Обязательный налог в пользу бедных мусульман
- Что такое закят
- Смысл закята в Исламе
- Оставление выплаты закята
- Размер закята и облагаемая часть
- Выплата со скота
- Выплата с золота и серебра
- Закят с зерновых
- Закят с товара
- Если нашел клад
Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.
Закят – это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.
Закят сколько процентов? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба – закятооблагаемой суммы, которая в 2021 году составляет около 5000$.
Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.
Смысл закята в Исламе
Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.
Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.
Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.
Оставление выплаты закята
По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.
Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.
Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.
Размер закята и облагаемая часть
Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.
По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.
Выплата со скота
Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.
Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:
- за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
- за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
- за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
- за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
- за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
- за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
- за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
- за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
- за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
- за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.
Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:
- если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
- если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
- если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
- если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.
Выплата с золота и серебра
Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.
Закят с зерновых
С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.
Закят с товара
Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.
Если нашел клад
Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.
Источник
Закя́т — один из пяти столпов Ислама, обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества в пользу нуждающихся единоверцев.
Источник фото: Яндекс. Картинки
Пророк Мухаммад (мир ему) определил необходимое количество золота для выплаты закята в 85 грамм золота. Необходимо отметить, что речь идет только о том золоте, которое не находилось в течение лунного года в обороте, а просто лежит дома или в банке. Закят с 85 грамм золота выплачивается в размере 2,5 процентов от его стоимости.
Источник фото: Яндекс. Картинки
Необходимость выплачивать денежные средства с серебра возникает, если у мусульманина есть 600 граммов серебра, которыми он в течение года не пользовался. Тогда надо выплатить 2,5 грамма от 600 граммов. В нюансах высчитывания закята уже заложена большая справедливость. Например, если у вас есть 30 голов коров или быков, и они в течение как минимум полугода паслись на лугах, и в течение всего этого времени их количество не становилось меньше 30 штук, то закят выплачивается в виде одной годовалой телки. Но если скот пасся на лугах меньше полугода, то закят выплачивать уже не надо. Например, в центральной части России, как правило, скот пасется на лугах меньше полугода. В южных же районах страны, наоборот, по 7–8 месяцев.
Источник фото: Яндекс. Картинки
В каждом отдельном случае надо подходить к этому вопросу индивидуально и строго высчитывать количество времени, проведенного скотиной на лугах. Говоря о современной российской действительности, также необходимо отметить, что выплачивать закят необходимо также с суммы от 120 тысяч рублей, которые в течение года не находились в обороте и просто лежали, например, дома.
Источник фото: Яндекс. Картинки
То же самое касается товара, который лежал на складе. Здесь надо ориентироваться на стоимость золота в тот период, когда подошло время платить закят. Необходимо отметить, что существуют строгие правила по распределению закята. Есть определенные категории людей, среди которых можно распределять закят. Их всего восемь:
- Бедные — которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные.
- Нуждающиеся — кто имеет лишь минимум элементарных средств к существованию.
- Те, кто занимается сбором и распределением закята (в качестве зарплаты).
- Новообращенные мусульмане, которые близки к вере или еще слабы в религиозности.
- Выкуп и освобождение рабов (в современных условиях это положение утратило актуальность, но тем не менее в свое время служило стимулом к отмене рабства).
- Должники для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья.
- Мусульмане, находящиеся на пути Аллаха, занимающиеся исследованием и изучением Ислама. Дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжении занятий. Чаще всего речь идет о студентах.
- Путники, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на Родину.
Важно отметить, что закят распределяется только среди мусульман. Об этом четко указано в Коране. Но не мусульманам тоже можно платить милостыню-садаку. Подробнее о ней читайте в нашей следующей статье.
Источник фото: Яндекс. Картинки
Статья из книги “Благотворительность- ключ к счастью” Автор статьи Илдар Баязитов – Председатель Совета благотворительного фонда “Ярдэм”
Илдар Баязитов – Председатель Совета благотворительного фонда “Ярдэм”
Источник
Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, чьё богатство достигло определённого уровня.
Всевышний в Коране, говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность, это – обязанность.
Каждый, кто выплачивает закят, осознаёт, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это долг братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама – закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.
В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно всё, что мы имеем, даётся Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определённого достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.
В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение), чтобы он предостерёг тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, т. е. не выплачивает закят, о мучительном наказании в Судный день.
В то же время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха, и увеличении блага для тех, кто расходует на закят часть из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 части, т. е. 2,5 % из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что больше этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, что чем большая часть имущества выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом.
Воистину, нет ничего справедливее предписаний Всевышнего Аллаха.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят-уль-фитр).
2. Закят с имущества (закят-уль-маль).
Первая часть закята – закят-уль-фитр – связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т. п., которые для постящегося недопустимы, так же как приём пищи и питьё в светлое время суток.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определённого срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране чётко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.
Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.
Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.
Третья категория – люди, связанные с закятом (‘амиль), те, которых имам назначил для сбора и распределения закята.
Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муаллафату кулубихим), – люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.
Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).
Шестая категория – это обременённые долгами, разрешёнными Шариатом (харим).
Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлу сабилиллах).
Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.
Выплата закята кому-либо из этих восьми категорий связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.
Какова же цель закята и какая мудрость заключена в нём?
Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путём выделения закята. Несомненно, бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нём внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является не что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям. Социальное неравенство также послужило причиной большинства революций.
Если каждый, кто обязан давать закят, возьмётся выполнять это обязательство, то в обществе станет правилом исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет единым организмом.
Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоёв населения. Уникальность исламского общества заключается в том, что бедные живут за счёт налога с богатства состоятельных людей. Например, на сегодняшний день очень многие люди являются безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть своё дело, таким образом решается проблема занятости и не остаётся нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю Халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдуль-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили их.
Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что когда он даёт, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто даёт милостыню.
Ещё человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например пожар и т. п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.
В этой статье мы постарались затронуть лишь некоторые цели закята, так как невозможно описать все те блага, которые он даёт и которые охватывают как отдельного человека, так и общество в целом.
Канонический отдел сайта islam.ru
Источник