О пользе дополнительного образования детей

О пользе дополнительного образования детей thumbnail

Образование

4.5/5

Для чего необходимо дополнительное образование для детей

https://www.razumka.com/content/newsimg/78i.png

от Юлии Кошик

12 сентября 2018

    В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.

   На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.

    Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?

    Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена ​​на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.

    Дополнительное образование дает такую ​​возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.

    Преимущества дополнительного образования для детей

    Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:

  • вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
  • комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
  • специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается. Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума. Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.

    5 причин сказать «да» дополнительном образовании

   Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:

  • помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
  • помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
  • повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
  • найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.
Читайте также:  Польза и вред коровьего молока для ребенка

    Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    Направления дополнительного образования

    Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:

  • технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
  • научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
  • эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
  • оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
  • биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
  • экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
  • туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.

    Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.

    5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей

    Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:

  • перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
  • отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
  • несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
  • отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.

     Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

    Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?

    Можно выделить два способа определения детских предпочтений:

  • Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
  • Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.
Читайте также:  Косточки яблока польза и вред

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:

  • практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
  • близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
  • организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
  • открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.

    Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.

    Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.

Источник

       Отечественное образование ещё недавно славилось своим каче­ством и непревзойдённостью. Сегодня, претерпевая различные сту­пени модернизации, оптимизации и преобразований, система образо­вания никак не поднимется на тот уровень, с которого оно попросту рухнуло несколько десятков лет назад. Добиваясь так называемого ка­чества знаний учащихся, мы забываем о простых истинах: добре, жи­тейском опыте, адаптации в обществе. Родительскую общественность накрыла волна одержимости успешной сдачи единого государственно­го экзамена и поиска репетиторов своим отпрыскам. В этой погоне ро­дители забыли о дополнительном образовании, которое как раз-таки и занимается развитием необходимых подрастающему поколению соци­альных компетенций.


       Весной текущего года систе­ма дополнительного образования в России отмечала 95-летие. Будённовский Дом детского творчества в 2013 году также праздновал свой шестидесятилетний юбилей. Шесть­десят лет – это много или мало? Если говорить о человеческой жиз­ни, то много, если говорить об учреждении такого статуса – мало. За шесть десятков лет педагоги ДДТ вложили свои души в воспитание не одной тысячи учащихся, и на дан­ный момент дополнительное обра­зование здесь получают больше ты­сячи мальчишек и девчонок от 6 до 18 лет. Стоит вспомнить, насколько популярны были творческие объеди­нения при Доме пионеров: авиамо­делирование и хореография, изодеятельность и ансамбль песни и пляски. Сегодня многие выпускники ДДТ свя­зали свою жизнь с педагогической де­ятельностью. А нынешние руководи­тели, успешные предприниматели, работники администраций – все когда- то были воспитанниками ДДТ.

       Понимание того, что для успеш­ности достаточны только предмет­ные знания, давно в прошлом. Ма­ловероятно, что родители, которые чуть ли не с пелёнок свободное вре­мя своего ребёнка посвящают заня­тиям с репетиторами, в результате получат гармонично развитую лич­ность. В лучшем случае это будет выпускник школы, удачно сдавший ЕГЭ, поступивший в престижный вуз страны, на популярные в наше вре­мя факультеты программирования, юриспруденции, экономики и пра­ва или управления. Но это будет выпускник, совершенно не постиг­ший за одиннадцать школьных лет культуру общения со сверстниками и взрослыми, не прошедший обще­ственных институтов.

       Дополнительное образование как раз и ориентировано на всесто­роннее развитие ребенка. Дети, ко­торые занимаются в творческих объединениях Дома детского твор­чества, получают от педагогов не только навыки вышивки, гончарного мастерства или шитья мягкой игруш­ки, рисования или бисероплетения, в первую очередь они получают эле­ментарные навыки общения, житей­ский опыт. Здесь ребята могут уйти с головой в творчество. В каждом объединении царит по-домашнему тёплая атмосфера, располагающая на отдых и полезную деятельность, здесь ребята получают установку на успех, познание и творчество.

Читайте также:  Польза от перевернутых поз в упражнениях

       Для малышей-дошкольников на протяжении десяти лет на базе Дома детского творчества работает студия гармоничного развития «Ро­сток», организацией деятельности которой занимается заместитель директора ДДТ Людмила Егоров­на Баранова. Целеустремлённость, активная жизненная позиция, ор­ганизаторские способности, увле­чённость своим делом и не­скончаемая любовь к детям этого педагога и заместителя директо­ра одновременно уже на протяже­нии тридцати лет делают учебный процесс в Доме детского творчества настоящим праздником, где нет места рутине и обыденности.

       48 педагогов трудятся над вос­питанием душ учащихся, у всех за плечами не один десяток лет опы­та работы. Зоя Степановна Онофрийчук учит девочек вышивке, её работы известны далеко за преде­лами Ставропольского края. А ка­кие изделия из глины (игруш­ки, посуду, статуэтки) учит ребят мастерить Владимир Александро­вич Целковой! Украшения своими руками делают ребята в объедине­нии «Пластика форм» под руковод­ством Елены Георгиевны Братченко: эксклюзивные бусы, серьги, брасле­ты, каких не отыщешь ни в одном ультрамодном магазине бижуте­рии! Мягкие игрушки (зайцы, плюше­вые медведи, сказочные и мультяшные герои), сшитые своими руками, разве не принесут вашему ребён­ку радость, душевный подъём – это­му учит деток Ирина Валентиновна Шавкута. Ваш ребёнок театрал, ма­стерски декламирует стихи, любит сцену? Тогда вам к Елене Петровне Правоторовой в детскую театраль­ную студию, где педагог, увлечён­ный своим делом, привьёт ребёнку любовь к прекрасному. Ваш ребёнок любит рисовать и мечтает творить, как Малевич или Левитан? Приводи­те его в объединение «Палитра». А если сынок или дочка мечтают тан­цевать, как Лиепа или Плисецкая, Елена Васильевна Саркизова при­мет с распростёртыми объятьями маленьких непосед и научит гово­рить на языке движений.

       Всего в ДДТ свыше сорока дет­ских творческих объединений, ра­ботает более ста учебных групп. В каждом объединении кипит жизнь, развиваются свои традиции, дети становятся ведущими, артиста­ми, организаторами, издателями. В 2013 году открыты новые объе­динения. Волонтёрское движение детей и подростков (педагог М. Н. Верещагин) занимается пропаган­дой здорового образа жизни; в наше время коммерциализации и рыноч­ных отношений воспитанники учат­ся делать добро. В фотостудии (В. Э. Просин) ребята научатся мастерству фотографии, а в пресс-центре (Е. В. Растапша) каждый желаю­щий сможет попробовать себя в ка­честве журналиста. В объединении «Волшебный песок» (Е. В. Федяева) детки развивают мелкую мотори­ку, узнают о волшебных свойствах песка.

       Невозможно представить Дом детского творчества без празднич­ных мероприятий, организацией и проведением которых занимается педагог-организатор Галина Андре­евна Гогоцкая. Феерические пред­ставления, интерактивные игры не оставляют наших воспитанни­ков равнодушными. И всё это вос­питанники ДДТ получают абсолютно бесплатно!

       О важности комнат по месту жи­тельства и говорить не приходится: детки, чьи родители на работе, по­сещают их ежедневно. О пользе су­дите сами: каждый день комнату школьника «Бригантина» посеща­ют до пятидесяти детей, комнату «Подросток» и хореографическую студию – до ста.

       Всех нас: администрацию Дома детского творчества, педагогов, вспомогательный персонал объе­диняет один, самый лучший проект – наши дети. Сегодня они – зелёные росточки, а завтра – золотые коло­сья. Именно завтра, дорогие родите­ли, ваш ребёнок, ставший успешным бизнесменом, врачом или журнали­стом, дипломатом или служащим, скажет вам спасибо, за то, что вы сегодня помогли ему самоопре­делиться, отгородили его от тако­го «воспитателя», как улица, поспо­собствовали развитию креативного мышления и творческих способно­стей, культуре общения вместе с пе­дагогами Дома детского творчества. Не будем забывать: образование – это то, что останется, когда всё вы­зубренное забыто.

С.  ЛУКИЧЁВА, директор Дома детского творчества,

Е. РАСТАПША, руководитель творческого объединения «Школьный пресс-центр».

Источник