О пользе знаков препинания комплексный анализ текста ответы

Комплексный анализ текста № 1. 8 класс

1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак  восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили – в космос.., на Земле или даже в собственной квартир…
       (8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал – так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки.
       (11)Берегите знаки препинания!

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.

7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

8. Выпишите из предложения №4 наречие.

9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9

12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.

Комплексный анализ текста № 2. 8 класс

1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.

(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним.   (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. .  (С. Михалков)

2.Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложения 4 выпишите два  словосочетания с типом подчинительной связи согласование.

7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление.

8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.

9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями.

10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6.

13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие.

14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.

Комплексный анализ текста № 3

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжки
Застег(и/е)вает (с/з)дешние леса,
Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,
Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.

(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).
(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.
(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,
И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в  тексте.

8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.

9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.

11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.

13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.

14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.

15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.

Комплексный анализ текста № 4

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

           (1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.

          (5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

 2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите  из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени

Источник

О пользе знаков препинания комплексный анализ текста ответы

 

Тюремный смотритель Яшкин из рассказа «Мыслитель» убежден, что «в русском языке очень много знаков препинания». На робкое возражение «мыслитель» гневно отвечает:

— Уж это вы оставьте. Никакого значения не имеют ваши знаки препинания. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный… Наш товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь — запятая, посетив тюрьму такого-то числа — запятая, я заметил — запятая, что арестанты — запятая… тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?

— Наука того требует…

— Наука… Умопомрачение, а не наука… Для форсу выдумали… пыль в глаза пущать…

Человек, не знающий правил пунктуаций, может попасть впросак, как это случилось с лодырями из повести К. Чуковского «Серебряный герб». Они понадеялись на подсказку и написали текст так: «В тот день когда: доблестный Игорь ведущий войска из лесов и болот увидел что в лесу где стояли, враги поднялось зловещее облако пыли».

Читайте также:  Поза лотоса польза для ног

У другого было и того хуже: «В тот день, когда доблестный Игорь ведущий войска из лесов и болот увидел что в поле где стояли враги поднялось зловещее облако пыли он сказал как сладко умереть: за отчизну».

Очень жаль, что герой и лодыри К. Чуковского не могли держать в руках книгу К. Паустовского «Золотая роза», в которой есть глава «Случай в магазине Альшванга». В ней — замечательная история о том, как однажды в редакцию газеты «Моряк» тогда ещё не очень известный писатель Марк Соболь принёс свой новый рассказ. Тема рассказа была интересной, но он был написан какими-то издёрганными, путаными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать — жалко. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни од­ного слова.

 

«…Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова…

– Это чудо! — сказал я. Как вы это сделали?

– Да просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это ве­ликая вещь. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — как нот­ные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассы­паться».

Действительно, в языке, в отличие от арифметики, от перестановки мест слагаемых сумма не только меняется, но иногда может превратиться в разность.

Лучше всего, пожалуй, это свойство нашей письменной речи демонстрируют два популярных «пунктуационных анекдота». Первый из них – о двоечнике Вите Перестукине, герое повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», судьба которого оказалась зависимой от того, как он поставит запятую в приговоре, вынесенном ему его величеством Глаголом Повелительного Наклонения «за невежество, лень и незнание родного языка»: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. А второй – о некоем путешественнике, который в момент опасности пообещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую», но, как только опасность миновала, решил не раскошеливаться и дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую».

 

Русская пунктуация, согласно замечанию одного из самых тонких ее исследователей , «имеет четкое назначение – передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим». Вот почему она уже по самому определению своему субъективна, а потому – и в этом ее принципиальное отличие от орфографии – в большинстве случаев с необходимостью вариативна. И помнить об этом, изучая систему пунктуационных правил, совершенно необходимо: ведь, по словам , «в художественном произведении знаки зачастую играют роль нот, и выучиться им по учебнику нельзя; нужны чутье и опыт».

Неправильная расстановка знаков препинания нарушает смысл текста:

1. Давно установлено, что осьминоги прекрасно обучаются, у них хорошая память, они узнают людей, которые их кормят и могут стать ручными.

2. К сожалению, он отличался чрезвычайной близорукостью так, что даже носил стёкла по какому-то особенному заказу (А. Куприн).

3. С Землёй я поддерживал двустороннюю радиосвязь и слышал голоса товарищей, работавших на радиостанциях настолько отчётливо, как если бы они находились рядом (По Ю. Гагарину).

4. В нижнем этаже, под балконом, окна, вероятно, были открыты потому, что отчетливо слышались женские голоса и смех (А. Чехов).

5. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?» (А. Пушкин).

6. Она [Анна Сергеевна] гуляла одна, все в том же берете с белым шпицем (А. Чехов).

 

 

7. Антон прослезился, увидя его, поклонился ему до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив и побежал запрягать лошадей (А. Пушкин).

 

В рассказе А. Каневского «О пользе знаков препинания» говорится о том, как «человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки».

Источник

Тексты для комплексного анализа

8 класс

Составила:

Потапова А.В.,

учитель русского языка

и литературы

первой квалификационной

категории

Рязань, 2019

Текст 1

______________________________

С наступлением весны поля ож..вают. Начинается сев. День и ноч.. гудят тяж..лые тракторы. Со всех сторон слыш..тся добрые, весёлые голоса людей. Дружно взялись люди за работу. Чёрными жирными пл…стами л..жится под плугом земля. Золотым дождём сыпл..тся в разделанную пашню тяжёлые сем..на.

Бродят по свежим бороздам черноспинные грачи, соб..рают червей и вредных личинок. А с голубого высокого неба доносится далёкий знакомый клик.

— Журавли! Журавли! — радуются первому журавлиному клику ребята.

( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Тип текста ________________________

3.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

4.Произведите синтаксический разбор предложения.

Бродят по свежим бороздам черноспинные грачи, соб..рают червей и вредных личинок.

5.Выписать из текста слова с чередующейся гласной в корне.

Читайте также:  Свежие финики польза и вред для организма человека

6.Произведите морфологический разбор имени существительного.

(Слышатся) голоса

7.Определите лексическое значение слов.

Плуг, пашня.

8. Найдите в тексте разносклоняемое существительное.

Текст 2

____________________________

Красив и печален русский лес в ранние осе(н,нн)ие дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, нев..сомые ж..лтые листья. От дерева к дереву прот..нулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поз..ние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камеш..к на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая л..ства. Иногда тонко просв..стит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дыш..тся в осеннем лесу. И долго (не)хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грус..ное, прощальное слышится и вид..тся в нём.

( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Докажите, что это текст.

3.Стиль текста _____________________

4.Тип текста________________________

5.Произведите морфологический разбор прилагательного.

Красив (лес).

6.Произведите фонетический разбор слова еще.

Текст 3

___________________________

Все в поле и в лесу себе на зиму дома построили.

Под ёлочкой, под зелёной еловой лапой строит свой дом заяц-беляк. Пока шу..ку серую на бел… не поменяет, ему ёлка защитой будет.

Белка переем..нила на зиму шубку, починяет гаюшку — гнездо, чтобы не надувало в гаюшку снегу. Л..сичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы… Ёж-ежович накрылся палым листом заснул на целую зиму.

Крот глубоко ушёл в землю застыл до весны. Белые ласочки и лесные мышки — поглубже в мох, под древесные корни спрятались.

Лягушки-квакушки зарылись в мох, в ил на прудах. Будут л..жать до самой весны недвижно. Застыли под хворостом юркие ящерицы.

А лучше, а теплее всех Михаилу Михайловичу. Забрался он в берлогу пр..пал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму сосать лапу видеть лесные сны слушать, как скр..пят над берлогой высокие ели.

Хуже всех бездомнику волку: будет он долго и жалобно петь на перекрёстке свою горькую волч..ю песню: «У-у-у!» — «У-у-у!» — «У-у-у!»

Подули холодные ветры. Голые стояли деревья — ждали зимн.. одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Просыпаясь, люди (не)узнавали поля: такой необыкновенный свет св..тил в окно. А потом снег та..л. И снова всё кругом становилось серым: деревья крыши домов дороги.

Ночью выпал снег да так и остался. Ночной снег на зиму л..жится. Пришла зима…

(И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста _______________________________________________________

___________________________________________________________________

3.Стиль текста__________________________________________

4.Тип текста____________________________________________

5.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Расставьте недостающие знаки препинания.

7.Произведите фонетический разбор слова себе

8.Найдите в тексте и подчеркните однородные сказуемые.

9. Выписать из текста слово с чередующейся гласной в корне.

10.Произведите морфологический разбор имени прилагательного.

Мышиные (норы).

Текст 4

_______________________________

Душистой смолою пахн..т бор.
У освещенной солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солн..шку светлой в..сне. Сменили к весне свои пушистые серые шу..ки. Рыжими стали у белок их спинки пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком л..су. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах заб..рались в глубокие дупла д..ревьев. С ёлки на ёлку с сосны на сосну носились по лесу грызли смолистые, тяж..лые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно вык..рмить маленьких бельчат собрать и спрятать в дуплах запасы орехов насушить грибов.
В голодные годы, когда мало в лесу орехов и шишек, белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело перепл..вают они широкие реки переб..гают открытые поля забегают в селения и города.
Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки.
С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну.
Весело, радос..но играют у старой сосны проказницы-белки.

( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Докажите, что это текст.

3.Стиль текста _____________________

4.Тип текста________________________

5.Тема текста______________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Основная мысль текста___________________________________________

________________________________________________________________

7.Составить план текста:

_________________________________

_________________________________

_________________________________

8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Расставьте недостающие знаки препинания.

10.Выполнить синтаксический разбор предложения.

От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, заб..рались в глубокие дупла д..ревьев.

Текст 5

____________________________________

Давно ск..сили и убрали луга и поля. Травы высыпали в землю свои семена и под ветром качаются их голые стебли. Деревья (з,с)бросили листву  и только  на дубах  она ещё держится. Ярко зеленее..т на дальнем поле свежая, молодая озимь. Поля совсем опустели и над ними уже ходят ни..кие, осе(н,нн)ие обл..ка.
Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и ж..лтую сладкую репу. Всех позже ср..зают капусту — тяжёлые (светло)зелёные кочаны. В деревне и в городе приготовились к холодной зиме люди. Ут..плили дома и скотные дворы. Колхозники собрали богатый урожай. Картофель свёклу морковь спрятали в подвалы. Заготовили корм для скота. Набили им силосные ямы насыпали зерно в закрома сложили сено в стога, чтобы и бурёнушкам и овцам и курам было зимой и тепло и сытно.

( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Стиль текста _____________________

3.Тип текста________________________

4.Тема текста______________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Расставьте недостающие знаки препинания.

7.Определите лексическое значение слов.

Озимь, силос, закрома.

8. Найдите в тексте разносклоняемое существительное.

9. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.

Поля совсем опустели и над ними уже ходят ни..кие, осе(н,нн)ие обл..ка.(Расставить знаки препинания)

10.Произведите фонетический разбор слова свёкла.

Текст 6

________________________________

Звонко стучат на морозе топоры. Вздрогнув вершиной, грузно вал..тся на землю высокие, покрытые инеем деревья. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей. У большого соснового пня жарко полыхает костёр синий, пахучий стел..тся дым. Греются у огня озя..шие лесорубы громко смеются Ай да мороз

Едет лесоруб в лес а борода у лесоруба белая на усах сосульки на шапке пушистый снег. Лошадёнка косматая в инее. Бежит лесоруб позади саней валенками скр..пит рукавицами пр..хлопывает:

— Ай да мороз!

Читайте также:  Тренировка с пользой для сердца

А в лесу Мороз кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать. Зацепишь дугою — летит за воротник снежная лёгкая пыль.

 Ходит Мороз по двору постукивает погромыхивает. Ноч.. звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледя(н,нн)ые цветы нарисовал — (не,ни)кому таких не вырисовать. — Ай да Мороз! Ходит Мороз: то в стену стукн..т, то по воротам щёлкн..т, то отряхнёт иней с берёзы и (вс,вз)пугнёт задр..мавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые — золотая озимь. Утром затопят печи, а Мороз тут как тут — замороженными столбами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы. — Ай да Мороз!

 ( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Стиль текста _____________________

3.Тип текста________________________

4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5. Расставьте недостающие знаки препинания.

6.Сделайте словообразовательный разбор слов:

Лес…руб — ______________________________________________________

Прихлоп..вает — __________________________________________________

Ледяные — _______________________________________________________

7. Произведите фонетический разбор слова звёзды.

8.Выпишите из текста слово с приставкой при— (в значении «неполное действие»).

Текст 7

________________________________

Летом однажды мне пришлось проб..вать новое ружье. Я вышел в лес на глухую поляну где никто не мог помешать. Повесив на толстой осине мишень и отсчитав шаги я хорошенько прицелился и выстрелил пулей. Пуля насквозь пробила осину а после выстрела из дупла выл..тела огромная птица с большой круглой головою. Ослепле(н,нн)ая дневным светом, птица неуклюже уселась на старой осине.

В (не)обыкновенной птице я узнал филина голос которого мы слушали по ночам в лесу. Из рассказов охотников я знал что в птич..ем мире филин слывет самым злым и страшным хищником, которого все птицы боятся и (не)навидят. Чтобы прим..нить хищных птиц, охотники с..жают на дерево чучело филина, и тогда со всех сторон слетаются ястребы и вороны чинить расправу над своим лютым врагом.

В самом облике ночной страшной птицы есть нечто зловещее. Филин сидел, как копна, на осине, и его круглая, с ушами, кошачья голова медле(н,нн)о вращалась а ослепле(н,нн)ые светом большие глаза (бес,без)помощно закрывались. (По)видимому, филин скрывался днем в дупле старой осины и пробившая осину пуля его испугала.

Я не торопился убивать редкостную птицу и спрятавшись за стволом дерева стал наблюдать. Филин сидел почти неподвижно, только ушастая голова его медленно вращалась, как на шарнире. Головастое чудовище сидевшее на голой осине было видно со всех сторон издалека.

( И. Соколов-Микитов)

1. Озаглавьте текст.

2.Докажите, что это текст.

3.Стиль текста _____________________

4.Тема текста____________________________________________________

_______________________________________________________________

5.Составить план текста:

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

6. Определите лексическое значение слов.

Слывет, лютый, шарнир.

7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Расставьте недостающие знаки препинания.

9.Произведите морфологический разбор прилагательного.

В птичьем (мире).

10.Выписать предложение с обособленным распространенным обстоятельством.

Текст 8

______________________________

На освеще(н,нн)ую солнцем поляну вывела медведица своих маленьких медвежат. Испугалась медведей быстрая куница.
Остановилась слушает осторожная медведица: всё ли спокойно в лесу?
Жмут..ся к матери маленькие медвежата. Страшно им в огромном лесу. Только недавно выбрались из тёплой берлог…
Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких лесных вершинах, как пересвист..ваются и поют (не)видимые птицы, а на сухой сосновой макушк.. дятел выстук..вает бараба(н,нн)ую дробь.
Поздн.. зимою, в берлоге, родились у медведиц.. эти мохнатые медвежата. Тепло им было в закрытой берлог..; сладко почмокивая, сосали они материнское молоко. Забравшись под брюхо медведицы крепко спали.
Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к родному лесу играть и кувыркат..ся по мя..ким коч..кам взб..рат..ся на деревья.

Трудно увидеть медведей.
Далеко слыш..т и чу..т медведица. (Не)увидиш.. и (не)услышиш.., как уйдут тихо скроются в тёмном лесу чу..кие звери.

( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Стиль текста _____________________

3.Тип текста________________________

4. Тема текста_______________________________________________________

___________________________________________________________________

5.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Расставьте недостающие знаки препинания.

7. Выписать предложение с обособленным распространенным обстоятельством.

8.Випишите прилагательное, в котором пишется – НН — , потому что оно образовано от существительного с основой на Н и при помощи суффикса Н.

9.Из 1 предложения выписать все словосочетания.

10. Выписать из текста слово с чередующейся гласной в корне.

Текст 9

______________________________

Ранней весною я возвращался с охоты. Я шел по лесу знакомой дорогой и в ночной темноте над моей головою послышался странный (не)громкий звук. Этот странный звук перемещался, было похоже, что меня настойчиво преследует какая(то) ночная (не)ведомая птица. Что(бы) приманить птицу я стал подражать странному звуку. Невидимый провожатый охотно стал откликаться.

В темном лесу мне не удалось разгл..деть таинстве(н,нн)ого провожатого, и, выйдя на лесную опушку, я остановился. На фоне звездного неба рисовались ч..рные ветви деревьев. Здесь, на краю леса, я надеялся увид..ть незнакомую птицу.

Я стоял под деревьями продолжая тихо манить. (Не)большая тень пролетела над самой головою (бес,без)шумно уселась на ветк… В ночной темноте трудно точно прицелиться. Я зар..дил ружье мелкой дробью и (не)видя на ружье мушки выстрелил наудачу.

После выстрела лес (при,пре)молкает. Я зажег спичку стал смотреть под деревьями. На засыпа(н,нн)ом опавшей хвоей снегу, раскинувши крылья, лежала маленькая серая птичка с круглой сови(н,нн)ой головкой. В подстреленной птичке я признал сыча-воробья. В наших лесах эта птичка встречается редко, а днем ее трудно увидеть. Обычно она пряч..тся в дуплах деревьев, а по ночам вылетает на охоту.

Дома я внимательно рассмотрел редкостную добычу. Сыч-воробей был немного больше обыкновенного воробья. Круглой головою, ушами, острым крючковатым клювом он напоминал своего собрата — обыкновенного лесного сыча.

( И. Соколов-Микитов)

1.Озаглавьте текст.

2.Стиль текста _____________________

3.Тип текста________________________

4. Тема текста_______________________________________________________

___________________________________________________________________

5.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Расставьте недостающие знаки препинания.

7.Из 4 абзаца выписать слово, в котором правописание приставки определяется ее значением неполноты действия.

8.Составить схему предложения. Определить тип придаточного.

Что(бы) приманить птицу я стал подражать странному звуку.(Расставить знаки препинания).

9. Произведите морфологический разбор причастия.

На засыпанном (снегу)

10.Из 3 абзаца выписать предложения с обособленным распространенным обстоятельством.

Источник