О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья детям

О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья детям thumbnail

Вопрос о влиянии солнечных лучей на детский организм традиционно возникает в период конец весны – начало лета. Не будем оставаться в стороне от жарких дискуссий и попробуем еще раз разобраться, в чем польза и вред загара на солнце.

Несколько десятков лет назад учёные доказали, что озоновый слой истончается, и возрастает уровень солнечной радиации. Это приводит к общим проблемам со здоровьем и даже к развитию тяжелых заболеваний. При этом распространено мнение, что солнечные ванны положительно влияют на иммунитет и повышают устойчивость организма ребенка к простудным заболеваниям. Так чего в солнце больше: пользы или вреда? Давайте разбираться.

Польза солнца

Польза солнца для человека и в частности для ребёнка очевидна. Солнце запускает выработку витамина D. А он чрезвычайно важен для детского организма.

Витамин D

  • повышает иммунитет: педиатры часто отмечают связь между низким уровнем витамина D у детей и частыми болезнями в осенне-зимний период
  • улучшает усвоение кальция, а значит, необходим костно-суставной системе.

Польза солнца для здоровья человека именно в витамине D. Однако для того, чтобы получить достаточное его количество, не нужно слишком долго быть на солнце. Летом достаточно несколько минут в день провести на открытом воздухе. В менее солнечные сезоны – чуть дольше. Не обязательно загорать. Игра в мяч во дворе или прогулка по парку поднимут уровень витамина D не хуже.

Дети бегают и получают витамин D.

Вред солнца

Вред солнца для человека не менее очевиден. Прямые солнечные лучи вызывают ожоги, многократно увеличивают риск изменения родинок, приводят к пигментным пятнам и другим неприятным последствиям.

Источник такого воздействия – ультрафиолет, а точнее UVA- и UVB-лучи. Они по-разному воздействуют на кожу. UVA-лучи вызывают преждевременное старение и новообразования на коже, UVB – главная причина ожогов. С ними мы и будем бороться.

Какие меры предосторожности нужно принимать во время загара

Получается, чтобы получить от солнца максимум пользы, необходимо хорошенько защититься. Запоминаем этот парадокс, а также основные «нет» и «да» при взаимодействии с солнцем:

«Нет» прогулкам в часы максимальной солнечной активности. Малыши до шести месяцев под прямыми солнечными лучами находиться вообще не должны. Деткам постарше и предусмотрительным взрослым следует избегать солнца с 11:00 до 16:00. В это время лучше спрятаться в тени или просто побыть дома.

«Да» правильной одежде. Главный летний аксессуар – головной убор. Это может быть шляпа с широкими полями или специальные бейсболки, которые закрывают не только личико, но и уши с шейкой и плечами.

Из одежды отлично подойдут просторные футболки, рубашки и брючки из натуральных тканей светлых оттенков. Лето – самое время забыть о пятнах и одеть малыша в белый и бежевый.

Последнее время набирает популярность солнцезащитная одежда. Она обеспечивает дополнительную защиту от ультрафиолета благодаря специальной пропитке и особому плетению нитей. Одежда из таких тканей отмечена маркировкой UPF. Ищите буквенное обозначение на этикетке и коэффициент UPF от 30 и выше. Солнцезащитные футболки и комбинезоны – отличное решение для игр в воде, они хорошо защищают спину, плечи и грудь.

Обувь редко воспринимают как защиту от солнца, и это неправильно. Верхней поверхности стопы солнце угрожает не меньше, чем носику. Поэтому лучше выбирать сандалии, которые прикроют этот чувствительный участок.

И ещё один, самый модный летний аксессуар – солнечные очки. Убедитесь, что стекла отражают ультрафиолетовые лучи (об этом на очках должна быть соответствующая отметка), и тогда выбор цвета, формы и дизайна можно будет доверить ребёнку.

«Да» солнцезащитным средствам. Солнцезащитные средства – настоящий летний must have. Как выбрать правильное средство?

Обязательно обращайте внимание на возрастные ограничения. Не используйте взрослую солнцезащитную косметику для детей, а детскую используйте строго по возрасту. Кремы – это хорошо, но не забывайте и про солнцезащитный бальзам для губ, например, «Моё солнышко» . Его можно наносить на чувствительную Т-зону (лобик и носик), а также на верхнюю часть щёчек для дополнительной защиты.

SPF или фактор защиты средства подбирайте в соответствии с фототипом ребёнка. Чем светлее кожа и глазки – тем серьезнее защита потребуется. Понижать степень защиты можно через несколько дней пребывания на солнце, когда кожа адаптируется. Голубоглазым блондинам нужен SPF 50, не меньше. Темноглазым брюнетам сначала нужен SPF 30, а после недели на море или даче подойдёт и двадцатка.

Не забывайте обновлять средство каждые два часа, а если малыш потеет или купается – ещё чаще. Наносите его обильно, это тот самый случай, когда количество имеет значение. Причем важное.

Выбирайте водостойкие средства защиты от солнца. Они не потекут от брызг и не смоются водой. Зато стойко переживут несколько купаний и защитят нежную детскую кожу в условиях повышенной мокрости.

Оригинал статьи: https://msbaby.ru/dlya-mam/polza-i-vred-solntsa-dlya-zdorovya-rebenka/

Источник

О пользе солнца и ультрафиолетовых лучей в умеренной их дозе знают все, мы с вами привыкли к свету солнца с самого детства, это естественная среда обитания для детей и их родителей, особенно в летнее время. Встающее по утрам солнышко помогает нам просыпаться и быть бодрыми, а кроме того, солнце и его лучи оказывают сильное стимулирующее воздействие на обменные процессы. Поговорим о пользе солнца, правильном пребывании на солнце и опасностях, связанных с неумеренным приемом солнечных ванн.

При воздействии на кожу ультрафиолетовых лучей внутри нее в особых клетках происходит активация витамина Д и переход его в активную форму, необходимую организму для роста и развития, нормального усвоения кальция и роста костного скелета. Солнечные лучи, помимо ультрафиолетового спектра, имеют еще и инфракрасный, эти лучи вызывают нагрев верхних слоев кожи. Данные лучи проникают в тело глубже на два-три сантиметра, что помогает им активно взаимодействовать с тканями кожи, кровеносными сосудами, в результате чего происходит их расширение, усиливается кровообращение в области кожи и подкожно-жировой клетчатки ( визуально это выглядит как легкое покраснение кожи). за счет активизации кровообращения происходит более интенсивный метаболизм в коже и выведение из нее свободных радикалов, продуктов окисления и токсинов, кожа активно потеет и выводит шлаки. Конечно, эти процессы я описала достаточно упрощенно, но чтобы понять важность пребывания на солнце, но в умеренных количествах, этого вполне достаточно.

Кожные покровы детей более уязвимы в отношении негативного воздействия солнечных лучей из-за особенностей строения кожи и подкожно-жирового слоя. В раннем возрасте кожица малышей очень тонкая, нежная и легко травмируется, подкожно-жировая клетчатка устроена рыхло, густо оплетена сетью мелких капилляров. Верхний ороговевающий слой кожи у детей очень тоненький и нежный, легко может слущиваться и часто обновляется, особенно у малышей в раннем возрасте. Их кожица и так часто пересыхает и шелушится, а под действием солнечного света может пересушиваться и страдать сильнее, чем у взрослых. 

Кроме того, в сравнении с взрослыми, у детей кожа имеет больше способности и резервов для регенерации в сравнении со взрослой, поэтому, мелкие травмы не оставляют у детей рубцов и шрамов. Однако, защитные функции кожи как естественного барьера на пути токсинов, вредных излучений и микробов снижены, поэтому, кожа детей высоко чувствительна к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам. Дети имеют несовершенную терморегуляцию и потоотделение, а поэтому, дети легко на солнце могут перегреваться, а при купании в море или реке – переохлаждаются. Чтобы дети не пострадали от действия солнышка, и получили от него только пользу в виде порции витамина Д и активации иммунитета и обмена веществ, нужно строго следить за их пребыванием в условиях открытого солнца.

Сегодняшнее солнце таково, что находиться под его лучами долго вредно даже взрослым, а детям до 5-7 лет, обладающим особой чувствительностью к нему – это может быть опасно для здоровья.Кроме того, разные участки тела у детей по разному чувствительный к солнечным лучам, так стопы и кисти, лицо, которые практически всегда открыты, менее подвержены ожогам и выдерживают большие солнечные нагрузки. А вот поясница, живот, грудь и шея более чувствительны, там кожа тоньше и нежнее, недаром ее прикрывают одеждой. Чувствительна к ожогам спина, она обычно наряду с плечами и шеей «сгорает» первой после чрезмерного пребывания на солнце. Для детей, ранее не выходивших на пляж, бывает достаточно 10-15 минут.

Источник

Надежда Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце — источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

– Формировать у детей представления о том, что солнце – источник жизни.

– Расширять представления о значении солнца для закаливания и правилах принятия солнечных ванн.

– Развивать связную речь, употреблять в речи распространённые предложения.

– Упражнять детей в использовании разных приёмов лепки.

– Развивать творческое воображение, фантазию.

– Воспитывать чувство радости от закаливания солнцем.

Материал:модели: кому нужно солнце.

Предварительная работа: беседа «Польза и вред загара», дидактическая игра «Хорошо – плохо», опыт «Нужен ли растениям солнечный свет,чтение: словацкая сказка «У солнышка в гостях», К. Чуковский «Краденое солнце», К. Ушинский «Утренние лучи».

Ход:

Воспитатель: У вас хорошее настроение? (Ответы детей.)

Давайте друг другу подарим улыбки. Мне очень приятно, что мы встречаем друг друга с хорошим настроении, ведь улыбка – это здоровье.

Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.)

Тогда отгадайте загадки:

1. Утром добрая девица,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной! (Солнце)

2. Не стукнет, не брякнет,

Не спросит чего,

А, если захочет,

Заглянет в окно. (Солнце)

3. Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает. (Солнце)

– Ходите узнать еще что-то интересное о солнце? (Ответы детей.)

– Вспомните сначала, какие сказки мы читали о солнце?

– Что случилось в сказке «Краденое солнце» (вопросы по содержанию).

– Почему все звери в сказке «У солнышка в гостях» пошли искать солнце? (вопросы по содержанию).

– Кому еще на Земле нужно солнце? (дети выбирают модель и рассказывают по ней)

– Кто знает,что обозначает выражение: «Солнце – источник жизни»? (Ответы детей.)

– Скажите мне, что обозначает слово «источник»? (Ответы детей.)

– Если «источник», «исток» – это начало чего-то, начало жизни, то подумайте и скажите, кому дает жизнь солнце?

– Что же произойдет, если Солнце перестанет светить, то какие условия наступят на Земле? Что тогда произойдет со всеми живыми организмами? (Предположения детей).

Физкультминутка (Дети встают в круг)

– Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)

Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками). Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами). Давайте и мы подарим свои солнечные лучики друг другу. Потянулись вверх, в стороны, взялись за руки. Подарите тепло своих рук. Молодцы!

– Воспитатель: С давних времен люди очень любили солнце, боготворили и уважали его. Даже придумали такие небольшие стихотворения, которые называются заклички

– Как вы думаете, что делали люди с помощью закличек? (Ответы детей.)

– Вот послушайте заклички:

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

– Как говорится в закличках, для чего люди звали солнышко? (Ответы детей)

– А нам с вами для чего нужно солнце?

– Что случится, если мы будем не правильно загорать?

– Как нужно загорать, чтобы не случилось беды?

– Что нужно сделать, если вы уже сильно загорели?

– А если у кого-то случится солнечный или тепловой удар, что нужно делать?

– Давайте придумаем правила, чтобы солнцена нас не рассердилось:

• Загорать нужно утром, когда солнце еще не очень горячее, или вечером, когда оно уже немного остыло;

• На солнце нельзя находиться очень долго;

• Кепка или панама – защита от солнца;

• Если вы уже «сгорели» нужно уйти в тень и смазать тело кремом;

• Если у кого-то случился солнечный удар, нужно отнести его в тень, положить на голову мокрое полотенце и вызвать врача;

• Нельзя ходить загорать без взрослых.

– Дети, давайте обозначим их на нашем «Дереве правил».

– Воспитатель: А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил свое солнышко.

Итог: Рассматривание готовых работ. Поощрение детей.

Источник

Формирование здорового образа жизни в процессе воспитательной работы.

Влияние солнечных лучей на организм.

1.Формирование здорового образа жизни в процессе воспитательной работы, дать преставление о солнце как о звезде, помочь детям почувствовать роль света в жизни человека.

2.Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, диалогической речи.

3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалы: Картины, компьютер, словарные слова( солнце, меланин, тонус, рахит, притча.)

1.Орг. мамент. Давайте отгадаем кроссворд.

2. «белогривая лошадка», на котором катались герои мультфильма «здравствуйте».( облака)

4.Наше крыша…голубое, наше счастье жить такой судьбою. песня(небо)

Молодцы ребята, беседа пойдет о солнышке.

Прочитай на оборот.

ЕИНЯИЛВ ХЫНЧЕНЛОС ЙЕЧУЛ АН МЗИНАГРО.

Влияние солнечных лучей на организм.

Стихотворение Солнце. О ласковом, теплом солнце…

Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит…

Как его зайчик, ну тот, что на стенке,
Радость приносит с собой иногда,
В солнечном свете любые оттенки
Смотрятся ярче и лучше всегда!

Что же тогда, если солнышко скрылось?
Как без тепла его? Как без лучей?
Нужно лишь, чтобы оно отразилось
В каждой открытой душе у людей!

2.Осн. часть. Показ иллюстрации о солнце. Работа по иллюстрации.

Что нарисовано на этой иллюстрации.?

Какое время года? Какое солнышко?

Показ притчи о солнце.

Притча древнегреческого мудреца Эзопа

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

О чем учет эта причта?

Восстановите последовательности действий Солнца.

а) выглянуло; в)улыбнулось; в) осушило; г) обогрело.

Ветер каким был?

«сердитый северный ветер, ветер сердился, свирепел, злой, недружелюбный.»

Рассказ о солнце.

Ребята кто хочет мне рассказать что такое солнце?(ответ детей).

Воспитатель

Солнце – источник света на земле – Солнце очень большое и горячее.

Солнце – это такая же звезда, как и другие, но оно находится намного ближе других звезд к земле, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещает её.

Показ иллюстрации о солнце. hello_html_mfe42d92.jpg

Мы на солнце загораем,

Организм свой закаляем,

Лучи солнце шлют тепло,

И свое лечебное добро

К скажет какую пользу приносит солнце, нашему организму?(ответ детей)

Воспитатель. Люди с давних пор относятся к солнцу с любовью и особым уважением, они поняли, что без солнца не прожить ни человеку , ни зверю, ни растению.

Регулярно принятие солнечных ванн оказывает положительное воздействие на наш организм. Они способствуют улучшению обмена веществ и состава кров

И, повышают общий тонус.

Позитивное влияние Солнца на организм человека было замечено уже в глубокой древности.

Больным и ослабленным людям прописывали прогулки на открытом воздухе и солнечные ванны. Это способствовало улучшению состояния их здоровья.

Когда мы принимаем солнечные ванны или просто находимся на солнце, в кровь выбрасывается огромное количество –гормона радости, который способствует улучшению на строения. Помимо этого, под воздействием ультрафиолетовых лучей, улучшается обмен веществ, состав крови, а мы получаем ударную дозу витамин D( он влияет на развитие костей и зубов) и , конечно же, запасаемся силами на долгую осень и зиму.

Самое ценное, что дает солнечный свет человеку, это ультрафиолет. Он заставляет работать наш организм но, как раз в осеннее- зимний период многие и начинают болеть, когда света мало. В эти темные сезоны года многие люди набирают лишний вес, поскольку недостатка ультрафиолета негативным образом сказывается, на нашем обмене веществ.

В зимнее время люди более сонные и равнодушные, а летом наоборот.

Как вы думаете?

Потому что яркий солнечный свет повышает работоспособность, а его недостатки понижает.

Наверняка многим приходилось себя плохо осенью только потому, что в это время также очень не хватает солнца. И это неудивительно. Дело в том, что при солнечном свете организм человека производит – гормон активности. Он вырабатывается в светлое время. Этот гормон регулирует наш сон и заставляет нас быть бодрыми. Поэтому многие специалисты предполагают, что причинами большинства депрессий являются не личностные проблемы человека, а простой недостаток солнечный свет.

Нехватка ультрафиолета сказывается также и на нашей коже. Например зимой при малой
освещенности, кожа может зудиться и шелушиться. Происходит это из за нарушения или прекращения образования в организме витаминаD.

Зимой чаще, чем кого либо начинают образованию дырки в зубах.

Физкультминутка: СОЛНЦЕ СПИТ, НЕБО СПИТ

Солнце спит, небо спит (кладут голову на руки).

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало (встают, поднимают руки вверх с растопыренными пальцами).

Вдруг повеял ветерок (машут руками из стороны в сторону).

Небо тучей заволок (круговые движения руками).

Дождь по крышам застучал (топают ногами).

Барабанит дождь по крыше (барабанят пальцами по столу).

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик (постепенно садятся и кладут голову на руки. Упражнение повторяется 1–2 раза).

А кто может сказать какой вред, может произойти от избытка солнечных лучей?(ответ детей)

Воспитатель. Перегревание головы на солнце может привести солнечному удару. Вначале появляются головная боль, шум в ушах, тошнота, рвота затем потеря сознания. В этом случае пострадавшего нужно уложить в тени на свежем воздухе

Если пострадавший самостоятельно не дышит не обходимо сделать искусственное дыхание. А также Солнце влияет на наше зрения, потому желательно носить солнце защитные очки. При не хватке витамина D, у детей возникает рахит.

На что ещё влияют солнечные лучи?(ответ детей)

Если перегреется на солнце можно получить ожог. Кожа покрывается волдырями, затем начинается шелушиться и облазить.

Знаете вы что такое загар? ответ детей.

Воспитатель. Когда мы загораем , мы находимся под воздействием очень вредных коротких ультрафиолетовых лучей. Эти лучи вызывают покраснение – это всего лишь защитная реакция кожи, которая возникает, когда усиленно начинается выделение пигмента меланина, который потом накапливается в нижних слоях кожи.

Загар бывает:1. Светло – золотистый. 2. Коричневый.

Загар это вред или польза?

Чрезмерное загорание развивает раковые клетки. Загорать полезно, если соблюдать правила безопасности.

Загорать в утренние часы с10 до 12часов не более 15-20 минут.

Не следует проводить на открытом солнце больше 40-50 минут.

Загорать на солнце от его количества. Чтобы уберечь кожу и весь организм от неприятностей, не загорайте в период сильного солнечной активности: с

12до 17 часов. Нужно пользоваться солнце защитными кремам и лосьонами, одеваться в солнечную погоду в легкую одежду, пропускающую воздух.

Закрывать голову кепкой или панамкой, лучше белого цвета. Нельзя есть в больших количествах мороженого и пить ледяные напитки. Загорая на солнце, время времени отдыхать в тени, почаще обтираться холодной водой и пить воду не большими глотками.

Показ иллюстрации.

Как восполнить не хватки солнечного света для человека?(ответ детей).

Воспитатель. Больше гулять на свежем воздухе. Но помните: пользу приносит только прогулки в светлое время суток. Чтобы набрать «солнечную» норму, необходимую для нормального существования, достаточно пару раз в неделю на 10-15 минут подставить солнцу лицо и руки. Кстати, загорать в солярии с целью пополнить запасы ультрафиолета бесполезно. Искусственное солнце не заменит настоящее.

Ребята мы уже знаем ,что такое солнце, как правильно загорать, какой вред или пользу приносит солнышко. Давайте бережно относиться к своему здоровью.

А сейчас я вам дам листочки и вы напишете, на каждом листочке какой плюс и какой минус от солнечных лучей на нашем организме. Одна сторона пишет какую пользу ,другая какой вред.

Итог:

Назови тему нашей беседы?

Что нового узнали для себя?

hello_html_m73183ccc.jpg

Стихотворение.

Солнце куксится слегка –
Скрыли солнце облака.
Мне бедняжку очень жаль:
До него такая даль!
Я космически здоров
И помочь ему готов,
Только с транспортом беда,
А пешком я – никуда!

Источник