О пользе поста и молитвы

О пользе поста и молитвы thumbnail

Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.

Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.

Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.

1. Пост ведет к глубоким личным отношениям с Богом.

Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.

Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.

Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).

Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.

2. Жертвуем своим комфортом ради духовной проницательности

Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.

Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.

Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.

“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).

3. Пост открывает наши сердца духовному обновлению

Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).

Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).

4. Молитва и пост разрушают сатанинские твердыни

Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.

Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.

Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.

“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).

В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.

Простой способ вхождения в пост

Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.

Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.

Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.

Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.

Когда мы подавляем свою плоть, усиливаются наши духовные стремления.

Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.

Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”

Источник

На нашем портале мы провели опрос среди читателей,
постятся ли они. В опросе приняло участие более 2000
человек, и результаты таковы: примерно треть наших
читателей – а мы считаем, что это, скорее всего,
люди верующие или сочувствующие Православию, –
соблюдают пост. А где-то
65% – это те, кто либо не соблюдает пост вообще,
либо соблюдает его с какими-то послаблениями в еде.

Мы попросили протоиерея
Олега Стеняева еще раз напомнить, что такое пост, как
он связан с духовной жизнью православного христианина, а
также дать советы тем, кто всё еще не решается начать
поститься, как приступить к посту.

О пользе поста и молитвы

Молитва и пост

Прежде всего, пост – это то, без чего мы не сможем
одолеть силы зла, которые, как сказано, «изгоняются
только молитвой и постом» (Мф. 17: 21). Пост и
усиливает молитву, и сам по себе, как действие, связанное
с нашим телом, ослабляет греховные позывы тела. Потому что
человеку трудно вести молитвенную жизнь и в то же время
никак не обращать внимания на позывы тела. Признаемся,
ведь бывает так: мы читаем молитву, а ум наш где-то
витает, мы думаем о чем-то другом, даже иногда
неприличном. И вот мы останавливаем свою мысль, чтобы
вспомнить, какую молитву читаем – Божией Матери или
Христу?.. И даже переворачиваем листочек, чтобы
посмотреть. Выходит, мы перестали молиться в какой-то
момент: греховные прилоги через расслабление плоти
воздействовали на нас. Пост помогает с этим справиться.

Пост – самое благоприятное время для молитвы. Душа
напрямую связана с телом, и если тело не контролируется в
том числе постом, то это удар и по нашей душе.

Душе нужна тренировка, закалка. Эта закалка – пост,
поддержка – молитва. Даже тело физически слабнет,
если не делать никаких упражнений, не тренировать его.
Сколько людей занимается спортом, ходит в спортзалы, чтобы
поддерживать физическую силу тела! Почему так же серьезно
мы не относимся к своей душе?

Когда мы не вкушаем скоромную пищу, мы как бы возвращаемся
в райское состояние. Ведь наши прародители вкушали в раю
только растительную пищу.

Тело, смирённое постом, не мешает сосредоточиться на
молитве

Ограничения в пище очень важны. Повторюсь: важны, потому
что тело, смирённое постом, не мешает нам сосредоточиться
на молитве.

Пост – благоприятное время и для иных тренировок
плоти: когда супруги ради упражнения в молитве
договариваются, что будут воздерживаться друг
от друга. Невкушение скоромной пищи в пост очень
помогает в этом.

Чтение Священного Писания – важная духовная
поддержка в пост

Очень важно для духовной поддержки в пост читать Священное
Писание. Я стараюсь во время Рождественского поста целиком
прочесть его, а в Великий пост – дважды: и Ветхий, и
Новый Заветы. Понимаю, что для работающих прочесть Библию
в пост целиком сложно и трудно. Выберите какую-нибудь одну
часть ее, например, только Евангелия, читайте внимательно,
может быть, даже с комментариями святых отцов. А в
следующий раз – во время другого длительного поста
– читайте другие книги Библии, так же внимательно и
вдумчиво. Посты станут для вас не только духовным
упражнением, но и временем духовного образования.

О пользе поста и молитвы

Обязательно читайте Евангелие дня и Апостол дня

И не забывайте, что есть Евангелие дня и Апостол дня: в
календаре отмечается, какую часть Нового Завета Церковь
читает в тот или иной день. Эти указания не только для
священнослужителей, но и для мирян. Рекомендуется после
утренней молитвы обязательно читать Евангелие дня и
Апостол дня. Это короткий отрывок, и хорошо, если он
станет темой для размышлений верующего человека.

Почему еще важно с молитвой соединять чтение слова Божия?
Если я просто молюсь, то такая молитва может быть
монологом и выше потолка не подниматься, но если я с
молитвой соединяю чтение слова Божия, то получается, что в
молитве я вопрошаю Господа, а через слово Божие получаю
ответы от Него.

О послаблениях в посте

Для кого существуют послабления в посте? Могут не
поститься беременные женщины, кормящие матери, заключенные
и военнослужащие. Также пост послабляется для болящих:
свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут
благословение.

Маленькие дети имеют целый ряд послаблений в посте –
об этом говорится у святых отцов. Но важно помнить:
послабления касаются только пищи. И если кто-то –
беременная женщина, военнослужащий – не соблюдает
пост в пище, то он должен для себя избрать другую форму
поста.
Например, отказаться от зрелищ, не смотреть кино,
спортивные соревнования…

Что касается детей… Приведу пример из своей
практики. Однажды ко мне подошел мальчик лет 6–7 и
говорит: «Мне не разрешают поститься. Вы сказали,
что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне
посоветовали?» Я ему сказал: «Откажись от
жвачки». Мы видели, что он все время жует, и когда в
храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за
ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал
опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки –
он отказался. Для него это было большим испытанием –
не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже
просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик
справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень
порадовались. Спрашивали его: «Тяжело?»
«Да, – говорит, – особенно в первое
время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я
пил воду».

Если кто-то не может совершать пост по всей строгости,
это не значит, что он вообще не должен поститься

Так что если кто-то не может совершать пост по всей
строгости, это не значит, что он вообще не должен
поститься. Всегда есть, в чем можно именно себя ограничить
для духовного возрастания.

Кстати, пост всегда сообщает радость пище: если человек
всё время ест мясное и молочное, у него нет уже вкуса к
этим продуктам, а если на время поста он отказывается от
этого, а потом пост оканчивается, время разговения
наступает, он хоть вкусовые качества мяса может оценить.

В зимний период организм очень устает от тяжелой мясной
пищи, поэтому Рождественский пост и Великий пост избавляют
нас от этой тягости. И когда мы в это время больше вкушаем
растительной пищи – овощей и фруктов, то у нас
улучшается сон, тело получает отдохновение. Отсутствует
сонливость во время молитвы, потому что молитва,
соединенная со скоромной пищей, – это тяжелая
молитва.

Изучение Писания в пост принципиально другое: сознание
более легко запоминает тексты, образно воспринимает их, не
бывает блуждания мысли во время чтения.

Ты говоришь: «Я не могу», – а ты
пробовал? А вдруг можешь?

Я бы дал совет людям, которые никогда по-настоящему не
постились: попробуйте! Если человек попробует, то есть
опытно войдет в мир поста, то он сможет оценить его.
Потому что нельзя отвергать то, о чем ты не имеешь
представления. Ты говоришь: «Я не могу»,
– а ты пробовал? А вдруг можешь?

Вообще у нас очень много полных людей, и многим было бы
полезно попоститься и в другие дни, помимо постных.
(Улыбается.) Люди почему-то готовы сидеть на
очень строгих диетах, когда практически вообще ничего
нельзя есть, но при этом, к сожалению, избегают постов. А
ведь как много вкусных и полезных постных блюд.

Бывает и так: один мой знакомый во время Великого поста не
постился и вдруг на Светлой седмице говорит: «Я
решил сесть на жесткую диету». Спрашиваю:
«Почему во время поста ты не принял такое
решение?» Отвечает: «Не знаю, я собирался, но
что-то меня отвлекало». Я объяснил ему, что –
вернее, кто-то отвлек его: злые духи, бесы, которые
постарались всё с ног на голову перевернуть: в пост
– ешь, что хочешь; на Светлой седмице, когда надо
разговляться, – жесткая диета.

Сугубо попоститесь неделю – и придет такая
духовная радость, что захочется и дальше пост продолжать

Хочу дать совет тем, кто думает, что не сможет понести
пост в течение всей четыредесятницы: начните поститься
хотя бы в среду и пятницу в этот Рождественский пост. И
всё же попробуйте, что такое пост, – недельку сугубо
попоститесь. А потом, когда вы войдете в ощущение этой
легкости – в молитве, при чтении Писания, –
придет такая радость духовная, тихая, спокойная, что вам
захочется и дальше пост продолжать. Почему бы не
попробовать? Ведь пост – это твое свободное
волеизъявление. Дерзай! И ты поймешь, какое это благо.
Ощутишь, как эти ограничения и молитва, соединенная с
постом, приносит огромное обогащение душе.

Источник

О пользе поста и молитвы

То, что пост помогает молиться,
произносится почти как общее место. И тому, кто не
постится, теоретически ясно, что на полный желудок
приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны
класть. И ложится он поэтому, уже совершенно
практически, перед телевизором с приятным
чувством сытой тяжести, довольный
обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или
сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как
поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и
выкатывается, принося утешение. Испытать и
запомнить нужно, как мешает этому зарождению и
появлению слез тяжесть объедения или
послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как
пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что
Христос больных исцелял, в случае болезни способен
тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот
самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок
трудных».

Один мой знакомый священник в день
памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной
душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это
для того, чтобы затем, рассказывая в
проповеди о том, как они на льду замерзали,
выбирать выражения менее восторженные,
но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой
веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться
потому, что помогает верить в Бога Истинного.
Совсем без поста, всегда без
поста
человек приближается к такому состоянию, о
котором апостол сказал: «Их конец – погибель,
их бог – чрево, и слава их –
в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже
того, кому кланяется. Филарет Московский
восклицает: «Как же низок должен быть
человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство
не может, поскольку целиком в него погружен. Мы,
люди, в полном составе работаем чреву,
этому лукавому и ближайшему господину, как
называет его Лествичник. Но узнать
свое рабство и потеснить идола в
правах – уже немало. Чрево может быть
«богом» с маленькой буквы, а двум
господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь:
«Богу твоему поклоняйся и Ему одному
служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине»
(Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть
какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без
молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не
спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и
земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся
человек вместо очищения души и тела добьется
лишь умножения злобы и углубления лукавства.
Углубит такой человек состояние падения и еще больше
запутается вместо того, чтобы выйти на
свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а
молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва,
то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга
постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро
чувствует остроту воздержания.
Горение молящегося духа заставляет забыть о
телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом
в пустые места, готовы были часами и днями
сидеть у Его ног, обо всем забыв.
Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не
помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы,
замерев, слушали Его. Но когда Он
умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему
и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что
уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
Если неевшими отпущу их в домы их,
ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Вот как. Ослабеют, потому что
«неевшие». Но ослабеют только
«в дороге». Близ Христа не ослабеют
– благодать не даст. Так близость к Богу и общение с
Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и
оправдывает пост, и облегчает прохождение
поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в
Евангелии поминается в ряду поста и
молитвы как одна из добродетелей, творимых
в тайне. Отец, сказано, видящий тайное,
воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана
с постом и молитвой. Отношения между ними
таковы, что милостыня помогает молитве,
а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал
серебро, а приобрел дерзновение перед
Всемогущим Богом», – говорит
Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу
помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он
выслушает тебя. Это касается не только денег,
поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил
лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты
у Христа был! Теперь проси, молись! И сам
почувствуешь, сколько радости и силы принесет
тебе молитва, совершаемая после дел
милосердия. Так милостыня разогревает и
усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере,
обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь
стало «меньше», то должен появиться и
«остаток». Остаток отдай ближнему. Так
пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго
постившийся человек откладывал цену
дневного пропитания. Со временем эти деньги
накапливались, и из них можно было удобно
творить милость, от себя, по сути, уже ничего не
отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других,
помогает другим, чем меньше он «зациклен» на
себе. Пост как раз призван смирить себя,
поменьше о себе думать и на себя тратить – денег,
времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно
отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни
милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и
милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как
пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением
Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью
прославить Святую Троицу – Отца и
Сына и Святого Духа – и укрепиться в
вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку
предстоит всю жизнь учиться любить Бога,
миловать ближних и исправлять
себя
. Для этого нужен человеку союз
молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно
выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему
и к себе самому. Отношения эти звучат так:
Богу – молитва, ближнему – милость, к
себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не
уйдем от необходимых, как воздух, словом
Божиим возвещенных триединых –
молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано:
«И нитка, втрое скрученная, нескоро
порвется» (Еккл. 4: 12).

Источник