О пользе молчания и вреде празднословия

О пользе молчания и вреде празднословия thumbnail

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании
и предостерегали от многоглаголания.

Преподобный
Амвросий наставлял:

«Благое говорить – серебро рассыпать, а
благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом
раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила
благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу
положить благоразумное молчание, то молчание одно
перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за
которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по
страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это
брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

Преподобный Варсонофий
Преподобный Варсонофий

Преподобный
Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви,
ответьте без всякой раздражительности, не показывая
угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить
самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и
живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто
мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы,
рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы
сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в
этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих
дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от
самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы
произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения
молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы
сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо
молчание. Иногда даже простое незначительное слово может
нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как
она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего
постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах.
Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя
имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех
искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может
удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от
множества мучительных прилогов и следующих за этими
прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери
ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей
освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших
прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и
уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей
отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и
неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным
чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении
друг с другом. Это оговаривание и пустословие может
обратиться в привычку».

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы
предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный
Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть
вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство,
несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является
смертным грехом, потому что от него бывают гибельные
последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный
грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство
ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством,
грабительством и т.д., – а оттого, что от него
бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по
тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже
многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно
удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание
плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже
многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого
вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению
подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит
весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания,
пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и
в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое
скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов
своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.
12: 36–37).

Источник

Что такое празднословие? Может ли православный быть общительным? Можно ли говорить о третьем лице без осуждения? Как отучить другого ругаться матом? За какие слова мы дадим ответ на Страшном суде? Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в интервью телевидению Саратовской митрополии отвечает на вопросы о грехе празднословия.

Вед.: Здравствуйте! «Молчание — золото», ― тот, кто следует этой народной мудрости, не подвержен греху празднословия. Так ли это, узнаем сегодня у Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка, что же такое грех празднословия?

Митрополит Лонгин: Празднословие — привычка, которая свойственна очень многим людям. Думаю, что и мы с вами не всегда можем ее избежать, когда говорим о том, что нам не полезно. Наверное, самый яркий пример этого греха — осуждение окружающих нас людей. Мы часто и с большой легкостью, с желанием, начинаем осуждать тех, кто нас окружает. Все мы время от времени даем друг другу поводы для этого. Но надо знать, что ни нам самим, ни тем, о ком мы говорим, кого осуждаем, это никакой пользы не приносит. В результате получается, в самом прямом смысле, празднословие, то есть праздные разговоры, не приводящие ни к чему.

Празднословие не только бесполезно, но еще и очень вредно для каждого из нас. Осуждая или просто болтая без смысла, мы как бы «выстужаем» наше сердце и нашу душу. Святые отцы, говоря о празднословии, часто употребляли это понятие. Это как дом с открытыми окнами и дверями в мороз — там не может жить ничего доброго. Поэтому и в сердце человека, который постоянно празднословит, со временем образуется пустота, которая не дает вселиться в это сердце ничему хорошему, доброму. Кроме того, такой человек постепенно привыкает видеть во всем и во всех только плохое. Плохого действительно много в нашей жизни, но хорошего все-таки больше. Человек празднословящий об этом забывает.

Читайте также:  Масло сливочное детям польза и вред

Вед.: Владыка, а грешит ли человек, который говорит о добре, любви, милосердии и прочих добродетелях?

Митрополит Лонгин: Если человек, который говорит об этом, сам пальцем не двигает к тому, чтобы приобрести эти добродетели, то, наверное, грешит. Хотя, конечно, говорить о добре, милосердии, любви гораздо лучше, чем о чужих грехах.

Вед.: Владыка, а вообще может ли православный человек быть общительным? Не грешно ли это?

Митрополит Лонгин: Нет, ни в коем случае. И может, и должен, потому что в общении с людьми мы воспитываем себя, свои чувства. В конце концов, общаясь с другими людьми, мы можем говорить о самом главном — о Боге.

Вед.: Владыка, нам пришло множество вопросов. Пишет нам Алла: «Одна моя знакомая почти в каждом разговоре со мной жалуется на своих близких и сослуживцев. Сочувствовать — значит, поддерживать ее в осуждении. Говорить, что нужно любить и прощать — получается, я указываю ей на грехи. Начинаю избегать общения с ней. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить?»

Митрополит Лонгин: Наверное, надо выражать сочувствие, но не самому факту осуждения, когда человек слышит о ком-то плохие вещи и поддакивает: «Да-да, действительно». А должно быть сочувствие состоянию человеческой души, которая видит только плохое, или которая подавлена тем плохим, которое объективно встречается в нашей жизни. Сочувствие в этом плане нужно и, я думаю, полезно. Конечно же, утешать человека надо. Так бывает, что человек, будучи как бы «погребенным» негативными впечатлениями, эмоциями, приходит к мысли, что вокруг все ужасно, плохо и ничего хорошего, даже луча света в этом темном царстве, не существует. Это не так, и человека надо постараться в этом переубедить, пытаясь показать какие-то добрые примеры, в том числе, примеры добрых чувств в окружающих нас людях. Обязательно нужно попытаться пробудить в человеке христианское отношение, правильные христианские чувства к чужим недостаткам и вообще ко всему плохому, что встречается в этой жизни. И первое из таких чувств — это снисходительность и жалость. Ведь человек, который все время осуждает, чаще всего очень требователен к окружающим, достаточно жесток по отношению к ним. А христианское отношение — это, прежде всего, жалость и сострадание. Когда они есть у человека, он спокойнее относится к недостаткам других.

Вед.: Как у Достоевского: «Простить — значит, понять». И в Евангелии: какой мерою меряете, такой и вам отмерено будет (ср: Мк. 4, 24).

Митрополит Лонгин: Совершенно верно. Главное, откуда можно научиться отношению людей между собой,— это, конечно, Евангелие. Вот почему очень важно стать христианином, чтобы разбираться в том, что происходит вокруг тебя.

Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Алексей: «Является ли осуждением разговор двух о третьем лице, если говорится объективно, то есть правда о его негативных поступках, просто констатируется факт?»

Митрополит Лонгин: Для чистоты эксперимента нужно, чтобы рядом был третий ― тот самый человек, о котором говорится. Тогда это будет абсолютно безгрешно и действительно по-евангельски: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Практически невозможно человеку удержаться в рамках объективности в той ситуации, которая описывается в этом вопросе. Всегда начинаются какие-то оценки, сравнения, и самое первое сравнение, которое приходит человеку в голову —с самим собой. И следующая мысль: «Я все-таки получше немножко». И тут уже недалеко до известного евангельского персонажа с его словами: несмь якоже прочии человецы — я не таков, как другие люди (Лк. 18, 11) . Поэтому объективность и, тем более, бесстрастность здесь практически недостижимы.

Вообще лучше никого не осуждать, не оценивать, если только это не является твоей работой. Если ты, скажем, начальствующий, то конечно, если твой подчиненный никуда не годится с профессиональной точки зрения, то ты не можешь закрывать на это глаза и делать вид, что все в порядке. Тогда ты уже грешишь больше, чем этот человек. А во всех остальных случаях, я думаю, надо как-то очень мягко, спокойно относиться к этому.

Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Лидия: «Уважаемый Владыка! Как отучить мужа ругаться матом? Мне кажется, он не совсем понимает отрицательную сторону или даже пагубность такой речи».

Митрополит Лонгин: Очень сложный вопрос. Я, честно говоря, с  трудом себе представляю, как это можно сделать. Прежде всего, нужно постоянно напоминать человеку о том, что это нетерпимо, плохо, что выражаться матом, особенно при женщинах, детях ни в коем случае нельзя, да и без них тоже не стоит. Но насколько это будет действенно, зависит от взаимоотношений в семье. Если муж любит жену, он постарается услышать ее просьбу. Если он не слышит, значит, в семье такие отношения, при которых эта просьба останется втуне.

Сегодня это привычка очень многих людей, причем самых разных, не только простых, как было раньше, но и достаточно высокопоставленных, в том числе достаточно интеллигентных, ― разговаривать на этом «языке». К сожалению, она распространяется все шире, и ничего, кроме негативных последствий, иметь не может.  Дело в том, что общий уровень культуры нашего народа резко снизился за последние десятилетия, и продолжает снижаться. Это очень плохо. Ведь дело в том, что само по себе это явление невозможно рассматривать изолированно от контекста, от общего состояния нашего общества. Это очень характерное проявление общего удручающего состояния нравственности и культуры.

Читайте также:  Изюм польза и вред здоровью

Вед.: Владыка, Мария пишет нам: «Здравствуйте! Помогите понять значение слов ″гневаясь, не согрешайте″. Спасибо».

Митрополит Лонгин: Это связано со святоотеческим пониманием того гнева, который допустим для человека. Надо гневаться на грех, на какое-то беззаконие, но при этом не согрешать, не впускать в свое сердце гнев и его последствия, а также ни в коем случае не распространять этот гнев на кого-либо из людей.

Вед.: А это возможно?

Митрополит Лонгин: Я думаю, что при достаточно долгом опыте внутренней внимательной жизни — да, возможно.

Вед.: Владыка, нам пишет Антон: «Объясните, что значат слова из послания первого к Коринфянам: ″Жены ваши в церквах да молчат″. Это нужно понимать в прямом смысле слова?»

Митрополит Лонгин: Имеется в виду проповедь и научение. Никогда в древности вообще в каком-то собрании женщина не имела голоса, а в церковном собрании женщина не имеет права учить вере, богословствовать, каким-то образом возвышать свой голос. Это древняя практика, она сохранилась до сих пор. Это не значит, что женщина, скажем, не может читать или петь на клиросе.

Вед.: Но пусть женщины не подходят к другим и не говорят: не так стоишь, не так одет…

Митрополит Лонгин: Апостол вряд ли догадывался, что так будет со временем, но я думаю, что его слова можно распространить и на этот случай. Иногда нужно сделать замечание, потому что сейчас слишком много людей, которые в церкви могут позволить себе чудовищные вещи. У меня сложное отношение к женщинам, которые делали или делают замечания в церкви. Я знаю, каким благородным негодованием в последние годы полны все наши средства массовой информации, церковные и нецерковные, в отношении этих женщин, страшных «бабок» или, как один человек сказал, «православных ведьм», и так далее. Но вот у меня несколько иное отношение. Я считаю, что все равно в церкви должны быть люди, которые не грубо, а мягко, с любовью, но все-таки показывают человеку, впервые зашедшему в храм, как в нем можно и нужно себя вести. Да, очень плохо, когда мы обижаем человека, пришедшего в храм, и он в результате уходит и дает себе слово больше никогда не переступать церковного порога. Но ничуть не лучше, когда такой вот человек начинает своим поведением, отношением обижать тех людей, которые уже в храме находятся. Они тоже люди и заслуживают доброго к себе отношения. Поэтому вопрос этот сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Вед.: Владыка, пишет нам Светлана: «Спаситель сказал, что потребует ответа за каждое праздное слово. Но ведь человеку свойственно забывать. В старости он уже многого не помнит. Как же он будет давать ответ?»

Митрополит Лонгин: Это образное выражение. Конечно же, не в прямом смысле будет воспомянуто каждое праздное слово человека. Мне кажется, тут надо иметь в виду не просто празднословие, а наши пустые обещания, пустые обеты, которые мы иногда даем. Например, человек что-то говорил ― и не сделал, обещал ― и не выполнил. За это, конечно, с человека будет спрошено, об этом и сказано в Священном Писании. Тем самым человек предупреждается о том, какое внимание он должен уделять тому, что он говорит, что обещает, тому, что исходит из его уст.

Беседовала Юлия Литневская, Телевидение Саратовской Митрополии

Источник

Если сегодня подойти к любому прохожему на улице и спросить, что такое празднословие, то далеко не каждый даст верный ответ. Еще меньше людей с уверенностью скажут, что это, на самом деле, грех. Так подробно стоит поговорить о самом понятии «празднословие», узнать его сущность, понять, как от него избавиться и не поддаться.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

Читайте о грехах:

  • Грех злословия
  • Грех любостяжания
  • Грех лихоимства и мздоимства
Празднословие — изречение пустых слов, которые не содержат положительной информации

По мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу. Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом. Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Читайте также:  Фрукты вред и польза для фигуры

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.

В православии празднословие относится к грехам языка

Что же можно отнести к празднословию?

  • злые и глупые песни;
  • анекдоты;
  • высмеивание чужих пороков;
  • унижение и обсуждение человека у него за спиной;
  • обсуждение и разговор о глупостях;
  • сплетни.

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

Причины появления

Святые отцы говорят, что источник этого греха таится в самом человеке. А именно в его гордыне, тщеславии, бесстрашии перед Господом, в злой привычке. Наше желание соответствовать нынешнему обществу переступает границы дозволенного. Так, человек ради успеха в той или иной компании может наговорить на другого.

Простое дело — ради поддержания беседы, согласиться с неверными слухами, передать их дальше. А ведь никто и не задумывался, что так можно сломать кому-то жизнь. Человеческая гордыня, неспособность хранить молчание, все это приводит к греху празднословия.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.

Святые отцы учат, что празднословие порождает множество страстей

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Как избавиться от греха

Если человек признает свой грех, то это уже пройдена половина пути к избавлению. Встает логичный вопрос. Как же избавиться от празднословия, ведь его порождает наш разговор? Приведем ниже несколько советов:

  1. Не стоит начинать пустых разговоров или принимать в них участия.
  2. Не растягивайте беседу на несколько часов. Говорить нужно кратко, а главное, информативно и о важных вещах и делах. Однако стоит сказать, что и здесь есть свои нюансы. Так долгий разговор, который ведет учитель в школе можно считать благочестивым. Конечно, если он поучительный.
  3. Не передавайте слухов и не становитесь их создателем.
  4. Не говорите о том, чего не знаете.
  5. Не обсуждайте человека за его спиной.
  6. Старайтесь больше молчать. Недаром говорят люди, что молчание — золото.
  7. Ведите себя сдержанней. Помните, что глупый смех, пустые, насмешливые песни и анекдоты — тоже порождение празднословия.
    В празднословии всегда будет осуждение, пересуды, клевета, хвастовство
  8. Не грубите и не оскорбляйте других людей.
  9. Не стоит жаловаться о своих бедах или неудачах.
  10. Если вы все же заметили, что грех празднословия с вами, то стоит обратиться к священнослужителю. Примите Таинство Причастия, исповедуйтесь, попросите совета у батюшки и благословения.
  11. Легко можно найти молитву для избавления от празднословия.

Святые отцы о празднословии

О грехе празднословия говорили священники во все времена и во всех народах. Именно этому греху посвящен отдельный псалом из Псалтыря.

Это интересно! Псалтырь — книга из Ветхого Завета. Она состоит из 150 псалмов или песен. Каждая из них несет в себе обращение к богу в разных формах. Есть жалобные, хвалебные, предсказывающие и другие. Псалтырь был переведен с еврейского языка. Самым известным писателем псалмов считается царь Иерусалима Давид.

Приведем несколько известных изречений известных людей о грехе празднословия:

  • Святой Исаак Сирин: «Если человек любит безгрешность и в ней видит Владыку всех, то не следует позволять самому себе совершать злоречий или каких-либо предрассудков и позволять слушать того, кто осуждает или же судит братий своих»;
  • Авва Иперхий: «Тот монах, который не способен будет удержать своего языка, ни в жизнь не сможет усмирить сладострастие. Не придержавший в гневе языка, не горазд сдержать пристрастья»;
  • Феофан Затворник: «…обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. …она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. …не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей… праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?».

Грех есть в каждом человеке. Не бывает безгрешных, об этом нам говорил еще сам Иисус. Святым же долгом человека является следование Божьим законам и заповедям. Людям нужно стремиться к избавлению от греха, а в первую очередь именно от празднословия. Не зря именно оно стоит первым в числе всех мытарств. Именно празднословие порождает другие, более тяжкие, а затем и смертные грехи.

В чем суть греха празднословия

Источник