Октан корректор польза или вред

Октан корректор польза или вред thumbnail

Что делать, если случайно на дороге «схватил» бодягу вместо бензина, и могут ли помочь горю разного рода присадки?

Под конец прошлого года российским автомобилистам оказали медвежью услугу, предложив убрать из технического регламента на автомобильные топлива (и так крайне ограниченного) требования к октановому числу. Об этом мы уже писали, предрекая начало полного бардака в топливной отрасли страны.

Напомним результаты недавней экспертизы бензинов (ЗР, 2011, № 11): из шести образцов «Премиум-95» лишь два были полностью кондиционными, а один и вовсе оказался недоделанным «восьмидесятым». Но сделать с веселыми торговцами ничего нельзя: формально и эта бодяга является нормальным бензином, соответствующим требованиям регламента. Что же делать утопа… простите, заправляющимся? Помогать себе самостоятельно.

ВЛИПЛИ!

Итак, ситуация, многим знакомая. На табло проснулась лампочка резерва топлива, а по обочинам вместо фирменных заправок — только «Пупкин-Ойл». Перекрестившись, заправились — но не повезло. Мотор стал тупить, дергаться и тихо умирать. Или радостно «зазвенел пальцами» при нажатии акселератора…

Подвоха от некачественного бензина можно ждать с трех сторон. Во-первых, у него низкая детонационная стойкость из-за несоответствия реального октанового числа (ОЧ) требованиям двигателя. Отсюда — детонация, падение мощности, а далее прогоревшие клапаны и поршни, разрушенные перемычки канавок под кольца, задранные подшипники.

Во-вторых, вредит большое количество смол и вообще — нехороший состав, ухудшающий качество сгорания. Из-за него быстрее загрязняются впускная и топливная системы, а также камеры сгорания; растет расход топлива, мотор перегревается, а нейтрализатор преждевременно выходит из строя.

В-третьих, присутствие воды в топливе: она нарушает работу двигателя, зимой образует ледяные пробки в топливной системе, ускоряет коррозию.

Согласно новой редакции регламента все это можно не контролировать. А нам пора спасаться. Самое правильное — слить бодягу из бака, вызвать эвакуатор и доехать на нем до нормальной АЗС. Еще можно позвонить начальнику и попросить его быстренько прислать секретаршу с канистрой хорошего бензина… Помечтали? А теперь вспомним, что в ближайшей автолавке витрина наверняка заставлена всяческими топливными присадками с обещанием не только повысить мощность, экономию, динамику, но заодно и победить все вышеперечисленные беды. География производителей — от России (что, в общем-то, понятно) до Европы и Штатов (неужто и там не изжиты проблемы с топливом?).

Что же, попробуем излечиться. Кстати, как принимать «лекарство»: до или после? Разберемся и с этим.

ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ

Препаратов — две группы. Первая — универсальная, лечит от всего и сразу. Вторая — специализированная: это октан-корректоры, очистители и влагоудалители. Впрочем, некоторые составы владеют и смежными специальностями.

Мы купили четыре образца универсальных корректоров, показавшихся наиболее интересными. К ним добавили по паре «узких спецов» — октан-корректоров, очистителей инжекторов, влагопоглотителей. Итак, всего десять наименований — выборка достаточно представительная. У каждого препарата сравниваем обещанный эффект с полученным — всё просто и честно. Места в этот раз не присуждаем, поскольку все снадобья разные.

Для испытаний отыскали дрянной бензин. Это несложно: отъехали в область и нашли контейнерную заправку, где цена на 2 рубля ниже, чем всюду. Попали в яблочко: вместо обещанного 95-го нам достался плохонький 92-й, с богатым содержанием смол и явным перебором тяжелых компонентов, плохо горящих, но хорошо пачкающих мотор. Воды добавили сами — из-под крана. Методики проверки бензинов по всем интересующим нас параметрам хорошо отработаны. Проверили для каждого октановое число (ОЧ) на установке УИТ, а также изменение порога их реальной детонационной стойкости на двигателе. Провели тест на удержание воды бензином. Самое долгое и противное испытание — проверка моющей способности присадки. Естественно, провели прямое сравнение моторных и экологических показателей стендового двигателя при работе на базовом бензине и на бензине, содержащем препарат.

Испытания заняли три недели. Результаты — в таблице (открывается в полный размер по клику):

Вернемся к первому вопросу: как и когда использовать снадобья? Систематически или по симптомам?

Препараты группы октанкорректоров — чисто аварийные составы, поэтому имеет смысл возить их с собой. Если залил непонятный бензин, после которого услышал детонацию в цилиндрах, то подобной химией можно что-то поправить.

Очистители и влагоудалители — средства повседневной гигиены мотора. Если вас сильно заботит его здоровье, то их следует применять постоянно. А разовые акции для очистки сильно запущенного двигателя могут быть даже опасны, не говоря уже об их малой эффективности. В трудной ситуации с левым бензином они тоже не помогут.

Читайте также:  В чем польза сока лука с медом

Универсальные средства рекомендуем использовать в качестве профилактики при заправке непонятным топливом в незнакомом месте. Постоянно их применять на качественных бензинах не стоит: дороговато. Даже самый дешевый препарат, ТОТЕК-УМТ, добавит к цене бензина около 2 рублей на литр. И все же с сильной детонацией они обычно не справляются (дорогущий NOS Octane Booster не в счет) Впрочем, с подобной экстренной ситуацией призваны бороться октанкорректоры — именно их мы рекомендуем держать под рукой.

СРЕДСТВО ЭКСТРЕННОЙ РЕАНИМАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ, НАХВАТАВШЕГОСЯ ЛЕВОГО БЕНЗИНА, — ТОЛЬКО ОКТАН-КОРРЕКТОР.

ПРЕПАРАТЫ В ЛИЦАХ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

NOS Octane Booster

Off-Road Formula, США

Ориентировочная цена 775 руб.

Рекомендуемая дозировка 355 мл/64 л

Стоимость обработки литра топлива 12 руб. 10 коп.

1

Обещано.

Для повышения мощности в условиях кроссовых гонок, а также для бездорожья.Поддерживает топливную систему в оптимальном состоянии, предотвращает коррозию, вытесняет влагу. Повышает ОЧ на 7 единиц. Содержит в составе вещества, создающие в сочетании с бензином плотную, насыщенную кислородом смесь.

Получено.

Мощность повысилась на 4%, расход снизился на 5%. Моющий эффект — средний. Увеличение ОЧ существенно меньше заявленного, но порог начала детонации вырос. Заметное увеличение времени удержания воды в объеме бензина после взбалтывания смеси. Насчет «плотной, насыщенной кислородом смеси» — странное утверждение. Повышает плотность смеси только наддув, а не присадки!

Общее впечатление.

Эффективная, но очень дорогая присадка на любителя. Из недостатков — небольшое увеличение выхода остаточных углеводородов. Обычно такое бывает при добавлении октаноповышающих компонентов, тормозящих процесс сгорания.

ТОТЕК-УМТ.

Усилитель моторного топлива, Россия

Ориентировочная цена 200 руб.

Рекомендуемая дозировка 500 мл/100 л

Стоимость обработки

литра топлива 2 руб.

2

Обещано.

Увеличивает КПД, мощность, крутящий момент до 7%; дает снижение расхода топлива до 5%; защищает клапаны и форсунки от нагара; очищает свечи от отложений ферроцена; снижает вредные выбросы СО, СН, NOx; защищает двигатель от детонации, уменьшая чувствительность к ОЧ; удаляет влагу. Использованы нанотехнологии управления горением.

Получено.

Практически всё подтверждается: снижение расхода топлива даже чуть активнее обещанного (около 6%), рост мощности и КПД — на 4%, уменьшение токсичности. В этом тесте удаление ферроцена не проверяли, но раньше такое видели (ЗР, 2009, № 7). Правда, его нынче в топливе практически не бывает — запрещен! Про детонацию всё написано грамотно. При незначительном увеличении ОЧ скорость сгорания растет заметно, потому мотор «стучит пальцами» меньше. А вот эффект удаления влаги выражен слабо.

Общее впечатление.

Единственный российский комплексный корректор топлива выглядит достойно. Но что понимается под «нанотехнологиями управления горением»?

Wynn’s Supremium,

Бельгия

Ориентировочная цена 222 руб.

Рекомендуемая дозировка 250 мл/250 л

Стоимость обработки литра топлива 88 коп.

3

Обещано.

Улучшает качество бензина до уровня топлива высшего качества. Снижает: расход топлива, шум при работе двигателя, выброс вредных газов — до 30%. Увеличивает мощность двигателя.

Получено.

Высшего качества топлива мы не получили, да и с какой стати? 0,1% присадки вряд ли повлияет на состав топлива и его детонационную стойкость. Расход снизился на 2,5%, мощность увеличилась на те же 2,5%, токсичность немного упала — это подтверждается. Хорошо моет детали двигателя — отсюда и отмеченные эффекты.

Общее впечатление.

Неплохая моющая присадка, причем недорогая. А к рекламному тексту, как обычно, нужно относиться с юмором.

Xenum Complex Fuel Conditioner,

Бельгия

Ориентировочная цена 430 руб.

Рекомендуемая дозировка 300 мл/40–60 л

Стоимость обработки

литра топлива 8 руб. 60 коп.

4

Обещано.

Восстанавливает мощность, экономит топливо. Защищает от образования коррозии, очищает клапаны, инжектор. Нейтрализует воду. Сглаживает работу двигателя, снижает токсичность.

Получено.

Очень грамотно написано! Ни одной конкретной цифры — а по остальным позициям придраться не к чему. Действительно — «восстанавливает», «экономит», «защищает» и «сглаживает». Всё это видели на испытаниях. Однако эффективность не самая высокая: по сути, хорошая моющая присадка.

Общее впечатление.

Что было обещано, то и получили. Но за весьма нескромную цену!

ОКТАН-КОРРЕКТОРЫ

Супер Октан Корректор и очиститель Hi-Gear,

США

Ориентировочная цена 195 руб.

Рекомендуемая дозировка 325 мл/40–60 л

Стоимость обработки

литра топлива 3 руб. 90 коп.

5

Обещано.

Повышает ОЧ на 6 ед.; предотвращает последствия использования некачественного бензина; защищает от образования нагара; устраняет детонацию и калильное зажигание; восстанавливает мощность; снижает расход топлива на 5–7%; улучшает приемистость; уменьшает СО, СН, NOx; продлевает срок службы ЦПГ в 2–2,5 раза.

Получено.

ОЧ повышает, но на порядок слабее заявленных 6 ед. Эффекты восстановления мощности и снижения расхода получили куда меньше заявленных. Детонационная стойкость двигателя растет, но не сильно. Моющая способность средняя. Обещание повысить ресурс ЦПГ в 2–2,5 раза оставим на совести разработчиков препарата.

Читайте также:  Сделали свой выбор в пользу

Общее впечатление.

Как аварийный препарат — полезен. Но разные словечки типа «супер октан» не подтверждены реальными свойствами.

GUNK Lead Substitute (заменитель свинца),

США

Ориентировочная цена 175 руб.

Рекомендуемая дозировка 354 мл/80 л

Стоимость обработки литра топлива 2 руб. 19 коп.

6

Обещано.

Заменитель свинца. Защищает от появления нагара на цилиндрах и повреждения клапанов.

Получено.

Неужели в США до сих пор гонят этилированный бензин? У нас его давно нет! Работает как обычный антидетонатор, немного повышая ОЧ и сдвигая порог детонации. Но до эффективности свинца (точнее, тетраэтилсвинца) очень и очень далеко. Моющую способность и влагоудаление не проверяли, поскольку их и не сулят.

Общее впечатление.

Чисто аварийный препарат. Постоянно использовать смысла не видим, но если после заезда на «Пупкин-Ойл» мотор загремел, зелье отчасти может помочь.

ОЧИСТИТЕЛИ ИНЖЕКТОРОВ

BBF. Очиститель инжекторов, Россия

Ориентировочная цена 65 руб.

Рекомендуемая дозировка 500 мл/90 л

Стоимость обработки литра топлива 72 коп.

7

Обещано.

Восстанавливает работоспособность засоренных инжекторов. Предотвращает образование углеродистых отложений на впускных клапанах и нагара в камере сгорания. Снижает расход топлива на 5–7%. Предотвращает коррозию деталей топливной системы.

Получено.

Коррозию не проверяли, а все остальное подтверждается. Четко выраженная моющая способность, а отсюда и снижение расхода топлива. Восстановление мощности и небольшое снижение токсичности — в качестве дополнительного бонуса.

Общее впечатление.

Типичный препарат для регулярной гигиены мотора, причем один из наиболее дешевых. Но для сильно загрязненных двигателей применять надо с осторожностью, начиная с половинных дозировок.

STP Fuel Injector Cleaner,

США

Ориентировочная цена 105 руб.

Рекомендуемая дозировка 354 мл/21 галлон

Стоимость обработки литра топлива 1 руб. 31 коп.

8

Обещано.

Поддерживает чистоту в критических точках системы впрыска. Удаляет угольную пыль, смолы и смазку с инжекторов. Защищает от ржавчины и коррозии. Не вызывает образования отложений во впускных отверстиях и на клапанах.

Получено.

Для справки: 21 галлон — это около 80 литров. Из перевода непонятно, что такое «критические точки» и «угольная пыль», но моющими свойствами препарат обладает, хотя и на уровне универсальных корректоров. Потому и его влияние на мощность и расход топлива тоже скромное.

Общее впечатление.

Эффективность не самая высокая, однако работает. И недорогой. Моющая способность пониже, чем у конкурентов, но в этом свой плюс: можно применять в сильно загрязненных моторах с рекомендованной концентрацией и даже с передозировкой.

ВЛАГОПОГЛОТИТЕЛИ

Runway. Удалитель влаги из бензобака,

Россия

Ориентировочная цена 70 руб.

Рекомендуемая дозировка 300 мл/50–60 л

Стоимость обработки литра топлива 1 руб. 27 коп.

9

Обещано.

Устраняет влагу из бензобака и карбюратора. Снижает детонацию и улучшает приемистость.

Получено.

При рекомендованной концентрации воду поднимает и держит, по нашим оценкам, до 0,25–0,30% к объему топлива. По поводу детонации и приемистости — не очень поняли, поэтому проверили: результаты не вышли за пределы погрешности измерения.

Общее впечатление.

На удержание влаги работает, а вот все остальное… Впрочем, по названию он так и позиционируется. Цена тоже скромная.

Sintec Fuel Dryer. Удалитель влаги — топливная присадка,

Россия

Ориентировочная цена 60 руб.

Рекомендуемая дозировка 325 мл/40–60 л

Стоимость обработки литра топлива 1 руб. 20 коп.

10

Обещано.

Средство для нейтрализации воды в топливной системе. Адсорбирует воду, преобразуя ее в эмульсию, и выводит в камеру сгорания.

Получено.

Реально поднимает воду и держит в объеме бензина. Конечно, литрами воду откачивать не удастся, но с содержанием влаги 0,5% справляется уверенно. И других показателей явно не ухудшает.

Общее впечатление.

Честный специализированный препарат, недорогой и эффективный. Описание нашенское, без всяких «супер» и «нано»; обещано только то, чего реально достигаем. Достойно!

Источник

Экспертиза октан-бустеров и октан-корректоров. Октановые иллюзии

Конечно, можно сказать, что октан-бустер, октан-корректор или октан-плюс — это как вам будет угодно — штука очень полезная и иногда даже незаменимая!

Представился вам, например, случай уехать на машине куда-нибудь подальше от города, и вдруг бензин кончается… Надо заправиться, но ваше избалованное авто «кушает» исключительно «вкусный» высокооктановый бензин, а на провинциальных АЗС такую роскошь нечасто встретишь. И тут «на сцену» выходит наш герой — иллюзионист октан-бустер. Действуя строго по инструкции на баночке, выливаете в бензобак определенное количество этой жидкости, и у топлива, как по мановению волшебной палочки, повышается октановое число! Здорово — можно ехать дальше! Но это в идеале, а как оно на самом деле, мы решили проверить.

Читайте также:  Какая польза если пить сырые перепелиные

В крупных московских магазинах закупили октан-бустеры — те, что встречаются чаще всего — целых 12 наименований. Передали их во ВНИИНП для экспертизы. Исследовались состав препарата и его эффективность. Присадки проверяли в контрольном топливе с октановым числом 93,6 — по исследовательскому методу. В топливо добавляли рекомендуемые производителем максимальные концентрации октан-бустеров (так, как написано на упаковке), а затем определяли прирост октанового числа благодаря компонентам, входящим в их состав. Это могут быть присадки на основе: N-монометиланилина, свинца, железа, марганца, объемной доли МТБЭ, спиртов и простых эфиров.

Отметим, что некоторые присадки содержат не только добавки, увеличивающие октановое число, но и другие: очищающие, смазывающие и прочие. Но нас интересовал только прирост октанового числа.

Результат нашей экспертизы невеселый: шесть наименований присадок из всего списка (фото 1, 4, 6, 7, 9, 11) лишь с натягом можно назвать пригодными — «чемпион» в этой группе увеличил октановое число всего на семь десятых единицы, которые при всем желании не смогут превратить 92-й бензин в 95-й.

В следующей группе — два препарата (фото 3, 12) — назовем их «нейтральными», поскольку октановое число в их присутствии никак не меняется — эффекта ноль! Но это, оказывается, не самое страшное! Есть еще одна «команда» — оставшиеся четыре наименования (фото 2, 5, 8, 10), которые вообще показали отрицательный результат! Октановое число благодаря им не только не увеличилось, а, наоборот, стало ниже. Откровенно говоря, нас это особо не удивило — подобную экспертизу журнал уже проводил (ЗР, 1998, № 6). Не утешил и дорожный тест (ЗР, 2003, № 11). Выходит, покупая такую присадку, вы не только выбрасываете деньги на ветер, но и вредите своему автомобилю.

Но история на этом не закончилась… Сначала, конечно, была обида на буржуев, которые шлют нам из-за границы невесть что, а сами только деньги считают. Да посмеиваются — мол, русский Иван все съест, а потом еще спасибо скажет. Но тут в голову пришло: а вдруг «тамошние» препараты действительно умеют повышать октановое число? В Россию частенько завозят что-то непотребное — это не секрет, но «у них» такой номер точно не пройдет. Значит, нужно проверить!

Как раз в это время один из коллег собирался в командировку — его и озадачили приобретением заведомой «заграницы». На обратном пути он прикупил на бензоколонке где-то между Питером и Прагой за свободно конвертируемую валюту две «ненашенские» баночки с «виагрой» для октанового числа — Sonax и Wynn’s. По виду иностранные делегаты очень напоминали своих собратьев, обитающих в России, — те же формы и объемы. И даже не зная ни одного языка из финно-угорской группы, по броским анонсам на этикетках «OCTAN 10+» и «Octane Power» нетрудно было догадаться, что декларируются примерно те же показатели, что и у нас. Впрочем, когда с одной из баночек оторвали наклейку, под ней оголились другие — с русским переводом! Однако это уже не наше дело…

Посмотрели, покрутили и отдали баночки в ту же самую лабораторию ВНИИНП. А для самых-самых неверующих и въедливых читателей попросили провести внеплановую проверку двумя методами — как исследовательским, так и моторным. Для полноты ощущений испытаниям по моторному методу подвергли также два препарата из предыдущей, «нашенской» партии — бытует мнение, что при этом результат может кардинально измениться. Ну, если народ просит…

Пара дней на испытания, и диагноз установлен — те же данные, «только в профиль». Разница — в пределах точности измерений: ни метод испытаний, ни графа «гражданство» не смогли заставить октан-корректоры превращать низкооктановое топливо в высокооктановое. Самым способным оказался новоприобретенный «бельгиец» — полторы единицы прироста. Напомним, что лучший из купленных в России показал 0,7. Но в целом ясно, что не только нас дурят — и европейцам досталось.

Но им-то что! Ведь если бензин изначально хороший, то даже самая плохая присадка из проверенных не сильно его испортит… А в Европе топливо вполне нормальное.

Октан-бустеры расположены на фото в алфавитном порядке, а наши комментарии смотрите в подписях к ним.

И последнее — эдакий осиновый кол в могилу несбывшихся надежд. Если допустить, что удастся все-таки отыскать работающий препарат, то даже это не поможет сэкономить. К примеру, если 95-й бензин сегодня примерно на рубль дороже 92-го, то сколько можно выгадать при заправке полного бака? Рублей 40–50? А сколько стоит флакончик со снадобьем? То-то…

Источник