О пользе продуктов для дошкольников
Марина Шемякина
Конспект занятия «Полезные и вредные продукты»
Тема: «Полезные и вредные продукты».
Цель занятия: создание условий для формирования у старших дошкольников представлений о пользе и вреде продуктов питания.
Задачи:Образовательные задачи:
– Систематизировать и обобщить знания детей о продуктах питания.
– Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека.
-Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и здоровья человека.
– Научить ребенка осознанно подходить к выбору продуктов питания.
– Научить детей выбирать самые полезные продукты.
Развивающие задачи:
– Расширять знания о здоровом питании.
– Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов.
– Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
– Развивать у детей чувство уверенности во время выступления.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать сознательное отношение к здоровому питанию.
– Подвести дошкольников к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.
Использование современных образовательных технологий:
Проблемное обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, игровые методы, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
– дошкольник, имеющий представление о пользе и вреде продуктов питания;
– дошкольник, умеющий понимать причинно-следственные связи и делать выводы;
– дошкольник, умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения, свое собственное мнение;
– дошкольник, умеющий работать в группе проявляя активность, инициативу, предприимчивость, контактность, дисциплинированность, критичность;
– дошкольник, умеющий договариваться и приходить к общему решению;
Предварительная работа:
Беседы о продуктах питания. Подготовка проектов по данной теме. Просмотр видео роликов о здоровом питании. Заучивание стихотворений и пословиц.
Материалы и оборудование:
Детские проекты (на слайдах). Ноутбук, проектор, экран, презентация, шляпа ученых, карандаши, восковые мелки по количеству детей для выполнения заданий, нарисованные холодильники.
Ход занятия:
Организационный момент
Сбор детей стихотворением
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Воспитатель приглашает детей присесть на ковёр.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать полезные продукты.
Какое хорошее слово – «ПРОДУКТЫ» А давайте попробуем его разобрать. Какой первый звук в этом слове? Правильно «П». А скажите, пожалуйста, звук «П» гласный или согласный? Почему согласный, докажите. А теперь давайте попробуем поделить слово «ПРОДУКТЫ» по слогам. Сколько слогов в этом слове? Правильно 3.
Входит девочка с кока-колой и чипсами
– Здравствуйте, а посмотрите, что у меня есть! Хорошо, что моя мама дала мне в детский сад чипсы и кока-колу. Сейчас покушаю и попью.
-Здравствуй Дашенька. Ты знаешь, что чипсы и кока-кола очень вредны для нашего организма?
-Но они вкусные и я их люблю.
-Есть продукты и напитки, которые вкусные и полезные, есть продукты, которые мы любим, но они вредны для нашего организма. Оставайся с нами Даша и послушай о полезных и вредных продуктах. Послушайте, что хочет вам сказать Антон.
Ребенок:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о вредных и полезных продуктах питания. Присаживайтесь за столы
Ведущий: А сейчас ребята докажут и покажут какие есть у нас вкусные, но вредные продукты в своих проектах
Ребенок 1 (Слайд № 1): Для опыта мы взяли ржавые гвозди. Одни мы положили в кока-колу, а другие в воду. Поставили на стол. На следующий день мы увидели, что гвозди, которые лежали в воде еще больше заржавели, а гвозди в кока-коле отчистились от ржавчины.Вывод: Кока-кола разъедает даже ржавчину, значит она вредна для желудка.
Ребенок 2 (Слайд № 2):Мы взяли кусок колбасы, разрезали на 2 части. Один кусок колбасы мы положили в стакан с водой, другой – в стакан с кока-колой. Через несколько минут мы увидели, что колбаса, лежавшая в воде осталась прежней, а в кока-коле почернела. На следующий день, колбаса в кока-коле развалилась и стала похожа на кашицу, а в воде осталась без изменений.Вывод: Кока-кола разъедает даже мясо, значит, она вредна для организма.
Ребенок 3 (Слайд № 3):Для опыта, мы взяли 2 яйца. Одно яйцо мы положили в стакан с кока-колой, а другой с водой. Через час мы увидели, что яйцо в кока-коле потемнело, а в воде осталось таким же. А на следующий день, яйцо в кока-коле развалилось, а в воде осталось целым.Вывод: Кока-кола разрушила даже яйцо, значит, она разрушает и наши зубы.
Ребенок 4 (Слайд № 4): Мы взяли пакет чипсов. Достали одну чипсу. Марина Викторовна подожгла чипсу. Чипса загорелась.Вывод: В чипсе много жира, а много жира вредно для организма.
Ребенок5 (Слайд № 5): Мы чипсы высыпали на салфетку и ставили их на сутки. На следующий день, мы убрали чипсы с салфетки и увидели на салфетке жирные пятна.Вывод: значит в чипсах много жира, а много жира вредно для организма.
Ребенок 6 (Слайд № 6): Для опыта мы взяли чипсу и капнули на нее капельку йода через несколько секунд чипса стала коричневой, а потом почернела.Вывод: Значит в чипсах много крахмала. А много крахмала вредно для организма.
Ведущий: Спасибо ребята. Теперь узнали какие продукты бывают вкусные, но вредные? Приглашаю всех на ковёр и предлагаю вам поиграть в игру «Реклама и антиреклама». Я буду вам зачитывать стихи-рекламу и стихи – анти-рекламу. После прочтения стиха-рекламы похлопать в ладоши, а стихи рекламы, которая нам будет вредна – протопать ногами.
Веселиться невозможно
Без конфет и без пирожных.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Конфета бывает простой и с помадкой,
Немного с кислинкой и приторно-сладкой,
И каждый, кто пробовал,сам понимает:
Не нужной она – никогда не бывает.
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Надо кушать кириешки
и солёные орешки.
Фрукты, овощи полезней.
Защищают от болезней.
Мы большие сладкоежки
Любим вкусно пожевать
Мармелад, пирожное,
Отличное мороженое!
Кушай овощи, дружок,
Будешь ты здоровым!
Ешь морковку и чеснок,
К жизни будь готовым!
«Марсы», чипсы и «Пикник»
я к такой еде привык.
Вы не пейте газировку,
Ведь она вам вред несёт,
А попейте лучше квас-
Он вкусней во много раз!
Желтая фанта –
напиток для франта.
Ешьте овощи и фрукты-
Они полезные продукты!
В мире лучшая награда –
это плитка шоколада.
Молоко, творог, сметана
Для здоровья хороши.
Я люблю продукты эти
Кушать часто, от души!
Знайте, дамы,господа:
“Сникерс” – лучшая еда.
Чтобы хворь вас не застала,
В зимний утренний денек
В пищу,вы употребляйте:
Лук зеленый и чеснок.
Я собою очень горд
Я купил сегодня торт.
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.
Стать здоровым мне помог
С красным кетчупом хот – дог.
В мире лучшая награда –
Это ветка винограда.
Надо вам ребятки кушать
Булочки, ватрушки,
Сдобные пампушки.
Пейте соки, ешьте фрукты!
вот полезные продукты.
Чтоб здоровье поддержать
надо кушать чипсы и колой запивать.
Будешь колу пить,смотри: растворишься из нутрии.
Пусть запомнит стар и млад
Зубы портит шоколад.
Будешь кушать “Сникерс” сладкий
зубы будут не в порядке.
Будешь часто есть хот – доги –
Через год протянешь ноги.
Ведущий: Ребята, сделайте круг и присядьте на ковёр. Вы знаете пословицы о здоровье и здоровом питании?
1. Зелень на столе – здоровье на сто лет.
2. Не ложись сытым – встанешь здоровым.
3. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
4. Здоровье сгубишь – новое не купишь.
5. В здоровом теле – здоровый дух.
6. Здоров будешь – всё добудешь.
7. Горьким лечат, а сладким калечат.
8. Лучше иногда недоедать, чем постоянно переедать.
9. От сладкой еды – ничего не жди, кроме беды
Ведущий: Молодцы ребята. Все справились с заданием.
Физминутка –игра:
Пища может быть полезной и неполезной,
т. е. вредной для здоровья человека.
А теперь отдохнём и поиграем в игру «Вредно-полезно».Правила игры таковы: если я буду называть полезные продукты – вы показываете, если вредные – вы показываете.
(соки, шоколадки, орехи, леденцы, фрукты, «Кока-кола», чисбургер, супы, лук, торты, чипсы, гамбургер, хлеб, творог, суп роллтон, кефир, лимонад, попкорн, мороженое, рыба, каша, чеснок, овощи, «фанта», мясо, молоко, морепродукты, ягоды, печенье, котлеты, блины).
Ведущий: (Дети сидят на ковре) Следующий этап нашего занятия – нарисуй полезные продукты. На ваших столах у каждого лежит лист с уже нарисованным холодильником. Я предлагаю вам заполнить ваши холодильники только полезными продуктами. Проходите за столы. Для рисования предлагаю вам простые карандаши, которым вы нарисуете контур продукта и на выбор цветные карандаши и восковые мелки. (Осанка)
Дети вывешивают свои работы на доску.
Ведущий: Вот мы и назвали и нарисовали полезные продукты. Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что нужно питаться только ими.
Ведущий: И так подведём итог. Что же влияет на наше здоровье и что нужно сделать, что бы оно было в порядке?
Ответы детей.
Ведущий: А теперь Даша, что ты нам скажешь?
Даша читает стихотворение:
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готова,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
Ну а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет.
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер
К телевизору засядешь
И посмотришь по порядку
Сериалов череду,
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда –
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.
Ведущий: На этом наше занятие закончено. А вам, ребята, предлагаю поиграть в игру «Семья» и накормить друг друга полезными продуктами.
Самоанализ интегрированного занятия
в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и рисованию
«Полезные и вредные продукты»
Цель занятия: создание условий для формирования у старших дошкольников представлений о пользе и вреде продуктов питания.
Задачи:Образовательные задачи:
– Систематизировать и обобщить знания детей о продуктах питания.
– Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека.
-Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и здоровья человека.
– Научить ребенка осознанно подходить к выбору продуктов питания.
– Научить детей выбирать самые полезные продукты.
Развивающие задачи:
– Расширять знания о здоровом питании.
– Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов.
– Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
– Развивать у детей чувство уверенности во время выступления.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать сознательное отношение к здоровому питанию.
– Подвести дошкольников к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.
Использование современных образовательных технологий:
Проблемное обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, игровые методы, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
– дошкольник, имеющий представление о пользе и вреде продуктов питания;
– дошкольник, умеющий понимать причинно-следственные связи и делать выводы;
– дошкольник, умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения, свое собственное мнение;
– дошкольник, умеющий работать в группе проявляя активность, инициативу, предприимчивость, контактность, дисциплинированность, критичность;
– дошкольник, умеющий договариваться и приходить к общему решению;
Предварительная работа:
Беседы о продуктах питания. Подготовка проектов по данной теме. Просмотр видео роликов о здоровом питании. Заучивание стихотворений и пословиц.
Материалы и оборудование:
Детские проекты (на слайдах). Ноутбук, проектор, экран, презентация. ученая шляпа, карандаши, восковые мелки по количеству детей для выполнения заданий, нарисованные холодильники.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Итак, начну с того,что были соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к проведению деятельности: перед началом занятия группа проветрена, проведена влажная уборка.
Психологически дети были подготовлены к приходу гостей.
Компоненты интеграции следующие:
«Познавательное развитие»: Формирование элементарных представлений о продуктах.
«Социально-коммуникативное развитие»: Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми, развития навыков общения и развития потребности делиться своими впечатлениями о здоровом питании.
«Художественное творчество»: Рисование «Заполним холодильник полезными продуктами»
«Физическое развитие»: Формирование представлений о ЗОЖ. Обеспечение в помещении оптимального температурного режима, регулярное проветривание, обеспечивать правильность осанки детей, физкультурная минутка.
«Речевое развитие»: Выразительная передача текста презентации посредством использования силы голоса, логического ударения, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, пословиц.
Ключевое понятие содержания интеграции – «Продукты».
Подготовка занятия с детьми – процесс, в котором я решаю педагогические, организационные и художественные задачи. Поэтому важны последовательность, сменяемость и длительность этапов реализации этих задач.
Подготовка к занятию и само занятиебыло выстроено оптимально: программное содержание соответствует данному возрасту, интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей старшей группы. Триединая дидактическая задача, то есть, обучающая, развивающая и воспитательная, достигнуты, следовательно, дети подготовлены к восприятию данных задач. В процессе деятельности развивался интерес детей.
Уже в системе отработана организация познавательной и проектной деятельности в детском саду.
При подготовке к занятию я отвечала за то, чтобы все компоненты познавательной и проектной деятельности как формы образовательной деятельности на момент показа были подготовлены, ни один из технических, психологических или организационных моментов не мог прервать занятие, создать трудности для воспитанников.
На протяжении занятияорганизованна смена видов деятельности: началось со вступительного слова воспитателя, затем стихотворение, защита детских проектов, игровая деятельность, физ. минутка, практическая деятельность, рефлексия.
В занятии использовались диалогическая речь, монолог и игровые приемы. На протяжении всей деятельности прослеживалась единая тема «полезные и вредные продукты». Имел место проблемный момент в предварительной работе – «Кока-кола и чипсы-какие продукты?».
В данной деятельности присутствовал прием подачи нового с опорой на имеющийся опыт детей: презентация проектов детей на знания детей о полезных продуктах.
Спросите, почему именно этот сюжет, тема «Полезные и вредные продукты», потому, что эта тема злободневна.
Учебный материал для детей данного возраста считаю актуальным. Вся занятие было построено на игровых моментах, так как главный приоритет ребенка – дошкольника – это игровая деятельность в соответствии с ФГОС ДО.
Вся деятельность для детей были доступны.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом для меня при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время проведения занятия и совместной деятельности с детьми. Использование ИКТ позволяет сделать занятие информационно емким, зрелищным и комфортным.
Использование презентаций для защиты детских проектов позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, привлекательными вызывает у детей живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Степень активности детей была высокой. Дошкольники были заинтересованы, и показали свое умение работать с предложенным материалом. Довольно быстро переключались с одного вида деятельности на другой, это говорит о том что, работа ведется в системе.
Наглядный прием придавал деятельности действенный характер, дети слышали друг друга, были внимательны, эмоциональны, им было интересно.
Наиболее успешно с предложенными заданиями справились дети, имеющий высокий и средний уровни в познавательной и проектной деятельности, и те, которые не смущались присутствия гостей.
Мое эмоциональное состояние до занятия слегка взволнованное, но я заинтересована ходом занятия, а после него чувствую удовлетворение.
Считаю, что триединые задачи данного занятия выполнены и результатом деятельности детей я довольна.
Источник
Ольга Пиняйкина
Консультация «Правильное питание для дошкольников»
Цель: формировать у детей и родителей первоначальные знания о важности правильного питания дошкольников, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1. Уточнить знания о здоровом питании, о пользе витаминов.
2. Сформировать представления о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влиянии на организм.
3. Рассказать родителям о культуре поведения детей за столом.
4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил здорового питания.
5. Учить детей угадывать овощи, фрукты, продукты по вкусу, описывать свои ощущения, находить сравнительные слова.
Актуальность:
Тема питаниядетей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Во время общения мы стали замечать, что дети часто употребляют в повседневной жизни жвачки, сухарики, чупа-чупсы и другие вредные продукты питания. В связи с этим мы разработали консультацию «Правильное питание для дошкольников», целью которого стало формирование у родителей и детей ответственного отношения к организации правильного здорового питания детей.
Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.
Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.
Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.
Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.
Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.
• В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
• Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.
Родителям на заметку:
• Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ;
• Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
• Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
• Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
• В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.
Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.
Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя.Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…
Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.
Как правильно сидеть за столом:
• Садиться за стол можно только с чистыми руками;
• Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
• На стол можно положить только запястья, а не локти;
• Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
• Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
• Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.
Во время еды следует:
• Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
• Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
• Есть беззвучно, а не чавкать;
• Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
• Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
• Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.
Не забывайте пользоваться салфетками!
О правилах гигиены питания.
“Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!” – старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.
Научите вашего ребёнка:
• Соблюдать правила личной гигиены;
• Различать свежие и несвежие продукты;
• Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.
Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.
Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.
1. ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
2. после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
3. увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т. д.). Лучше предложить ребёнку кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
4. Снизить количество поступаемых углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.
Источник