О пользе и вреде истории эссе

О пользе и вреде истории эссе thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код372924
Дата создания09 января 2018
Страниц 4

Мы сможем обработать ваш заказ 2 марта в 14:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Описание

Анализ работы Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни» …

Содержание

Неисторическое следует отличать от над-исторического.
Неисторический взгляд предполагает веру в лучшее будущее, взгляд на прошлое ради понимания настоящего и веры в лучшее будущее. История развивается от плохого к хорошему. Этот взгляд только кажется историческим, но по сути он неистоический.
Над-исторический взгляд предполагает «…мир в каждое отдельное мгновение… как бы остановившимся и законченным». Это значит, что акцент с прошлого переносится на настоящее, внутри которого необходимо сочинить, придумать, построить свое будущее не оглядываясь назад. События в прошлом, часто носили случайный характер, поэтому тратить время на выявление причин и закономерностей пустая трата времени. Чрезмерное внимание к прошлому ведет к пресыщению. События и люди перестают различаться и наводят скуку.
Тем не менее, в конце статьи Ницше приходит к выводу, что неисторическое и надисторическое могут быть лекарством против исторической болезни, т.е слепого преклонения перед историей.
Под неисторическим теперь понимается искусство и способность забывать.

Введение

Через все эссе, Ницше проводит мысль о том, что при избытке исторического сознания, при зацикленности на прошлом, жизнь разрушается, а вслед за ней умирает и история.
Зачем нужно знать историю ? Как к ней относится ? История это красивая антикварная драгоценность или она прямо влияет на нашу деятельность в настоящем ? История в качестве красивой антикварной безделушки вызывает у Ницше глубокую ненависть.
Животные счастливы, потому что не помнят о прошлом, они живут в настоящем. Человек не может научиться забвению, он прикован к нему намертво. Именно забвение, согласно Ницше, необходимое условие счастья. Куда бы ни пошел человек прошлое его преследует. Оно лежит на плечах тяжелым грузом, мешает идти вперед. Неспособность забывать приводит к потере себя, субъект рассыпается. Способностью помнить и забывать необходимо управлять. Память должна подчиняться человеку, а не человек памяти. Успеха добьется только тот, кто освоит навык управления памятью.
Где найти ту меру когда неспособность забвения оказывается опасной для сохранения жизни и в какой мере необходимо оставить способность помнить, чтобы не скатиться до уровня животного ? Помнить необходимо лишь то что пойдет на пользу. Найти необходимую границу поможет инстинкт или интуиция. Историческая память мешает вернуться к непосредственным желаниям и влечениям, мешает развитию здорового организма, но отказаться от нее совсем нельзя. Из неисторического рождаются самые великие дела.

Фрагмент работы для ознакомления

Историческое событие познанное историком целиком и полностью становится мертвым, т.к вопросов больше не остается. Оно становится не интересно. Хотя и сохраняет потенциальную силу повлиять на историка как на человека, а не ученого. История должна служить жизни, а не наоборот. История как строгая наука принесет больше вреда чем пользы.
В какой мере жизнь нуждается в истории ? Жизнь нуждается в услугах истории, но всегда важно помнить, что «избыток истории вредит жизни».
Ницше различает три рода истории — монументальный, антикварный и критический.
Монументальная история принадлежит человеку «деятельному и стремящемуся», антикварная «охраняющему и почитающему», критическая «страждущему и нуждающемуся в освобождении».
В целом «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу…» Человек идущий вперед, способный двигать историю вперед оглядывается на прошлое только чтобы перевести дух. Его цель счастье целого народа, история для него средство против покорности судьбе. Покорность судьбе его главный враг, он должен сам построить свою судьбу или умереть. Жизнь только ради жизни не стоит того, чтобы волноваться о ней. Это возвышает до олимпийских богов и научает снисходительному презрению.
Великие свершения прошлого могут служить примером и поводом к действиям великого человека. Если они были возможны в прошлом значит могут быть возможны сейчас. Но важно помнить, что монументальная история вдохновляющая смелые натуры на подвиги может оказаться в руках эгоистов и злодеев. Воодушевление превращается в фанатизм. Эгоисты и злодеи способны только на одиозные поступки, особенно в масштабах мировой истории.
Антикварное отношение к истории способно только сохранять жизнь, точнее бальзамировать ее как египетскую мумию, но не способно давать жизнь новому как это возможно при монументальном отношении. При антикварном отношении историков любая мелочь из прошлого превращается в сокровище лишь благодаря своему возрасту и ореолу святости, который ее окружает. Здесь совсем нет чуткости к новому, которая есть в монументальном отношении.
Отношение к событиям прошлого хорошо видно на примере искусства. Многие думают, что шедевры прошлого сделаны, чтобы их слепо копировали и лишь немногие понимают, что они сделаны вопреки своему настоящему, они нарушают правила принятые в их время и именно через нарушение развивается искусство. Художник настоящего должен понимать, что на шедевры прошлого можно равняться только в смысле их смелости, инаковости общепринятому канону. Современный художник должен создать свой собственный шедевр через отрицание общепринятого.
Критическое отношение к истории предполагает способность «…разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше…» Ради этого он должен судить историю как за все хорошее так и за все плохое что в ней было.
Благодаря критическому взгляду часто можно увидеть сколько несправедливости заключается в существовании какой-либо вещи, например, династии или практики в широком смысле слова. Такая вещь должна быть уничтожена без сожаления и сантиментов.
Современный человек привык иметь дело с множеством разрозненных исторических фактов, которые превращают его в «ходячую энциклопедию».
Как правило, такие люди совершенно не видят связи истории, которую они вызубрили и жизнь, которой они живут. Такого понимания от них никто и не требует. Многознание исторического знания ее пониманию не научает. Понять историю значит видеть ее прямую связь с поступками людей, с тем как они жили, что делали и чего не делали. Напротив, у тех современников, кто привык действовать наблюдается не знание и не понимание закономерностей исторических процессов. Между ними стоит требование понимать историю как строгую науку, т.е объект академического изучения в рамках институтов.
История как наука превращается в архив бесполезных, разрозненных сведений. Таким образом, мы можем наблюдать с одной стороны знание истории, но не желание что-то делать, а с другой, желание делать, но не знание истории.
Знание множества исторических фактов без понимания значения хотя бы одного приводит к поверхностному отношению к истории вообще. Как следствие отсюда слабость личности, не желание что-то менять в жизни. Избыток исторического знания рождает иллюзию знания справедливости, иронию к себе, цинизм и эгоизм. В идеале разрыв между формой и содержанием, внутренним и внешним должен быть преодолен. Современный человек превращается в пассивного созерцателя исторических событий. История подавляет инстинкты, превращает личность в собственную тень, заставляет человека носить маски удобные для социума. Иными словами, мешает быть самим собой. Вместо того, чтобы учить человека быть честным с самим собой и с другими, история обманывает его сообщая только хорошее. Обманутые люди не смогут построить культуру отвечающую их действительным потребностям.
Философия теряет свой смысл когда превращается только в историю философии. Античные философы шли на смерть за свои убеждения, поэтому их слова стоили дорого, слова современных мыслителей ничего не стоят, потому что не связаны ни с каким действием и оттого похожи больше на пустую, наукообразную болтовню.
Понять историю могут только сильные личности, слабых она превращает в форму людей, слабый человек становится собственной функцией, играет роль человека нежели живет человеком с большой буквы.

Список литературы

Список литературы
Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни»
https://nietzsche.ru/works/main-works/history/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Р. И. Фаезова, Г. Б. Сайфутдинова Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Summary. A work of Friedrich Nietzsche, “On the Use and Abuse of History for Life” was written in October – November 1873 and published in February 1874.

In this paper contains a critical analysis of the overall situation in historical scholarship in the second half of XIX century, examines the influence of history on the formation of the world people as well as present their own view of history of Friedrich Nietzsche.

Key words: critical analysis of the general situation in a historical science; the concept of the history of Friedrich Nietzsche.

В cвоей работе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше выступает с позиций идеализма против отношения к истории как к науке. Он противопоставляет этому взгляду собственную концеп­цию, основанную на интуитивном понимании истории и философии жизни. Также характеризуются и критически оцениваются попу­лярные во времена Ницше концепции истории Гегеля и Эдуарда фон Гартмана.

Работа Ницше интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и тем, что некоторые её положе­ния актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методоло­гии истории [1]. Служить жизни – основное требование Ницше к ис­тории. Он связывает появление истории с психологической способ­ностью человека помнить то, что уже произошло. В результате, он считает, что история зависит от психологических особенностей лю­дей и должна соответствовать их определённым психологическим запросам. На основе этого деления людей на психологические типы он выделяет три «рода» истории: монументальный, антикварный и критический. Монументальная история нужна деятельному челове­ку, который ведёт борьбу и нуждается в образцах для подражания, учителях, которых не может найти среди современников. Польза этого рода истории заключается в том, что человек учится пони­мать, «что-то великое, что некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно», и это даёт ему силы пройти свой путь с большим мужеством [2]. Антикварная история необходима для вос­питания уважения к прошлому своего народа, с детства прививает человеку любовь к Родине, предкам, чувство общности судьбы со своим народом. Благодаря этому виду истории люди хранят и бере­гут свидетельства истории, памятники прошлых лет. Ницше так ха­рактеризует критическую историю: «человек должен обладать и от времени до времени пользоваться силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше; этой цели дости­гает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает по­следнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему при-говор.»[2]. Некоторые положения работы Ницше признаются и со­временными учёными как актуальные.

Библиографический список

1. Коломийцев В. Ф., Блок М., Поппер К., Медушевский О. М., Тош Д. Филосо­фия и методология истории. – М., 2002.

2. Ницше Ф. «О пользе и вреде истории для жизни» // Сочинения. – В 2 т. -М., 1990. – Т. 1. – С. 159.

  1. КРАТКИЙ анализ работы м. вебера
  2. 1 Понятие жизни в философии Ф. Ницше. “Воля к власти”
  3. Ситуация для анализа «Любите ли вы свою работу?»[1]
  4. В наши задачи в рамках настоящей работы не входит подробный позитивный экономический анализ истории права.
  5. ГЛАВА 7 ПОЛЬЗА ДУШЕВНОГО ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
  6. 2. Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, длительных и интенсивныхфизических нагрузок, острых эмоциональных воздействий:
  7. «Активное воображение» — это метод, который ис­пользуется в работе с бессознательными содержаниями.
  8. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  9. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  10. КРАТКИЙ СПИСОК КНИГ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛИЗМА-
  11. 3.2.2. Краткий анализ исследований психогенных расстройств в экстремальных ситуациях
  12. И. Г. Гердер МЫ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (1800 г.)
  13. Краткая история библейского кода
  14. Краткая история английской контактерши
  15. Краткая история китайского самородка

Источник

Автор: И.Н. Сидоренко

Дата первой публикации:

Первоисточник:

«Vom Nutzen und Vorteil der Historie fur das Leben», 1874 — сочинение Ницше, входящее в серию культуркритических эссе, объединенных общим названием «Несвоевременные размышления». Первоначально Ницше планировал написать около двадцати эссе на единую культуркритическую тему, но ему удалось осуществить лишь четыре очерка, одним из которых и является «О пользе и вреде истории для жизни». Побудило Ницше к созданию такой серии тяжелое переживание им безучастного отношения современников к творчеству Р.Вагнера, а также его предощущение краха не только музыки, но и всей культуры.

Это небольшое сочинение раскрывает становление ницшевской мысли, здесь еще ощущается желание опереться на авторитет, в роли которого выступает Гёте. Но это не повтор и пересказывание гётевских размышлений об истории, а диалог, предугадывание возможных суждений Гёте на эту тему, а также критика современности, облекаемая уже не в «гётевские одежды», а в свои, ницшеанские, отсюда и превращение критики в священную ярость. Свое сочинение Ницше начинает словами Гёте: «Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности». Тем самым, Ницше пытается воскресить идеи самого Гёте: ровно столько прошлого, сколько необходимо для свершения настоящего. Человеку нужна история, но для жизни и деятельности, а не для уклонения от нее. Но в то же время история может обернуться и против самой жизни, явиться причиной ее угасания и гибели. Целью сочинения «О П.иВ.И.дляЖ.» как раз и является рассмотрение того, как и почему история может нести вред всему живому и как обезопасить себя от ее вредоносной силы, а также что есть история в ее истинном понимании. Отсюда и название этого размышления как «несвоевременного», ибо Ницше ставит перед собой задачу объяснить то, чем настоящее время гордится, а именно, историческим образованием. Такой «эксперимент» был проделан философом над самим собой, и право на это ему дала его специальность классического филолога, так как, по словам Ницше, смысл классической филологии заключается в том, чтобы действовать несвоевременно и благодаря этому влиять на настоящее.

Главное положение Ницше — это отрицание истории как абсурда: нет прошлого как застывшего, ставшего, превратившегося в историю, как простого перечисления событий во времени. Для такого понимания, по Ницше, — истинного понимания истории, необходимо, во-первых, чувствовать неисторически. Неисторически живет животное, оно полностью растворяется в настоящем. Играм ребенка свойственно также неисторическое чувство как способность к забвению — попытка сотворить новое не зная и не смотря на авторитеты прошлого. По мысли философа, для счастья существует только одно условие, которое делает счастье счастьем: способность забвения, или «способность в течение того времени, пока длится это счастье, чувствовать неисторически». Полностью лишенный такой способности забывать человек теряет веру в свое собственное бытие, в себя самого. Отсюда Ницше делает вывод, что жить почти без воспоминаний возможно, но совершенно немыслимо жить без возможности забвения вообще, иначе гипертрофированная степень развития исторического чувства приведет к ущербу для всего живого и к его гибели. Для нахождения степени, при которой история не превращается в могильщика настоящего, необходимо знать, как велика «пластическая сила» человека. Под такой силой Ницше разумеет способность расти из себя самого, претворять прошедшее и чужое, делать его своим, восстанавливая из себя самого его разбитые формы. Только так человек может творить свой собственный горизонт, где историческое не оказывало бы пагубного влияния, а то, что человек не смог подчинить себе, он смог бы забыть, т.е. это выходило бы за пределы его горизонта. Такое познание прошлого будет соответствовать закону: все живое может стать здоровым только внутри известного горизонта. Необходимо отметить, что под здоровьем Ницше понимал силу и способность создавать. Таким образом, «историческое и неисторическое одинаково необходимы для здоровья отдельного человека, народа и культуры». Человек только тогда делается человеком, когда он способен использовать прошедшее для жизни и потом вновь превращать его в историю. Ницше различает человека исторического и над-исторического.

У первого обращение к прошлому вызывает в нем стремление к будущему, и он верит, что смысл существования раскроется в течение процесса существования (по Ницше, такой человек живет именно неисторически, и его занятия историей служат не познанию, но жизни). Второй же не видит спасения в процессе, для него прошлое и настоящее — это одно и то же, и его мудрость неразрывно связана с отвращением к жизни. Для Ницше изучение истории имеет значение только для целей жизни. Философ выставляет три тезиса, раскрывающих противоречие между жизнью и мудростью: 1) в избытке истории человек перестает быть человеком, т.е. историческая сила бессильна для него, как для познающего, но, как надеется Ницше, еще не сделалась таковой для него, как живущего; 2) история, понятая как чистая наука, разрушает жизнь; отсюда ущербность исторического образования, если оно не сопровождается нарождающейся культурой; 3) основой истории является сама жизнь, но и жизнь нуждается в истории. По Ницше, истинная история и жизнь взаимозависимы, они выступают как одно целое, поэтому история никак не может стать чистой наукой вроде, например, математики. История, по Ницше, принадлежит человеку в трояком отношении: как существу деятельному, как существу охраняющему и как существу нуждающемуся в освобождении. На основе этих трех отношений Ницше выделяет и три рода истории: монументальный, антикварный и критический. Каждый из этих трех родов истории может полноценно развиваться лишь на своей почве. Преобладание одного из них приводит, прежде всего, к извращению жизни, а т.к. жизнь является основой истории, то в конечном итоге погибает и сама история. Монументальное воззрение на историю представляет собой выделение в ней ярких моментов, выдающихся людей. Польза монументальной истории для современного человека заключается в том, что он учится понимать, что великое, которое некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно, и поэтому оно может быть возможно еще когда-нибудь. Отсюда, такая история необходима для деятельного человека, кто в своей борьбе нуждается в образцах.

Но преобладание именно этого рода истории ведет к искажению самого прошлого: все, кроме ярких фактов, или, по определению Ницше, «эффектов в себе», предается забвению. Монументальная история вводит в заблуждение при помощи аналогий: воодушевление на подвиг может превратиться в фанатизм, а там недалеко и до войны, если тем более представить себе под покровительством монументальной истории слабого и закомплексованного человека. Антикварная история помогает человеку охранять и почитать прошлое, создавать историю своего народа, творить «Мы». Но преобладание антикварного рода опять-таки приводит, по мысли Ницше, к искажению прошлого: антикварное чувство отдельного человека, общины, целого народа представляет собой очень маленький мир, за границами которого ничего не видно, да и то, что входит в круг их зрения, они видят слишком близко, а значит, и расплывчато. Другая опасность, которую хранит в себе антикварная история, заключается в том, что этот род истории способен только сохранять жизнь, а не порождать ее, отсюда настороженность или полное неприятие чего-то нового. Поэтому человеку необходим наряду с монументальным и антикварным способами изучения прошлого также третий способ — критический, но и здесь только в целях служения жизни. Человек должен обладать силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше, — ибо «всякое прошлое достойно того, чтобы быть осужденным». Таким образом, человек может создать себе такое прошлое, от которого он желал бы происходить. Как отмечает Ницше, такая попытка всегда опасна, т.к. нелегко найти границу в отрицании прошлого; часто дело ограничивается одним пониманием того, что хорошо, но для первого шага и этого достаточно. В этом и заключается услуга, которую может оказать жизни история. Нападки Ницше на современное общество имеют в своей основе попытку сделать историю наукой. Противоречие современной культуры основывается на противоречивости современного человека — противоречие между внутренней сущностью, которой не соответствует ничто внешнее, и внешностью, которой не соответствует никакая внутренняя сущность.

Причину этого Ницше видит в том, что «мы все испорчены историей». Избыток истории приводит и к заблуждению, что настоящая эпоха лучше и справедливее других эпох; этим избытком нарушаются инстинкты народа, «задерживается созревание как отдельных личностей, так и целого»; вырастает на основе этого избытка и вера в старость человечества; благодаря избытку истории эпоха усваивает себе опасное настроение иронии к самой себе, что ведет к цинизму, который, в свою очередь, способствует развитию «расчетливой эгоистической практики», парализующей жизненные силы. Отсюда Ницше приходит к заключению, что «современный человек страдает ослаблением личности». Подавление инстинктов историей превратило людей в тени, которые боятся проявить свою личность. На самом же деле история, по Ницше, должна была бы, прежде всего, сообщать людям мужество быть честными, хотя бы даже «честными глупцами». Таково всегда было ее влияние, но не теперь. Современность видит свою задачу в охране истории, делает из нее множество разных историй, а не действительные события, что лишает возможности для личности сделаться с помощью истории свободной, т.е., по Ницше, правдивой в отношении себя самой. Такая опасность для истории и жизни заключается в историческом образовании. Ницше высказывает следующее положение: «историю могут вынести только сильные личности, слабых же она совершенно подавляет». Если чувства и ощущения человека слабы для того, чтобы помериться с прошлым, тогда история сбивает их с толку. Чаще всего призванным к изображению какого-то момента прошлого считается тот, кого этот момент нисколько не затрагивает. Такое отношение к истории приводит к разрыву прошлого и настоящего. По мысли Ницше, в объяснении прошлого человек должен исходить из того, что «составляет высшую силу современности», только через напряжение всех своих чувств он сумеет угадать в прошлом то, что есть в нем великого и ценного. Напряжение чувств свидетельствует о том, что главное для человека — это построить свое будущее, поэтому только такой индивид имеет право быть судьей прошлого.

Но если историческое чувство властвует над всем, то оно подрывает будущее, разрушает иллюзию, которая и есть атмосферой творчества, т.к. «только в любви, только осененный иллюзией любви может творить человек, т.е. только в безусловной вере в совершенство и правду». Исторический инстинкт должен соединяться с инстинктом разрушения, но они не должны действовать отдельно друг от друга. Современное Ницше историческое образование разрушает иллюзию, подвергает жизнь опыту исторического анатомирования, а также является самым лучшим средством ослепления юности: молодой человек «прогоняется» сквозь строй столетий, постепенно утрачивая чувство различия и новизны, ничему более не удивляясь. Рука об руку с историческим образованием идет отвращение. Юноша чувствует себя лишенным почвы, и по сравнению с прошедшими времена, в которых все было иначе, ему совершенно не важно, каков он сам. Историческое образование прививает человеку и ироническое самосознание. Молодой человек приходит к вере в старость человечества: раз скоро будет конец истории, «мирового процесса», то к чему тогда волнение о будущем. Таким образом, по Ницше, историческое чувство делает его обладателей пассивными и не способными к творчеству. Так человек привыкает с юности гнуть спину перед «властью истории», поэтому он легко будет механически поддакивать всякой власти. Но к счастью, как замечает Ницше, история сохраняет и память о великих борцах против истории, т.е. против «слепой власти действительности». Человек должен не хоронить свое собственное поколение, но создавать новое, и если даже сам он родился «последышем», будущее будет знать его только как первенца. Критика истории у Ницше сводится и к тому, что в настоящее время признается тот род истории, который видит в инстинктах масс важные законы и факторы истории, причем великие люди являются их отражением. Человек, по Ницше, должен восстать против сборища беззубых и ироничных стариков, против безграничной власти исторического чувства, против эгоизма масс и отстаивать права своей молодости, защищать будущее.

Главное требование Ницше заключается в том, чтобы человек, прежде всего, учился жить и чтобы, только научившись жить, пользовался историей — исключительно для целей жизни. Средствами против исторической болезни являются неисторическое, т.е. способность забывать и жить внутри своего горизонта, и надисторическое, т.е. те силы, которые сосредоточивают наше внимание на том, что сообщает бытию характер вечного и неизменного: на искусстве и религии. История как наука видит всюду совершившееся, но нигде не видит существующего, вечного. Итак, надо вначале научиться жить, оправиться от исторической болезни, и только потом снова заняться историей и использовать прошлое в трояком смысле: монументальном, антикварном и историческом; и не забывать, что история должна служить целям жизни.

Источник