О пользе игры на свирели

О пользе игры на свирели thumbnail

«О пользе игры на свирели»

Выступление на родительском собрании в МАУ ДО ДДТ м.о. Бронницы 09.09.2019.

Слушать игру на свирели приятно, а играть на ней двойное удовольствие. Но сегодня я буду прагматиком и расскажу  вам о той пользе, которую приносит игра на народном инструменте свирель.

Самое очевидное – это польза, приносимая правильным дыханием. Оказывается, что от того как мы дышим, зависит не только наше здоровье, но и физическое состояние и интеллектуальное развитие. От неправильного дыхания могут возникнуть проблемы. При поверхностном неглубоком дыхании кровь не обогащается кислородом в нужной мере. От этого страдают внутренние органы. В первую очередь нехватка кислорода ведет к проблемам сосудов головного мозга. Конечно, контролировать дыхание весь день невозможно, но вполне возможно выделить для этого немного времени и позаниматься игрой на свирели.

При игре на свирели используется груда – брюшное дыхание. Задействована работа диафрагмы. Диафрагма во время дыхания двигается и тем самым производит массаж брюшной полости и легких, которые работают при этом с полной отдачей. Особенно ценно это для тех, кто имеет предрасположенность к респираторным и бронха легочным заболеваниям. Массаж желудочно-кишечного тракта может нормализовать деятельность брюшной полости и улучшить ее работу. По утверждению многих специалистов люди, страдающие ранее запорами, через пару недель излечиваются от такой болезни. Кроме того у вас улучшится работа других органов, таких как сердце, поджелудочная железа, желчный пузырь, почки и другие.

Иногда этот способ дыхания применяют в специальных упражнениях для похудения и в различных боевых искусствах для скорейшего восстановления дыхания и работы сердца. Исполнительское дыхание помогает омолодить и укрепить свой организм, избавится от многих проблем, продлить жизнь. Этот тип дыхания практикуется в тибетской медицине и при занятиях йогой.

Игра на свирели положительно воздействует на головной мозг и нервную систему. Помогает преодолеть апатию и депрессию. Дыхание напрямую влияет на интенсивность чувство страха.  Медленно-равномерное дыхание служит нервной системе хорошим сигналом. «Все в порядке». «Можно успокоиться и снизить сердечный ритм».

Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течении жизни. Это происходит естественным путем. Так как, игра на свирели требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. На пальцах располагаются нервные окончания. Их массаж отвечает за работу разных внутренних органов. При игре на свирели надавливание на кончики пальцев происходит постоянно и при этом без зажатия и напряжения. Кроме того, всем известно, что мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности. Следовательно, можно заявить, что игра на свирели сделает вашего ребенка умнее. Обучение игре отлично развивает память и внимание, соответственно – ваш ребенок будет, более успешным.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что получая удовольствие от игры на свирели, ваш ребенок будет меньше болеть, существенно укрепит свой иммунитет и станет умнее и успешнее в последующей жизни.

Источник

Здоровье детей, играющих на свирели.

Л. Ю. Смирнова,
Почетный работник общего образования,
зам. директора по УВР и
учитель музыки высшей категории,
МОУ СОШ № 31 г. Вологды

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом.1

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения. 2

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние.3

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Читайте также:  Чай с имбирем и лимоном польза и как пить

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений. 4

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны. 5

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности.6

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дизгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1) свирели легко держать в руках;

2) отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие – пальцами правой руки;

3) звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту».7

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей).8

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается – человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание. 9

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мунштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»).10

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей.11

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мунштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука.12

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Читайте также:  Польза в 12 для волос

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения. 13

hello_html_34cde2d6.jpg

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ №31 «г. Вологда ( руководитель Смирнова Л.Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

Список литературы

1.Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

2.Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

3. Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

1Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

2Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

3Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

4Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

5Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

6Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

7Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

8Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

9Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

10Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

11Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

12Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

13Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

Источник

Вам надоело плясать под чужую дудку? Научитесь играть на своей!

В этой статье я расскажу о преимуществах, которые откроются вам, когда вы будете играть на свирели.

Преимущество 1 – Приобщаемся к исконно-славянской культуре

Вокруг древней славянской флейты свирели в настоящее время сложилась странная ситуация. Все о ней слышали – но никто её не знает. О свирели сложены сказки и песни.

На свирели играл Лель – https://god-svadbi.ru/stat/slavyanskie-bogi.htm

Современная свирель, усовершенствованная в середине XX века мастером Дмитрием Деминчуком, шагнула далеко вперед от простой народной дудочки с шестью дырочками. Это универсальный музыкальный инструмент, которому подвластны многие жанры и стили: от дворцовой музыки барокко до эмоционального и прихотливого джаза. Конечно, наигрыши и обработки народных мелодий остаются во главе свирельного репертуара.

Современный репертуар на древнем русском инструменте – Баллада Оскара Петерсона “He has gone” (“Он ушел”). Исполняет ансамбль “Весенняя свирель”.

Преимущество 2 – Развиваем дыхание

Основа основ духового исполнительства – развитие дыхания. Обучение игре на свирели мы всегда начинаем с дыхательных упражнений. Как известно, это не только способствует общему оздоровлению организма, но даже медицински показано при заболеваниях дыхательных путей.

Преимущество 3 – Музицируем с близкими

Разделите удовольствие от игры на свирели с близкими! Мы рекомендуем проходить обучение со своими родными. Вместо телевизора, вместо монитора компьютера – соберитесь вокруг нотной страницы, и творите музыку!

Когда в ансамбле играют вместе братья и сёстры, родители и дети – это учит их понимать и чувствовать друг друга без слов, способствует взаимопониманию, прекрасной дружбе, основанной на общем интересе.

Концерт семейного ансамбля – вся семья на сцене!

Преимущество 4 – Удивляем друзей

Свирель – инструмент несложный для освоения. Взрослый человек, даже при отсутствии музыкальной подготовки, может в течение месяца уже пристойно исполнять несколько любимых мелодий.

Не прячьте это умение от коллег и друзей! Поверьте, исполнение приятной мелодии, сольно или под «минусовку», станет большим сюрпризом на дне рождения друга или на корпоративе, и запомнится надолго как часть яркого праздника.

Свирель – виртуозный концертный инструмент!

Преимущество 5 – Играем на природе

Если вы фанат туристических походов – не забудьте взять свою свирель! Большое преимущество свирели перед многими музыкальными инструментами – её компактность и неприхотливость.

На природе звучание свирели особенно органично. Ведь это именно те условия, в которых она когда-то зародилась. Однажды я играл на свирели у реки. Звук мягко стелился по воде и, поддерживаемый по сторонам зарослями ивы, лился привольно вдоль русла реки. Удивление и восторг – вот впечатление случайных свидетелей того “концерта”.

Свирель отлично звучит в дуэте с гитарой. Выучите несколько мелодий бардовских песен, и вы будете желанным гостем у вечернего костра.

Послушайте музыку нашего друга, замечательного гусляра Кирилла Богомилова, где гусли идеально сочетаются с голосом свирели!

Читайте также:  Польза от крупного рогатого скота

Резюме

Свирель – инструмент, игра на котором легка и приятна, а обучение не требует долгого времени и чрезмерных усилий. Главное – правильно выбрать наставника!
“Весенняя свирель” умеет играть и умеет учить. Подарите себе музыку!

Источник

Автор: Сорокина Вера Владимировна

В эпоху быстрых перемен, подобных нашему времени, обществу необходим человек, который чувствует себя сильным и уверенным, умеет решать проблемы творчески .Задача школы в воспитании подрастающего поколения -развитие гибкости и независимости мышления, вере в свои силы, готовности пробовать и ошибаться ,находить нужные и правильные решения. Для достижения подобных целей одно из лучших средств – музыкальное творчество ребенка, игра на музыкальном инструменте.

Один из самых простых музыкальных инструментов из группы духовых, которым можно овладеть в начальной школе – свирель. Природа, несмотря на все усилия цивилизации, предоставляет нам возможность попробовать поиграть на свирели, как когда-то на этом инструменте мог играть каждый пастушок. На начальном этапе обучения игре на свирели дети могут исполнять музыкальные произведения не зная нотной грамоты. Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху ,а также наблюдая за руками учителя. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети приходят к системе нот естественно ,через звуки ,а не наоборот, через систему знаков – к музыке.

Раскрыть мир волшебных звуков свирели никогда не поздно ,но наиболее эффективно проводить обучение в младшем школьном возрасте ,в возрасте 6 – 12 лет.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей. Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков можно на уроках музыки и на занятиях дополнительного образования.

Игра на свирели не только обогащает музыкальные впечатления детей ,но и развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма .Этот вид деятельности требует терпения ,усидчивости для развития необходимых исполнительских навыков. Вследствие этого развивается воля ,стремление к достижению цели, дисциплина, поскольку заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов .С тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. В отличие от героев спорта это воспитание характера без риска травмы.

Приобщение детей к исполнению музыки в школе помогает раскрыть перед ними прекрасный и удивительный мир звуков. По словам Карла Эрнста «обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний». Свирель является индивидуальным инструментом, который каждый ребенок после урока может взять домой. Количество времени, отводимое на занятия музыкой увеличивается, а значит и улучшается результат игры на инструменте.

Играя на свирели, ребенок развивает и математические способности .Попадая на нужные отверстия ,он манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Неслучайно профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка и язык – близнецы братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Дети, играющие на свирели или скрипке ,пианино или валторне лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова ,быстрее усваивают грамматику. К примеру, фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Игра на свирели приучает делать несколько дел сразу и ориентироваться в нескольких одновременных процессах. Так, играя по нотам с листа ,ребенок делает сразу несколько дел – помнит, что он уже сыграл(прошлое),думает о том, что нужно будет сыграть (будущее) и контролирует то, что делает в этот миг. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Хорошо играть на этом инструменте – значит правильно дышать, а дыхание, в свою очередь, заставляет работать диафрагму. Это также и дыхательная гимнастика, которая значительно облегчает заболевания дыхательных путей .Закрывая пальцами отверстия на свирели, ребенок разрабатывает моторику рук, что положительно сказывается на работе полушарий мозга.

В ходе музыкальных занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим. Решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе .Сам коллектив становится добрее, дружнее ,интереснее. Благодаря свирели, расширяется возможность творческого мировоззрения ребенка.

Ведь творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность.
Игра на любом музыкальном инструменте и на свирели в частности влияет на формирование вкуса, способствуя становлению характера, норм поведения, обогащая внутренний мир человека яркими переживаниями. Уроки игры на свирели – познавательный многогранный процесс, который ,несомненно, является частью большого и очень важного дела – становления Человека.

Почтовая рассылка

Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Источник