О пользе эбру для детей

О пользе эбру для детей thumbnail

Наталья Лаушкина
Эбру — обыкновенное Чудо.

В последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.

Одним из видов Арт-терапии является изотерапия.

Изотерапия развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

А теперь о чуде! Нет человека оставшегося равнодушным впервые увидев рисунки на воде – эбру.

О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде».

Вода — это самое интересное и непредсказуемое вещество на земле. Она дает жизнь, она же ее иногда забирает… Вода живет своей жизнью, имеет память и свой характер… Эбру это больше чем просто искусство — это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра….

Техника создания эбру начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор, который сгущает воду.

А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги, она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку нравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести на бумагу.

Для взрослых людей, это не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а так же один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время.

В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества.

Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного клиента. Рисунки являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации.

В условиях детского сада психолог может использовать эбру как для работы с педагогами, так и с детьми. Развивающие занятия на воде эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на воде, ребёнок быстрее осваивает цвета, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на воде можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, координацию движений.

Занимаясь рисованием на воде, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно для детей с двигательной расторможенностью – не спеша.

Эбру – это просто, естественно и приятно!

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Рисуя различные сюжеты, ребёнок может отразить различные трудности в своей жизни. Например, эмоциональную неустойчивость или свои страхи.

Эбру – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином своего творения и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В рисовании на воде идет борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Формы и варианты эбру терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать эбру в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Читайте также:  Можно ли отказаться от наследства в пользу своего сына

В. В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е. С. Слепович —проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Эбру – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таком рисовании все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Один раз, побывав на занятии песком – дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной умелости и зрительно – двигательная координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Для того, чтобы заняться эбру,необходимо приготовить следующие материалы и инструменты:

Вода, используемая при создании рисунков эбру, должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её поверхности. Необходимую вязкость воде придает китре – вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат. Astragalus, произрастающей на юге и юго-востоке Турции. Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли, который продается в виде порошка.

Краски для эбру очень жидкие по консистенции. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Можно приобрести готовые краски, а можно приготовить их самостоятельно из сухого пигмента.

Лоток для раствора. Прямоугольная емкость любого размера. (Размер бумаги должен соответствовать размеру выбранного лотка).

Специальная бумага для эбру, бумага для акварели.

Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса, ручки – из стебля розы.

Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы.

Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона

Эбру стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Эбру – это необычное искусство создания картин даже для тех кто не умеет рисовать.

Эбру – это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Эбру развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга.

Эбру- даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

С помощью эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Статья подготовлена по материалам Сандаковой О. Д., Паномаренко А. и др., взятыми из свободных интернет-источников.

Источник

Что дают занятия эбру?

  • успокаивают и очищают ум;
  • возвращают в момент ” здесь и сейчас”;
  • снимают напряжения в теле;
  • отвлекают от суеты;
  • дают отдых глазам и развивают мелкую моторику рук.

Эбру — искусство рисования на воде.

Эбру — это всегда праздник.

Это искусство, которое отражает ваш внутренний мир. И он прекрасен.

Эбру — это древнее восточное искусство. Это рисование на воде особенными красками.

Краски не смешиваются с водой, а свободно перемещаются по поверхности.

Увлекательное занятие, вдохновляющее на новые свершения и достижения в вашей сфере деятельности.

Эбру не оставит равнодушными взрослых, а детей радует и восхищает. Картина, нарисованная на воде, украсит интерьер вашего дома или станет неповторимым подарком для ваших друзей.

Восточное искусство эбру насколько привлекательно, настолько и загадочно. Есть различные версии появления различных артефактов в разных странах. Например, на Алтае обнаружен кусок кожи с переведённым на него рисунком в технике эбру возрастом 2500 лет. В настоящее время искусство эбру очень активно возрождается в Турции. Мастера Гарип Ай, Эрхан Бурсан проводят обучение, выставки и выступления в различных странах и городах.

Рисуем на воде, загущённой смолой колючки гевен. Наносим различные краски на воду и меняем узор припомощи различных техник и приёмов. Получившийся рисунок переводим на бумагу или ткань. Перевод рисунка на бумагу всегда сопровождается возгласом удивления и восхищения. Возвращает взрослых в детство, а детям даёт повод стремиться отобразить на воде тут же возникающие замыслы и идеи. Рисунок можно также перевести на деревянную или керамическую заготовку, на игрушку, на заранее приготовленную поверхность кожи или другой материал.

Узор зависит не только от настроения, освещения, спокойствия того, кто рисует, но и от неповторимой атмосферы, которую привносит сочетание красок на поверхности воды. Вода успокаивает, помогает войти в состояние творчества, в то же время позволяет следить за движением и изменением картины непрестанно. Движение красок завораживает, увлекает, отвлекает от “внутреннего диалога” мыслей. Но в то же время по пршествии занятия, рождаются новые идеи не только для рисования, но и для своего основного дела. Эбру очень подходит для профессионалов своего дела, т.к. даёт креативные идеи и вдохновение.

Читайте также:  Вред и польза рентгеновское излучение

Конечно, прежде чем современные дети успокоятся, необходимо вывести влияние мультиков-гаджетов-телефонов, и сделать это бывает подчас нелегко. Зато взрослые и очень серьёзные люди получают удовольствие в моменте “здесь и сейчас” практически сразу. Рисунок неповторим, и это для нас, для людей, привыкших к сканированию и копированию является своего рода новой характеристикой творчества.

Само состояние, которое даёт занятие рисование на воде, очень ценно. Музыка для занятий подходит различная — это и органная, игра на дудке, на арфе и на фортепиано. Заниматься эбру можно и дома, и в школе, и на дне рождения.

Психологи и арт-терапевты используют занятия рисования на воде для своих мероприятий и консультаций.

Прекрасно, что рисование на воде становится всё более популярным. Чем больше детей будут заниматься творчеством, а не сидеть возле телевизора или планшета, тем более разумными и толковыми вырастут наши дети. Ведь творчество всегда способствует возникновению новых идей, совместной радости и игре.

Источник

    Могильченко Оксана Анатольевна/  Mogilchenko Oksana Anatolievna

    Воспитатель  ГКУ ЦССВ «Сколковский»

         Департамента труда и социальной защиты населения

                                             города Москвы

«ЭБРУ»  –  ИСКУССТВО РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ  

   ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

    С    ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ   

        Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

                   музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                             (Василий Александр Сухомлинский/

                                                             Vasili Alexandrovich Sukhomlinsky ) 

                       Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена особенностью  воздействия ЭБРУ (рисование на воде) на ребёнка без насилия над личностью, показывая необходимость самостоятельно понимать и решать свои проблемы.

У ребёнка в процессе рисование на воде начинают согласовываться чувства, логическое мышление, память, движение и в конечном итоге, ребенок успешно интегрируется социальном  в обществе.[1;2 ]

Abstract: the relevance of the topic chosen due to the impact of feature Ebru (drawing water) to the child without violence against the person, showing the need to independently understand and solve their problems.

The child in the process of drawing on the water begin to consistent feelings, logical thinking, memory, movement and, ultimately, the child is, successfully integrating a social society

Ключевые слова: арттерапия, эбру, эстетическое восприятие, гармонизация личности, нетрадиционные техники рисования.

Keywords: art therapy, ebru, aesthetic perception, harmonization of personality, non-traditional painting techniques.

   Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, их реальному миру. Таким образом, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.[2;3] Эта статья о детях, которые от нас убегают, прячутся, а порой  ищут защиты. Также речь пойдет о  непоседах, постоянно суетящихся, о неумолкающих «птичках –говорунах» и «молчунах – партизанах», бросающих на вас свой недоверчивый  взгляд. О детях, которые ведут себя  очень тихо, и о тех, которые, летают и постоянно кружатся сами с собой в только для них одних понятном вальсе.[4;3]

  Помню, как однажды я гуляла по городу и увидела здание, огороженное   огромным забором зеленого цвета и за этим  забором стояли дети ,которые начинали со мной беседовать. Подойдя к ним, я поняла что это дети «особенные». Прекрасные ребятишки, разные по возрасту и развитию, разные по характеру и темпераменту, смотрят своими большими глазёнками и ждут от тебя ласки и тепла. В  то время я ещё не знала, что судьба сведёт меня с детьми с ограниченными возможностями.  Не думала я, что мне не просто придётся за ними наблюдать со стороны, а отдавать им частичку своего сердца, своей души, делиться с ними своими знаниями и умениями каждый день на протяжении вот уже 9 лет. Я долго думала о том, как и чем занять  детей в свободное от учебы время, чем удивить этих ребят. И тут меня озарило: надо увлечь их таким занятием, которое будет им интересным , найти ту точку соприкосновения, которая будет близка детям.  Мы решили заняться рисованием. Рисование является одним из важнейших средств познания  мира и развития эстетического восприятия. [5;3] Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает  ребенка от рисования. Ведь любое  нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.

  Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных  методик (арттерапии). Использование в изобразительном искусстве нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.[5;5]

Читайте также:  1 день на воде польза

  Главная цель арттерапии – гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно интегрировать его в обществе.  Арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

    Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией арттерапии и артпедагогики на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.

Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является Эбру.

Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Рисование на воде – особый творческий процесс, заставляющий с трепетом  наблюдать за происходящим. Без особого труда  даже дети имеющие ограничения по  здоровью  могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется  им на память! «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага» – так по – разному называют искусство ЭБРУ в странах Востока. Зародилось  Эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам, и здесь оно получило широкое распространение.[1;4] По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно — Эбру появилось на Востоке. Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, но и   один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования Эбру не требуется никаких выдающихся  способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает нечто  красивое. Тайна Эбру заключается в том, что тот, кто занимается данным видом  искусством, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковые  картины просто невозможно!

Как помогает детям  творчество рисование на воде «Эбру»

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

 Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключаться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность – созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Затем  были совместные рисунки детей и их родителей, ведь ребятам хотелось не только показать умения, но и научить, своих близких рисовать без подобным образом. Когда накопилось достаточное количество работ, мы  сделали выставку  и оформили  альбомы юных художников, устроили мастер классы для педагогов из других групп и их воспитанников . А как приятно слышать  восторженные отзывы о детских рисунках! Как приятно видеть как дети и видеть, как дети гордятся своими успехами  и обретают веру в собственные силы и возможности! И самое дорогое для меня детское «Я сам нарисовал! Я ещё много нарисую!» Как тут не вспомнить в слова великого классика Федора Михайловича  Достоевского (Fyodor Mikhailovich

   Dostoevsky) о том,  что  «красота спасёт мир!». А я бы ещё добавила, что красота спасёт не только мир, но и человечество, веру человека в самого себя, в свои силы! 

                              Литература

  1. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65
  2. Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010
  3. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.
  4. Исханов, С.В,.Система диагностико – корррекционной работы с аутичными дошкольниками.–Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», – 208с.
  5. Янушко, Е.А., Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозайка- Синтез, 2006.-64с.
  6. Цквитария,Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
  7. Медведева, Е. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.

Источник