О пользе считать в уме

О пользе считать в уме thumbnail

О пользе устного счета.Вспомните, как решает примеры ваш школьник? Скорее всего, он сразу же достает телефон с калькулятором и быстро пишет правильные ответы. Даже на уроках школьники умудряются пользоваться калькулятором, а дома учителя нет, и можно делать так, как легче.

А для чего тогда калькуляторы изобрели? Что в этом плохого? – спрашивают многие родители.

Современные ученые обнаружили, что у нынешнего поколения идет очень большое снижение умственных способностей. Мозг человека очень ленивое создание и всегда пытается упростить свою работу или перекинуть ее куда-то. Если есть такая вещь, как калькулятор, который может посчитать все быстро и правильно, зачем себя утруждать?

Вот и достают современные дети при первой же необходимости калькуляторы и считают. Причем считают все, не только большие числа, а даже сложение и вычитание в пределах 20 тоже делают на калькуляторе.

Дети рады, что не нужно было утруждать себя подсчетами, родители рады, что все быстро сделано и правильно. А мозг работает все хуже и медленнее. Зачем ему работать, если есть столько заменителей – телефоны, калькуляторы и т.д!

В то же время, ученые доказывают, что устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При решении примеров активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, т.е. развиваются способности, необходимые для учебы.

О пользе считать в умеУ нас всегда под рукой есть прекрасный тренажер для мозга, но мы не знаем об этом и не пользуемся им. А ведь активизировать работоспособность мозга, ускорить мыслительные процессы так просто! Нужно просто как можно больше считать устно. Причем, даже решение самых простых примеров на сложение и вычитание, умножение и деление повышает работоспособность мозга и развивает способности как ребенка, так и взрослого человека. Главное – решать быстро.

Что можно сделать сейчас, чтобы подготовить мозг ребенка к началу учебного года? Можно просто считать все, что попадется на глаза. На номере машины 4 цифры. Можно их сложить, а можно перемножить все цифры или взять первые две и умножить на оставшееся число. Вариантов много, а машин на улице еще больше. Если взять все машины, стоящие во дворе и по их номерам сделать хотя бы пару примеров, то сколько примеров получится?

Почти каждый день мы ходим в магазин – это тоже прекрасная возможность посчитать и потом проверить по чеку правильность подсчета. Кстати, на чеке есть еще много различных чисел, которые тоже можно сложить, умножить или поделить.

Номера домов, цены на товарах или рекламных буклетах, номера на билетах – это все прекрасная возможность потренировать навык устного счета и развивать способности ребенка. Не стоит пренебрегать таким простым, всегда доступным и очень эффективным способом активизации умственных способностей.

Сейчас в продаже есть много тетрадей-тренажеров по математике, состоящих из примеров по определенной теме. Можно с успехом пользоваться ими. В таком случае, вы даете ребенку задание – решить как можно больше примеров за определенное время, например 2-3 минуты. При этом не обязательно решать все примеры подряд.

Застрял ребенок, не может решить пример, пусть пропустит и решает дальше. Его цель – решить как можно больше! А те, что не решил, потом можно решить вместе или в другой раз сделать. Таким образом мозг ребенка приспосабливается быстро находить свой вариант решения, искать более удобный, легкой способ и не зацикливаться на ошибках.

Причем, времени на выполнение такого задания давать надо немного, 3-5 минут будет достаточно.

Можно купить тетради и решать примеры, а можно это делать с помощью тренажера Звездопад-считалочка.

Как это работает, смотрите в видео. Тренажер устанавливается на ваш компьютер и работает независимо от интернета. Работает на компьютере, ноутбуке с системой Windows, на смартфоне не работает.

Чтобы получить тренажер, переходите по ссылке ТРЕНАЖЕР Звездопад-считалочка

Важно помнить, что устные вычисления развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, уверенность в своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы не только физико-математического цикла.

Источник

В современном мире многие полезные ранее навыки не используются человеком из-за того, что становятся ненужными. Многие уже разучились четко и красиво писать, потому что постоянно работают с клавиатурой. Устному счёту повезло еще меньше. Ведь для того, чтобы выполнить в уме даже несложную математическую операцию, нужно сконцентрироваться, напрячь свой мозг. Зачем это делать, если можно воспользоваться калькулятором или смартфоном? Но так ли безобиден отказ от устного счёта? Не лишаем ли мы себя величайшего достижения человечества, умения анализировать и абстрактно мыслить?

История устного счёта

Устный счёт, как и другие разделы математики, возник в результате потребностей человека. В древние времена ему не было альтернативы. Не только калькулятор, но и счёты еще не были созданы. Нужно было считать количество детей, домашних животных, чтобы не потерять часть из них, а с возникновением монет – деньги.

Читайте также:  Трехразовое питание польза и вред

Навыки устного счёта развивались вместе с человеком. Постепенно он переходил от понятия «один» и «много» до более точных определений. Немало воды утекло, пока возникли обозначения чисел, различные у разных народов. Появились системы исчисления, из которых нам досталась десятичная, а цифры – арабские. Хотя, скорее всего, она интуитивно использовалась самыми древними людьми, ведь пальцев на руках было по десять всегда.

Вместе с развитием понятия числа проводились операции над числами. Сначала это были сложение и вычитание. Высшей ступенью стало умножение и деление. Для того, чтобы их осознать, нужно было придумать, как по-другому записать сумму одинаковых слагаемых.

Никто не знает, когда это произошло. Известно только, что еще в Древнем Вавилоне были таблицы умножения, которые приблизительно в 3 веке до нашей эры записывались на глиняных табличках. Но система счисления у них была не десятичная, а шестидесятеричная. Где-то в то же время, тысячелетием раньше или позже, были созданы и таблицы для десятичной системы. Одну из них нашли за 300 лет до начала нашей эры в Китае.

С тех пор каждый уважающий себя учитель счёта придумывал свой способ выполнения и записи операции умножения. То же, но еще сложнее, происходило с делением. Сами способы были правильными, что подтверждалось проверкой сложением и вычитанием, но понять и запомнить их было дано не каждому.

Сравнительно недавно был принят известный нам из школьной программы способ записи этих операций. Возможно, они были не самыми легкими из всех существующих, но зато позволили стандартизировать процессы обучения.

История чисел, устного счёта неразрывно связана с историей развития самого человека. Используя имеющиеся инструменты – числа и действия с ними, он создавал приспособления и механизмы, при помощи которых улучшал свою жизнь, материальное состояние. Все блага цивилизации, которые мы имеем сейчас, получены с использованием математики.

Со временем люди придумали приборы, помогающие вести подсчёты быстрее. Это счёты, арифмометр (механический аналог калькулятора с набором колесиков с цифрами, внешне похожий на мясорубку). Но они были большими, тяжелыми, поэтому использовались только на работе. В быту все исчисления проводились устно или в столбик.

И вот на смену им пришло благо цивилизации – небольшой калькулятор, который можно было носить в кармане. С развитием современных технологий он достигает таких размеров, что помещается даже в наручных часах, не говоря о телефоне или смартфоне. А для тех, кому лень искать в меню калькулятор, предусмотрен поисковик браузера. Можно вбить действие в строку поиска и увидеть результат. Но такое ли это благо, как может показаться на первый взгляд?

Чем грозит отказ от устного счёта

Большинство достижений цивилизации в результате их бездумного использования приводит к нежелательным последствиям. Если нет проблем с добыванием пищи, человек постепенно набирает лишний вес, пагубно сказывающийся на его физическом здоровье. Так же и отсутствие интеллектуальной гимнастики, роль которой многие столетия выполнял устный счёт, приводит к нежелательным последствиям:

· Человеку сложно сосредоточиться на любом конкретном действии. Счёт в уме помогает концентрировать внимание для решения сложных жизненных задач.

· Возникают проблемы с логическим мышлением. Многим сложно посчитать, что выгодней купить в магазине. Этим пользуются производители, незначительно снижая цену и основательно – вес товара.

· Отсутствие гаджета приводит к растерянности. Без него сложно понять, какую сумму придется потратить за выбранный товар, как лучше распределить деньги.

· Снижается способность к аналитическому мышлению. Ведь устный счёт совмещает в себе несколько видов деятельности. Это помогает анализировать результаты и на ходу изменять входные данные, если они нас не устраивают.

Особенности обучения устному счёту детей

Дети младших классов имеют наглядно-образное мышление, а действия с числами являются абстрактными. То есть сами числа ни о чем не говорят малышу. Решить это противоречие можно, связывая понятие числа и известных ребенку предметов: два кубика, три яблока, пять пальцев. Постепенно от наглядных пособий переходите к абстрактным образам.

Чтобы научиться считать в уме, малыш должен понимать состав числа, сначала однозначного. Для этого предложите разложить несколько одинаковых предметов на две тарелки разными способами. Так ему легче будет раскладывать числа на слагаемые, чтобы научиться выполнять переход через десяток.

Сразу же после ознакомления ребенка с операциями нужно учить его искать самый легкий способ решения. Для этого:

· знакомят с законом перестановки слагаемых (например, 5 + 27 = 27 +5, но вторым способом выполнить действие легче);

· используют сложение частями (27 + 18 = 27 + 3 +15);

· показывают, как применение сочетательного и распределительного законов помогает ускорить и облегчить подсчёт (например, 16 + 23 + 84 = (16 + 84) + 23).

Читайте также:  Топленое молоко в духовке польза и вред

Устное выполнение этих операций развивает логическое мышление, что впоследствии поможет быстро и правильно принимать любые жизненно важные решения.

Для выполнения умножения и деления ребенок должен выучить таблицы. Здесь тоже лучше применять игровые технологии, в том числе раскраски и компьютерные тренажеры. Одной логики для запоминания будет недостаточно, но она поможет увидеть существующие закономерности, быстро и надежно выучить таблицы.

Использование «модных технологий»

Сейчас все большую популярность набирают различные способы быстрого счёта. Многие родители с восторгом наблюдают видео, где малыши быстро и уверенно выполняют сложные арифметические действия без калькулятора, как будто он спрятан у них в голове. Эта методика называется ментальной арифметикой. Здесь используется абакус, японские счёты, в которых каждый десяток костяшек разделен на две пятерки.

Чтобы ребенок успешно научился считать таким методом, нужно сначала научить его быстро раскладывать числа на слагаемые. Недостатком является то, что ментальная арифметика не показывает наглядно состав чисел от 6 до 10, поэтому их нужно зазубривать. Ее цель – быстро получить результат, а не понять суть арифметических действий.

Особенно опасно обучать абакусу дошкольников. Попадая в школу, они уже могут быстро дать правильный ответ, поэтому не желают слушать учителя. В результате они не научатся выполнят приблизительные вычисления, им будет сложнее освоить дроби, особенно обычные, понять суть таких понятий, как степени, корни, логарифмы.

Во время обучения ментальной арифметике ребенок разбирается не в сути математических операций, а в методике работы с абакусом. Никаких других моделей и способов счёта здесь нет. Ментальная арифметика может быть полезна детям, которые в школе плохо считают. До 3 класса лучше не знакомить ребенка с этой методикой.

Нужен ли устный счёт взрослым

Наш мозг постоянно выполняет огромное количество операций. Часть из них – математические. Если механизм устного счёта отработан до автоматизма, мы можем не обращать на них внимание, как на чтение вывесок на магазинах. Чувство числа, определенные навыки устного счёта нужны человеку любого возраста так же, как грамотная речь или базовые знания из географии.

Каждый должен научиться приблизительно ориентироваться в конечном результате математического действия. И дело не только в том, что калькулятор может сломаться, а смартфон – разрядиться в самый неподходящий момент. Иногда во время набора математической операции случается ошибка (нажали не ту клавишу). Приблизительный подсчёт поможет быстро заметить оплошность и исправить ее. Если вы умеете считать устно, чувствуете себя уверенней в управлении происходящими процессами. Понимание сути математических операций развивает мышление, внимание, память.

Запомнив со школы основные законы математических действий, несложно воспроизводить их во взрослом возрасте. Но что делать, если такие навыки не были заложены? Стоит поискать мобильное приложение для тренировки навыков устного счёта в интернете. Оно должно иметь гибкие настройки уровня сложности, показывать статистику результатов тренировок.

Сначала разберитесь в особенностях математических действий, затем начинайте выполнять упражнения. Начинайте со сложения однозначных чисел и добивайтесь максимального результата. Постепенно переходите к более сложным упражнениям. Если тренироваться по 10 минут в день, положительный результат можно будет заметить месяца за два. Вместе с упражнениями из приложения считайте устно в любых жизненных ситуациях: стоимость покупки, размер сдачи, площадь квартиры или участка. Со временем, когда научитесь быстро выполнять арифметические действия, интенсивность тренировок можно снизить или свести к минимуму.

С возрастом у среднестатистического человека снижается способность к запоминанию информации, мозг начинает работать медленней. Это может привести к серьезным заболеваниям, таким, как болезнь Альцгеймера. Чтобы замедлить эти процессы, врачи-геронтологи советуют пожилым людям изучать иностранные языки или разгадывать кроссворды. Можно также заняться устным счётом. Здесь быстрее будут заметны результаты тренировок, к тому же они принесут реальную пользу. Ведь успехом может быть посчитанная «коммуналка» или надбавка к пенсии.

Умение считать устно – это преимущество, которое всегда остается с вами. Стоит только не лениться и вырабатывать навыки счёта в уме. Это не только полезно, но и интересно.

Источник

«Мозг выдержит все, что угодно, потому что мощнее, чем мозг,

во вселенной ничего нет, по сложности. Он может быть сравним только с самой Вселенной. У нас в голове более 100 миллиардов нейронов, еще в 10 раз больше глиальных клеток, которые окружают эти нейроны, а каждый нейрон может содержать более 50 тыс. связей с другими нейронами. Если все это пересчитать, то получится квадриллион. Ситуации, при которых мозг чего-то не выдержит, просто нет»

цитируем одного из самых известных ученых

в области нейронауки и психолингвистики Татьяну Черниговскую

Наблюдая за успехами наших учеников Абакус-центра, можно сказать, что наш мозг – совершенная машина. Невероятной скорости вычисления в уме производят дети в наших школах, используя уникальные способности пластичности своего мозга и нейронных сетей. Мозгу всегда нужны трудные задачи (понятие «трудного» у каждого свое). А качество работы мозга улучшается тогда, когда мозг выполняет задания в Зоне своего ближайшего развития.

Читайте также:  В чем польза мицелярной воды

В современном мире, чем активнее развивается научно-технический прогресс, а IT технологии входят в нашу жизнь, тем меньше люди проявляют желание использовать собственный мозг при работе с числами. Сегодня навыками быстрого устного счёта могут похвастаться далеко не все представители молодого поколения. Даже при сложении двузначных чисел нам проще и быстрее совершить расчёты, используя телефон. Все современные люди, как взрослые, так и дети, придают огромное значение наличию в своей жизни современных компьютерных технологий, забывая делать вложения в развитие своего умственного потенциала. А ведь способность быстро считать в уме сегодня ценится никак не меньше, чем сто лет назад. Человек, владеющий этим навыком, обладает множеством преимуществ.

Впервые навык быстрого устного счёта закладывается в младшем школьном возрасте. В первом классе дети, используя счетные палочки, осваивают азы устного счета, а уже в старших классах эти же школьники во время сдачи экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ) ищут корни квадратного уравнения и решают сложные задачи с интегралами.

Навык умственных математических вычислений помогает нам избегать неправильного перерасчёта в повседневной жизни. Он помогает нам правильно посчитать сдачу в магазине, оценить, какой товар выгоднее купить (Например, Вы когда-нибудь задумывались в супермаркете, что выгоднее купить: 5 пачек овсяной каши весом 150 грамм за 145 рублей или 4 пачки овсяной каши по 190 грамм за 155 рублей?), спланировать семейный бюджет, проанализировать в уме график выплат при покупке товара в кредит и многое другое.

Одна из учениц Абакус-центра Манижа Тошболтаева на телепередаче «Удивительные люди» продемонстрировала применение навыка устного счета в повседневной жизни. Манижа, или как ее мило называют «Девочка-радар», может вычислить на глаз скорость движущегося автомобиля, произведя при этом в уме расчеты на сложение и вычитание, умножение и деление двузначных чисел за доли секунды.

Руководителям организаций устный счет помогает разрабатывать стратегию экономического развития своего предприятия на совещании, а менеджеры во время серьезных переговоров могут в уме мгновенно просчитывать перспективы того или иного контракта. Сотрудник, владеющий устным счетом, в основном всегда отличается внимательностью, он может лучше концентрироваться на задаче, генерировать креативные идеи и умеет быстро реагировать на изменения условий.

Регулярно тренируясь в устном счете, ребенок гармонично развивает оба полушария головного мозга. Развитие математических способностей стимулирует мыслительную деятельность, развивает память и речевые способности. Дети, занимающиеся ментальным счетом, в будущем могут легко овладеть навыком скорочтения и мнемотехники.

Дети, которые обладают навыком устного счета, более сконцентрированные и внимательные, имеют развитое образное мышление и могут быстро реагировать на обстоятельства. Подтверждением этого служат навыки одной из учениц Абакус-центра – Есуман Исманзода. Она умеет держать в голове цепочку из 300 трехзначных чисел и при этом производить вычисления на сложение и вычитание за считанные минуты. Но самое удивительное то, что ее мозг может производить вычисления даже при зеркальном отображении чисел.

Так, что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме:

  • счёт «на пальцах»,
  • аудиомоторный счёт (метод Трахтенберга, индийские скоросчеты и т.д.),
  • визуальный счёт (ментальная арифметика).

Изучив вышеописанные методики, можно выделить 3 основные составляющие навыка устного счета:

  1. способности (способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно),
  2. алгоритмы (знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации),
  3. тренировка и опыт (постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнений позволяют улучшить скорость и качество устного счета).

Учить детей считать в уме нужно обязательно! Не зря Михаил Ломоносов всегда повторял своим ученикам: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». Если у родителей не хватает времени развивать математические способности детей или просто нет педагогического таланта, то необходимо обратиться в профессиональные центры ментальной арифметики.

В основе обучения в центрах ментальной арифметики по программе «Абакус-центра» лежит работа с древними китайскими счётами «абакус». Ежедневные упражнения на онлайн-портале, участие на олимпиадах по ментальной арифметике, а также инновационная методика BrainFitness помогают раскрыть гениальные ресурсы детского ума. Ученики «Абакус-центра» намного быстрее своих сверстников усваивают и перерабатывают информацию, имеют высокий эмоциональный интеллект (EQ), поскольку в течение обучения работают над развитием своей слуховой, зрительной и фотографической памятью, участвуют в командных играх и мульттерапиях.

Администраторы в центрах ментальной арифметики «Абакус» с удовольствием ответят на все ваши дополнительные вопросы. Ждем вас на бесплатных открытых уроках, чтобы Вы лично смогли убедиться, какие потрясающие возможности раскрывает ментальная арифметика в наших детях!

Авторы статьи:Ганиев Р.И. и Багаутдинов Р.Р

Источник