О пользе сказок для детей дошкольного возраста

Польза сказок в жизни детей.

К моему большому сожалению в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «Мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости»: малыш может заснуть без сказки – и слава Богу». А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают. А то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку…

         Некоторые родители считают сказки обманом. А вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.

И болеют оптимисты реже. Чем больше ребенок будет отождествлять себя с положительными героями, тем увереннее, смелее и решительнее научится противостоять злу в дальнейшей жизни. Наши «невежественные» бабушки, прабабушки были очень мудрыми. Жизнь сохранила вечные ценности и будет беречь их и впредь.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом.   Сказки – это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать. 

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет”. Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Мы все родом из детства .И вряд  ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.

Что же такого полезного дают  волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом. 

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.

Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.

Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка – это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Как для педагогов в детском саду, так и для родителей дома. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.

Психологи так же  отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их собственных комплексах. Например, они боятся показаться смешными, ведь это несерьезно – рассказывать сказки. Или мешает обычная лень. Помните: мама, читая сказку ребенку, сама релаксирует, происходит коррекция ее комплексов. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать, ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка, заряжает изнутри. 

Многие родители часто задают вопрос: с какого возраста лучше начинать читать сказки?
Ответ прост – можно с самого рождения. Конечно, ваш малыш еще не понимает смысла того, что вы ему рассказываете, но он уже чувствует эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова.

Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.

  • Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
  • Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
  • Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
  • Золотое правило – одна сказка за один раз – таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова – не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя. 
  • Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки – таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать ,слепить героев, прочитанной сказки.
Читайте также:  Врачи о пользе и вреде льняного семени

Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно,  велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

        Так что же нужно читать детям?

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Лучшим выбором сказок детям до 3 лет являются: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Лиса и Журавль», «Бычок – смоляной бочок». Эти сказки короткие, в них много повторений и за их сюжетом легко уследит даже малыш.

Ребенок взрослеет и на смену приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» , «Красная Шапочка», «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят» …

Стал постарше следует перейти на «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс …

Коллекция сказок очень велика:  русские народные сказки, шведские ,датские, английские …

Авторские сказки :А.С. Пушкин, В.И. Даль, Максим Горький, Аркадий Гайдар, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, Братья Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари …

Так же чтение сказок помогает при возникновении различных страхов и эмоциональных проблем у детей.

Слишком активных деток успокоят сказки «Колобок» и «Теремок». Для   решения эмоциональных проблем нужны более сложные сказки – «Буратино», «Чиполлино»,«Карлсон». Детям, которые боятся прививок и уколов, прочтите «Отважный Флай» (Ворошнина Ю.), «Звездочет в поисках капризулей» (Ткач Л.), «Сказка о полезной прививке» ( Е.Казимирская ).

Если ребенок с появлением в семье братика (сестры) показывает свое негативное отношение к новому члену семьи ,то следует почитать «Гуси – лебеди».

Если боится темноты, поможет сказка о Питере Пене, «Краденое солнце»

Ребенок немного труслив, почитайте ему «Тараканище» К.И. Чуковский, если был уличен во лжи, подойдет произведение Л.Н.Толстого «Лгун» …

Намного интереснее придумывать сказки самим, вместе с ребенком – в зависимости от ситуации. Например, «Про Аню и ее вредную подружку», «Про Сашу и волшебника, раздающего подарки» и другие, которые покажутся Вам подходящими. Включите фантазию и у Вас все получится.

Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.

Мораль важна, но еще важнее искренние эмоции, которые будет испытывать Ваш малыш. Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, и Вы сами не заметите, что прошла усталость,  заботы и проблемы отойдут на задний план и не будут уже казаться такими тяжелыми и неразрешимыми.

Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок – как и чудесного времени, проведенного с самым дорогим существом на свете – Вашим ребенком!

Источник

Сказки для детей – это не только приятное времяпрепровождение со своим малышом за чтением книжки, но и развитие у крохи фантазии, а также понятия добра и зла. Сказок великое множество. Они могут быть народные. Притом у каждого народа одна и та же сказка может быть рассказана на свой лад. Животные или персонажи заменены на аналогичных, которые свойственны для этого региона. Однако смысл и мораль у них та же. Все те же понятия хорошего и плохого.

Кроме того, сказки могут быть написаны каким-то определенным автором. Многие авторы-сказочники выпускают огромные тома со своими сказками. И все они хоть и разные, но имеют примерно один и тот же стиль письма. Вспомните Пушкина. Его сказки трудно спутать с чьими-либо еще.

Полезно читать малышу не только русские сказки (народные или принадлежащие конкретному автору), но и произведения других стран. Так кроха сможет изучать традиции другого народа. Узнает много нового. Для сказок нет возраста. Конечно, можно разграничить по возрастам «до 3 лет», «от 3 до 7» и т.д. Ведь некоторые сказки слишком сложны для понимания совсем маленькими детьми. Это в 2 года малышу будет послушать про курочку Рябу, а вот дослушать до конца сказку Снежную королеву или Русалочку у него не хватит усидчивости. Да и не поймет он их еще. Таким малышам лучше читать коротенькие и рифмованные произведения.

Кроме того, книги сейчас отлично проиллюстрированы. Яркие картинки помогают малышу нарисовать в своей голове происходящее действие во всех красках. А это помогает развивать фантазию. Да и сейчас практически не осталось сказок, на которые не был создан мультик. Безусловно, чтение лучше. Но иногда просмотр сказки в мультике помогает малышу лучше понять, что же на самом деле произошло с главными героями.

Читайте также:  Польза соляной пещеры для грудничков

Чему учат сказки

О том, что они развивают фантазию, мы уже говорили. Но неужели эта вся польза от них? На самом деле, это далеко не так. Кроме фантазии, у детишек развивается чувство сострадания. Им жаль пострадавшую зверушку, потерявшегося мальчика или девочку. Все это помогает развивать в ребенке человечность. К тому же ребенок начинает различать, где же зло, а где добро. Что делать нельзя или плохо, а что можно. Он извлекает урок, что если не послушать родителей или старших братьев или сестер, то может произойти беда. Практически в любой сказке, где ребенок терялся или попадал в лапы к тому же медведю, есть слова родителей или бабушек с дедушками, которые запрещают уходить далеко или вовсе ходить в лес.

Отлично учат сказки для детей верности своим друзьям. А также вере им, что они придут, помогут, выручат. И таким образом, малыши дорожат дружбой. Потому что верят, что однажды выручив товарища, он не бросит тебя в беде. Следовательно, кроме верности ребенок учится доверять близким и, наоборот, держаться подальше от посторонних людей.

Выбирая правильные сказки, вы можете научить своего кроху уважать старших, не обижать тех, кто слабее (а не только девочек), защищать тех, кто в этом нуждается. Чужой труд становится более ценным. К нему также стоит относиться уважительно. И неважно, кто это делал. У малыша появляется целеустремленность. Он на примере главных героев сказок видит, что если стараться, стремиться к цели, прилагать усилия, а не лежать на печи, то результаты положительные обязательно будут.

Однако тот же Емеля может внести некую дезинформацию. Помните, как за него все делала щука, а он даже с печки не вставал. Вот, что значит, что сказки выбирать нужно правильно. Именно ими можно корректировать восприятие мира ребенком. Только от вас, родителей, зависит, какой ребенок будет. Если вы будете выбирать сказки про ленивых людей, которым все с неба сваливается, то не удивляйтесь, что ваш кроха не хочет ничего делать, но постоянно ждет результата.

Отдавайте предпочтение тем сказкам, у которых есть мораль. Чтобы ребенок мог извлечь урок. Если малыш еще совсем маленький, то сами разъясняйте ему в конце каждой прочитанной сказки, о чем шла речь, что хотел сказать автор.

Когда читать сказки

Если вы хотите узнать об идеальном времени, то сказка уместна в любое время дня. Утром, днем, перед сном – все это идеальный выбор. Перед сном выбирайте спокойные сказки, не слишком длинные. Иначе ребенку будет тяжело засыпать, ведь он будет стараться дослушать до конца или на следующий день не вспомнит, на чем закончилось произведение. Днем можно читать перед тихим часом. Можно вместо игр, когда хотите успокоить кроху.

Если же вы о возрасте, то нет никаких ограничений. Вы можете начинать хоть с самого рождения. Таким малышам главное слышать голос родителей, спокойный и ласковый. Это существенно ускоряет развитие речи.

Чем старше ребеночек, тем больше ассортимент произведений. Постепенно расширяйте свою библиотеку. Даже школьникам нравится, когда им читают сказки. Взрослым также будет полезно. Это не только позволит вернуться в детство, но и отдохнуть от тяжелого дня.

Читайте ежедневно. Сделайте это ритуалом. И вы увидите, как ребенок сам с радостью бежит к вам с книжкой. Когда малыш научился читать, можно просить его читать вам. Со временем у ребенка появится любовь к книгам. А в нынешнее время современных технологий это огромная редкость.

Источник

Психологи доказали, что…

…лучшее средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент развития самосознания — это сказка*. Зная особенности детского восприятия, можно обучать и воспитывать малыша весело и интересно без скучных нравоучений.

* Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика. — 1999. — № 10.

Среди родителей существует мнение, что ребенок быстро вырастает из сказок. Так нужно ли им придавать сколь-нибудь серьезное значение? Давайте разберемся.

Изображение Thế Anh Trần с сайта Pixabay

Польза русских народных сказок

В пользу чтения и рассказывания русских народных сказок можно привести немало доводов. Мы нарочно не даем примеров, все названия сказок у вас на слуху, а возрастную градацию (когда и что читать) опубликуем в самом конце статьи.

Что же касается значения сказки, не будет лишним напомнить главное. Об этом как раз мало говорят.

Сказка:

✔ приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;

Читайте также:  Чай чабрец с душицей польза

✔ развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;

✔ раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.

Назовем еще три плюса, уже с точки зрения современной детской психологии и психотерапии:

  • Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
  • Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
  • Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Как выбрать сказку?

Выбирая сказку, учитывайте возраст ребенка. Нравятся ли ему животные и сказочные сюжеты или он любит что-то другое? Чтобы не ошибиться со сложностью, следуйте простым правилам:

  • Для самых маленьких подойдут короткие сказки, где мало слов, а сюжет последовательный. Таковы сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». В них прослеживается момент накопления (героев или действий) в развитии сюжета, часты повторения одних и тех же слов или действий. Мораль в повествовании отсутствует. Здесь есть физиологическое обоснование: малыш сейчас находится на стадии активного впитывания зрительных и слуховых образов, но имеет краткосрочную память, требующую постоянного напоминания. Вывод его сейчас не интересует, а вот начало, насыщение и конец очень важны. Причем самый маленький не позволит вам читать сказку полностью, придется ее комкать. А ближе к двум годам по картинкам будет сам выстраивать последовательности.
  • Дети с 2,5 лет начинают не просто воспринимать, а уже анализировать окружающий мир — им будут интересны те же сказки, но уже с выводами и загадками. Советуем выбирать книги, где можно подольше пообщаться с героями, поиграть в сюжет (книжки-игрушки, головоломки, раскраски). Первые сказки, где возможно отследить отношения предметного мира и мира природных явлений — «Три медведя», «Соломенный бычок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», «Снегурочка».
  • Дошкольникам от 4 лет, обучающимся чтению, будут интересны сказки с богатым развитием волшебного сюжета «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Иван Царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка». Также можно включить народные и авторские сказки, пересказы, которые имеют параллель со сказками других языков (не говорим народов, поскольку корни могут быть одни и те же): «Рукодельница и Ленивица», «Финист — Ясный сокол», («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек») и др. Не стоит забывать и о сказках, герои которых — животные: в 5 лет ребенок поймет и вывод, и характеры, и усложнение сюжетных линий: «Волк и Лиса», «Лиса и Котофей Иваныч», «Коза и Волк». По-новому откроются и сказки, которые мы перечислили для маленьких.
  • Начиная с 6-7 лет знакомьте ребенка со сказками народов мира. Пускай он сам и не сможет найти сходство и различия с русскими сказками, но, если вы подскажете, ребенок сделает потрясающее открытие! Многие сказки народов имеют единые корни.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Если ваш ребенок уже сам читает, обязательно хвалите его, даже если он делает только первые шаги. Говорите: «Ты сегодня очень старался. Молодец!» Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так они обретут уверенность в себе и собственных силах. Кстати, если малыш не читает, а только слушает, не забудьте хвалить и его. «Ты слушал внимательно», «Ты понял сказку», «Ты угадал», «Ты помог», «Ты показал, где… (кто, что делал)» и т.д. Слушать сказку — это учение. Не случайны концовки сказок: «А кто слушал — молодец!»

Правильно подобранная сказка способна всерьез заинтересовать ребенка не только чтением, но даже рисованием: со временем он захочет усложнить задачу и создать собственные сказку или рисунок. Поддержите его в этом.

Запомните: сказки — это клад!

Источник