О пользе работы с песком

О пользе работы с песком thumbnail

Ольга Чужикова

Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»

Консультация: «Песочная терапия для детей».

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

• Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.

• В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!

• Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт, который поможет ему преодолеть трудности.

• Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

• формирование позитивного восприятия мира;

• укрепление навыков коммуникации;

• развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;

• устранение агрессии, замкнутости;

• развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;

• улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).

2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.

3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.

4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтическиеигры с песком бывают двух видов:

• Индивидуальные;

• Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

• Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);

• Агрессивное состояние, его направленность;

• Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;

• Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;

• Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)

• Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста.Они помогают определить:

• Микроклимат, взаимоотношения между детьми;

• Раздел ролей;

• Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочницепоказывают себя в работе с детками с:

• Задержкой психического развития – ЗПР;

• Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;

• Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Читайте также:  Польза банановых шкурок для цветов

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок,лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder.Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть.Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно,тщательно выполняя такие этапы:

1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.

2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.

3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию,устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Источник

Песочная терапия используется психологами, логопедами и педагогами в работе с детьми и взрослыми. Рисование песком, лепка фигур из кинетического песка, игра в песочнице – все эти техники вызывают интерес у клиента, делая процесс психокоррекции не только эффективным, но и увлекательным.

Читайте также:  Польза и вред худеем за неделю

Что такое песочная терапия

Что такое песочная терапия

Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.

Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой. Методика рекомендуется в следующих случаях:

  • клиент испытывает трудности в вербализации своих проблем;
  • у клиента слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • в силу возрастных и индивидуальных особенностей у клиента слабо развита эмоционально-волевая сфера;
  • клиент находится в состоянии личностного кризиса;
  • необходима реабилитация после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Клиент получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.

Песочная арт-терапия используется в сочетании с другими методами работы практического психолога: сказкотерапией, психодрамой, гипнозом, телесно-ориентированной терапией.

История возникновения

Какова же история возникновения песочной терапии? Песочная терапия – это метод, который зародился в аналитической психологии. Первое упоминание о терапевтическом действии песка можно найти в работах Г. Уэллса, датированных 1911 годом.

Ш. Бюллер

В 1920 году Ш. Бюллер разработала методику диагностики межличностных отношений детей, суть которой заключалась в том, что детям предлагалось поиграть небольшими фигурками (озвучивать их действия, участвовать в диалогах). Аналогичные манипуляции с игрушками рассматривали в качестве диагностических методов А. Фрейд и Э. Эриксон.

Данная методика в 1930 году была модифицирована М. Ловенфельд, которая игровой процесс переместила в песочницу. Для проведения занятия Ловенфельд использовала большой поднос, песок и множество мелких игрушек. Метод песочной терапии стал опираться на игру и активное воображение детей. Эта методика была названа «Мировая техника». Она стала прообразом песочной терапии.

Д. Кальфф соединила игру с песком с теоретическими положениями психоанализа К.Г. Юнга, пытаясь интерпретировать детские песочные фантазии по тем же принципам, на которых строится анализ сновидений. Она использовала метод для устранения фобий и коррекции уровня тревожности у детей.

Современные техники и упражнения по песочной терапии отличаются от первоначальных вариантов этой разновидности психокоррекции большой динамичностью и широтой использования. Сейчас данный способ коррекционно-развивающей деятельности применяется в индивидуальной и групповой работе.

Цели и задачи метода

цели песочной терапии

Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения. Психолог должен помочь клиенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания. В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.

На основе особенностей метода и его цели можно выделить следующие задачи песочной терапии:

  • диагностика психоэмоционального состояния клиента;
  • помочь клиенту понять негативные эмоции и трансформировать их в положительные переживания;
  • провести анализ психотравмирующего события;
  • оптимизировать ценностные установки личности;
  • снизить уровень тревожности;
  • развитие коммуникативных навыков клиента;
  • создание условий для благоприятной социализации личности;
  • нормализация детско-родительских отношений.

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

песочная терапия со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Читайте также:  Яблочный уксус польза и вред при варикозе

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Виды и формы песочной терапии

Песочная терапия может быть организована в индивидуальной, групповой или семейной форме. Виды занятий психолог выбирает в соответствии с целями психокоррекции. Это могут быть:

  1. Диагностическое занятие. На таком занятии психолог изучает особенности эмоционально-волевой сферы участников, выявляет их личностные проблемы. Если занятие проводится с семьей, то психолог диагностирует специфику детско-родительских и супружеских отношений посредством упражнений с песком.
  2. Занятие-игра. В этом виде занятий песочная терапия сочетается со сказкотерапией и обыгрыванием той или иной ситуации. Игры с песком развивают кинестетическую и тактильную чувствительность детей, развивают познавательный интерес и коммуникативные навыки.
  3. Психокоррекция. Этот вид занятий с песком проводится индивидуально и направлен на исправление негативных особенностей личности. Часто песочную психокоррекцию применяют в качестве вспомогательного метода лечения неврозов.
  4. Консультирование с элементами песочной терапии. Манипуляции с фигурками в песочнице в данном случае помогают клиенту визуализировать проблему, понять сложившуюся жизненную ситуацию и найти выход из нее.

Техники и упражнения

Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии. Например:

  • Упражнение «Ладошки». Цель упражнения – восстановление баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. Упражнение эффективно при работе с гиперактивными и агрессивными детьми. Психолог предлагает детям создать на песке композицию из отпечатков ладошек, пальцами нарисовать следы животных. Если работа проводится в парах, участники создают шедевр вместе.
  • Упражнение «Секретик». Цель упражнения – развитие мелкой моторики и мышления. В песке нужно спрятать мелкие игрушки. Психолог предлагает отыскать их, ощупать и на основе сенсорного обследования сказать, что это.
  • Техника рисования на песке. Цель – диагностика и коррекция психоэмоционального состояния. Психолог предлагает клиенту нарисовать что-нибудь на песке с помощью стилуса. Когда рисунок готов, психолог анализирует его, задает вопросы, заставляющие клиента заглянуть внутрь себя. Это помогает индивиду научиться понимать собственные эмоции и чувства.

Преимущества и недостатки

преимущества песочной терапии

Песочная терапия имеет следующие преимущества:

  • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
  • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
  • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
  • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
  • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
  • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, – так человек избавляется от тревожности и комплексов;
  • клиент получает возможность свободного творчества;
  • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
  • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
  • данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
  • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

  • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
  • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
  • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Мой опыт

Я использую метод песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста на этапе их адаптации к условиям детского сада. Возможность построить свой сказочный мир в песочнице снижает уровень тревожности малышей, помогает им осознать свои и чужие границы.

Я наблюдаю за тем, как ведут себя дети, разделяя пространство в песочнице. Особое внимание я уделяю тем детям, которые долгое время не могут выбрать игрушки для своей композиции. Как правило, таким детям нужно комплексное психолого-педагогическое сопровождение в адаптационный период.

Многое о характере малыша может рассказать та фигурка, которую он взял первой. Решительные и сильные дети выбирают супер-героев, сторожевых собак, солдатиков и рыцарей. Застенчивые дети стараются выбрать самую маленькую игрушку: мышку, цветок, котенка. В зависимости от развития игрового сюжета, ребенок может поменять своего персонажа. Как правило, это является критерием успешной адаптации (проявляет гибкость, сохраняет спокойствие).

Расположение фигур и построек детей в песочнице отражает степень психологического комфорта ребят в группе. Дети с ярко выраженными лидерскими способностями стараются выбрать для своей постройки центральную часть песочницы. Замкнутые дети стараются отгородить свою часть пространства в песочнице забором. Изолированные малыши могут отказаться от групповой работы, сославшись на то, что в песочнице всем будет тесно.

После курса занятий я провожу родительское собрание, где даю общие рекомендации родителям по результатам песочной терапии.

Заключение

Песочная терапия – уникальный метод психокоррекции, доступный не только психологам и арт-терапевтам, но и педагогам. Песочницы сегодня есть в кабинетах логопедов и дефектологов, в детских садах, в центрах раннего развития. С помощью песка решаются образовательные, диагностические, коррекционные задачи.

Ася Рахович

Психолог репетиторского центра «ВМЕСТЕ»

Источник