Обязательный налог в пользу бедных

Обязательный налог в пользу бедных thumbnail

Исла́мские нало́ги – различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

«Система исламского налогообложения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII-VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата»[1].

«Первоначально одни налоги взимались только с мусульман (закят, ушр), другие (джизья, харадж) – с иноверцев. В современных концепциях исламской экономики налоги играют роль средств обеспечения социальной справедливости путём перераспределения доходов в обществе. […] В некоторых мусульманских странах закят и ушр имеют статус государственных налогов»[2].

Налоги с мусульман[править | править код]

Закят[править | править код]

Закя́т (араб. زكاة‎) – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

  1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
  2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  3. Урожай: зерно и плоды.
  4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада – 1/5 часть.

Категорий получателей закята:

  1. Бедняки – это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  2. Неимущие – это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).
  3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, – это люди, веру которых хотят укрепить.
  5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  7. На дела во имя Аллаха – эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.
  8. Путники – «дети дорог» – люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр[править | править код]

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») – налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой – харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин – владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу[3].

Хумс[править | править код]

Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») – отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю[4].

В последующее время хумсом называлось[4]:

  1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);
  2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
  3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);
  4. отчисление доли найденного клада(кафиру)[4].
Читайте также:  Оливковое масло беременным польза и вред

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной[4].

Налоги с иноверцев[править | править код]

Джизья[править | править код]

Джи́зья (араб. جزْية‎) – подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определённый налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения[5].

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением – 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI-XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман[5].

Харадж[править | править код]

Хара́дж (араб. خراج‎) – в исламе – государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж[6]. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам[7].

Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьёзным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII-IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями[7].

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте – в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями[7].

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду[6].

Харадж бывает трёх видов:

  1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.
  2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
  3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая[6].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Гогиберидзе, 2009, с. 149.
  2. ↑ Гогиберидзе, 2009, с. 149-150.
  3. ↑ Ислам: ЭС, 1991, Ушр, с. 247-248.
  4. ↑ 1 2 3 4 Ислам: ЭС, 1991, Хумс, с. 283.
  5. ↑ 1 2 Ислам: ЭС, 1991, Джизйа, с. 65.
  6. ↑ 1 2 3 Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. – М. : Ансар, 2007. – С. 850. – ISBN 978-5-98443-025-8.
  7. ↑ 1 2 3 Ислам: ЭС, 1991, ал-Харадж, с. 273-274.

Литература[править | править код]

Источник

Думаю, дополнительные комментарии здесь излишни.

Читайте также:  Шиповник экстракт сухой польза и вред

Теперь поговорим о том, как можно не просто спасти свой капитал от инфляции, но и извлечь из этого процесса дополнительные выгоды.

Исходя из того, как люди предпочитают распоряжаться своими деньгами, я делю их на три большие категории:

1. Потребители.

Люди из этой категории предпочитают все заработанные деньги тратить на потребление. Иногда они тратят даже больше, чем зарабатывают, залезая при этом в долги. В период сильной инфляции, как ни странно, их модель поведения оказывается вполне выгодной, поскольку они тратят деньги, которые сегодня стоят дороже, чем будут стоить завтра, благодаря чему получают больше товаров и услуг за ту же сумму, чем могли бы получить в будущем, если бы сберегли свои деньги, отложив траты.

Те, у кого нет денег, вроде бы не должны страдать от их обесценения. Правда, если потребителям не удается увеличивать доходы или сокращать расходы (что тоже нельзя делать до бесконечности) быстрее, чем растёт инфляция, то рано или поздно они окажутся в долговой яме.

2. Накопители.

В периоды сильной инфляции именно эта категория граждан несёт максимальные прямые потери. Хотя, на мой взгляд, их модель поведения более разумна, чем позиция «будет день, будет и пища».

Эти люди стараются не только жить по средствам, но и откладывать часть денег на сбережения. Они копят: на чёрный день, на обучение или свадьбу детей, на улучшение жилищных условий или ещё на что-то. Но деньги они хранят в деньгах: в худшем случае – дома под подушкой, в лучшем – на депозите в банке. Наиболее продвинутые накопители хранят свои деньги в нескольких валютах.

Но в долгосрочном периоде доходность банковских депозитов проигрывает инфляции, поэтому этот способ скорее помогает уменьшить эффект от обесценивания своих сбережений во времени. Чуть лучше дела обстоят с ОФЗ (облигациями федерального займа) – риск здесь меньше (всё-таки вероятность, что государство не сможет расплатиться по своим обязательствам, ниже, чем риск банкротства любого конкретного банка), а доходности зачастую выше, и они уже позволяют защищаться от обесценения.

Раскладывание капитала на несколько валютных корзин также не спасает от инфляции – лишь диверсифицирует риск потерять сразу все сбережения в случае гиперинфляции, поскольку валюта любой страны подвержена инфляционным процессам, а предугадать, в какой из стран инфляция будет больше/меньше, очень сложно, если вообще возможно.

3. Инвесторы.

На мой взгляд, именно эта категория людей не только способна защитить от инфляционных процессов свой капитал, но и приумножить его в долгосрочной перспективе.

В чем отличие инвесторов от накопителей? На мой взгляд, принципиальная разница в том, что свои средства инвесторы держат не в деньгах, а в активах, которые способны создавать добавленную стоимость.

Поэтому, чтобы уберечься от инфляции, достаточно встать по другую сторону баррикад и из покупателей, страдающих от роста цен на товары и услуги, превратиться во владельцев бизнесов, поднимающих цены на эти самые товары и услуги. Тогда инфляция перестанет быть для нас чем-то страшным, сжигающим деньги день за днём. Важно лишь, чтобы наши бизнесы обладали устойчивостью и конкурентным преимуществом, потому что в этом случае рост цен не приведет к потере доли на рынке. Идеальный случай – это монополии, которые могут повышать цены, не опасаясь, что покупатель уйдет от них к конкурентам.

При этом вовсе не обязательно быть управляющим или основным владельцем в бизнесах. Можно, например, приобретать доли в компаниях путём покупки акций на фондовом рынке. Сегодня это – один из самых простых способов стать инвестором для обычного человека с небольшим капиталом.

Предлагаю подытожить всё вышесказанное:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2020; проверки требуют 3 правки.

Закя́т (араб. زكاة‎, устар. زكوة‎) – один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества (движимого и недвижимого) всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Согласно шариату, его выплата означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными. Точные размеры закята, как и то, на какие виды собственности он распространяется, являются предметом дискуссий среди знатоков мусульманского права[1].

Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята[2].

В теме закята важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят – обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Садака – добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию в неограниченном количестве.

Читайте также:  Галотерапия что это такое польза

Категории имущества, с которого выплачивается закят[править | править код]

  1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
    1. 2,5 % выплачивается, если золото достигло веса, равного 84,8 г (1 Нисаб), а серебро – 591 г (и хранилось в течение года);
    2. 2,5 % с денежных единиц (в том числе валюты и банковских вкладов) и 4 % акций (других ценных бумаг) при достижении ими стоимости, равной 1 нисаб = приблизительно 84,8 г золота (с учётом стоимости золота на мировых рынках);
  2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  3. Урожай: зерно и плоды.

Размер налога зависит от наличия ирригационных сооружений и способа обработки земли. Если земля обрабатывается и орошается искусственным образом с использованием механизмов, то выплачивается 1/20 собранного урожая, а в случае отсутствия искусственного орошения – 1/10;

  1. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера 1 нисаб, установленного для золота (84,8 г), и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  2. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так, с золота и серебра, извлекаемых из рудников, уплачивают 1/40, а с найденного клада – 1/5 часть.

Цели, на которые расходуется закят (8 категорий получателей)[править | править код]

Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.

Оригинальный текст (ар.)

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ ۖ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

  1. Бедняки – нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  2. Неимущие – также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).
  3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, – люди, веру которых хотят укрепить.
  5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  7. На дела во имя Аллаха – средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.
  8. Путники – «дети дорог» – люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Современные фетвы о закяте[править | править код]

Комитет по фетвам «Аль-Азхара» в сентябре 2009 года разрешил выплату закята через интернет с помощью смарт-карт VISA, при условии гарантированного получения этих средств теми, кому они предназначаются в соответствии с канонами ислама. Разрешение касается неправительственных организаций, которые занимаются распределением благотворительной помощи нуждающимся.[3]. В России перечисление закята с помощью онлайн-платежей практикуют исламские благотворительные фонды «Солидарность»[4] и «Закят»[5] в Москве, а также благотворительный фонд «Закят» в Казани[6].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Закят / Рощин М. Ю. // Железное дерево – Излучение. – М. : Большая российская энциклопедия, 2008. – С. 199-200. – (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 10). – ISBN 978-5-85270-341-5.

Ссылки[править | править код]

  • Что такое закят? – Фонд «Солидарность»
  • Важность закята в Исламе – Al-Iman.ru
  • Форма расчета величины закята для денежных средств в рублях – Zakaat.Narod.ru
  • Положение закята. – Татарстан в сети Интернет (Перевод с арабского Мингалеева Аяза). Архивировано 18 мая 2009 года.
  • О закяте. – Татарстан в сети Интернет (Перевод из журнала “Awake”). Архивировано 18 мая 2009 года.
  • Аляутдинов Ш. Закят // umma.ru. Архивировано 18 октября 2012 года.
  • Аляутдинов Ш. Кто платит закят // umma.ru. Архивировано 18 октября 2012 года.
  • Аляутдинов Ш. Направления реализации закята // umma.ru. Архивировано 18 октября 2012 года.
  • Аляутдинов Ш. О выплате закята // umma.ru. Архивировано 18 октября 2012 года.

Источник