О пользе конструирования в детском саду

Котова Светлана
Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Значение

конструирования

в развитии детей

дошкольного возраста

Дошкольный возраст-благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности.

Ребенок — настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание ребенка не только рассматривать предметы,но и действовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов, экспериментировать. Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей.

Конструирование — это практическая деятельность детей, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Значение конструированияв формировании личности ребенка:

• формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания;

развивает пространственное воображение, гибкость мышления;

•формирует эмоционально-волевые качества: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели;

• способствует формированию обобщенных представлений о предметах, о существенных связях и зависимости между отдельными предметами и явлениями; обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки; самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами;

• помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы;

• готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству;

• способствует развитию речи.

Для развития речи и мышления ребенка начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.Например: через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание «молний», пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности

Таким образом, я считаю, что конструированию должно отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №4 детский сад «Звёздочка»

Воспитатель высшей категории: Николаева Т. В.

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,

является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный

неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему

ребенку – его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов

мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое

пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек,

коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование – пустое развлечение или полезная,

развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических

процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1  Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2  Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на

некоторый образ того, что получится.

3  Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных

деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных

действиях – развивается также и речь ребенка, расширяется его

словарный запас.

4   Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику,

глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5   К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как

усидчивость, внимательность, самостоятельность,

организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6   А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 – 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с    материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

Читайте также:  Если польза от применения превышает риск

К 3 – 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В

этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому,

дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки

соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это

позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла “подросла”, и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река “разлилась”, и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть

очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе

заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия.

Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической

точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный

строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной

формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих

пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным

возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного

возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру

постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у

некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например

цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному возрасту конструирование становится

самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как

возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более

сложными и интересными, в них используется большее количество

разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в

сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные

королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий

вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство

уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не

заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!!

Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании

окружающей действительности, они способны дать элементарную

эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно

поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,

привлекать внимание детей к архитектурным и художественным

достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни,

маяки).

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям

познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора.

Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему

другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.

Игры со строительным материалом

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования

мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта

(действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные о различной форме, величине, цвете предметов), координации

движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию

сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться

результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат

действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой

стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают

свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой

вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому

самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании

существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1 Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно

как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у

ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете

быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не

строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное

выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо

правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке

кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из

коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь

постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2 Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов,

например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь

возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком

способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает

он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и

навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш

Читайте также:  Есть ли польза в сперме для женского организма

строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские

способности, а более важная сложная сторона – творческие способности –

останется на примитивном уровне.

3 Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих

силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не

только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать

подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою

ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в

собственных силах.

4 Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с

постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент

называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь

малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые

«будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда

постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5 Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не

будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы

ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые

игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета,

размера.

6 При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по

своему усмотрению последовательность проведения игр, так как

последовательность предполагает нарастание степени сложности

конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный

переход от простого к сложному.

Вывод.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут

вашему ребенку развивать:

· мелкую моторику;

· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов

в пространстве и относительно друг друга;

· воображение;

· творческие способности;

· узнать много нового;

· совершенствовать элементарные технические умения;

· активизировать словарь.

Картотека игр по конструированию

(младший дошкольный возраст)

  1. «Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. – Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

2 «Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры.  приносим набор пластмассовых домашних животных и предлагаем построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

  1. «Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

4 «Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал: кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

5 «У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

6  «Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал: кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. – Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

7 «Складываем фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. 

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры:

Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

8 «Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Читайте также:  Какая польза и вред от соли

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры:Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

9 «Лесенка для черепашки»

Цель: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. В группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

Источник

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья «Роль конструирования в жизни дошкольников».

Одним из наиболее любимых занятий ребенка, является конструирование. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности. Конструирование способствует развитию образного мышления. При работе с конструктором у ребенка развивается мелкая моторика, глазомер. Самое главное конструирование предоставляет большие возможности для развития

фантазии и воображения детей.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Конструирование в жизни детей дошкольного возраста способствует развитию и совершенствованию их  речи, так как в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как  «широкий – узкий; высокий – низкий; толсты – тонкий; справа – слева; вверху – внизу».  

Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, — до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста.

Ранний возраст (2-3 лет).

На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно – отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота…). Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет).

Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.Роль игрушки в этом возрасте по прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя.Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме. Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (например, все стороны куба одинаковы по форме, поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).Овладевают двумя способами простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, настраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждая тема должна быть представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями.

Конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность – в новых знаниях об окружающем мире.

Источник