О пользе рыбы для детей детям

О пользе рыбы для детей детям thumbnail

Рыба – безусловно, важный продукт, содержащий полезные жиры, белок в легко усваиваемой форме, а также – ценные витамины и минералы. Однако маленьким детям до определенного возраста не рекомендуют вводить в рацион рыбу. Может ли рыба навредить здоровью малыша? И с какого возраста можно без опасения угощать ребенка рыбными блюдами?

О пользе рыбы для детей

Полезна ли рыба для ребенка?Рыба содержит множество полезных веществ, важных для здоровья и развития ребенка. Вот неполный список ценных компонентов, содержащихся в большинстве сортов рыбы:

Белок является «строительным материалом» для клеток организма и особенно важен для детей в период активного роста. В рыбе содержится около 20 % белка – примерно столько же, сколько в нежирном мясе – но этот белок усваивается гораздо лучше. Соединительная ткань рыбы по большей части состоит из коллагенов, которые легко переходят в растворимую форму (желатин). Поэтому рыба при тепловой обработке так быстро становится рыхлой, мягкой, «разваривается». Окончательно волокна соединительной ткани распадаются уже в пищеварительной системе, где усваиваются на 93-99%;

Рыбий жир особенно ценен содержанием Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, которые не могут быть синтезированы в организме человека. При этом ученые давно установили важную роль Омега-3 жирных кислот для нормального роста и развития детей. Недостаток этих элементов может привести к нарушению физического и интеллектуального развития ребенка, а также увеличивает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы;

Минеральные вещества:

  • Фосфор – обязательный элемент в структуре костной ткани. При недостатке фосфора прочность костей существенно снижается. Детям фосфор необходим для нормального роста и укрепления костей. Кроме того, фосфор играет крайне важную роль в обмене веществ, выступая в качестве энергоносителя и обеспечивая жизнедеятельность всех органов и тканей организма;
  • Кальций – все мы знаем, что кальций является основополагающим минералом в структуре костной ткани человека. При недостатке кальция может замедляться рост ребенка, становятся хрупкими кости и зубы;
  • Калий, магний, цинк, селен, железо, фтор, йод и другие минералы, содержащиеся в рыбе, также являются ценными компонентами полноценного питания ребенка.

Витамины:

  • Витамин D необходим для всасывания кальция в кишечнике. Без этого витамина нарушается фосфорно-кальциевый обмен, замедляется отложение кальция в костной ткани. Недостаток витамина D может привести к такому неприятному заболеванию у детей, как рахит. К счастью, организм человека способен синтезировать витамин D самостоятельно, но только под воздействием солнечных лучей. Поэтому, если солнышка мало, или ребенок проводит на улице не очень много времени – необходимо вводить в рацион малыша продукты, богатые витамином D;
  • Витамин А влияет на состояние кожи человека. При недостатке этого витамина у ребенка могут проявляться кожные заболевание – экземы, дерматиты, шелушение кожи. Также может ухудшаться зрение;
  • Витамин Е – нормализует обмен веществ в организме, необходим для усвоения белков, жиров, углеводов и других витаминов, регулирует гормональный баланс, способствует формированию иммунитета, а также является природным антиоксидантом, защищая клетки организма от негативных внешних факторов;
  • Витамины группы В – нужны для поддержания кроветворной функции организма и обмена веществ. Крайне важны для нормальной работы нервной системы, так как участвует в передаче нервных импульсов. Обеспечивают нормальную работу всех мышц организма, в том числе и сердечной мышцы.

Может ли рыба быть опасной для ребенка?

Полезна ли рыба для ребенка?Как ни странно, такой полезный продукт, как рыба, может таить в себе серьезную опасность. Причем не только для детей, но даже для взрослого человека!

Во-первых, существует опасность заражения рыбы паразитами. Личинки паразитов могут вместе с мясом рыбы попасть в кишечник человека, где растут и развиваются, вызывая серьезные заболевания.

Прежде всего, эта опасность относится к пресноводной рыбе. Однако некоторые виды паразитов могут заражать и морских обитателей. Поэтому рыбу нужно покупать только там, где Вы можете быть уверены в ее безопасности. Перед продажей рыба должна проходить строгий санитарный контроль.

Длительная глубокая заморозка рыбы существенно снижает риск заражения, так как при температуре ниже -20 градусов Цельсия погибает большая часть личинок паразитов. И, естественно, рыба должна быть должным образом термически обработана – отварена, запечена, обработана паром (время приготовления зависит от способа обработки и величины кусочков рыбы).

Вторая опасность, которую таит в себе рыба – загрязнение токсичными веществами. Очень редко мы с уверенностью можем сказать, где была выловлена та или иная рыбешка – в чистом горном озере или в пруду, куда сливаются отходы промышленного производства. В рыбе нередко присутствуют соли тяжелых металлов, ртуть, опасные бактерии, причем как в речной, так и в морской. Выход – опять же, покупать рыбу только от производителей, которым Вы доверяете.

Читайте также:  Польза и вред интернета для ребенка

Третье, на что следует обратить внимание при выборе рыбы – это степень ее свежести. Вспоминая небезызвестное высказывание Булгакова, свежесть у рыбы бывает только одна – первая, она же и последняя, в противном случае рыба уже испорчена.

У свежей рыбы блестящая, влажная, но не липкая чешуя, запах легкий, усиливающийся, если слегка приподнять жабры. Темная, тусклая чешуя, липкость, резкий запах говорят о том, что рыба «залежалась». Глаза свежей рыбы блестящие, выпуклые, а на жабрах не должно быть темных пятен и слизи.

Если Вы купили замороженную рыбу, то ее свежесть можно определить еще до того, как она оттает. Нагрейте нож, опустив его в кипяток, а затем воткните его в рыбу. Если, вытащив нож, Вы чувствуете от него неприятный гнилостный запах – такую рыбу можно отправлять в мусорное ведро, не размораживая. Или нести обратно в магазин – если Вы только что купили ее. Когда размороженная рыба оттает, обратите внимание на ее консистенцию – она должна быть упругой, эластичной. Если рыба «расползается» на отдельные волокна или после разморозки приобретает кашицеобразную консистенцию – ребенку ее давать не стоит.

С какого возраста и какую рыбу можно давать ребенку?

Полезна ли рыба для ребенка?Начнем с того, что мы будем предлагать детям только рыбу, в качестве и безопасности которой мы уверены.

Вводить в качестве прикорма рыбу можно начиная с 8-9 месяцев. Рыбу вводят в виде пюре, очень осторожно, так как на этот продукт у детей часто проявляются аллергические реакции. Начинайте ввод прикорма с половины чайной ложки, один раз в неделю. Если у ребенка не наблюдается кожных высыпаний и воспалений, расстройства стула и прочих проявлений аллергии – постепенно увеличивайте объем. К одному году ребенок может съедать до 50-70 г рыбного пюре за одно кормление. При этом детям до года рыбу или мясо допускается предлагать только один раз в день. То есть, если ребенок поел в обед пюре из рыбы, мясо на ужин мы ему уже не предлагаем. Детям постарше можно давать и рыбу, и мясо в один день, но в разные приемы пищи.

В период с 1 года до 2 лет рыбное пюре заменяют отварным, запеченным, тушеным или приготовленным на пару филе, суфле из рыбного фарша, фрикадельками, котлетками и другими блюдами. Блюда из рыбы рекомендуется давать детям не чаще двух раз в неделю, в объеме 80-100 грамм за один прием пищи.Полезна ли рыба для ребенка?

Маленьким детям лучше приготовить нежирную рыбу (хек, щука, судак, треска, камбала). С двух лет допустимо предлагать детям рыбу средней жирности: карп, сом, лещ, форель, морской окунь. А вот жирную рыбу (семга, лосось, сельдь, скумбрия, угорь) детский организм «научится» перерабатывать лишь в три-четыре года.

Обратите внимание, что добавление в рацион ребенка каждого нового вида рыбы происходит с той же осторожностью, что и в самом начале введения прикорма. Ведь даже если малыш с пользой и удовольствием кушает, например, треску – это не значит, что у него не может быть аллергии на форель.

Рыба – это ценный и необходимый компонент детского рациона. Но при этом важно правильно выбрать рыбу для ребенка, правильно ее приготовить и с осторожностью вводить в рацион! Тогда рыбные блюда принесут Вашему малышу только пользу, помогут расти крепким и здоровым.

Источник

Очень часто люди недооценивают пользу определенных продуктов либо сознательно отказываются от их употребления из-за каких-то безосновательных предубеждений. Такая участь чуть не постигла и рыбу, которая способна принести большую пользу организму.

Польза рыбы

Рыба должна быть важной частью рациона каждого человека, так как результаты научных исследований доказали, что она является источником витамина группы Д и омега-3 ненасыщенных жирных кислот. В масштабных исследованиях приняли участие свыше 12 000 добровольцев. Одна группа ежедневно употребляла рыбу, а другие – принимали БАДы, содержащие омега-3.

По итогам экспериментов было доказано, что биологически-активные добавки не способны снижать риски развития сердечно-сосудистых заболеваний и предотвращать раннюю смерть. Что касается рыбы, то результат исследований показали, что она существенно снижает смертность от болезней сердца и сосудов, снижает риски развития сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, астмы и ожирения у детей. Этот факт подтвердили мета-анализы, которые делались по итогам 17 видов испытаний, проводившихся в течение 9-15 лет.

Возможный вред

Рыба, как и многие другие продукты, способна вызвать аллергию. Однако родители не должны отказываться и откладывать введение в детский рацион этого продукта. Чтобы уменьшить риски развития пищевой аллергии на рыбу, ее следует, как можно раньше начать давать малышам. Результаты научных исследований показали, что если в рацион ребенка ввести рыбу на первом году жизни, то существенно снижается вероятность развития астмы и аллергии в будущем. Родители, которые необоснованно лишают малышей этого ценного продукта, лишают их железа, фосфора, аминокислот, омега-3 жирных кислот и других, важных для полноценного развития микроэлементов.

Читайте также:  Щучий хвост цветок его польза и вред

Правила употребления рыбы

Врачи дают следующие рекомендации относительно введения в рацион детей рыбных блюд:

  • в неделю достаточно давать две порции рыбы, одна из которых должна быть жирной;
  • желательно выбирать рыбу таких видов: скумбрия и лосось (богаты витамином группы Д), сардины, атлантическая сельдь, дикий лосось (богаты омега-3 жирными кислотами);
  • разовая порция не должна превышать размер кулачка ребенка;
  • из рациона детей необходимо исключить марлина, тунца, рыбу-меч, акулу по причине содержания в их мясе большого количества ртути.

Что делать, если малыш не ест, или отказывается кушать рыбу

Ребенок может по разным причинам не употреблять рыбу.

  1. Если родители сознательно не вводили в рацион малыша рыбу до трехлетнего возраста, то нужно как можно скорее дать ее попробовать. При таком подходе есть надежда, что в будущем ребенок станет с удовольствием кушать рыбные блюда.
  2. В том случае, когда малыш не желает есть рыбу, родителям необходимо набраться терпения. Они могут предлагать ее в разных вариантах приготовления.
  3. Не следует самостоятельно давать детям БАДы, содержащие омега-3 жирные кислоты. Решение о приеме любых препаратов должен принимать только врач.

Рыба – кладезь полезных витаминов, микро- и макроэлементов. Поэтому своевременно вводите ее в качестве прикормов своему ребенку.

Автор: Ольга Горячева, Гастроэнтеролог, Педиатр, Член Российской ассоциации гастроэнтерологов

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/859/

Источник

Конспект образовательной деятельности “Польза рыбных блюд в рационе питания человека”

О пользе рыбы для детей детям

Цель: Знакомство с полезными свойствами рыбных блюд.
Задачи:
1. продолжать знакомство детей с влиянием питания на здоровье; дать возможность оценить свое питание через практическое упражнение; познакомить с «Тарелкой оптимального соотношения продуктов»; познакомить детей с полезными свойствами рыбы и рыбных блюд, с витаминами, содержащимися в рыбе;
2. развивать логическое мышление, грамотную речь, память, устойчивое внимание;
3. формировать ценностное отношение к своему здоровью; воспитывать культуру питания, привычку заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

Ход ОД.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня мы будем говорить о здоровье человека и о том, как о нем заботиться. К нам на занятие придет необычный гость, который даст всем полезные советы.
– Ребята, как вы думаете, о каком человеке мы сможем сказать, что он здоров?
У здорового человека чаще всего хорошее настроение, он себя хорошо чувствует, у него красивые волосы, красивый цвет лица. Здоровый человек редко болеет (у него хороший иммунитет).
– Что необходимо нам делать, чтобы оставаться здоровыми?
Чтобы сохранить здоровье нужно:
1. Заниматься спортом;
2. Гулять на свежем воздухе;
3. Соблюдать режим дня;
4. Правильно питаться.
– Как вы понимаете, что значит правильно питаться?
Правильно питаться значит: соблюдать режим питания, соблюдать правила поведения за столом, кушать разнообразные полезные продукты.
– Я предлагаю вам принять участие в небольшом эксперименте. Мне нужны три добровольца. На столе вы видите очень много иллюстраций различных продуктов. Все эти продукты можно разделить на группы. Давайте вместе перечислим их.
Фрукты и овощи, хлеб и крупы, молочные продукты, мясо, рыба и яйца.
– Каждый из ребят получает свою тарелочку. Вам необходимо выбрать из всех этих продуктов только 18 карточек (или 18 продуктов).
Практическая деятельность детей по выбору продуктов.
– Сейчас мы проверим и выберем самую правильную тарелку продуктов. Выполним работу над ошибками.
На тарелке должны быть 2 фрукта, 3 овоща, 3 молочных продукта, 2 мясных продукта, 6 мучных продуктов или злаков и 2 сладких продукта. Обратите внимание на тарелочку, на ней обязательно должны быть и рыбные блюда.
– Сегодня мы подробно узнаем о пользе рыбных продуктов для человека.

3. Основная часть.

– Мы с вами не раз говорили о том, как хлеб на стол пришел. А кто из вас знает, откуда на наших столах появляется такой полезный продукт как рыба?
– Я вам прочитаю стихотворение «Как рыба на стол приплыла».
Чтение стихотворения.
Как рыба на стол приплыла.
Однажды мальчик Вова
У мамы спросил за столом:
«Как рыба из моря большого
Всегда приплывает в наш дом?»
Мама присела рядом
И смотрит на сына с улыбкой
Знать малыш тебе надо
Откуда плывет к нам рыбка.
Рыбаки выходят в море,
Сети тянут из воды,
Чтобы все ребята вскоре
Кушать рыбный суп могли.
Грузчик ящики несет,
Их в машину загружает.
Все шофер доставит в срок,
Долг свой честно выполняет.
По извилистой дороге
Грузовик везет здоровье.
Доставляет в магазин
Он продукт номер один.
Продавец из магазина
Всем даст правильный совет.
Что за рыбка? Сколько стоит?
Он на все найдет ответ.

Читайте также:  Ванна с содой польза вред

Рыба вот у нас в корзине,
Мы с тобой домой спешим.
Что из рыбы приготовить,
Дома всей семьей решим.

– Люди каких профессий помогают нам доставить на стол рыбу. А в нашем детском саду люди еще одной профессии трудятся над приготовлением рыбы. Кто же это?
– Кроме поваров есть еще люди, которые занимаются разведением рыбы в искусственных водоемах.
– Давайте все вместе сосчитаем все перечисленные профессии. Сколько их?
Очень большой труд выполняют люди разных профессий, чтобы всех нас накормить вкусными рыбными блюдами.
В стихотворении сказано, что грузовик везет здоровье, как вы это понимаете?
Мы с вами уже читали рассказ Е. Чарушина «Медведь – рыбак» и заем, что многие животные и птицы любят лакомиться рыбой. Я предлагаю вам разгадать загадки и еще раз вспомнить любителей рыбы.

Загадки.

Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот,
А чистюля тот – …
(Енот)

Ну, а этот ловкий зверь
Ловит рыбу без сетей,
Портит у бобров плотины,
И катается с кручины.
(Выдра)

Возле скал под ветром влажным,
Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах
Загорает у морей?
(Морской котик)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)

Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин)!

Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков (пеликан).

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна
(Бурый медведь)
– Вот сколько много любителей рыбы есть в природе. В начале занятия я говорила о том, что к нам придет гость, который расскажет нам о пользе рыбы. Он уже ждет за дверью.

Медведь.

Здравствуйте, ребята,
Мальчишки и девчата!
Очень в гости к вам спешил,
Дорогие малыши!
Я в лесу случайно услышал, что в вашем детском саду есть дети, которые не любят кушать рыбу. Есть среди вас такие? Отвечайте почему? Ничего я не пойму! Вот поэтому я к вам сегодня пришел, чтобы рассказать о том, какую пользу рыбные блюда приносят организму. В мясе рыбы есть много витаминов, например витамин А.

Витамин есть в рыбе А,
Он полезен для тебя.
Если рыбку ты жуешь,
Непременно подрастешь.
Будешь видеть все отлично,
Я проверил это лично!

Для сердца всем необходим
Очень важный витамин.
Называется В6,
В рыбе он конечно есть.
Рыбу кушайте, ребятки,
Будут нервы все в порядке.

Витамин есть В12,
Если рыбою питаться,
Будет без сомнения
Отличное кровоснабжение.

Есть особый витамин,
Детям он необходим.
Чтобы ранки заживали,
Чтобы вы не унывали.
Маму нужно слушать,
Рыбку нужно кушать.
Это витамин Е.

А для крепких для костей,
Очень важен для детей
Витамин с названьем D
Поможет сильным стать тебе.
Кушай рыбные котлеты,
Станешь силачом – атлетом!

Хочу я с вами поделиться,
На отлично чтоб учиться.
Фосфор нужен всем ребятам,
И конечно же зверятам.
Рыбу кушай обязательно,
Будешь умным и внимательным.

Педагог:

Спасибо тебе, Миша, за советы.

Медведь:

Я буду очень рад, если мои советы пойдут ребятам на пользу. А еще, я хочу, чтобы ребята дали мне обещание, что теперь они будут кушать рыбу. Обещаете!?
Вот и здорово! Я желаю вам здоровья! До скорых встреч!!!

4. Итог занятия.
– Что значит правильно питаться?
– На что влияет питание человека?
– Какой продукт является незаменимым в рационе питания человека?
– Какие витамины содержатся в рыбе? Чем они полезны для человека?

Рекомендуем посмотреть:

О пользе рыбы для детей детям
Развлечение в старшей группе на тему: ЗОЖ

О пользе рыбы для детей детям
Дополнительная общеразвивающая программа для детского сада

О пользе рыбы для детей детям
Рекомендации для родителей “Как помочь ребенку полюбить рыбные блюда?”

О пользе рыбы для детей детям
Интегрированное занятие в старшей группе на тему: ЗОЖ

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе на тему: Спорт – это здоровье

Игра по ЗОЖ в детском саду. Старшая группа

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник