О пользе лфк для детей
Библиографическое описание:
Максимова, Ю. И. Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка / Ю. И. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13262/ (дата обращения: 16.10.2020).
Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здоровой жизни на долгие годы вперед.
Ключевые слова:ЛФК, упражнения, развитие, ребенок, комплексы упражнений.
«В здоровом теле –здоровый дух».
Децим Юний Ювенал
Организм ребенка отличается от взрослого целым рядом существенных особенностей. Важнейшей особенностью детского организма является его бурный рост и развитие. Бурные темпы развития ребенка определяются не только генетическими, наследственными факторами, но и теснейшим образом связаны с условиями внешней среды. Зависимость роста и развития детского организма от условий, в которых растет ребенок, также составляет существенную особенность детского возраста. Важнейшим компонентом в гармоничном развитии ребенка, наряду со здоровым полноценным питанием, рациональным режимом, достаточным количеством сна и частым пребыванием на свежем воздухе, является забота о двигательном развитии.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и необходимо для его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор — этим объясняется высокая эффективность разнообразных методик и форм проведения занятий, основанных на общем воздействии на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Физические упражнения создают новые условно — рефлекторные связи, которые быстро образуются благодаря высокой пластичности высшей нервной деятельности и интенсивности восстановительных процессов в детском возрасте. Существенный фактор действия физических упражнений — повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов. В данной статье мы рассмотрим влияние лечебной физкультуры на организм ребенка.
Лечебная физкультура — это один из факторов огромного воспитательного значения. Занятия физическими упражнениями способствуют организации детского коллектива, вносят элементы дисциплинированности в поведение детей, повышают их настроение, а также эмоциональный тонус.
Лечебную физкультуру можно применять в самых разнообразных ее формах и методиках. ЛФК в детском возрасте следует рассматривать, прежде всего, как широкий комплекс разнообразных средств физической культуры. К ним должны относиться не только физические упражнения, но и организация всего двигательного и гигиенического режима, использование методов закаливания, трудовые и педагогические процессы, а также массаж, который в детском возрасте является органической частью профилактической и лечебной гимнастики. Лечебная физкультура нормализует и улучшает процессы обмена веществ, предотвращает деформацию опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии и т. д. Кроме того, регулярные занятия ЛФК препятствуют возникновению у детей таких распространенных заболеваний как: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т. д. Важность лечебной физкультуры в детском возрасте также обусловлена тем, что длительное заболевание может привести не только к отставанию в росте и развитии, но и к функциональным нарушениям, поэтому своевременно начатые занятия лечебной физкультурой помогут избежать всех этих проблем.
Основное средство ЛФК — физические упражнения, которые разделяются на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание…), подвижные и спортивные игры. Использование при проведении физических упражнений естественных факторов природы — солнца, воздуха, воды — повышает их эффективность и способствует закаливанию.
Отличительной чертой ЛФК для детей является большое количество игровых упражнений. Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре исходя из возраста ребенка, уровня его развития, специфики психики и моторики.
Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, происходит стимуляция деятельности всего организма ребенка. Благодаря лечебной физкультуре усиливается обмен веществ, уменьшаются воспалительные процессы, ускоряется заживление ран, происходит нормализация нарушенных функций организма, увеличение его адаптационных возможностей. Кроме того, вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила мышц, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Также лечебная физкультура положительно влияет на дыхательную, сердечно- сосудистую системы и координацию ребенка.
Для того, чтобы лечебная физкультура привела к положительному результату, заниматься ею необходимо регулярно и, разумеется, под присмотром специалиста, постепенно физическая нагрузка должна увеличиваться. Уровень нагрузки зависит от возраста ребенка, особенностей заболевания, физической подготовки и самочувствия. Физические упражнения должны вызывать у ребенка интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Специалистами разработаны различные комплексы физических упражнений в зависимости от заболевания ребенка и его возрастной группы. Занятия необходимо проводить ежедневно или через день, при этом важную роль играет систематичность. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально, в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка. Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из десяти-двенадцати простых упражнений, темп их выполнения может быть различным — от медленного до интенсивного, в программу занятия обязательно должны входить дыхательные упражнения. Продолжительность одного занятия в среднем должна составлять двадцать минут. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, упражнения должны периодически обновляться. В зависимости от состояния ребенка во время занятий физические упражнения можно корректировать.
Физические упражнения — это целостные или изолированные дозированные мышечные движения, специально подобранные с лечебной, педагогической и профилактической целью. Они делятся на специальные и общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения будут зависеть от диагноза.
К общеразвивающим упражнениям относятся:
– упражнения для различных групп мышц из разных исходных положений.
– упражнения прикладного характера: различные варианты ходьбы, легкий бег, прыжки, лазание и т. д.
– упражнения для формирования правильной осанки.
– спортивные упражнения: плавание, велосипед, ходьба на лыжах и т. д.
Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здоровой жизни на долгие годы вперед.
Литература:
1. В. А. Епифанов. Лечебная физическая культура. Справочник, 1987 г.
2. Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — 2 изд. — М.: АРКТИ, 2007 г.
3. О. Н. Моргунова. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
4. А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. Осанка и физическое развитие детей. С.-Пб.: Речь, 2001 г.
5. Г. В. Хухлаева. Занятия по физической культуре с детьми 2–4 лет. 1992 г.
Основные термины (генерируются автоматически): лечебная физкультура, упражнение, детский возраст, организм ребенка, детский организм, занятие, ребенок, здоровая жизнь, особое значение, правильная осанка.
Источник
Адекватная физическая активность — неотъемлемое условие, необходимое для правильного развития организма. ЛФК может использоваться как для коррекции уже проявившихся отклонений, так и для их профилактики.
При многих заболеваниях комплекс, подобранный с учетом особенностей конкретного организма, при регулярном выполнении оказывает лечебный эффект, не уступающий результатам медикаментозного воздействия. А при проблемах с опорно-двигательным аппаратом порой является единственным средством, способным привести к полному восстановлению.
Плюсы от занятий ЛФК
Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:
- сформировать осанку;
- развить мышечный корсет спины;
- обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
- устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
- скорректировать плоскостопие;
- нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.
ЛФК оказывает позитивное влияние на детей, страдающих заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, проблемами с пищеварением и ожирением, нарушениями в развитии или травмами опорно-двигательного аппарата.
Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.
Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям. Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.
Особенности детской ЛФК
При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:
- возраст;
- уровень развития мелкой моторики;
- психическое состояние;
- общее физическое состояние.
Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.
Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.
Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:
- кривошея;
- плоскостопие или косолапость;
- ДЦП.
Важно!
Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.
Противопоказания
Абсолютными противопоказаниями к назначению ЛФК считаются следующие состояния:
- острые заболевания;
- декомпенсированный порок сердца;
- нарушения сердечного ритма;
- кровотечения;
- злокачественные образования.
Если ребенок заболел, у него наблюдается жар и общее недомогание, занятия следует отложить до момента выздоровления.
Разновидности упражнений
Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:
- предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
- нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.
При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.
В дополнение различают следующие виды движений:
- дыхательные;
- рефлекторные;
- координационные;
- растягивающие;
- расслабляющие;
- коррегирующие.
Важно грамотно комбинировать все виды упражнений для гармоничного развития организма ребенка.
Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.
Правила при занятиях ЛФК
Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:
- постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
- отсутствие боли при движениях;
- проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
- занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
- разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
- приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.
Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.
Например, при кифозе показано растяжение грудной клетки и укрепление плечевого пояса, а при сколиозе гимнастика должна быть направлена на работу с позвоночным столбом и создание поддерживающего его корсета.
Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.
Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей
Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:
- установка правильного положения тела;
- ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
- ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
- поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
- попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
- стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
- из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
- приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
- подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
- подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
- лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
- по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
- прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
- лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
- стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
- поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
- выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
- ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.
При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.
Упражнения при плоскостопии
Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:
- разминка;
- ходьба на носках;
- ходьба на наружном крае стопы;
- ходьба с поджатыми пальцами;
- удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
- ходьба по гимнастическому бревну.
Особенности упражнений для детей разных возрастных категорий
Если речь идет о младенцах, начинать и завершать занятия рекомендовано поглаживаниями, желательно не забывать про них и между подходами. При работе с маленькими детьми должны активно использоваться рефлекторные упражнения. К ним относятся такие приемы, как:
- действия, вызывающие ответное движение пальцев ребенка: нажатие на подошву у основания пальцев и поглаживание наружной стороны стопы по направлению к пятке;
- действия, приводящие к выпрямлению позвоночника: проведение пальцами вдоль столба по направлению к голове позвоночника;
- стимуляция ползания.
Для тех, кто старше 3 месяцев, в комплекс добавляют пассивные движения, а именно:
- сгибание и разгибание рук и ног;
- скрещивание и разведение рук;
- перевороты на живот и обратно;
- поощрение ребенка тянуться за игрушкой.
Важно: все комплексы упражнений должны выполняться только после консультации с педиатром, неврологом и ортопедом. Несмотря на кажущуюся легкость и незначительность, неграмотное воздействие может навредить ребенку.
Активные упражнения включаются, когда ребенок начинает учиться стоять и ходить. До 1,5 лет рекомендованы индивидуальные занятия. Для детей старшее желательны групповые программы.
Численность групп не должна превышать 6 человек.
Занятия с детьми школьного возраста и старше должны включать в себя дыхательные и расслабляющие упражнения. Обязательно наличие игровых моментов, повышающих заинтересованность.
Количество упражнений и число повторов каждого из них во многом зависит от возраста ребенка. Так, составляя программу занятий, важно помнить, что дети младшего возраста, несмотря на свою высокую активность, быстро утомляются, поэтому не смогут выполнять зарядку длительное время. Для школьников младших классов рекомендованы занятия максимальной продолжительности, а подросткам следует подбирать более сложные, но и более короткие комплексы.
Источник