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?

Зачем читать ребёнку

Чтение – это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Развитие речи

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям развивать логику. Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь – это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.

Развитие воображения

Воображение и фантазия – это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга. Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный. Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Реклама самостоятельного чтения

Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, лучше запоминают информацию. Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.

Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы – это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.

Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.

Тренировка аудирования

Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного изучения иностранных языков. В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни. Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».

Близость с родителями

Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть. Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.

Решение многих проблем

Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит. Часто малыш сам начинает рассказывать о том, что его волнует, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения. Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.

Когда и что начинать читать детям

Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.

В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие сказки, произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто. Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет, можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы. Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.

Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными. Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее. Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста – непоседы в силу своего психофизического развития.

Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, – это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.

Как читать детям

Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным. Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились. Делайте ударение на те звуки, произношение которых вызывает трудности у ребёнка.

Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации. Пусть чтение будет вашим семейным ежедневным ритуалом. Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать. И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!

Читайте также:

«Никто из детей не пробовал репку и не знает, что колобок – это такой пирог»: гости программы «О! Дети» поговорили о том, нужны ли современным детям книги

6 комиксов, читать которые интересно и полезно

Зачем читать детям русские сказки?

Фото: Yuganov Konstantin, George Rudy/Shutterstock.com

Источник

Ваш ребе­нок не любит читать? Вы не оди­ноки. Но пус­кать на само­тек этот про­цесс все ж не стоит. Нет, застав­лять, как и в любом дру­гом деле, не нужно. Про­сто надо найти очень инте­рес­ную книгу и под­ход к сыну или дочери. А осталь­ное – дело техники.

Чтение вслух – особенности и польза

Как пока­зы­вает опыт мно­гих роди­те­лей, это во всех отно­ше­ниях заме­ча­тель­ная форма при­об­ще­ния детей к чте­нию, хотя неко­то­рые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать неко­то­рые нюансы, и все получится.

Особенности чтения вслух: что может помешать

Да, не сразу будет полу­чаться. Ведь тут несколько зна­чи­мых факторов:

  1. воз­раст: ну, и пус­кай ребе­нок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слу­шать), ведь он может не понять всей инфор­ма­ции, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регу­лярно (может, даже по оче­реди!), подыс­ки­вая каж­дый раз под­хо­дя­щие книжки;
  2. тем­пе­ра­мент ребенка: один не уси­дит на месте, а дру­гой будет явно скучать;
  3. дефи­цит вре­мени: надо поста­раться все дела подо­гнать так, чтобы чте­ние вслух ребенку оста­ва­лось неру­ши­мой традицией;
  4. могут нагря­нуть гости: или дру­гие обсто­я­тель­ства могут появиться, но тра­ди­цию чте­ния вслух пре­кра­щать не стоит, разве что в край­них случаях;
  5. труд­но­сти с выбо­ром книг: это отго­ворка, потому что книг в про­даже и в инете много!

Да, при­дется из дня в день или вечер тер­пе­нием запа­саться, ведь читать надо будет нето­роп­ливо, вдум­чиво, бесе­дуя с ребен­ком, что-то ему разъ­яс­няя. Но польза очевидна!

Польза от чтения вслух

Известно, что во мно­гих семьях есть такая тра­ди­ция. Где-то ее даже празд­ни­ком счи­тают. Пред­ставьте кар­тинку… Дет­ская. Детвора в постели. В этой теп­лой домаш­ней обста­новке рядом – вы. И тихое чте­ние, раз­но­ся­ще­еся в ком­нате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малы­шей раз­ви­ва­ется уст­ная речь, у деток постарше – рас­суж­де­ние и любовь к книге.
  • Обо­га­ща­ется их сло­вар­ный запас и рас­ши­ря­ется кругозор.
  • Они крепко засы­пают и про­сы­па­ются утром с пре­крас­ным настро­е­нием. Конечно, если вы не выбе­рете им какие-то страшилки.
  • Детки посте­пенно зна­ко­мятся и с рус­ской клас­си­кой, что им помо­жет в школе, в даль­ней­шей жизни, и с духов­ной лите­ра­ту­рой, и т.д.
  • Читая им вслух, про­водя вме­сте время, вы духовно сбли­жа­е­тесь, учите решать слож­ные проблемы.
  • Такой спо­соб обще­ния с детьми (кол­лек­тив­ное обсуж­де­ние книги в том числе) помо­гает ребя­тиш­кам актив­нее раз­ви­ваться и, кто знает, может быть, найти свою про­фес­сию, научиться доб­ро­де­тели и т.д.

Какие книги лучше выбирать для чтения вслух

Без­условно, малышу проще читать. Купил кни­жечку с доб­рыми рисун­ками, изоб­ра­жа­ю­щими эле­мен­тар­ные вещи, и листай вме­сте с ним, рас­ска­зы­вая, что, где, кто, почему.

С детьми постарше слож­нее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это каса­ется чте­ния Св. Писа­ния, книг духов­ного содер­жа­нии. И лучше выби­рать вме­сте, но ненавязчиво.

Жела­тельно ли еди­ную тема­тику под­би­рать? Или лучше жанры раз­ные подыс­ки­вать? Глав­ное, чтобы чте­ние вслух инте­ре­со­вало ребенка. Иной раз мно­гие дети про­сят вто­рой и тре­тий раз про­чи­тать что-то. Зна­чит, заце­пило. Каж­дый ребе­нок инди­ви­дуа­лен, подыс­ки­вайте клю­чики к нему!

Можно и так – вспом­нив свое дет­ство, отро­че­ство, юность. Что вам тогда нра­ви­лось? Вот и ищите книги, кото­рые нра­ви­лись вам.

Важно и дру­гое – пол ребенка. Девочке с одним укло­ном выби­ра­ется лите­ра­тура, маль­чи­кам – с дру­гим. И тут хорошо бы отца приобщить!

Как бы та ни было, но есть основ­ные направ­ле­ния, кото­рые помо­гут ребенку в развитии.

  1. Клас­сика (худо­же­ствен­ная лите­ра­тура). Важно читать, т.к. в школе или инсти­туте ребе­нок обя­за­тельно вспом­нит все, о чем вы гово­рили, какие детали обсуж­дали, читая Гоголя, Досто­ев­ского, Пуш­кина, Некра­сова и т.д. И вообще, рус­ская лите­ра­тура в своих луч­ших образ­цах – это все­гда полезно…
  2. Сказки. Очень вни­ма­тельно отно­си­тесь к выбору! Увы, сюжеты мно­гих из ска­зок напо­ми­нают фильмы ужа­сов (дети не только не засы­пают ночью, а при­об­ре­тают массу тиков и дру­гих подоб­ных про­блем) и явля­ются сце­на­ри­ями для совер­ше­ния преступлений.
  3. Позна­ва­тель­ная лите­ра­тура. Здесь воз­мож­но­сти про­сто огромны. Можно мето­ди­че­ски читать лите­ра­туру, кото­рая помо­жет позна­вать мно­гие про­цессы. Это лите­ра­тура о живот­ных, о при­роде, о ремес­лах, о нау­ках и пр. Есте­ственно, начать надо с несколь­ких глав Дет­ской Биб­лии, где этот про­цесс опи­сан, чтобы у ребенка сло­жи­лось ясное пред­став­ле­ние о сотво­ре­нии мира и чтобы он мог осталь­ные вещи вос­при­ни­мать сквозь эту призму.
  4. Духов­ная лите­ра­тура. Тут тоже все заме­ча­тельно. Есть жития свя­тых, есть дет­ский кате­хи­зис, рас­сказы, напи­сан­ные пра­во­слав­ными писа­те­лями, и др. Глав­ное – учесть воз­раст и не читать из-под палки. Не менее важно рас­суж­дать с дет­ками на тему про­чи­тан­ного, опять же – нена­вяз­чиво и свя­зы­вая про­чи­тан­ное с жизнью…

Как надо и не надо читать

Ребе­нок научится вни­ма­тельно читать, пра­вильно оце­ни­вать про­чи­тан­ное, если вы будете читать ему в дет­стве. Важно лишь знать, как надо и не надо читать.

Как надо

  • Пер­вое, нето­роп­ливо и внятно.
  • Вто­рое, тер­пе­ливо, даже если ребе­нок не при­слу­ши­ва­ется к чтению.
  • Тре­тье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, раз­го­ва­ри­вайте с ним, про­го­ва­ри­вайте важ­ные моменты, объ­яс­няйте зна­че­ние чего-то).
  • Чет­вер­тое, так, чтобы заин­те­ре­со­вать чадо (вплоть до того, что пока­жите ему рисунки, или сло­вами пере­ска­жите интересное).
  • Если ребе­нок с чем-то не согла­ша­ется, рас­суж­дайте вместе.
  • Хва­лите его, если он что-то спро­сил, попро­сил повто­рить и т.п.

Нако­нец, чтобы инто­на­ция ваша была есте­ственна и при­ятна для слуха, а не нази­да­тельна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не про­смот­рели ее! Конечно же, исклю­че­ние – Новый и Вет­хий Завет…

Не сади­тесь далеко от постельки, ребе­нок дол­жен вас хорошо слышать.

Не пре­вра­щай­тесь в мен­тора, посто­янно допра­ши­вая его, понра­ви­лось ли ему про­чи­тан­ное. Если ему было инте­ресно, он сам спро­сит или ска­жет. Если вы и решите спро­сить, делайте это при слу­чае и тактично.

Не обсуж­дайте с ребен­ком каж­дую строчку, кото­рая вам кажется важ­ной. Выде­ляйте приоритеты.

Сти­му­ли­руйте у ребенка жела­ние самому разо­браться в том или ином месте, понять, оце­нить и обсу­дите это.

Не читайте до конца то, что наме­тили. Насильно мил не будешь. Лучше поду­майте, как заин­те­ре­со­вать. Но кни­жечку закан­чи­вать обя­за­тельно надо, пус­кай и в несколько попыток.

Избе­гайте кате­го­рич­ных заяв­ле­ний и суждений.

Не навя­зы­вайте чте­ние, най­дите дру­гой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зави­сит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, сов­мест­ные чте­ния полез­нее. Но ваши труды увен­ча­лись успе­хом, если ребе­нок сам про­сит почи­тать ему.

Резюме

Кто-то может скеп­ти­че­ски отне­стись к чте­нию вслух. Мол, столько источ­ни­ков инфор­ма­ции вокруг. Между тем, ни план­шеты, ни дру­гие источ­ники не спо­собны при­вить ребенку любовь к чте­нию, научить раз­би­раться в лите­ра­туре, во мно­гих про­цес­сах, общаться так тесно с роди­те­лями… Так зачем кому-то дове­рять важ­ный про­цесс вос­пи­та­ния лич­но­сти? Потру­димся сами!

Источник

В первую неделю марта по всему миру отмечают День чтения вслух. Наш постоянный автор Инна Прибора вооружилась научными данными и теперь объясняет, почему довольно простой ритуал чтения сказки на ночь позволит вашему ребёнку стать в разы умнее, добрее и сообразительнее. А что ещё нужно?

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Есть множество способов читать: в метро с телефона, с фонариком под одеялом, по слогам в классе. Но один из лучших – читать ребёнку вслух. Преимущества не сразу бросаются в глаза, особенно если вас в 18-й раз просят продекламировать слова чудовища голосом чудовища (это потом как-то само получается). Но ученые спешат с утешением: это действительно ценно и для умственного, и социально-эмоционального развития человека.

Для детей прошлых поколений книга была единственным окном в мир, в экзотические страны, в далёкие галактики, теперь у них много окон – только успевай закрывать. Ну и поглядывать, не влезло ли туда какой гадости. И у любой книги сегодня есть более дешёвые и шумные конкуренты: быстрые способы получения информации, развлечения, которые требуют включения не старшего члена семьи, а только компьютера.

А ещё про чтение вслух есть резонное возражение от уставших родителей детей постарше: «Но ведь он уже умеет читать сам! Зачем я буду это делать? Пусть тренирует навык». Такая точка зрения пользуется популярностью. Дошкольникам взрослые читают активнее, но уже в начальной школе папы и мамы оставляют это занятие, поскольку маленький Филипок, кажется, уже выучил буквы.

На самом деле, уровень чтения глазами у ребёнка часто отстает от его уровня понимания текста на слух. Скажем, самостоятельно он готов читать только истории про Квака и Жаба, а в вашем исполнении вникает в «Хоббита» и «Таинственный сад». В этом тоже есть смысл. Впрочем, обо всём по порядку.

Итак, почему же всё-таки стоит продолжать делать то, что делали люди до эпохи Цукерберга, в эпоху Гутенберга, – читать вслух.

1. Когнитивные способности

О пользе чтения вслух детям

Читать ребёнку – один из наиболее лёгких способов сделать его умнее. Чтобы понять, как это работает, можно оттолкнуться от вербальных навыков. В первую очередь дети, которым читают, слышат сложную речь. Да, тексты про ведьм и танцующих пингвинов – это более сложная лексика по сравнению с бытовыми выражениями «ешь кашу, не клади кашу в шапку.»

По данным недавнего исследования Университета штата Огайо, уже в пятилетнем возрасте разрыв в количестве слов, которым обладают дети из читающих семей и нечитающих, составляет сотни тысяч языковых единиц. Ученые нагоняют страху, заявляя, что цифра стремится к полутора миллионам, при этом они сравнивают ребят, которым не читали вовсе, и детей, которым читали по пять книг в день. Серьёзно звучит, если не брать в расчет, что томик для трёхлеток может состоять из двух-трех предложений и кучи радостных картинок. Видимо, секрет не в количестве, а именно в самом факте чтения.

Одновременно, помахивая измерительными приборами, учёные доказывают, что количество слов в детском лексиконе мощно коррелирует с уровнем интеллекта. Чем дальше, тем более разрыв, ведь те сотни тысяч слов, которыми вы старательно снабжали ребёнка, влияют на академическую успеваемость, которая в начальной школе состоит как раз из умения прочитать и разобраться в прочитанном. Навыки аудирования, письма и разговорной речи, фонематический слух и уровень понимания того, что бормочет у доски учитель, – всё это зависит от того, слышал ли ребёнок в семье сложноподчиненные предложения. Впрочем, это очевидно.

Невозможно от младенческой потешки «в ямку – бух!» перейти к пониманию текста из учебника. Между этими событиями должна лежать дорога, вымощенная детскими книгами

Исследователи, не стесняясь, ставят в заголовки научных работ такие формулировки, которые прямо связывают детское чтение и коэффициент IQ: например, работа 2014 года, многомерный анализ близнецов от 6 до 17 лет, так и называется – «Обучение чтению улучшает интеллект?», и лишь научная скромность заставила специалистов поставить вопросительный знак в конце предложения.

Заметим, что не стоит делать большого различия между чтением ребенку как таковым и обучением чтению. Потому что второе как раз начинается с того, что папа садится и показывает, как все работает на деле: сидишь на диване, ведешь пальцем по странице и переносишься прямиком в гости к дракону.

2. Эмпатия, понимание других

О пользе чтения вслух детям

Прелесть книг не только в интеллектуальных переживаниях, но и в эмоциональных. Чтение помогает ребёнку получить опыт, с которым в реальной жизни сталкиваться не обязательно. Чувство, что дракон, к которому только что пришли без оружия, голоден, а святой Грааль вырвали у тебя из-под носа, невероятно обогащает. Умение встать на точку зрения другого, понимание его мотивов, его модели психического развивается, пока вы читаете ребёнку историю сироты.

Исследований тут тоже достаточно: в Кембридже, например, выяснили, что художественная литература – как раз то средство, которое помогает юношеству прокачивать эту тайную мышцу – умение сочувствовать и понимать других. А голландские учёные опубликовали работу, доказывающую: юные любители волшебных миров более чутки и терпимы к другим. Благодаря чтению «Гарри Поттера» дети из начальных и средних школ смогли избавиться от предрассудков к маргинализированным группам: просто в какой-то момент ты понимаешь, что «грязнокровки» и «иммигранты» суть небольшая разница.

Вообще, если говорить о модном ныне эмоциональном интеллекте, то чтение художественной литературы даст сто очков многим специальным техникам. Здесь и специальный лексикон для разговора о чувствах, и поиск себя, и сопереживание другим.

3. Образное мышление

О пользе чтения вслух детям

Здорово, что сегодня можно получить наглядные доказательства: вы читаете ребёнку неспроста. Ведь иногда становится обидно: читаешь, а человек не слушает, будто вы не сказку читаете, а стиральная машина гудит.

Взволнованные американские исследователи изучили мозг детей при помощи МРТ, пока те слушали запись рассказов и фоновых шумов. Оказалось, эффект совершенно разный.

Во время чтения мозг проявляет сильную активность в тех частях, которые связаны с повествовательным пониманием и визуальными образами

Причем – любопытная штука – чем более стимулирующая среда была создана у детей дома (или, проще говоря, чем больше им читали родители), тем активнее отзывался мозг на истории. Ну да, исследования проводились на маленьких детях – от трёх до пяти, но это вовсе не значит, что преимущества чтения пропадают у более старших слушателей.

Если вы рассказываете про единорога, пляшущего на крыше гаража, человеку нужно включить воображение: представить гараж, понять, где у него крыша, нарисовать мысленно единорога и даже создать некий рисунок его танца. Мозгу есть отчего прийти в возбуждение.

4. Социальное развитие, управление вниманием

О пользе чтения вслух детям

Многие родители и специалисты рассказывают, насколько нынче испортились дети: трудности со вниманием, гиперактивность, клиповое мышление. Хотя, возможно, вместо того чтобы нервничать, мы могли бы просто взять в руки книгу. Есть научные данные, которые свидетельствуют о благотворном влиянии родительского чтения на поведение детей. Оно помогает снизить риск развития проблем с вниманием и гиперактивностью.

Эксперты не вполне понимают, почему это работает, но у них есть несколько предположений. Например, есть версия, что совместное чтение делает всех «счастливее» и детям нужно меньше хулиганить, чтобы привлечь внимание взрослого. А тот в свою очередь получает больше радости от взаимодействия, особенно когда в книжке хороший конец. Другой вариант: у детей лучше развивается социально-эмоциональная сфера, потому что они получают некие модели поведения в сложных ситуациях, инструментарий, пусть даже в виде новой лексики, для решения своих задач. Понимание, что не ты один сегодня топал ногами и не только тебе тяжело усидеть в опере, помогает ребенку контролировать свое поведение.

5. Улучшение памяти

О пользе чтения вслух детям

Слушать, как родитель, время от времени пытающийся провалиться в сон, читает о приключениях, – тяжёлый труд. Не только потому, что все время нужно кого-то будить, но и потому, что важно удерживать в памяти всех плохих персонажей, представляющих опасность, все возможные пути спасения (чтобы подсказать, если что), ну и события предыдущих восьми томов. И этот труд не проходит для ребенка даром.

Вообще, связь памяти и чтения вслух задокументирована на людях, которые сами читали вслух. Есть основания полагать, что на память слушателей это влияет не менее позитивно.

6. Снятие стресса

О пользе чтения вслух детям

Если вы выбираете не сборник «Самые кровавые убийства столетия», то чтение вполне себе может способствовать расслаблению. Об этом нам говорят исследования британских нейропсихологов. Эксперименты, правда, проводились на взрослых людях, но нет оснований полагать, что на детей это будет действовать как-то принципиально иначе.

Выяснилось, что спустя уже шесть минут чтения у испытуемых замедлялся сердечный ритм, снижалось мышечное напряжение и (об этом не написано, но хотелось бы думать) они переставали дрыгать ногой. Чтение расслабляло людей гораздо эффективнее, чем прогулки на свежем воздухе или прослушивание любимых композиций.

7. Это приятно

О пользе чтения вслух детям

Да, среди всех занятий, которыми мы можем порадовать детей, чтение – одно из самых замечательных. Оно увлекает. Перемещает нас в пространстве и времени. Позволяет останавливаться и общаться, смеяться и грустить, обниматься или стоять на руках. Ну а кроме того, вы в процессе работаете живой рекламой чтения.

Ах да, здесь нет пункта, что книга – источник знаний. Но что такое знания рядом с другими плюсами, особенно с возможностью стоять на руках?

Источник