О пользе хорового пения для психики
Пение в хоре – это групповое занятие, которое неоднократно выступало предметом научных исследований, в ходе которых было доказано позитивное влияние этого занятия на людей, страдающих от стресса. Хоровое пение может в большей степени способствовать общему состоянию людей по сравнению с индивидуальным или групповым досугом, например, прослушиванием музыки в одиночку или в группе, или плаванием.
Как хоровое пение влияет на здоровье?
Компоненты благополучия, которые приходят от пения в хоре, включают в себя:
Совместные действия: движение в бессознательной синхронности с другими является важной частью хорового пения, которое требует, чтобы люди координировали свои вокальные и дыхательные действия как группа.
Пение в хоре напрямую связано с повышением чувства благополучия. Некоторыми объяснениями этого являются возросший уровень сотрудничества, который вызывают совместные действия, а также разрушение границ между собой и другими, что снижает эгоцентрический подход к жизни.
Читайте также: Хоровое пение борется со стрессом и… раком
Значимое взаимодействие с сообществом. Такая группа, как хор, состоит из людей с похожими и общими целями, и поэтому принадлежность к ним более значима для певцов. Это удовлетворяет основную потребность человека быть связанным с другими полноценным и значимым образом. В случае взрослых, имеющих тяжелую инвалидность или хроническое психическое заболевание, участие в группах было ограниченным, поскольку они не могли быть частью профессиональных или социальных групп по различным причинам. В ходе исследования было обнаружено, что пение в хоре удовлетворяет этих людей на трех уровнях: личное влияние, социальная связь и улучшение функционирования. Взаимное взаимодействие с другими членами хора и аудиторией привело к улучшению взаимодействия как с самим сообществом, так и с самим собой.
Благотворное влияние хорового пения
Положительные результаты пения в хоре можно суммировать следующим образом:
Физические эффекты
Участники хора показали некоторые или все из следующих физических преимуществ во время или после хоровой практики:
- снижение уровня гормона кортизола, связанного со стрессом, что приводит к большей релаксации
- повышенный уровень окситоцина, который вызывает чувство удовлетворения и эмоциональную связь
- улучшение дыхания, ведущее к физическому благополучию
- улучшение осанки
- облегчение боли
- повышение уровня определенных цитокинов, которые были связаны с улучшением иммунной функции
Читайте также: Целительная сила звукотерапии
Эмоциональные эффекты
Эмоциональные изменения, связанные с хоровой практикой, включали:
- улучшение настроения и самочувствия
- лучшая концентрация
- улучшенная способность вызывать упорядоченные мыслительные процессы
- повышенная устойчивость и сила духа
Личное Воздействие
В нескольких исследованиях сообщалось об улучшении психологического состояния личности с помощью хорового пения, например:
- духовное удовлетворение или нахождение связи с духовной силой
- положительные чувства
- эмоциональная регуляция, которая означала лучший выход для напряжения и достижения расслабления
- изменение самовосприятия
- чувство расширения прав и возможностей, а также повышенное или более эффективное самовыражение посредством деятельности в группе
- повышенная самостоятельность в смысле делать что-то только для себя и по собственному выбору
- появления чувства самоэффективности
- усиленная мотивация и планирование на будущее
Читайте также: Пение в хоре спасет от старческого слабоумия – исследование
Функциональные эффекты
- способность функционировать в соответствии с установленным порядком и испытывать структуру в своей жизни,
- способность работать
- улучшение здоровья
Фото привью: smirnovamp.ru
Источник
- Пение сообщает телу “правильные” вибрации, что поднимает наш жизненный тонус;
- во время пения в мозгу человека вырабатываются особые химические вещества, которые помогают нам ощутить покой и радость;
- пение улучшает кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, а значит, значительно повышает местный иммунитет (проще говоря, мы реже простужаемся);
- улучшение кровоснабжения при пении ведёт к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация;
- (внимание, девушки!) улучшение кровоснабжения головы в целом омолаживает организм, улучшается состояние кожи;
- пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно уменьшает число обострений;
- при регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые являются признаками хорошего иммунитета;
- в настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию;
- пение применяется даже при борьбе с лишним весом: порой чрезмерно полным людям предлагают при возникновении чувства голода вместо перекуса спеть две-три песни.
Именно поэтому специалисты рекомендуют петь хотя бы 5 минут в сутки, приравнивая пение к физическим упражнениям.
Лечение пением – метод современной медицины
Люди подмечают, что любой вид искусства и занятия творчеством благотворно сказывается на эмоциональном состоянии человека и его психике. Поэтому специалисты нередко используют в своей практике танцы, рисование, пение… Лечение пением не только благотворно влияет на эмоциональное состояние человека, но и способствует его оздоровлению, ведь любая болезнь, по мнению учёных, возникает из-за сбоя биоэнергетических ритмов.
Каждый из наших внутренних органов имеет свой голос, свою вибрацию. В больных органах вибрация меняется. Когда человек поёт, извлекаемые звуки поглощаются внутренними органами почти на 80%, приводят их в гармоничную вибрацию, активируют и улучшают их работу, особенно нервную, иммунную и сердечно – сосудистую систему, и лишь 20% звуков уходит во внешнее пространство.
Голосовые тоны и обертоны
В лаборатории невербальной коммуникации при Институте психологии РАН установили, что музыкальный звук голоса состоит из основного тона и обертонов, т.е. различных призвуков. Благодаря тонам и обертонам голоса человек передаёт свои эмоции. Учёные отметили, что при выражении радости обертоны голоса гармоничны, а в гневе – дисгармоничны. Если человек расположен к своему собеседнику или выражает радость, это рождает соответствующий звук голоса, он становится ласковым и приятным, гармоничным, потому что обертоны в таком состоянии гармоничны. Когда человек наполнен внутренней недоброжелательностью или гневом обертоны голоса становятся дисгармоничными и выдают наше отношение к собеседнику. Он слышит громкие и резкие ноты в голосе, порой переходящие на крик, раздражение, гнев, голос то сипнет, то срывается – полная дисгармония.
Влияние пения на здоровье человека
Не любое пение лечит, и не любое пение благотворно влияет на здоровье человека. Оздоровление во многом зависит от того, насколько человек владеет голосом. Не у каждого певца голос обладает лечебными свойствами, некоторые своим пением оказывают на окружающих совершенно противоположное воздействие. Так разительно отличаются голоса академических певцов, различных поп-ансамблей и тяжёлого рока. Слушая академических певцов, человек ощущает положительные эмоции: состояние благополучия, радости. Певцы тяжёлого рока вызывают чувство недовольства и агрессивности. Поп-ансамбли – некое смешанное чувство промежуточности.
В настоящее время разработана специальная методика лечебного пения.
Большое внимание уделяется постановке правильного дыхания, которое тренирует дыхательную мускулатуру, улучшает вентиляцию бронхов и лёгких и изменяет объём легких.
В процессе пения активно работают мышцы грудной клетки и брюшной полости, а значит, улучшается кровообращение и насыщение крови кислородом.
А американские учёные установили, что пение, кроме всего сказанного, благотворно влияет и на работу сердца.
Влияние пения на здоровье человека изучается медициной, и уже появилось направление: вокалотерапия, используется не только в качестве профилактического средства, но и при лечении многих заболеваний, связанных с лёгочной системой, например, бронхиальной астмой.
При лечении психических расстройств: навязчивых страхов или фобий, неврозов, депрессий, головных болей.
С помощью хорового пения во всём мире успешно лечат заикание у детей. Слушая, как поют другие, ребёнок старается попадать в такт, что постепенно позволяет избавиться от недуга. Таким детям врачи советуют даже разговорную речь не проговаривать, а про-пе-ва-ть.
Специалисты замечают, что дети, которые занимаются вокалом или хоровым пением, гораздо лучше учатся и очень редко болеют, иммунитет у них становится сильнее.
Где-то вычитала интересное заключение, что якобы для профилактики гриппа хорошо помогают протяжные народные песни.
Интересные факты про пение
Существует мнение, что наши предки раньше научились петь, чем говорить. Из всех средств музыкотерапии, пение оказывает самое сильное влияние на здоровье человека. Распевать и напевать в любом случае полезно, даже если у вас нет ни голоса, ни слуха. Ведь своим пением человек выражает своё внутреннее состояние, снимает напряжение. Попел и словно выговорился.
Каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери, ребёнок, общаясь с матерью, бессознательно принимает её голос за эталон. Не случайно будущим мамам советуют постоянно разговаривать со своим малышом уже в период внутриутробного развития, петь для него песни, включать записи с гармоничной музыкой. Слышала, что за рубежом сейчас выпускают для беременных женщин специальные бандажи со стереофоническими миниколонками. Меняющиеся звуки голоса, то низкие, то высокие – активируют развитие и рост всех систем и органов ребёнка, настраивая их на определённые звуковые частоты и вибрации.
Лечение пением – народные методы:
Всем известно, что церковное пение на протяжении многих веков служило оздоровительным средством. В древности лечение пением использовалось у всех народов для борьбы с разными заболеваниями и недугами, словно интуитивно, наши предки чувствовали, что в пении таится огромная оздоровительная сила.
Так, например, в Египте хоровым пением лечили бессонницу. От расстройств нервной системы и радикулита пением под звуки трубы исцеляли в Древней Греции. Демокрит считал пение, как действенное средство при исцелении бешенства, а Пифагор и Аристотель лечили лечебным пением от помешательства и душевных болезней. В Древней Руси считали, что пение – это естественное состояние души, её порыв, и что в человеке поёт сама суть человеческая.
Вокалотерапия и дыхание
В пении огромная роль отводится правильной постановке дыхания. Особое внимание педагоги обращают в вокалотерапии на удлинение выдоха, это важно при исполнении фольклорных песен, тем самым увеличивается вентиляция лёгких, его объём, усиливается релаксационный момент. Практикуется “цепное” дыхание, что-то похожее на непрерывность звука. Этот способ дыхания способствует увеличению длительности выдоха, полноте и глубине вдоха с использованием брюшного типа дыхания, но самое важное он учит слышать и чувствовать дыхание рядом стоящего человека, чтобы не сделать вдох одновременно с ним, что может нарушить звучание песни. Вероятно поэтому старинные песни, порой построенные всего на 2-3 нотах, поражают своей красотой.
Так всё-таки, какая связь между пением и здоровьем? Как вы уже поняли, объяснения самые разные, одни делают упор на дыхательную гимнастику, другие говорят о духовной и телесной гармонии.
А впрочем, какая разница? Главное, что пение лечит! Учёные уже доказали, что ежедневное обычное “пение от души” по 15-20 минут оказывают оздоравливающий эффект на человека. Так что пойте! И совсем не важно, есть у вас слух или голос, пойте на здоровье!
Источник
Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга
Цель статьи – показать роль хорового пения в развитии творческих способностей учащихся.
Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.
Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков.Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.
Хоровое пение влияет на общее развитие организма детей, упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.
Пение оказывает положительное влияние на развитие личности.Занятия в группе позволяют «домашним детям» привыкать к общению со сверстниками в коллективе, что помогает в быстрее и легче адаптироваться к обучению в школе. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.
На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.
Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально – эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образомзанятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.
Давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает.Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.
Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.
Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.
Источник
О пользе хорового пения
для физического и духовного развития ребёнка
►►Хоровое пение считается самым демократичным и доступным видом музыкальной деятельности для ребёнка. Известный хормейстер Б. Рачина говорил: – «Главная цель, для чего мы учим детей петь в хоре – развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали». Петь в хоре могут все. Давайте разберём все достоинства, которыми, безусловно, обладает искусство пения, в том числе и хоровое.
►►Начнём немного с исторических фактов. Само искусство хорового пения в России насчитывает более 9 столетий. Ещё в Древней Руси в XII – XIII веках детей, начиная с 6-7 лет, начинали обучать пению в монастырских и церковных школах. В этих школах уровень музыкального обучения был достаточно высок, и обучали в них только ограниченное число наиболее одарённых детей. В XVI веке при Иване Грозном детское хоровое пение получает большое развитие, появляются детские профессиональные хоровые коллективы. Лучшие детские голоса набираются со всей страны. С течением времени заметно усиливается стремление не только увеличить число хористов, но и улучшать качество звучания их голосов. Русская хоровая школа мощно развивается, здесь творят известные и талантливые хоровые педагоги и дирижёры, такие как М. Глинка, А. Гречанинов, П. Чесноков, В. Свешников, В. Попов и многие другие. В конце XIX века усиливается борьба за массовое обучение детей пению, пение признаётся основой формирования музыкальной и духовной культуры подрастающего поколения. В современном мире детские хоровые коллективы являются способами самоорганизации, саморазвития и самовоспитания.
►►Вокально-хоровая музыка связана со словом и в лучших своих образцах использует поэзию, обладающую большим художественным содержанием. Стихи, усиленные средствами музыки, глубоко воздействуют на детское восприятие. Хоровое исполнение – это коллективный труд, направленный на создание художественных ценностей, способный приносить детям радость общения с миром прекрасного. Вся воспитательная работа с детьми в процессе обучения пению основывается на принципе «Через прекрасное – к доброму». Даже маленький участник хора понимает, насколько успех общего дела зависит от его личного вклада. Ребята, таким образом, воспитывают в себе ответственность и старание. Специфика хорового исполнительства требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение, было не только грамотно разучено и решено в смысле художественного раскрытия образа. Оно должно быть, прежде всего, спето. Поэтому овладение вокальными певческими навыками требует от ребёнка определённых усилий, терпения и системы. Ребёнок должен понять, что петь в хоре – это большой труд, требующий прилежания, и приносящий множество положительных эмоций и удовольствия. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.
►►На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура и уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. Приобретая в процессе хоровых уроков определенных знаний о музыке, умений и навыков, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству.
►►Пение в хоре так же положительно влияет и на развитие речи ребёнка, ведь на каждом хоровом занятии ребята выполняют специальные артикуляционные упражнения, направленные на развитие выразительной и чистой детской речи.
►►И, в конце концов, пожалуй, только в хоре ребёнок может с самого начала почувствовать себя в полном смысле слова артистом-музыкантом. Наши ребята в основном с удовольствием поют в хоре.
►►И в завершении хочется сказать родителям наших замечательных деток – приводите своих детей в хор! Приобщайте их к музыки! И тогда ваши дети вырастут полноценно развитыми, коммуникабельными, добрыми и счастливыми людьми! Мы ждём вас в нашей школе искусств!!!
Преподаватель хоровых дисциплин Титова Н.А.
Источник